Выпуск #2

о планере-рекордсмене, самолете-разведчике, мировом рекорде и спасении челюскинцев

Нелетная погода

Привет!

Парашютный сезон заканчивается, так что не упускайте возможность съездить в выходные на дропзону. Чтобы не скучать в дороге, посмотрите материалы, которые я собрал.


* * *

На этой неделе, 6 сентября, планер с герметичной кабиной Airbus Perlan II поставил мировой рекорд высоты полета планера, поднявшись на 15,9 км.

Главный пилот Джим Пэйн (Jim Payne) и второй пилот Морган Сандеркок (Morgan Sandercock) выполнили исторический полет из международного аэропорта в Эль Калафате, Аргентина. Они подняли планер на рекордную для него высоту и побили предыдущий мировой рекорд в 15 461 метр, установленный в 2006 на планере с негерметичной кабиной Perlan I.

Perlan II предназначен для полетов к границе с космосом с использованием восходящих потоков, известных как «подветренные волны». Это крайне редкое явление наблюдается всего несколько недель в году и только в нескольких точках на Земле в зависимости от полярного циклона. Область вокруг Эль Калафате, расположенная в аргентинской части Анд, — одно из немногих мест, где восходящие воздушные потоки достигают стратосферы.

После завершения серии испытаний в Аргентине Airbus Perlan II будет отправлен в Минден, штат Невада. Там команда волонтеров будет работать над усовершенствованием планера, основываясь на информации, полученной в ходе летных испытаний в этом году. В дальнейшем Airbus Perlan II сделает попытку подняться на высоту в 27 432 метра и достичь, таким образом, нового мирового рекорда высоты ( горизонтального полета), на которую когда-либо поднимались летательные аппараты с реактивными двигателями или без.

Посмотрите небольшое видео полета на высоте выше 52 000 футов (15,8 км).


* * *

Еще одно интересное видео посадки самолёта-разведчика У2.

У2 — это самый сложный в посадке самолёт за всю историю. Его посадка похожа на бег по канату с завязанными глазами, ведь на длинных крыльях нет шасси, а пилот, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, не может видеть взлетно-посадочную полосу. Поэтому самолет при посадке сопровождают специальные автомобили аэродромной службы — в них сидят опытные летчики и дают указания пилоту.


* * *

Наконец-то появились официальные видеоролики с рекорда мира по групповой акробатике.

19 августа в Коломне 114 человек собрали 3 фигуры в свободном падении. Российские парашютисты смогли побить предыдущие достижения американцев и немцев, установив рекорд России, Европы и мира.

Видео Ивана Казанцева и Дениса Мяченкова.


* * *

Продолжаю конспектировать фильм «Люди, сделавшие Землю круглой».

Вторая часть первой серии:

«Если нет малого, то не будет и великого»
С.Леваневский

  • В сентябре 1933 года в ледяной плен в Чукотском море попал пароход «Челюскин». Через 5 месяцев 13 февраля 1934 года его окончательно раздавило льдами, и пароход ушел на дно в 150 км от берега. На льду оказались 104 человека, в том числе 10 женщин и 2 детей. В жутком холоде, во тьме полярной ночи.
  • Челюскинцам удалось выгрузить необходимые вещи с тонущего парохода, они обосновали лагерь и каждый день очищали лед от снега для посадки самолета. Они понимали: спасение может прийти только с воздуха.
  • Полярная авиация в то время была еще очень малочисленна: всего несколько больших самолетов и все они на базах в центре страны. Спешно созданная спасательная экспедиция очень медленно продвигается на северо-восток. Порой, самолеты неделями ждут летной погоды.
  • В правительстве понимают, что своих сил недостаточно и 16 февраля в США отправляется делегация для закупки новых самолетов. Возглавляет делегацию Сигизмунд Леваневский — один из лучших полярных летчиков Советского Союза и, как ни странно, герой Америки. Он спас американского летчика Джеймса Маттерна, когда тот совершил вынужденную посадку на Чукотке.
  • 5 марта, в то время, как делегация закупает самолеты, летчик Анатолий Ляпидевский совершает 29 вылетов в поисках челюскинцев — находит лагерь и вывозит женщин и детей. Но уже во время следующего вылета разбивает свой самолет. Его найдут чукчи и доставят в спасательный лагерь в Ванкарем.
  • Вся надежда на двух летчиков: Маврикия Слепнева и Сигизмунда Леваневского. Они в Штатах забирают два моноплана Флитстер, и вместе с опытным полярником Ушаковым должны вылететь в Ванкарем и продолжить спасательную операцию.
  • 29 марта Слепнев отказывается лететь с Аляски из-за плохих метеоусловий. Леваневский же взлетает, несмотря на снегопад. Он был ближе всех к лагерю челюскинцев и на его месте мечтал бы оказаться любой пилот. Но Леваневскому фатально не везет: по пути самолет попадает в облачность и снижается до бреющего полета. Дважды флитстер уворачивается от скал, но все же цепляет ледяной торос и разбивается. Спасатель превращается в спасаемого.
  • Воздушный мост наладили уже через неделю. В начале апреля летчики: Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк всех челюскницев.
  • За спасательной операцией следил весь мир. СССР доказал, что способен справиться с любыми трудностями. Летчики становятся первыми в истории Героями Советского Союза.
  • Первоначально в списках на награждение было 6 человек: под номером один Ляпидевский, а далее все те летчики, что вывозили на своих самолетах людей из лагеря. Леваневского в списках не было. Сталин лично внес его фамилию, причем под номером два.
  • Леваневского очень угнетало, что он не был в лагере Шмидта. Ему было важно доказать, что свое звание он получил не даром. В 35 году на правительственном обеде в Кремле он предлагает неслыханный по дерзости проект «Беспосадочный перелет из Москвы в Америку через Северный полюс».
  • Эта идея настолько понравилась Сталину, что план утвердили уже через неделю. Леваневскому отдают самолет Михаила Громова — АНТ-25-дублер — наиболее подготовленный и доведенный их двух построенных. Вылет назначают на август 35 года.
  • У Леваневского не было опыта слепых полетов, а значит, ему нужен второй пилот, который был бы опытнее первого.
  • В 30-х годах самолеты редко летали ночью и в облаках и мастера слепого полета были наперечет. Самым подходящим кандидатом показался Андрей Юмашев — летчик-испытатель второго экземпляра АНТ-25. Интересный факт: Юмашев побывал в расстрельных списках, но Сталин вычеркнул его имя со словами: «Я не против, но летать кто будет?»
  • Юмашев решительно отказывается лететь — он слишком хорошо знал тяжелый железный характер Леваневского.
  • Леваневский отправляется в академию имени Жуковского. Там он находит летную книжку Георгия Байдукова — мастера слепого полета.
  • В марте 1935 года Георгий Байдуков становится вторым пилотом АНТ-25. Начинается подготовка к первому в мире трансполярному перелету по маршруту «Москва — Северный полюс — Сан-Франциско».

* * *

На этом все. Хороших выходных, летайте безопасно!


8 сентября 2017 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.