Выпуск #22

об олимпиаде, бюрократии, летчиках-испытателях, вторых пилотах, а еще о слабоумии и отваге

Зимние забавы

Привет!

Как вы переживаете холода? Мы вот пытаемся освоить параплан — получается пока не очень высоко и красиво, но все равно весело. Присоединяйтесь!


* * *

Начнем выпуск с хороших новостей: оргкомитет Летней Олимпиады 2024 в Париже предложил Международному Олимпийскому Комитету добавить аэротрубные виды спорта в программу соревнований.

Чтобы вид спорта признали олимпийским, он должен отвечать ряду требований:

  • должна быть Международная спортивная федерация по этому виду спорта, признанная МОК
  • спортивные федерации должны признавать и выполнять Олимпийскую хартию и Всемирный антидопинговый кодекс
  • вид спорта должен быть широко распространен, должны проводиться мировые, региональные и национальные чемпионаты и соревнования как минимум в 75 странах на 4 континентах

В последнее время МОК выдвигает еще и различные дополнительные требования: зрелищность, охват телеаудитории, популярность среди молодёжи, коммерческая состоятельность и др.

Впрочем, полеты в аэротрубах становятся все более доступными и популярными, так что уже можно разбивать копилки и начинать тренироваться — соблазн стать первым участником Олимпиады слишком велик, чтобы сидеть сложа руки.

К тому же, авторы предложения ни секунды не сомневаются в том, что если бы древние греки могли летать, они непременно включили бы этот вид спорта в Олимпийские игры.

Заявка от оргкомитета на французском (.pdf)


* * *

Продолжим выпуск не очень веселыми новостями — изменилось положение о медицинском допуске к прыжкам с парашютом.

20 декабря 2017 года Председатель ДОСААФ утвердил новые организационно-методические указания.

Теперь для допуска нужно будет не только купить страховку, но еще и предоставить справку из врачебно-физкультурного диспансера (ну или ВЛЭК). Медицинские справки для получения водительских прав больше не принимаются.

Цитата из новых правил:

К прыжкам с парашютом допускать лиц достигших 14 лет, допущенных по физическим данным и по состоянию здоровья к выполнению прыжков:

  • Парашютистов начального уровня подготовки с тренировочным (десантным) парашютом классического типа при наличии страхового полиса от несчастных случаев при выполнении прыжков с парашютом (сумма покрытия не менее 150 000 ₽) или справки о прохождении медицинского освидетельствования врачебно-летной комиссии (ВЛЭК);
  • Парашютистов начального уровня подготовки с парашютами типа «Крыло» с принудительным раскрытием основной парашютной системы или со стабилизацией свободного падения, парашютистов-любителей и парашютистов-спортсменов при наличии страхового полиса от несчастных случаев при выполнении прыжков с парашютом (сумма покрытия не менее 300 000 ₽), медицинской справки из врачебно-физкультурного диспансера (справка действительна в течение одного года) или справки о прохождении медицинского освидетельствования врачебно-летной комиссии (ВЛК или ВЛЭК).

* * *

Вчера на Казанском Авиационном заводе состоялся демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 «Петр Дейнекин» по программе лётных испытаний. За полётом наблюдал президент России.

Самолет ТУ-160

Демонстрационный полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут.

Лётчики выполнили манёвры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе. Это выглядело очень эффектно — три прохода на малой высоте. Ту-160 — самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности, одна из наиболее мощных в мире боевых машин. На самолёте будет установлена новая информационная система управления, преимущество которой в возможности сбора, обработки и вывода полётной информации в единой системе; будут обновлены пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, автоматическая бортовая система управления, бортовая радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия; будут усовершенствованы комплекс контроля и управления топливом и центровкой, система управления двигателями. Сегодня в России идёт работа по созданию нового самолёта Ту-160М.

Решение о воспроизводстве стратегических ракетоносцев на Казанском авиазаводе было принято в 2015 году.

Церемония выкатки первого опытного образца состоялась 16 ноября 2017 года.

Испытательные полеты самолета начались еще на прошлой неделе. Ожидается, что до конца текущего года ракетоносец будет передан Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ. Объем контракта на поставку Минобороны РФ десяти модернизированных ракетоносцев Ту-160 составит 160 млрд рублей.

Позже в присутствии президента на заводе состоялась церемония подписания государственного контракта между Минобороны и ПАО «Туполев» о поставках модернизированных Ту-160М.

Новый ракетоносец получил имя Петра Дейнекина (1937-2017) — первого главнокомандующего ВВС России, заслуженного военного лётчика, Героя России, генерала армии, кавалера более 20 советских, российских и иностранных орденов.

Смотрите, какая красота.


* * *

Денис Окань, летчик-инструктор гражданской авиации, выпустил очередное методическое пособие в помощь инструктору: «Рейсовая тренировка ВП В737NG».

Комментарии Дениса:

Предыстория

В далеком 2010м году я озадачился систематизацией подготовки вторых пилотов, приходящих в авиакомпанию после переучивания на В737. Мне хотелось систематизировать и стандартизировать процесс их дальнейшего ввода в строй — наземную и рейсовую тренировку.

Для этого мне хотелось создать методические пособия — таким образом, чтобы и у инструктора и у обучаемого был на руках одинаковый материал, из которого обучаемый мог бы почерпнуть необходимые сведения, даже если инструктор по каким-то причинам не хочет с ним делиться :) Или захочет делиться, но не тем...

Увы, не было бы проблем «инструкторства» — не было бы, пожалуй, двух третей моего блога...

Сначала я разработал план наземной подготовки и наполнил его содержанием. После этого я задумался над рейсовой... Я решил, что эту глобальную задачу следует разбить на составляющие и придумал 10 задач, которые следует решить в процессе рейсовой тренировки.

Каждую задачу я разбил на подзадачи и наполнил краткой методической информацией, а также, рекомендациями инструктору.

Также, я задумался над оформлением — как сделать ввод в строй и прогресс пилота прозрачным, наглядным? Таким, чтобы при смене инструктора сменщику было достаточно просто узнать, чем пилот «дышит», какой уровень был достигнут. Чтобы переход в новые руки не терял в качестве.

Это был оччень непростой период. Мои инициативы с трудом находили поддержку... хотя, не так. Поддержку находили, многим идеи нравились, но те, от кого зависело решение запускать машину официального внедрения не очень-то торопились. В конце-концов, после очень долгих споров оба труда были приняты, доработаны и выпущены в виде внутренних стандартов.

Читая их сегодня — я улыбаюсь. Это был период эмоциональной перенапряженности (попробуй оставаться спокойным, когда твои инициативы, с одной стороны, находят поддержку, а с другой — получают палки в колеса, для решения которых приходится проявлять чудеса дипломатии, а если их недостаточно — то идти через головы начальства, ухудшая и без того натянутые отношения).

Перерабатывая материал, я значительно снизил градус эмоциональности — сегодня мне уже не хочется никому ничего доказывать. Идеи были апробированы на практике и показали эффективность подобной систематизации.

Я очень давно хотел взяться и перепахать этот документ — ведь прошло столько лет, появился новый опыт, новые соображения. Благодаря активному участию в организации процессов планирования, в т.ч. и подготовок, я смог на практике реализовать некоторые подходы к планированию рейсовой тренировки. Кроме этого, появились соображения о том, как организовать назначение инструкторов, допуск к контрольно-проверочному полету и т.п.

<...>

Важно!

Содержащаяся в каждой Задаче краткая «Методическая информация» не избавляет от необходимости изучения соответствующих нормативных документов, правил и рекомендаций авиакомпании!

Пособие ориентировано на фактический уровень подготовки выпускника летного училища после прохождения программы переучивания в учебном центре.

Предполагается, что пособие будет использоваться в процессе рейсовой тренировки — как инструктором, так и обучаемым.

Это одна из основных идей — не каждый инструктор готов часами рассказывать (и не каждый пилот — слушать). Но очень удобно иметь под рукой материал, на который можно сослаться. Или, например, выдать задание на самостоятельную подготовку, а потом проверить.

Проверено — работает!


* * *

Михаил Тимин, исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отечественной Войны, опубликовал обстоятельный рассказ о летчиках-испытателях.

Летчики-испытатели Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война началась для ВВС Красной армии с тяжёлых поражений. Буквально за два дня непрерывными атаками немецкой авиации были сметены соединения ВВС приграничных округов. Советские истребительные полки, находящиеся в стадии реорганизации и перевооружения, были не в состоянии на равных противостоять истребителям люфтваффе. Не удивительно, что у многих авиационных командиров практически сразу появились предложения, как переломить сложившуюся ситуацию. Одной из таких попыток улучшить обстановку на фронте стало создание авиаполков, укомплектованных лётчиками-испытателями.


* * *

В продолжение темы о советских военных самолетах — минутное видео об истребителе Як-9.


* * *

Рассказ об истории телетрапов в двух частях: первая и вторая. Не думал, что когда-то самолет подтаскивали к гейту на специальных тележках, а после люди ждали посадки в огромных автобусах со встроенными телетрапами.


* * *

На ютубе есть жанр официальных разборов авиакатастроф. Вот хороший пример такого разбора — в нём все понятно даже неспециалисту.


* * *

И в завершение выпуска пара видео об очень отважных парашютистах — к счастью, для обоих все закончилось хорошо. Посмотрите и никогда так не делайте.



* * *

Хороших выходных! Летайте безопасно!


26 января 2018 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.