Выпуск #15

о новых правилах, китайской драме, полетах на Цессне, норвежском спидфлае и книге Валерия Розова

Аэротруба

Привет!

На этой неделе, 5 декабря, были утверждены новые правила парашютного спорта: Министерство спорта Российской Федерации наконец-то официально признало аэротрубные дисциплины. Обрадованные спортсмены времени даром не теряли — уже на следующий день, 6 декабря, стартовал первый Чемпионат России в аэротрубе Freezone.

Соревнования начнутся сегодня и пройдут в трех дисциплинах: групповая акробатика, динамика и фристайл. Для зрителей, кстати, вход свободный. По итогам соревнований будет сформирована спортивная сборная команда Российской Федерации для выступления на Чемпионате Европы в апреле 2018 года в Норвегии.


* * *

Все в тот же вторник, 5 декабря 2017, как сообщила Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова в Жуковском состоялся первый полет новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50 с двигателем второго этапа.

Полет выполнил Герой российской Федерации шеф-пилот ПАО «Компания «Сухой» (в составе ОАК) Сергей Богдан. Продолжительность полета составила 17 минут. Полет прошел штатно в соответствии с условиями полетного задания.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров подчеркнул: «Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя 5-го поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы — уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели».

Истребители пятого поколения приняты на вооружение в США еще в 2005 году, а в России находятся на этапе испытаний. Эти самолеты, по сравнению с предшественниками, менее заметны, сверхманёвренны, летают на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, прощают погрешности пилотирования и оснащены автоматизированной системой управления «в помощь летчику».

Т-50 (он же Су-57) предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем противовоздушной обороны, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших расстояниях от места базирования, а также разрушения системы управления действиями авиации противника.


* * *

В продолжение темы военной авиации: статья о забытом подвиге экипажа «Жюля Верна» и его командира.

Жюль Верн — межконтинентальный почтовый лайнер Фарман NC.223.4

7 июня 1940 года морской офицер — корвет-капитан Анри Дэйлери готовит свой четырехмоторный самолет к самому главному вылету своей жизни. За плечами его опытного экипажа не одно задание, выполненное с блеском, но это — совершенно особое!

На самом деле вот этот могучий самолет-красавец вовсе не бомбардировщик, а межконтинентальный почтовый лайнер Фарман NC.223.4, специально построенный для трансатлантических рейсов между Францией и Южной Америкой.

Как у всех лайнеров у нашего тоже есть собственное имя — «Жюль Верн».

Уже три недели с середины мая капитан раз за разом пытался выбить разрешение на этот вылет, и все это время ему отвечали отказом. Что за самоубийственная идея бомбить Берлин, это невозможно и, наконец, просто глупо!

Но в начале июня 1940 года, когда началась бомбардировка нацистами Парижа, оказалось, что у Франции нет средств для нанесения ответного удара по Берлину. Вот тут и вспомнили о «невозможном» плане капитана Дэйлери...

Бомбить на переоборудованном почтовом самолете Берлин? Почему нет, считает 40-летний капитан. Весь его немалый опыт говорит, что это возможно. «Жюль Верн» имеет фантастическую дальность полета — до 8000 км, а значит даже загруженный бомбами он сможет совершить 12-часовый полет — до Берлина и обратно. Заковыка одна — у лайнера нет отсеков для бомб и люков для их сброса, а значит 250-килограммовые фугасные бомбы необходимо закрепить на внешней подвеске, зажигательные же бомбы придется просто сложить в почтовом отделении и выбрасывать оттуда прямо руками. Внешняя подвеска и загруженность самолета превратит его, и так не блистающего скоростью, в небесного тихохода — легкую добычу для зениток и истребителей противника. В отсутствие штатного вооружения справа на фюзеляже у входной двери на турели установлен пулемет винтовочного калибра , скорее для поднятия духа экипажа, чем для защиты от истребителей (для этой цели практически непригоден). Баки в крыльях до отказа заполнены авиационным бензином. Любая атака истребителей на медленный беззащитный «Жюль Верн» окажется фатальной. Если над Берлином будет пробит хотя бы один из баков с горючим — самолет обречен, топлива на возвращенье точно не хватит. А ведь сразу после сброса бомб, наш лайнер станет целью номер один для всей противоздушной обороны третьего рейха.

Дэйлери тщательно продумал план полета. Облет севера Франции, Бельгии, Голландии и Германии морем (изрядный крюк, обеспечивающий относительную безопасность первой половины полета ), потом поворот на юг и рывок по кратчайшему пути на юг к Берлину, бомбардировка и возвращение во Францию уже напрямую — набрав скорость облегченный «Жюль Верн» должен оторваться от погони и уйти на высоту недоступную для зениток .


* * *

Наверное, уже все видели это клевое видео, но я оставлю его здесь для истории. В китайском театре разыграли парашютную драму — и правдоподобности в этом «прыжке» получилось больше, чем в большинстве художественных фильмов. Наслаждайтесь.


* * *

Часто ли вам приходится летать на пассажирских лайнерах? А приземляться страшно? Мне, признаться, каждый раз хочется услышать знакомые гудки, выйти в родное небо и встретиться с землей самостоятельно под куполом парашюта. Ну или хотя бы пробраться в кабину пилотов и все проконтролировать.

Денис Окань, командир Боинг-737, видимо, знает о тайных желаниях пассажиров и снимает небольшие ролики во время работы. Вот, например, недавняя посадка в Пулково:


* * *

Тем временем Ярно Кордиа (Jarno Cordia), знаменитый вингсьют-пилот, не скучает и летает со своей командой Need4Speed в ночном небе над Флоридой. Команда, между прочим, состоит не из профессиональных спортсменов, а парашютистов «выходного дня».


* * *

Спидфлай набирает все большую популярность среди парашютистов. Завораживающее видео полетов в Норвегии:


Вот насмотришься таких видео и поневоле начинаешь задумываться о переходе на темную сторону — даже печеньки не нужны.


* * *

Василий Зубарев, больше известный как Вастрик, полетал с инструктором на Цессне и описывает свои впечатления:

За штурвалом Цессна

Приезжаем с утра на аэродром. С виду это зеленая полянка с травкой, только присмотревшись можно заметить некоторые особенности типа флажочков и дырок в траве для отвода воды.

Инструктор тащит из ангара за веревочку наш самолет, который больше его раз в десять. Эта штука реально легкая — чуть больше 500 кг, хотя по виду и не скажешь. Даже автомобиль толкать тяжелее. Средний мужчина сможет спокойно утолкать Цессну себе домой, так что привязывайте их к дереву на ночь.

<...>

После заправки пилот сливает немного бензина в баночку через дырочки на крыльях, чтобы убедиться в отсутствии осадка и других проблем, которые могут нас убить. Садимся, заводимся и двигаем к полосе.

Эээ, а как же откройте жилет, наденьте шторки иллюминатора, маски выпадают отсюда и потом все умирают? Пфф, нет. Малая авиация живет хардкором — садись, погнали, наваляем вон тому облаку.

Когда эта гремящая бочка с маленькими крылышками бежит по полосе, кажется, что она вообще не может летать. Но если Cessna 172 — самый массовый самолет в истории, он же должен уметь? Да? Ой, уже летим? Бля-бля-бля.

<...>

Рулить в первый раз оказалось реально стрёмно. Не только потому что у штурвала больше степеней свободы, чем у руля, из-за чего я постоянно наклонял его немного от себя и снижался. Основная проблема пришла с осознанием того, что самолет, сволочь, летит не по прямой! В зависимости от ветра он летит вообще куда хочет. В направлении, которое является суммой вектора его скорости и скорости ветра. Именно там, он считает, для него «вперёд».

Второй момент — это осознание того, насколько легко устроить «УУИИИИ» всем сидящим в салоне. Если в машине на большой скорости руль становится тяжелым, то в самолете он одинаковый, только порывы ветра чувствуешь. Легкого движения штурвалом достаточно, чтобы ощутить полную невесомость или перегрузку раза в три больше обычной.

Инструктор для фана устроил нам парочку таких «горок». Внутри это не так легко, как кажется на видео в интернетах.

В остальном управление самолётом в воздухе даже проще автомобиля. Не нужно думать о встречном движении, скакать по колее на неровной дороге, держаться в полосе и вообще всё это чем-то напоминает лодку. Свободное движение в 3D-пространстве. Ладошки, конечно, вспотели от первого раза, но на маневрирование на машине по московскому ТТК я обычно трачу заметно больше нервов.


* * *

И в завершение выпуска небольшое объявление:

Последние полгода Валерий Розов писал книгу о своей жизни, о самых важных и интересных для себя проектах и путешествиях. К сожалению, она не успела быть опубликованной при жизни Валеры...

Книга Валерия Розова

Эта очень красивая и интересная книга. Все истории и экспедиции проиллюстрированы уникальными и красочными фотографиями.

Уже есть фактически готовый макет для типографии и предварительные договоренности с издательством. Издание книги высокого качества — дорогостоящий проект. Семья Валерия ищет финансирование для ее выпуска и будет рада любой помощи и поддержке.

Все подробности на сайте книги: ValeryRozov.com

А вот фрагмент фильма «Эволюция спорта», посвященный Валерию Розову:


* * *

До встречи через неделю. Летайте безопасно!


8 декабря 2017 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.