Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-2


Особенности полетов при высоких и низких температурах воздуха


Полеты при температурах воздуха +20°С и выше

Эксплуатация самолетов при высоких температурах воздуха требует от экипажа особого внимания в связи с возможным повышением температур головок цилиндров и входящего в двигатель масла выше допустимых пределов.

При полетах в условиях высоких температур воздуха руководствоваться следующим:

1. Требовать содержания в чистоте ребер цилиндров и трубок сот радиатора, так как отложения песка, пыли и т.д. ухудшают охлаждение цилиндров и масла.

2. При высоких температурах воздуха длина разбега увеличивается. Поэтому перед взлетом (особенно на площадках ограниченных размеров) заруливать на старт с расчетом использования наибольшей длины взлетной полосы. Взлет производить с использованием взлетного режима двигателя.

3. Перед взлетом охладить двигатель на частоте вращения 800-900 об/мин так, чтобы температура головок цилиндров не превышала +190°С, а температура входящего масла +60°С.

4. Если в режиме набора высоты температура головок цилиндров повышается до +245°С или температура масла до +85°С, перевести самолет в режим горизонтального полета и установить крейсерский режим работы двигателя для охлаждения цилиндров и масла. После охлаждения цилиндров и масла продолжать набор до заданной высоты полета.

5. В целях быстрого набора заданной высоты полета и пробивания теплого слоя воздуха набор высоты можно производить на номинальном режиме Рк = 900 мм рт. ст., n = 2 100 об/мин.


Полеты при температурах воздуха +5°С и ниже

Самолет допускается к эксплуатации при температурах воздуха до –50 °С. Для обеспечения эксплуатации двигателя при низкой температуре воздуха силовая установка самолета должна быть подготовлена к работе в зимних условиях. При низких температурах воздуха (–20°С и ниже) рекомендуется перед полетом подобрать и установить на маслорадиатор специальный затенитель для поддержания нормальной температуры масла при работе двигателя на земле и в полете.

Примечание. При установившемся снежном покрове разрешается снимать сетку (кассету) пылефильтра на зимний период.

Подготовка двигателя к запуску

1. Для облегчения запуска и улучшения работы двигателя при запуске и прогреве рекомендуется в зимних условиях разжижать масло бензином и подогревать двигатель перед запуском.

2. При температурах воздуха –5°С и ниже (минимальная температура в течение истекших суток) двигатель и маслорадиатор перед запуском подогревать от аэродромного подогревателя, подающего горячий воздух с температурой не выше +120°С.

3. Подогрев двигателя считать достаточным, когда термопара головок цилиндров покажет +30°С, термометр входящего масла +15°С и когда воздушный винт будет свободно провертываться от руки (усилием не более 2-5 кгс).

Предупреждение. Проворачивать винт холодного двигателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ во избежание поломки хвостовиков приводов агрегатов.

4. Окончив подогрев двигателя до температуры головок цилиндров не ниже +30°С и масла в баке (если оно не сливалось) до +15°С, перед запуском установить подушку в туннель маслорадиатора и закрыть створки.

Чехол с двигателя снимать только непосредственно перед запуском двигателя.

5. Слить отстой бензина из бензофильтра, после чего закрыть и законтрить сливной кран. Если на сетке фильтра будут обнаружены кристаллы льда, то удалить их с сетки и установить фильтр на место. При обнаружении кристаллов льда в отстое производить слив отстоя до полного удаления кристаллов льда.

6. Перед запуском двигателя провернуть воздушный винт на 5-6 оборотов, одновременно залить с помощью заливного шприца двигатель 7-8 подачами. Заливку начать после первых 2-3 оборотов винта.

Если для вращения винта требуются большие усилия, вывернуть свечи нижних цилиндров и проверить, не скопилось ли там масло или бензин.

При температуре головок цилиндров +80°С и выше проворачивать винт и производить заливку в цилиндры двигателя запрещается.

В случае непрерывной течи бензина из комбинированного клапана приостановить запуск двигателя и устранить неисправность (заедание иглы поплавкового механизма).

Запуск, прогрев и опробование двигателя

1. Запуск, прогрев и опробование двигателя производить в соответствии с рекомендациями, изложенными в главе «Подготовка к полету» и настоящем разделе.

Правильно подготовленный, подогретый и исправный двигатель должен запуститься после 1-2 оборотов винта.

2. Во избежание чрезмерного повышения давления масла перед маслорадиатором необходимо сразу же после запуска двигателя установить 700-800 об/мин и внимательно следить за показаниями масляного манометра, который не позднее чем через 10 с должен показать не менее 3 кгс/см2. Если в указанное время не установится требуемое давление масла, остановить двигатель, выяснить и устранить причину.

3. После запуска двигатель прогревать при 700-800 об/мин до тех пор, пока температура входящего масла не достигнет +20-25°С. Затем постепенно повысить режим до 1 400 об/мин и на этом режиме вести прогрев, пока температура входящего масла не достигнет +30-35°С, а температура головок цилиндров +100 °С, после чего увеличить частоту вращения вала двигателя до 1 600 об/мин, продолжая прогрев. Во время прогрева двигателя, когда температура головок цилиндров достигнет +120°С, во избежание перегрева проводников зажигания открыть створки капота (чтобы краска зонта капота не обгорала, створки капота можно немного приоткрыть при достижении температуры головок +100°С).

При прогреве необходимо избегать резкого увеличения частоты вращения вала двигателя, так как это может вызвать разрушение втулки главного шатуна, разрыв маслорадиатора, срыв дюритовых шлангов со штуцеров откачивающей масломагистрали.

4. Прогрев двигателя перед пробой считать достаточным, когда температура головок цилиндров повысится до +150°С, а температура масла до +60°С. Давление масла во время прогрева должно быть в пределах 4-5 кгс/см2.

5. Перед опробованием выключить двигатель и вынуть подушку из туннеля маслорадиатора. Затем убедиться, что радиатор теплый (проверить рукой), и вновь запустить двигатель.

6. Опробование двигателя зимой производить в таком же порядке, как и летом.

7. Пользоваться подогревом воздуха на входе в карбюратор при прогреве и опробовании двигателя так же, как указано в главе «Эксплуатация систем и оборудования».

Эксплуатация двигателя в полете

1. На исполнительном старте проверить работу двигателя, увеличив на 4-5 с частоту вращения вала двигателя до 2 000 в минуту. При этом убедиться, что приемистость двигателя, давление бензина и масла, температура масла и головок цилиндров соответствуют норме.

Показания приборов при опробовании двигателя должны быть следующие:

  • давление наддува 800-820 мм рт. ст.;
  • давление бензина 0,2-0,25 кгс/см2;
  • давление масла 4-5 кгс/см2;
  • температура головок цилиндров не ниже +150°С, не выше +215°С;
  • температура входящего масла не ниже +50°С, не выше +75°С.

Взлет самолета рекомендуется начинать при температуре головок цилиндров +170-180 °С и температуре масла +60°С.

2. Режимы работы двигателя при взлете, наборе высоты, горизонтальном полете и при снижении зимой аналогичны режимам при эксплуатации двигателя в летних условиях.

3. Пользоваться подогревом воздуха на входе в карбюратор при рулении, взлете и на всех этапах полета в соответствии с рекомендациями.

4. Во избежание переохлаждения двигателя следить за тем, чтобы температура головок цилиндров была не ниже +160°С, а температура масла на входе в двигатель не ниже +60°С. Рекомендуемая температура головок цилиндров +165-200°С, масла на входе +60-75°С.

5. При планировании с большой высоты, при снижении и заходе на посадку в условиях низких температур наружного воздуха следить за температурным режимом двигателя, не допуская падения температуры головок цилиндров ниже +160°С (регулировать ее прикрытием створок капота) и температуры входящего масла ниже +50°С (регулировать ее прикрытием створок маслорадиатора).

Если допущено переохлаждение двигателя на планировании (температура головок цилиндров ниже +160°С и температура масла на входе ниже +50°С), необходимо при переходе на режим горизонтального полета плавно передвигать рычаг газа (в течение 3-4 с) во избежание отказа двигателя при даче газа.

6. Если температура масла на входе в двигатель при открывании створок маслорадиатора непрерывно и медленно повышается, произвести прогрев маслорадиатора в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе «Маслосистема».

Особенности обслуживания двигателя после полета

При температуре воздуха до —10 °С и при продолжительности стоянки самолета менее 2 ч можно не сливать масло из системы самолета, но после заруливания самолета на стоянку и останова двигателя необходимо сразу же закрывать створки радиаторов и устанавливать подушку в туннель маслорадиатора.

Створки капота закрывать только после снижения температуры головок цилиндров до +80°С во избежание перегрева проводников зажигания.

Во избежание возникновения пожара не зачехлять двигатель до остывания выхлопной трубы.

Для того чтобы в течение длительного времени поддерживать двигатель в теплом состоянии на стоянке, следует закрыть двигатель теплым чехлом и периодически подогревать двигатель, маслобак и маслорадиатор теплым воздухом от подогревателя. Подогрев двигателя начинать тогда, когда температура головок цилиндров понизится до +10°С; подогрев прекращать, когда температура головок цилиндров повысится до +30°С, а температура входящего масла до +15°С.

Подогрев двигателя разрешается производить дважды, после чего необходимо запустить и прогреть двигатель.

Особенности эксплуатации двигателя на масле, разжиженном бензином

Существующая система разжижения масла бензином значительно облегчает эксплуатацию самолета Ан-2 при низких температурах воздуха. Использование системы разжижения дает следующие преимущества:

  1. Сокращается время подогрева двигателя перед запуском, так как усилие при провертывании вала за винт снижается в два раза быстрее, чем в случае применения неразжиженного масла.
  2. Сокращается время подогрева масла в баке, так как в случае разжижения масла нормальный запуск двигателя обеспечивается при температуре масла в баке –15°С.
  3. Улучшается смазка двигателя при запуске ввиду меньшей вязкости разжиженного масла по сравнению с неразжиженным.
  4. Устраняется необходимость слива разжиженного масла из масляного радиатора и уменьшается давление масла перед радиатором при запуске двигателя.

Масло (МС-20, МС-20С и МК-22) разжижается бензином при температуре воздуха ниже –5°С.

Для разжижения применяется тот бензин, на котором работает двигатель.

С помощью крана (электромагнитного клапана) ЭКР-3 бензин вводится в поток масла в откачивающем маслопроводе между радиатором и маслобаком.

При этом разжижается не все масло, находящееся в системе, а только та часть, которая находится в двигателе, масляном радиаторе, циркуляционном колодце маслобака и маслотрубопроводах.

Заливать бензин непосредственно в маслобак не разрешается.

Процентное содержание бензина в масле, полученное при разжижении, зависит только от объема масла в циркуляционном колодце, от пропускной способности крана разжижения и от времени его открытия.

Рекомендуемое содержание бензина в маслах МС-20, МС-20С и МК-22 для двигателя АШ-62ИР составляет 12,5 % по объему (при взятии пробы из маслоотстойника двигателя).

Разжижение масла бензином с помощью электромагнитного крана ЭКР-3

Для разжижения масла на самолетах устанавливается электромагнитный кран (клапан) ЭКР-3 со штуцером (жиклером), обеспечивающим постоянную производительность ЭКР-3. Рекомендуемое содержание бензина в масле 12,5 % обеспечивается, если держать кран разжижения ЭКР-3 открытым в течение 4 мин и если масло предварительно не разжижалось.

При работе двигателя на разжиженном масле (с содержанием бензина 12,5 %) на земле менее 30 мин или в воздухе менее 15 мин бензин из масла испаряется не полностью.

В табл. 11 указана продолжительность включения крана разжижения, необходимая для получения масла с содержанием 12,5% бензина, в зависимости от продолжительности предыдущей работы двигателя на разжиженном масле.

Таблица 11

Продолжительность предыдущей работы на разжиженном масле 15 мин работы на земле 5 мин полета 15 мин полета 30 мин полета (или масло не разжижалось)
Продолжительность включения крана ЭКР-3 3 мин 5 с 3 мин 35 с 3 мин 50 с 4 мин

Порядок разжижения.

1. Определить по табл. 11 или по графику (установленному на левом подлокотнике в кабине экипажа), на какое время необходимо

включить кран разжижения в зависимости от времени предыдущей работы двигателя на разжиженном масле.

2. Кран разжижения включить на режиме работы двигателя:

  • частота вращения вала двигателя (винт на малом шаге) 1 400 об/мин;
  • температура масла на входе +40-50°С;
  • температура головок цилиндров +150-160°С;
  • давление масла 4-5 кгс/см2;
  • давление бензина 0,2-0,25 кгс/см2.

3. Ведя разжижение, следить за давлением масла, которое не должно снижаться менее 3 кгс/см2. При достижении давления масла 3 кгс/см2 выключить кран ЭКР-3.

При включении крана разжижения давление бензина уменьшается на 0,01-0,03 кгс/см2. Если давление бензина не падает, то это свидетельствует о том, что бензин в масломагистраль не поступает. В этом случае необходимо выключить двигатель и устранить дефект.

Нормальное разжижение сопровождается плавным падением давления масла до 3-3,5 кгс/см2. Падение давления масла до 3 кгс/см2 при n = 1400 об/мин свидетельствует о том, что разжижение масла произведено полностью.

4. Разжижение прекратить (закрыть ЭКР-3) по истечении времени, определенного по графику, или ранее, если давление масла снизится до 3 кгс/см2.

5. Перевести 2-3 раза воздушный винт с режима малого на большой шаг и выключить двигатель.

6. В случае падения давления масла ниже 3 кгс/см2 кран разжижения также выключить ранее установленного времени при работающем двигателе. При этом давление масла начнет плавно повышаться вследствие перемешивания разжиженного масла, находящегося в циркуляционной системе (двигатель — маслорадиатор — циркуляционный колодец маслобака — трубопроводы), с неразжиженным, находящимся в маслобаке.

Через 4-5 мин работы двигателя на 1 400 об/мин после закрытия крана разжижения степень разжижения масла в циркуляционной системе снижается примерно на 1/3. Поэтому при случайном чрезмерном разжижении масла (характеризуется падением давления масла ниже 3 кгс при n = 1400 об/мин и температуре входящего масла +50 °С) необходимо закрыть кран разжижения, проработать на 1 400 об/мин 1-2 мин, перевести 2-3 раза воздушный винт с режима малого шага на большой и выключить двигатель.

Подготовка к запуску, запуск и эксплуатация двигателя на разжиженном масле

1. При температуре воздуха до —15°С перед запуском двигателя после разжижения, произведенного накануне, подогревать только двигатель до температуры головок цилиндров +20-30°С.

При более низких температурах необходимо, кроме подогрева двигателя, подогревать и маслорадиатор.

2. Запуск и прогрев двигателя на разжиженном масле не отличаются от запуска и прогрева на неразжиженном масле.

Опробование двигателя на разжиженном масле разрешается производить с температурой масла на входе +35°С, а головок цилиндров +150 °С; при этом наработать двигателю (с момента запуска) не менее 12 мин.

3. Если при работе двигателя на земле на режиме выше 1000 об/мин давление масла снизится до 3 кгс/см2 вследствие чрезмерного разжижения его бензином, необходимо слить масло из картера двигателя, радиатора и 15-20 л из колодца маслобака, затем дозаправить маслосистему нагретым до +75-85 °С свежим неразжиженным маслом в количестве 27-32 л, запустить двигатель и проверить, нормально ли давление на всех режимах.

4. В случае необходимости дополнительную заправку масла до требуемого уровня производить после запуска, прогрева и опробования двигателя — перед вылетом. Дозаправить маслом, также нагретым до +75-85 °С.

5. В начале полета при работе двигателя на разжиженном масле давление масла может быть ниже нормального на 0,5-1 кгс/см2, но через 30-40 мин полета оно должно восстановиться, так как в течение этого времени большая часть бензина должна испариться.

6. Если масло не разжижалось бензином в течение 100 и более часов работы двигателя, то после первого полета с разжиженным маслом, при первой же посадке, обязательно снять и очистить фильтры (МФМ-25, регулятора оборотов и отстойника двигателя).


Самолет многоцелевого назначения Ан-2