Определение длины разбега самолета Ан-2

Перед полетом командиру самолета или второму пилоту необходимо определить по номограмме (рис. 8) длину разбега самолета и оценить препятствия на полосе подходов.


Номограмма для определения длины, разбега

По номограмме могут быть получены длины разбега для различных условий: температур воздуха, атмосферного давления, скорости ветра, различных состояний поверхности и покрытий аэродрома (грунтовая поверхность — твердая, мягкая, песчаная, снежная — укатанная и неукатанная — для самолетов с лыжным шасси; бетонное покрытие), встречного и попутного уклонов, различных способов взлета (взлет на номинальном режиме без применения закрылков и с закрылками, отклоненными на 20°; взлет на взлетном режиме без применения закрылков и с закрылками, отклоненными на 30°), различных взлетных масс самолета (от 4500 до 5 500 кг).

Номограмма для определения длины разбега самолета

Рис. 8. Номограмма № 1 для определения длины разбега самолета

Правила пользования номограммой для определения длины разбега самолета (см. рис. 8) сводятся к следующему:

  1. на графике А находится точка пересечения линии, проведенной по вертикали вверх с нижней шкалы (фактическая температуpa), с одной из кривых, характеризующей фактическое атмосферное давление;
  2. найденная точка пересечения переносится (по горизонтали вправо) на график Б до пересечения с линией, указывающей фактическую скорость ветра;
  3. с графика Б найденная точка переносится (по вертикали вниз) на график В до пересечения с линией, характеризующей состояние или вид покрытия;
  4. с графика В точка пересечения переносится (по горизонтали влево) на график Г до пересечения с линией уклона встречного (на уклон) или попутного (под уклон);
  5. с графика Г точка пересечения переносится (по вертикали вниз) на график Д до пересечения с линией взлетной массы;
  6. с графика Д точка пересечения переносится (по горизонтали вправо) на график Е до пересечения с прямой, указывающей режим и угол отклонения закрылков.

После перенесения полученной точки (по вертикали вниз) на нижнюю шкалу (1разб) читается полученная длина разбега, соответствующая фактическим условиям взлета.

Пример.

Определить длину разбега самолета при следующих фактических условиях:

Температура воздуха 4-10°С
Атмосферное давление 680 мм рт. ст.
Ветер встречный 2м/с
Состояние ВПП Мягкий грунт
Встречный уклон 0,02
Взлетная масса 5 500 кг
Режим взлета Номинальный
Угол отклонения закрылков 20°

Выполняя указанные выше правила пользования номограммой, определяем, что при заданных условиях длина разбега самолета равна 340 м.

Решение примера показано пунктирной линией и стрелками на графике.


Руководство по летной эксплуатации Ан-2