Выпуск #6

о Ратмире, АФФ, гонконгском аэропорте, вихревых кольцах и перелете через Северный полюс

Вильга

Привет!

На заглавной фотографии Вильга — польский учебно-спортивный самолет, маленький и легкий.

В СССР его использовали для буксировки планёров, а в 1983 году польские пилоты завоевали на нем первое место на чемпионате мира по воздушному ориентированию.

Самолетик стоит на дропзоне Труфаново, под Вологдой. Уже не летает. Законсервирован. Не теряет надежды, что когда-нибудь деньги на его ремонт отыщутся, и он вновь сможет подняться в небо.


* * *

Все смотрят «Самый лучший фильм про АФФ» — посмотрите и вы :)

Комментарий от создателей фильма:

В нем нет ни одного постановочного кадра. Он настоящий и «как мы любим». Он снят на основе прохождения программы нашими друзьями из экстремального проекта «Eight Elements». Стихия «Воздух» — оказалась первой из того, что они запланировали покорить. А воздух — это конечно же к нам! Перед нами стояла сложная задача: обеспечить группе из 8-и человек одновременное прохождение курса AFF в крайне сжатые сроки, по-возможности без перепрыжек и, чтобы еще было охуеено, а ни как у всех!))))) Всего за 4 дня ребята прошли весь курс и на 5-й день они уже совершили свои первые самостоятельные затяжные прыжки с парашютом типа «Крыло». Насколько им было охуенно вы узнаете в фильме!


* * *

Год назад, 3 октября 2016, разбился Ратмир Нагимьянов. Интервью с родителями Ратмира:

Мы вспоминаем, что, когда он был в Шамони, мы разговаривали с ним по телефону и просили быть осторожнее. Говорили, что мы за него переживаем. Тогда он ответил: «Вы же не думаете, что я просто встал и полетел? Я много тренировался, это была большая работа. Я шел к этому пять лет!»

Тогда, находясь в Екатеринбурге, мы не представляли, что это за вершины, хотя точно знали их высоту — 3 тыс. 842 метра... Сейчас, когда мы смотрим на горы, то понимаем, что летать с них мог только спортсмен с очень серьезной подготовкой.

Ратмир летал здесь как птица, его не было видно с земли. Разве что когда раскрывался парашют... Но сейчас в Шамони парашютов нет. Уже год как полеты бейсджамперов здесь запрещены. Когда администрация города разрешит продолжать, неизвестно.


* * *

«Не знаю, сколько раз мы почти касались крыш, прежде чем сесть»

Аэропорт Кай Так в Гонконге

История международного аэропорта Кай Так в Гонконге. Он закрылся 20 лет назад, но его экстремальные условия до сих пор помнят те, кому довелось на нем садиться.

«Это был один из последних в мире аэропортов, где нам действительно приходилось полагаться на основные навыки управления самолетом, и мы даже расстроились, когда он закрылся», — говорит капитан авиалайнера компании Cathay Pacific Дейв Ньюбери, который летал через этот аэропорт в течение четырех лет до закрытия в 1998 году.


* * *

Очень классное видео выхода вертолета из вихревого кольца.

Вихревое кольцо — критический режим полета вертолета, развивающийся при быстром снижении с малой поступательной скоростью. Характеризуется резкой потерей высоты и ослаблением реакции вертолета на перемещение органов управления.

Авторы ролика сделали штангу с дымом, чтобы наглядно показать, как устроены воздушные потоки. И заодно показывают, как выходить из одной из неприятных ситуаций — попадания в вихревое кольцо.


* * *

А вот фото-интервью с Себастьяном Коуплендом, фотографом и полярным исследователем. В 2010 году вместе с Эриком Макнейром-Лэндри они установил мировой рекорд, преодолев за один 20-часовой переход 595 километров на кайтах и воздушных лыжах. В 2011-2012 годах он возглавил первый трансконтинентальный переход через Антарктику (с востока на запад) на кайтах и лыжах.


* * *

Конспект второй части третьей серии фильма «Люди, сделавшие Землю круглой». Обязательно посмотрите фильм целиком, если еще этого не сделали.

«Скверно, когда становишься игрушкой в руках у природы»
Г. Байдуков

  • 1 200 метров набрали только над Череповцом (привет, мой родной город! — прим. Авиатуса ;) На весь полет был составлен строгий график режима набора высоты, работы мотора и расхода топлива. По графику каждый член экипажа должен был 6 часов работать, 3 часа отдыхать. Поначалу все шло нормально.
  • Но уже в первые сутки график был безнадежно сломан. За Землей Франца-Иосифа их ждал первый и очень серьезный циклон. Началось сильное обледенение. В облаках самолет пилотировал Байдуков. Чкалов качал спирт на антиобледенитель винта.
  • В 4:14 прошли Полюс.
  • От кислородного голодания у Чкалова сводит мышцы. Уже понятно, что кислорода на всех и на весь полет не хватит — взяли слишком мало. Ученые считали, что в районе полюса граница облачности находится на 3,5-4 тысячах метров. Чкалов, Байдуков и Беляков первые доказали, что это не так.
  • Почти весь второй день полета за штурвалом Байдуков. Он постоянно борется с облачностью и обледенением. Это приводит к повышенному расходу топлива. «На 10 000 км не хватит», — запись в штурманском журнале. Это значит, рекорда не будет.
  • У берегов Канады самолет опять обступают циклоны. Байдуков набирает максимальную высоту. Только поздно вечером Чкалов сменяет его.
  • Связи с Москвой нет. Они не знают, какая погода впереди. Беляков ловит радио Квебека — перед ними огромный атмосферный фронт высотой более 6 000 метров.
  • Отвернув от циклона, АНТ-25 начал штурм скалистых гор. Последние литры кислорода отдали Байдукову. Чкалов и Беляков в полумертвом состоянии лежали на полу. Самолет снижается в сторону Тихого океана и летит слепым полетом в сплошных облаках.
  • 62-й час полета: горючее на исходе. В районе города Юджин они разворачивают машину и идут к ближайшему аэродрому. Это Портленд, США.
  • Чкалов: «Ягор, не надо садиться на этот аэродром, растерзают». Байдуков поворачивает и летит через реку Колумбия на военный аэродром.
  • ВПП узкая и короткая, а тормозов на АНТ-25 нет: их сняли перед вылетом — боялись, что замерзнут. Байдуков уже 10 часов за штурвалом. Но приземление проводит безукоризненно, разворачивается к Чкалову и говорит: «Это тебе половина долга за посадку на острове Удд».
  • Журналисты и простые граждане заполонили аэродром — все хотели поприветствовать экипаж. Первым делом попросили показать двигатель — все были уверены, что он американский. Или английский. Ну в крайнем случае немецкий.
  • 20 июня 1937 года экипаж АНТ-25 закончил перелет по маршруту: "Москва — Кольский полуостров — Баренцево море — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс — остров Мелвил — остров Бенкса — Пирс Пойнт — острова Шарлотты — Портленд — Ванкувер.
  • За 63 часа 16 минут самолет пролетел более 9 130 км. 8 582 км по прямой. Это национальный рекорд СССР.
  • Отдыхать летчики уехали в дом Джорджа Маршалла. Дальше началось триумфальное путешествие по Америке. Из Москвы пришел приказ — оставаться в США до прилета Громова.
  • В Москве Громов, Юмашев и Данилин внимательно анализируют перелет коллег — готовятся к своему полету. Основная задача — взять как можно больше топлива.
  • Идет борьба за каждый грамм веса. Громов безжалостно выбрасывает все, по его мнению, лишнее: 2/3 продовольствия, ружья, примусы, термосы, резиновую лодку. Ножовкой они срезают все концы болтов, выступающих за гайки, — набирается больше ведра.
  • Бензин Громов тоже заменил: вместо высотного Экстра залил в баки обычный авиационный Б-91 — с ним меньше расход.
  • 12 июля 1937 года АНТ-25 скатывается с разгонной горки и начинает разбег. В самом конце бетонки Михаил Громов поднимает самолет в небо. Его цель — превзойти перелет Чкалова по всем статьям и установить мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой.
  • Первые 6 часов АНТ-25, медленно набирая высоту, летел на север в сторону Архангельска. Внизу сплошные облака, связаться с Архангельском не удается — сильные помехи. Им нужно пройти прямо над контрольной точкой — поселок Гусиный остова Колгуев — там дежурят спортивные комиссары, иначе не засчитают рекорд.
  • Они принимают решение пробивать облачность, какой бы низкой она ни была, чтобы самолет увидели с земли. Из облаков вышли над волнами на высоте всего 100 метров. Остров Колгуев был прямо по курсу. Контрольная точка пройдена — Данилин сбросил вымпел.
  • Ближе к полюсу ветер переходит в попутный. Вся мощность мотора расходуется только на подъем.
  • Штурман Данилин вел машину удивительно точно. Один раз за весь полет максимальное отклонение от маршрута составило 60 км.
  • В районе полюса АНТ-25 попал в зону обледенения. Ухудшились устойчивость и управляемость. Громов хладнокровно придерживается графика высоты полета.
  • Полюс прошли на 13 минут раньше графика и на 4 часа раньше Чкалова. Экипаж Громова начинает думать, что Сан-Франциско — не конечная точка их полета.

* * *

Новое на aviatus.ru за прошедшую неделю:


* * *

Хороших выходных. Летайте безопасно!


6 октября 2017 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.