Выпуск #1

о полярных летчиках, юбилее АН-2, авиационной терминологии в картинках и FF-рекорде

Самолет АН-2

Привет!

Начался новый учебный год и я решил запустить еженедельный дайджест интересных материалов, связанных с парашютным спортом и малой авиацией. Выпуски будут выходить по пятницам и согревать сердца авиаторов в приближающемся межсезонье.


* * *

Заглавная фотография выбрана не случайно. Вчера исполнилось 70 лет самолету АН-2.

31 августа 1947 года лётчик-испытатель Павел Никитович Володин впервые поднял в небо первый прототип АН-2. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку.

Несмотря на почтенный возраст, АН-2 до сих пор активно эксплуатируется: для совершения десантных прыжков, тушения лесных пожаров, как пассажирский самолет.

Летчики, имеющие опыт пилотирования этого биплана, отмечают его уникальную «летучесть». Большая относительная площадь несущих поверхностей почти исключает такое неприятное явление, как «сваливаемость». При встречном ветре в 50 км/ч самолет АН-2 может практически «зависать на месте», паря над фиксированной точкой земли. Это обуславливает способность к планированию в режиме с выключенным или неисправным двигателем. Простые продуманные тормоза, аналогичные тем, что используются в грузовых автомобилях, уменьшают выбег после посадки, а требования к взлетной полосе крайне условны.

Прозвище «Кукурзник» самолёт получил на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой.

Еще АН-2 занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет.

Многие парашютисты, в том числе и я, начинали свой путь в небо с АН-2.


* * *

Смотрю классный фильм о полярных летчиках «Люди, сделавшие Землю круглой». Фильм состоит из четырех серий и доступен на канале Валдиса Пельша на YouTube. Буду в выпусках выкладывать небольшие конспекты (но лучше посмотрите фильм).

Первая серия:

«Некрасивые самолеты летать не могут»
А.Н.Туполев

  • В 20-е годы XX века большинство самолетов в СССР еще были деревянными. АНТ-2 — первый цельнометаллический самолет, — был построен в 1924 году.
  • В 1925 году Михаил Громов совершил первый дальний перелет Москва-Пекин в составе экспедиции из 6 самолетов. Перелет длился 33 дня. Но уже через 3 месяца французские летчики преодолели то же расстояние всего за 3 дня. Сталин в 31 году говорит: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Либо мы пробежим это расстояние в 10 лет, либо нас сомнут».
  • 7 декабря 1931 года было принято решение о строительстве самолета по проекту Андрея Николаевича Туполева АНТ-25 (первое название РД — «рекорд дальности»). Гарантированная дальность — 9 000 км, а проектная — 13 000 км. Самолет был построен конструкторской бригадой Павла Сухого под руководством Туполева. Он обладал исключительной летучестью благодаря огромному размаху крыльев, был практически планером.
  • Для АНТ-25 на аэродроме Щелковский (сейчас — Чкаловский) была построена первая в Советском Союзе бетонная взлетно-посадочная полоса. Но этого оказалось мало: чтобы самолет смог оторваться от земли 2000 красноармейцев за неделю до основания скопали холм в конце взлетки.
  • Первая попытка установить рекорд дальности по маршруту Москва-Рязань-Тула-Москва прошла неудачно. Отказал карбюратор на высоте 300 метров. Михаил Громов, капитан экипажа, с огромным трудом посадил машину, спасая бесценный самолет и людей.
  • Вторая попытка установить рекорд также не удалась: на 34-м часу полета вновь отказывает карбюратор — и Громов вновь спасает самолет, несмотря на желание остального экипажа прыгать с парашютами.
  • Третья попытка увенчалась успехом. 19 сентября 1934 года был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту — 12 411 км. Полет длился 75 часов и 2 минуты. За время полета экипаж полностью изорвал свои летные куртки и штаны об острые элементы конструкции самолета. Капитан экипажа Михаил Громов получил звание Героя Советского Союза, второй пилот Филин и штурман Спирин — ордена Ленина.
  • Этот рекорд продержался бы долгие годы, но не был зафиксирован, т.к. в 34 году СССР еще не был членом Международной авиационной федерации.

* * *

На просторах живого журнала нашел занятный архив конспекта по авиационному английскому. Летчик, полковник П.В.Искратов, военный штурман 1-го класса, учил язык и для удобства зарисовывал все термины.

Подумываю сделать себе такой же по безопасным приземлениям ;)


* * *

В инстаграме Скайцентра вышел интересный пост о фрифлай рекорде России 2017:

Первые попытки сразу показали, что необходимо производить много замен. После каждого прыжка капитаны секторов: Боровик Евгений, Рагулин Александр, Чечеткин Алексей, Кузнецов Сергей, Остатнийгрош Евгений, Плавуцкий Дмитрий, Субботин Александр уединялись в инструкторскую комнату и досконально разбирали видео выявляя сильные и слабые стороны участников. После чего меняя участников местами словно играя в шахматы, пытались найти самую лучшую комбинацию для достижения нужного результата. В первый день из-за плохой погоды удалось сделать 3 прыжка из 5 запланированных.

На второй день, погода была не благосклонна, пошел дождь, который продлился до обеда. Только ближе к вечеру удалось сделать 4-ю попытку. Было видно, что с каждой следующей попыткой получается все лучше и лучше. Это давало надежду на хороший результат, стали закрываться «поды» и вырисовываться фигура. Во второй день удалось сделать еще три попытки.

Крайний третий день, когда все уже были одеты и готовы к седьмой попытке пришла новость об ограничении высоты полетов над аэродромом до 1500 метров. По громкой связи прозвучала команда: «Фрифлай Рекорд стендбай». Для парашютистов нет ничего хуже ждать разрешения на взлет, длительное ожидание отнимает много сил, поскольку отлучиться или заняться другими делами нет возможности, в любой момент могут объявить 15-минутную готовность.

Ура, долгожданная команда: «Фрифлай рекорд на старт!» Напряжение нарастало, все понимали, что сегодня крайний день и все должны выложиться по максимуму. На седьмой попытке закрылись все «поды» и не хватало только 5 «вакеров». Время поджимало и для того, чтобы успеть сделать еще две попытки организаторы приняли решение снизить высоту выброски до 5000 метров.

На восьмой попытке вновь закрылись все «поды», но три «вакера» не успели сделать захваты.

Крайняя 9-я попытка, нервы накалены до предела. Сейчас или никогда.

База была железобетонная, ровная и стабильная. В какой-то момент инструктора в базе начали кивать головой, обозначая что есть рекорд!


* * *

Новое на aviatus.ru за прошедшую неделю:

Выложил программу курса парашютной подготовки государственной авиации (КПП-2003).

В эти выходные на подмосковном аэродроме Ватулино будут проходить соревнования по точности для начинающих парашютистов как раз по условиям упражнений из этого курса:


* * *

На этом все. До встречи в следующую пятницу. Летайте безопасно!


1 сентября 2017 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.