Выпуск #50

о зверях и одиноких людях, гражданских пилотах, антисекторе и глупостях

Рекс

Привет!

Начну я этот выпуск на грустной ноте: несколько дней назад на моем родном аэродроме в Вологде какие-то твари подстрелили нашего любимого сторожевого пса Рекса. У него насквозь прострелены левые передняя и задняя лапы.

Сейчас Рекс на лечении — ему достали пули и прочистили раны, — надеемся, он поправится и вернется на аэродром.

Рекс

Это я к чему все — берегите зверей.


* * *

Фото-история человека, который в одиночку спасает аэропорт на Крайнем Севере.

Илья Иконников

До перестройки на территории России было около полутора тысяч аэропортов и посадочных площадок. Сейчас их чуть больше двух сотен. Несмотря на разговоры о необходимости восстановления сети малой авиации, небольшие аэропорты продолжают закрываться по всей стране. Пассажиры чаще отдают предпочтение наземному транспорту, используют самолеты все реже и реже. Журналистка Марина Балакина съездила на Онежский полуостров и очутилась в деревне Лопшеньге, где поговорила с начальником местного аэропорта Ильей Иконниковым.

Для местной воздушной гавани он незаменимый и единственный сотрудник. Илья тут не только начальник, но и бухгалтер, и авиадиспетчер в одном лице. Уйди он с работы — аэропорт закроется, как закрылись многие другие. Но Илья уходить не намерен.

«Это мое служение. Если закроют один храм, переведут в другой. Но пока не закрыли, я служу тут. Только вместо храма — аэропорт», — говорит он.


* * *

И в продолжении темы гражданской авиации: сколько зарабатывает пилот, чем занимается и чему учится.

При поступлении абитуриенты проходят серьезную медкомиссию. В пилоты не возьмут, если есть психические отклонения, лор-заболевания, проблемы с позвоночником и, конечно, зрением: острота должна быть не меньше 0,8. Раньше в пилоты брали только со стопроцентным, но потом норму смягчили. У военных летчиков еще более суровые требования.

Обучение длится 2 года 10 месяцев, у меня получилось чуть дольше — в районе трех лет. В училище мы не только изучали теорию, но и совершали полеты. Это и задержало мой выпуск: то погода плохая, то самолет сломался, то топлива не привезли.

Чтобы стать пилотом, иметь высшее образование необязательно.

<...>

Новый пилот дорого обходится авиакомпании.

Около миллиона рублей она тратит на то, чтобы научить каждого из нас управлять конкретным типом самолетов — это называется «переучка». Деньги пилот в течение нескольких лет возвращает с каждой зарплаты.

Сейчас в гражданской авиации есть два основных типа самолетов — «Боинг» и «Аэробус». «Аэробус» — более автоматизированный, здесь все подвластно компьютеру. А на «Боинге» — пилоту. Когда пришел в авиакомпанию, я даже не знал, на какой самолет меня будут переучивать. Оказалось, на «Боинг-737» — повезло, я всегда хотел летать на нем.

Переучка проходит под руководством пилотов-инструкторов: ты изучаешь конструкцию своего типа самолетов, его основные характеристики, затем сдаешь экзамен по теории и переходишь к занятиям на тренажере. Тренажер — подвижная кабина, где пилоты-стажеры отрабатывают нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в полете. Он достаточно достоверно показан в фильме «Экипаж» с Данилой Козловским.

Свои тренажеры есть далеко не у всех авиакомпаний, они очень дорогие. Наша арендует его у «Аэрофлота» или в Ульяновском авиационном институте. Большая часть того миллиона за обучение уходит как раз на аренду тренажера: на нем каждому стажеру необходимо «слетать» 10–12 раз.

Эвакуация самолета на воде отрабатывается в специальном бассейне: стажеры имитируют действия, которые необходимо выполнить при приводнении. Все эти этапы обязательно нужно пройти, потому что у каждого самолета свои особенности, а в случае аварийной ситуации ориентироваться надо быстро, практически на автомате.

Переучка заняла два месяца. Затем я выполнил четыре рейса, сидя позади пилотов: в кабине самолета для этого обычно есть одно или два специальных кресла. Во время этих полетов я просто наблюдал за тем, что делают пилоты, после чего меня закрепили за командиром-инструктором — с ним я отлетал 100 часов. При этом в кабине присутствовал еще один пилот, который сидел сзади и должен был помочь мне или командиру, если бы я не справился.

Часы налета — это условная единица, по которой определяется уровень квалификации пилота. Например, полет из Москвы в Казань — это 1,5 часа налета.

<...>

В месяц я могу получать от 230 до 350 тысяч рублей. Зарплата пилота состоит из оклада, налета и премии.

Оклад — сумма, которую гарантированно выплачивают каждый месяц. Его величина зависит от должности пилота и типа воздушного судна. Мой оклад сейчас составляет 90 000 рублей.

Налет рассчитывается по количеству часов, которые я отработал в месяц: за каждый час платят 2500 рублей. Начиная с 81-го часа полета каждый час стоит дороже — 5000–6000, то есть за 10 часов я могу заработать больше половины своего оклада.

Выплату за налет можно вообще не получить, если летаешь меньше 30 часов в месяц — например когда в компании кризис. Но, насколько я знаю, у российских пилотов сейчас такого не бывает, так как обстановка в гражданской авиации стабильная.

Некоторые пилоты хотят, чтобы им ставили в расписание больше часов, а я отношусь к этому философски. Больше летаешь — выше зарплата, но меньше здоровья.

Меньше летаешь — бережешь себя.


* * *

А вот как тренируются парашютисты-пожарные авиалесоохраны. И да, им платят за прыжки :)


* * *

Очень красивое видео полетов в вингсьюте от команды Редбулл


* * *

Позитивная первоапрельская серия Антисектора — они все еще продолжают готовиться к рекорду :)


* * *

А напоследок грустная, глупая, но поучительная история: 25 марта в Мексике разбился тандем.

Причина неадекватный пассажир, она по словам очевидцев была не готова к прыжку,не хотела, но инструктор прыгнул. На предельно низкой высоте метров 200-300 произошла отцепка, запаска не наполнилась. Когда мы прибежали, метров 200 от старта, увидели тела, основной метрах в 10 был, камера зп открыта, фрибэг в метре, из камеры торчит см 40 купола,стропы частично в камере, не хватило высоты. Отцепка в руке пассажирки,девушка 22-23 года, возможно инструктор даже не понял что произошло. RSL отцеплен, ветерок был и он готовился к приземлению. Вот как то так...

<...>

бывает от страха пассажиры хватаются руками за все что только можно,даже при простом развороте купола,нужно контролировать всегда, это панический страх

<...>


* * *

Летайте безопасно!


7 апреля 2019 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.