Руление самолетом Ан-2

1. Страгивание самолета с места осуществляется путем плавного увеличения частоты вращения вала двигателя. В начале руления проверить работу тормозной системы по давлению и действию тормозов, для чего педали установить в нейтральное положение, плавно нажать до отказа на гашетку управления тормозами и проверить по манометру давление воздуха.

Отклоняя поочередно педали, при полностью нажатой гашетке, убедиться по двухстрелочному манометру в нормальном срабатывании левого и правого тормозов.

В случае неисправности тормозов выключить двигатель.

Во время движения самолета торможением соответствующего колеса парировать возможную тенденцию самолета к развороту.

2. Для выполнения разворота самолета в нужном направлении отклонить соответствующую педаль, плавно нажать на тормозной рычаг и одновременно увеличить частоту вращения вала двигателя.

Выводить самолет из разворота в нужном направлении следует установкой педалей в нейтральное положение либо отклонением педали, противоположной стороне разворота, и плавным нажатием на тормозной рычаг.

3. Для торможения самолета по прямой и при попутном ветре необходимо уменьшить частоту вращения вала двигателя, установить педали в нейтральное положение и плавно нажать на тормозной рычаг.

Не допускать резкого торможения при рулении во избежание капотирования самолета, особенно при передней центровке.

Примечание. При появлении признаков снижения эффективности торможения руление прекратить и охладить колеса.

4. Развороты и довороты производить на уменьшенной скорости. Резкие развороты при одном полностью заторможенном колесе недопустимы.

5. Если самолет с трудом выводится из прямолинейного направления в разворот, необходимо отклонением штурвала от себя уменьшить нагрузку на хвостовое колесо, особенно при задних центровках.

6. Вблизи препятствий, по размокшему или по неровному грунту рулить с пониженной скоростью (со скоростью медленно идущего человека), обеспечивающей немедленную остановку самолета при торможении, соблюдая при этом максимальную осторожность.

7. При рулении мимо препятствий, расположенных с обеих сторон от самолета, следует выдерживать расстояние между самолетом и препятствиями по законцовкам верхнего крыла. Это расстояние должно быть не менее 4 м.

8. Руление при боковом ветре требует повышенного внимания от пилота. Отклонение элеронов поворотом штурвала в сторону, откуда дует ветер, помогает сохранять прямолинейность руления.

9. Развороты при боковом ветре выполнять плавно, минимальный радиус разворота должен быть не менее полуразмаха крыла (9 м). Для прекращения разворота за 30-40° до намеченного направления руления отклонить руль направления на вывод и пульсирующим движением гашетки притормозить внешнее колесо.

10. Руление по прямой с попутным ветром при скорости ветра до 8 м/с производить при нейтральном положении штурвала.

При скорости ветра более 8 м/с штурвал отклонить от себя за нейтральное положение.

11. Руление по неукатанному снежному покрову (целине) глубиной до 35 см требует повышенных режимов работы двигателя (Рк = 650-700 мм рт. ст.).

12. Наиболее тяжелые условия для руления создает слабоукатанный снег, так как в процессе руления он поднимается колесами, и это затрудняет движение самолета.

По слабоукатанному снежному покрову рулить без остановок, в ином случае может возникнуть необходимость окапывать снег перед колесами, чтобы облегчить страгивание самолета с места.

13. При рулении по укатанному снежному покрову с ледяной коркой маневренность самолета ухудшается из-за недостаточности трения заторможенного колеса. В этих условиях руление вблизи препятствий следует производить с максимальной осторожностью, особенно при сильном ветре, так как самолет может продолжать движение даже с полностью заторможенными колесами.

14. Если самолет установлен на лыжи, то страгивание его с места происходит на режиме работы двигателя:

  • на укатанных ВПП — при 1400-1500 об/мин;
  • на неукатанном снежном покрове — при 1500-1600 об/мин;
  • на мокром снегу — при 1600-1700 об/мин.

15. При рулении на лыжном шасси необходимо помнить, что резкие развороты при одной заторможенной лыже недопустимы, так как это создает большие нагрузки на шасси.

16. При рулении по неукатанному снежному покрову для облегчения разворота самолета необходимо отклонением штурвала от себя уменьшить нагрузку на хвостовую лыжу.

17. При рулении по неукатанному снежному покрову маневренность самолета ухудшается вследствие снижения эффективности тормозов лыж. Поэтому вблизи препятствий необходимо рулить осторожно, так как самолет может продолжать двигаться даже с полностью заторможенными лыжами.

18. Руление при боковом ветре (на колесном и лыжном шасси) более 12 м/с, а на неукатанном снежном покрове — более 8 м/с следует выполнять на пониженной скорости (со скоростью медленно идущего человека). Во избежание капотирования торможение производить короткими импульсами, не допуская движения самолета юзом с полностью заторможенными колесами (лыжами).

Для сохранения прямолинейности руления использовать стопорение хвостового колеса (лыжи) на самолетах, имеющих стопорение.

19. При температурах наружного воздуха выше −5 °С рулить на пониженной скорости, но без остановок, во избежание примерзания лыж.

20. По неровностям, передувам и сугробам высотой до 60 см рулить на повышенных режимах работы двигателя (1600-1 650 об/мин), соблюдая осторожность, чтобы не допустить касания снега крылом самолета. В этих условиях рулить с выпущенными закрылками запрещается.

21. При рулении пользоваться подогревом воздуха на входе в карбюратор.

Руление производить с включенным пылефильтром и не допускать нахождения самолета в облаке пыли. Пылефильтр не включать на аэродроме со снежным покровом или при осадках (снегопад, гололед).

22. В процессе руления обязанности между пилотами распределяются следующим образом:

  • командир самолета держит командную радиосвязь с диспетчером (или по команде командира самолета — второй пилот), осматривает воздушное пространство над аэродромом и летное поле в направлении руления, левую полусферу; лично рулит на старт;
  • второй пилот осматривает воздушное пространство над аэродромом и летное поле в направлении руления, правую полусферу; контролирует показания приборов, следит за температурой головок цилиндров и температурой масла, не допуская перегрева или переохлаждения двигателя.

Предупреждение. Запрещается эксплуатация самолета на размокших грунтовых аэродромах, если для руления требуется частота вращения вала двигателя более 1 650 об/мин.


Руководство по летной эксплуатации Ан-2