Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Эксплуатационные ограничения и общие эксплуатационные указания

По массам и центровкам

  • Нормальная взлетная масса вертолета — 3550 кг, максимальная — 3700 кг
  • Допустимая масса перевозимого груза в грузовой кабине — до 700 кг
  • Количество перевозимых людей — до 8 человек (общей массой не более 800 кг)
  • Допустимая масса перевозимого груза на внешней подвеске — до 800 кг
  • При наличии бортового техника в составе экипажа полезная нагрузка или заправка вертолета топливом должна быть уменьшена на 90 кг, количество перевозимых людей сокращено до 7 человек
  • Максимальная масса, поднимаемая бортовым грузоподъемным устройством, — 120 кг

Предельно допустимые центровки вертолета:

  • передняя 185 мм впереди оси вращения несущего винта;
  • задняя в полете 10 мм позади оси вращения не сущего винта;
  • задняя на висении и при перемещениях у земли при работе с бортовой стрелой 55 мм позади оси вращения несущего винта.

Диапазон изменения центровок вертолета Ми-2 в зависимости от запаса топлива для установленных вариантов загрузки показан на рис. 2 и 3.

Диапазон изменения центровок вертолета Ми-2

Диапазон изменения центровок вертолета Ми-2


По летным данным и маневренности

Запуск и останов двигателей, а также взлет и посадка вертолета допускаются при скоростях и направлениях ветра, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Направление ветра Допустимая скорость ветра
при запуске и останове двигателей, м/с при взлете и посадке, м/с
Спереди 15 15
Слева 5 7
Справа 5 7
Сзади 5 — при останове, 0 — при запуске 5*

* При предельно передней центровке ветер сзади при взлете и посадке допускается не более 3 м/с.

Руление разрешается при скорости ветра не более 12 м/с (при скорости ветра от 12 до 15 м/с вместо руления на старт и со старта допускается буксировка или подлет против ветра).

Висения, не связанные с тактической необходимостью, на высотах более 10 м производить не рекомендуется.

Максимальная угловая скорость разворота на висении 20°/с.

Развороты на висении у земли допускаются:

  • на 360° при скорости ветра не более 5 м/с
  • на 90° при скорости ветра не более 7 м/с

При ветре от 7 до 15 м/с висение допускается только против ветра.

Набор высоты выполнять на скоростях, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Высота, м Максимально допустимая скорость набора высоты по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость набора высоты по прибору, км/ч
У земли 175 60
1000 175 60
2000 140 60
3000 90 70
4000 90 70

Максимальная высота полета — 4000 м.

Горизонтальный полет вертолета при температурах наружного воздуха +25°С и выше допускается на скоростях, указанных в табл. 3.

Таблица 3

Высота, м Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч
У земли 180 0
1500 180 40
2000 160 40
3000 120 60
4000 90 70

При температурах наружного воздуха ниже +25°С до высоты 1000 м горизонтальный полет допускается в диапазонах скоростей, приведенных в табл. 4.

Таблица 4

Высота, м Максимально допустимая скорость полета по Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч
У земли 210 0
500 210 40
1000 200 40

Минимально и максимально допустимые скорости полета по прибору на высотах более 1000 м такие же, как и при температурах наружного воздуха +25°С и выше.

Полеты на высотах ниже 10 м выполнять на скоростях не более 20 км/ч по прибору.

Полеты на малой высоте над сильно пересеченной местностью (овраги, балки, обрывы) разрешаются на высотах не менее 20 м над рельефом местности и на скоростях не менее 50 км/ч по прибору.

Максимальная скорость полета с грузом на внешней подвеске зависит от поведения груза и допускается не более 150 км/ч по прибору.

Полеты на дальность рекомендуется производить:

  • в спокойном воздухе — на максимальной скорости;
  • в неспокойном воздухе — на пониженной скорости, исключающей нарушения ограничений по скорости (на 10–15 км/ч меньше Vmax).

Развороты и виражи выполнять с креном не более 30°.

В диапазоне скоростей 100–150 км/ч на вертолете с нормальной взлетной массой (до 3550 кг) разрешено выполнение разворотов и виражей с креном не более 45°.

Планирование с работающими двигателями и планирование на режиме самовращения несущего винта допускаются на скоростях, указанных в табл. 5.

Таблица 5

Высота, м Максимально допустимая скорость планирования по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость планирования по прибору, км/ч
4000 90 70
3000 90 70
2000 140 60
1000 175 60
500 и ниже 175 50

Развороты на режиме самовращения несущего винта допускаются с креном не более 20°.

Примечание. По летным ограничениям при полетах с максимальной массой до 3700 кг руководствоваться указаниями раздела «Полеты с максимальной взлетной массой».

По двигателям и редуктору

Максимальные значения параметров работы двигателей зависят от высоты полета и температуры воздуха у земли и в полете и не должны быть выше указанных в табл. 6.

Обороты несущего винта при правой крайней коррекции на всех высотах от 0 до 4000 м поддерживаются автоматической системой в диапазоне 78–84%.

На взлетах, висениях и разворотах у земли при ветре сбоку и сзади температуру газов двигателей не допускать выше 970 (985)°С*.

* Здесь и далее по тексту Инструкции в скобках указаны значения параметров только для двигателей серий 1 и 2.

Примечания

  1. При проверке приемистости кратковременное повышение температуры газов не должно превышать 990 (1005)°С
  2. Максимальная температура газов при запуске двигателя допускается не выше значений, указанных на рис. 5
  3. Отбор воздуха для систем вертолета разрешается производить при температурах наружного воздуха ниже +15°С на режимах малого газа и выше
  4. На переходных режимах полета допускаются кратковременное (до 30 с) повышение оборотов несущего винта до 86% и кратковременное (до 15 с) уменьшение оборотов несущего винта до 76%
  5. В полете при работе двигателей на режиме малого газа допускается кратковременное (до 5 с) повышение оборотов несущего винта до 92%
  6. Минимально допустимое время между повторными выходами на взлетный или номинальный режим после непрерывной работы на этих режимах в течение допустимого времени 5 мин. Суммарная наработка непрерывной последовательной работы на этих режимах допускается не более 66 мин (режим работы спарки двигателей определяется по двигателю, имеющему большее значение nтк)
  7. Суммарная наработка главного редуктора с одним работающим двигателем допускается не более 10% ресурса, установленного редуктору (по 5% ресурса с каждым двигателем)

По электро- и радиооборудованию вертолета

Количество последовательных запусков двигателя стартером-генератором СТГ-3 не должно превышать пяти запусков с трехминутными перерывами между запусками. После пяти запусков необходимо охладить СТГ-3 до окружающей температуры, не включая его в течение 30 мин.

Перед запуском двигателей КБ и УКВ радиостанции должны быть выключены.

По углам уклона взлетно-посадочных площадок

Максимальные величины углов уклона площадки для выполнения взлета и посадки вертолета не должны превышать указанных в табл. 7.

По полетам в сложных метеорологических условиях

Набор высоты рекомендуется производить на скоростях 110–120 км/ч по прибору, а горизонтальный полет —в диапазонах скоростей, указанных в табл. 8.

Режим работы Максимально допустимые обороты турбокомпрессора, %, в зависимости от температуры наружного воздуха, °С Температура газов перед турбиной (не выше), °С, для двигателей
от -60 до -40 от -40 до -15 от -15 до +60 1-й серии 2-й серии 3-й серии
Взлетный 101 101 101 985 985 970
Номинальный 89 92 95 940 940 925
Крейсерский I 85,5 88,5 91 905 905 890
Крейсерский II 78 81 84,2
Малый газ 57±3 790

Максимальная высота полета 2500 м.

Развороты и виражи допускаются с креном не более 15°.

Переходные режимы (от набора высоты к планированию с работающими двигателями и с режима планирования к набору высоты) рекомендуется выполнять через режим горизонтального полета. Планирование с работающими двигателями до высоты 2000 м выполнять на скорости 110–120 км/ч по прибору, с высоты 2000 м и ниже — на скорости 110–140 км/ч по прибору.

Полеты в условиях обледенения разрешается производить при температуре наружного воздуха не ниже —6°С.

Таблица 6

Температура масла, °С Давление масла, кгс/см2 Время непрерывной работы (не более), мин Общее время наработки за ресурс (не более), %
на выходе двигателя главного редуктора двигателя главного редуктора
30-150 30-90 3±0,5 2-8 6 5
Рекомендуемая не выше 140 (минимальная для длительной работы на крейсерском режиме и выше + 60) Рекомендуемая 80
Минимальная для выхода на режим выше малого газа +5
3±0,5
3±0,5
2-8
2-8
60
Не ограничено
40
Не ограничено
Минимальная для выхода на режим выше малого газа +30 3±0,5 2-8 То же То же
Минимальная при запуске -40 Минимальная при запуске -25 Не менее 1,5 Не менее 1,2 20 Не ограничено

По температуре наружного воздуха

При низких температурах наружного воздуха перед запуском двигателей необходимо подогревать силовую установку наземными подогревательными средствами.

При температуре масла в главном редукторе —25°С и ниже перед запуском двигателя необходимо подогреть редуктор горячим воздухом (не выше +80°С) до температуры масла в редукторе —15°С.

При температуре масла в двигателе —40°С и ниже перед запуском необходимо подогревать двигатели горячим воздухом (не выше +80°С). Воздух для подогрева двигателей подводить к входному устройству и к насосу-регулятору НР-40Т. Двигатели подогревать до температуры масла в двигателях, равной —30°С по указателю температуры масла.

Таблица 7

Положение вертолета при взлете (посадке) относительно уклона Уклон площадки, °
для взлета и посадки (без выключения двигателей после посадки) для взлета и посадки (с выключением двигателей после посадки)
Носом на уклон 4 Не более
Левым бортом на уклон 4 3
Правым бортом на уклон 3 -
Носом под уклон 4 -

Таблица 8

Высота, м Максимально допустимая скорость полета в СМУ по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость полета в СМУ по прибору, км/ч
От 0 до 1000 180 100
От 1000 до 2000 150 100
Свыше 2000 120 100

Если 20-минутной работы двигателей на малом газе не хватит для прогрева масла в главном редукторе до +5°С, остановить двигатели и запустить их через 10 мин для продолжения прогрева. Для ускорения прогрева после останова двигателей и до следующего запуска рекомендуется подогревать главный редуктор теплым воздухом.

Перед остановом двигателей их необходимо охладить, для чего перед остановом двигателей проработать в течение 4–5 мин на режиме малого газа. В условиях повышенной запыленности время охлаждения на малом газе сократить до 1–2 мин.


Вертолет Ми-2