Выпуск #5

о дне рождении штопора, турбулентности, фестивале в честь Алексея Маресьева, стропорезах и Сталинском маршруте

Подушка

Привет!

Бабье лето радует прыжковой погодой и огорчает низкой температурой. А еще мне сшили купол — надеюсь, придет через пару недель. Правда допуска на него пока нет, так что придется и ему меня потом подождать немного.


* * *

Сначала немного истории: 101 год назад, 24 сентября 1916 года русский лётчик Арцеулов (внук Айвазовского) впервые намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора.

Русский лётчик Арцеулов (внук Айвазовского)


* * *

Полезное видео приземления парашютистов в условиях сильной турбулентности. О турбулентности я еще подготовлю материал и напишу в следующих выпусках. Пока же посмотрите ролик.


* * *

Прошлогоднее, но интересное интервью с Валерием Розовым. Почитайте, там о падении вертолета, ампутации пальцев, нравах пигмеев, прыжке с Эвереста и диких пчелах.

Отрывок о злополучных стропорезах ;)

— Так что стряслось?

— Открылся нормально — но произошла закрутка строп. Не дотянул до полянки. Ветер сдул в горную реку. Я чуть не утонул! Минут пятнадцать барахтался в ледяной воде, окоченел.

— Любой начнет паниковать.

— У меня хорошая психологическая подготовка. За плечами огромный набор внештатных ситуаций, в которых уже побывал. И мощные порывы ветра, и закрутка строп, и спуск по обледенелым скалам... Для кого-то все это экстрим — а для меня естественная среда обитания. Стандартный набор действий. Тяжело, когда опасность приходит мгновенно. Вот здесь ты на грани жизни и смерти. Психика может не выдержать. Если сорвался в горах или идет лавина — есть минимальный шанс, что тебе повезет. Но если летишь к земле со скоростью 200 километров в час — шансов ноль. Понимаешь: «Вот и все...»

— У вас такого не было.

— В реке были как раз такие мысли. Тянет вдоль берега. Купол ушел под воду и влечет за собой. А он громадный! Я из последних сил хватаюсь за какие-то ветки, они крошатся, руки в крови. Чувствую — пальцы уже не слушаются. Не сжимаются. Я не в состоянии бороться. Вместо того, чтоб мобилизоваться, мозг дает команду умереть: «Расслабься, через пять секунд все закончится...»

— Как спаслись?

— Чистая случайность — купол сам по себе зацепился за корягу. Если б не это — утонул. Я ослабил натяжение строп, выбежал на берег. Стоял полчаса, обняв ствол, отогревался. Кроме себя, винить некого.

— Почему?

— Элементарная ошибка. В бейсовых системах нет запасного парашюта. С собой носишь «стропорезы». Острый крючкообразный нож, одним взмахом — вжих! — отсекаешь стропы. Освобождаешься, если где-то повис. Я выронил его за пару дней до прыжка — и плюнул.

— Будь нож с собой...

— ...проблема решилась бы за десять секунд!


* * *

Две недели назад, с 13 по 17 сентября в Минске прошел Международный танцевально-парашютный фестиваль, посвященный памяти легендарного советского летчика Алексея Маресьева. В рамках фестиваля прошли открытый чемпионат Республики Беларусь по спортивным танцам на инвалидных колясках и международные соревнования инвалидов по прыжкам в тандеме. «Повесть о Настоящем человеке» — одна из моих любимых книг в детстве. Очень радует, что в его память устраивают такие фестивали. Подробнее о мероприятии можно прочитать на сайте Скайцентра.


* * *

А вот и конспект первой части третьей серии фильма «Люди, сделавшие Землю круглой». Совсем скоро Валерий Чкалов начнет свой легендарный полет в Америку через Северный полюс.

«Полет через Северный полюс не более сложный, чем полет Чкалова на Камчатку».
М. Громов

  • Утром 23 июля 1936 года рядом с островом Удд приводняется гидросамолет. На нем Беляков улетает в Николаевск-на-Амуре и оттуда отправляет в Кремль телеграмму.
  • Чкалов: «Подвели мы Сталина. Хоть задание и выполнили, сбросили вымпел. А что дальше?...»
  • 25 июля приходит телеграмма из Москвы: «Экипажу самолета АНТ-25, Чкалову, Байдукову, Белякову. Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полета». За этот перелет им присваивают звание Героев Советского Союза.
  • Экипаж отвечает на телеграмму мгновенно и делает надпись на самолете «Сталинский маршрут».
  • На следующий день приходит корабль «Дзержинский». Один из матросов участвовал в сборке АНТ-25, поэтому прямо на корабле смог выточить новую ось колеса, взамен сломанной при посадке.
  • Чтобы самолет смог взлететь на остров Удд были согнаны 500 узников Дальстроя — они за 3 дня построили 500-метровую взлетно-посадочную полосу.
  • 2 августа 1936 года АНТ-25 разбежался и взял курс на запад.
  • Прилет Чкалова на Камчатку — это две ударные армии против японцев.
  • 10 августа 1936 года АНТ-25 приближается к Москве. В воздухе их встречают 12 истребителей — почетный эскорт. На земле экипаж ожидает все руководство страны во главе со Сталиным. Ни до, ни после этого так Сталин никого не встречал.
  • Чкалова и Байдукова ждали два самолета У-2 — их собственные — подарок правительства страны.
  • 13 августа 1936 года три острова в заливе Счастья (Удд, Лангр, Кевос) были переименованы в честь Чкалова, Байдукова и Белякова.
  • 19 августа политбюро принимает решение о перелете Москва — Южная Америка, экипаж: Громов, Юмашев, Данилин. Но Бразилия отказывается пропустить самолет. Остается один маршрут: из Москвы через Северный полюс в Америку. Самый сложный и самый престижный.
  • Чкалов, Байдуков и Беляков получили отпуски и вместе с семьями отдыхали на Черном море. Там же, на своей даче, отдыхал и Сталин. Вскоре они получили приглашение посетить вождя.
  • После хлебосольного обеда Чкалов задремал на диване, а Сталин пригласил Байдукова и Белякова бильярдную, где завел разговор о перелете через Северный полюс: «Сначала там нужно построить станцию, изучить погоду, а вам нужно как следует подготовиться».
  • 4 ноября 1936 года СССР впервые участвует в международном авиасалоне под Парижем. Два экспоната привлекают всеобщее внимание: АНТ-25 и скоростной пассажирский АНТ-35 — на нем прилетел Громов и впервые рассказал о своем намерении лететь через Полюс.
  • Зима и весна 1937 года прошли в подготовке первого трансполярного перелета.
  • Весной 37 года все пишут Сталину: экипаж Чкалова, экипаж Громова и Леваневский — все просят разрешить перелет через Северный полюс. Леваневский указывает в составе своего экипажа Байдукова, которого он как всегда забыл спросить о согласии.
  • 21 мая 1937 года на Северный полюс прибывают члены экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс — 1». 4 человека должны прожить на льдине несколько месяцев, изучая погоду на полюсе.
  • 25 мая 1937 года правительство принимает решение: первым в Америку летит экипаж Чкалова.
  • Чкалов: «Неудобно перед Сигизмундом получилось, ведь он первый придумал в Америку лететь. Езжай, пригласи его в наш экипаж. В качестве командира. На меньшее он не согласится».
  • Леваневский был поражен, но ответил, что держится своего слова и на самолете Туполева не полетит.
  • Громов узнает обо всем в госпитале. Немедленно выписывается и пишет письмо с просьбой разрешить полет в Америку и его экипажу. Тут же получает вызов в Кремль.
  • Оба экипажа, Громова и Чкалова, утверждены. Вылет будет почти одновременно. Громов планирует превзойти экипаж Чкалова по всем статьям: скорость, дальность и расход топлива.
  • В одну из ночей кто-то снимает мотор с самолета Громова. Вместе с Чкаловым он теперь не полетит — обкатывать новый мотор почти месяц.
  • Был разыгран идеальный треугольник: Чкалов впервые летит через Северный полюс — Громов по тому же маршруту устанавливает мировой рекорд дальности по прямой — Леваневский совершает первый в мире трансполярный перелет с коммерческим грузом на борту.
  • АНТ-25 полностью готов к взлету. Туполев приезжает на Щелковский аэродром пожелать удачи летчикам.
  • Первый в истории перелет по маршруту СССР — Северный полюс — США начался ровно в 4 часа 5 минут утра 18 июня 1937 года.

* * *

Новое на aviatus.ru за прошедшую неделю:


* * *

На этом все. До встречи. Летайте безопасно!


29 сентября 2017 г.


Архив выпусков

Подпишитесь на рассылку, если хотите получать выпуски дайджеста на электронную почту.