Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Транспортировка грузов на внешней подвеске


Транспортировка груза без бортового техника в составе экипажа


Общие положения

Полеты на транспортировку грузов на внешней подвеске требуют от летчиков определенных навыков. К таким полетам могут допускаться летчики, в совершенстве освоившие вертолет Ми-2 и имеющие опыт полетов с грузами на внешней подвеске.

Для обеспечения транспортировки грузов на внешней подвеске необходимо на аэродроме разбить специальный старт и выделить руководителя полетов со стартовой радиостанцией и оператора для подцепки груза.

Успешное выполнение полетов с грузами на внешней подвеске во многом зависит от четкости взаимодействия летчика с руководителем полетов и с оператором.

Руководитель полетов с радиостанцией должен располагаться на расстоянии 50–100 м от места подцепки (отцепки) груза и осуществлять наведение вертолета на груз (или место установки груза) подачей команд по радио.

Оператор располагается в 15–20 м от места подцепки (отцепки) груза в поле зрения летчика и подает ему сигналы жестами для уточнения маневра вертолета при зависании над грузом.

После подцепки и отрыва груза, а также при подходе к месту приземления (постановки) груза руководитель полетов берет командование полетом на себя и информирует летчика о поведении груза, о высоте груза над землей и дает разрешение на переход с режима висения к полету с поступательной скоростью.

Обучение летчиков транспортировке грузов на внешней подвеске необходимо начинать с грузов небольших габаритов массой 300–400 кг с постепенным увеличением массы груза до максимального значения.

Предупреждение. При полетах с грузами на внешней подвеске необходимо соблюдать следующие ограничения:

  • максимальная (предельная) взлетная масса вертолета при транспортировке груза на внешней подвеске (включая массу внешней подвески и груза) определяется для фактических атмосферных условий взлета по номограмме, представленной на рис. 17, но во всех случаях не должна превышать 3550 кг;
  • масса груза, перевозимого на внешней подвеске, не должна превышать 800 кг;
  • максимальная скорость транспортировки груза на внешней подвеске зависит от поведения груза и не должна превышать 150 км/ч по прибору.

Осмотр и проверка системы внешней подвески перед полетом

Перед полетом проверить:

  • контровку и состояние узлов крепления системы внешней подвески;
  • легкость вращения вертлюга на промежуточном звене подвески;
  • соответствие длины удлинительного троса заданию на полет;
  • осмотреть замок внешней подвески и убедиться, что он находится в закрытом положении.

После посадки в кабину произвести следующее:

  • включить на верхнем левом пульте АЗС ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА и по загоранию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН убедиться в исправности сигнализации закрытого положения замка;
  • проверить работу системы тактического сброса груза, для чего нажать кнопку ТАКТИЧЕСКИЙ СБРОС, расположенного на рычаге «шаг-газ», и по погасанию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН убедиться, что замок подвески сработал;
  • подать команду «Закрыть замок» и убедиться, что при закрытии замка загорелось табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН;
  • проверить работу системы аварийного сброса груза, для чего после закрытия замка нажать кнопку АВАРИЙНЫЙ СБРОС, расположенную на ручке управления, и по погасанию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН убедиться, что замок подвески сработал;
  • проверить работу системы ручного выпуска внешней подвески;
  • проверить работу системы выпуска и уборки заземления.

Примечания:

  1. На вертолетах с № 2701, оборудованных пневмоподтягом внешней подвески, необходимо:
    • поясок, закрепленный к фюзеляжу, отсоединить от замка внешней подвески (отсоединенный конец пояска закрепить к запонке, имеющейся на фюзеляже);
    • открыть пневмокран, расположенный слева за сиденьем летчика (ручка пневмокрана ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА, расположенного у сдвижной двери, должна находиться в положении УБОРКА);
    • проверить работу системы выпуска внешней подвески в рабочее положение, для чего поставить ручку пневмокрана ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА в положение ВЫПУСК и по загоранию табло ПОДВЕСКА ВЫПУЩЕНА убедиться, что подвеска находится в рабочем (выпущенном) положении;
    • осмотреть пневмоцилиндр внешней подвески и убедиться в его герметичности;
    • убрать внешнюю подвеску в походное положение, для чего ручку пневмокрана ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА установить в положение УБОРКА и по погасанию табло ПОДВЕСКА ВЫПУЩЕНА убедиться, что подвеска находится в походном положении.
  2. На вертолете с двойным управлением аварийный сброс груза проверять с помощью кнопок на обеих ручках управления.

Подцепка (отцепка) груза и полет вертолета с грузом на внешней подвеске

В зависимости от условий подцепка груза на внешнюю подвеску вертолета может осуществляться следующими способами:

  • подцепка после посадки вертолета вблизи груза;
  • подцепка на режиме висения (применяется в тех случаях, когда посадка вертолета на площадку вблизи груза невозможна).

Подцепка груза после посадки вертолета

Произвести посадку вертолета вблизи груза и подрулить к грузу с таким расчетом, чтобы груз находился на расстоянии 1–2 м от левого основного колеса шасси.

Перевести двигатели на режим малого газа, для чего при минимальном общем шаге несущего винта повернуть рукоятку коррекции влево до упора.

Перевести внешнюю подвеску из походного положения в рабочее.

Примечание. На вертолете с пневмоподтягом внешней подвески для перевода ее в рабочее положение летчику поставить ручку пневмокрана ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА в положение ВЫПУСК и по загоранию табло ПОДВЕСКА ВЫПУЩЕНА проверить выпуск подвески в рабочее положение.

Оператору подсоединить удлинительный трос, закрепленный на грузе, к замку внешней подвески вертолета, после чего встать впереди слева от вертолета в поле зрения летчика (на расстоянии 15–20 м от груза) и подать сигнал летчику «Подцепка произведена».

Летчику проверить по загоранию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН закрытие замка и запросить по радио разрешение на взлет.

Произвести вертикальный взлет и зависание рядом с грузом на высоте 0,5–1 м.

Произвести по сигналам наземного оператора дальнейший вертикальный набор высоты и плавное перемещение вертолета в сторону груза с таким расчетом, чтобы зависнуть над грузом с превышением 1,5—2м.

Выбрать слабину тросов подвесной системы за счет увеличения высоты висения плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх, удерживая при этом вертолет строго над грузом по сигналам наземного оператора и командам руководителя полетов.

После натяжения подвесной системы по командам наземного оператора плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить груз от земли и поднять его на высоту 2–3 м.

Предупреждение: После отрыва и поднятия груза на высоту 2–3 м оператору уйти в безопасное место.

При нормальном поведении груза по команде руководителя полетов плавно произвести разгон вертолета без потери высоты.

По достижении скорости полета 90 км/ч по прибору перевести вертолет в режим набора высоты.

Подобрать скорость, на которой обеспечивается устойчивое поведение вертолета и груза на внешней подвеске.

Переходные режимы (разгоны, торможения и развороты) выполнять плавно, не допуская раскачки груза.

Снижение вертолета с грузом на внешней подвеске производить по более пологой траектории с плавным уменьшением высоты и скорости полета.

Торможение производить постепенно с плавным увеличением мощности двигателей, не допуская значительного изменения тангажа вертолета.

Вследствие этого торможение вертолета с грузом на внешней подвеске получается более продолжительным по времени, чем торможение при обычных посадках по вертолетному.

Примечание. В случае когда торможение закончено с недолетом до места отцепки груза, необходимо по командам руководителя полетов произвести зависание на высоте, обеспечивающей высоту груза над землей не менее 3 м, после чего произвести подлет со скоростью 5–10 км/ч к месту укладки груза, ориентируясь по условным сигналам наземного оператора.

В случае когда ясно видно, что торможение может быть закончено только с перелетом места отцепки груза, уйти на второй круг и произвести повторный заход на площадку.

Произвести по командам руководителя полетов зависание против ветра над местом приземления груза.

Произвести вертикальное снижение до приземления груза плавным уменьшением общего шага несущего винта, ориентируясь по сигналам наземного оператора.

После постановки груза на землю по сигналу наземного оператора или по команде руководителя полетов нажать кнопку тактического или аварийного сброса груза и проконтролировать открытие замка по табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН, которое должно погаснуть.

Перевести внешнюю подвеску из рабочего положения в походное и произвести посадку вертолета в заданном месте.

Примечание. На вертолете с пневмоподтягом внешней подвески для перевода ее в походное положение летчику поставить ручку пневмокрана ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА в положение УБОРКА и по погасанию табло ПОДВЕСКА ВЫПУЩЕНА проверить уборку подвески в походное положение.

Предупреждение. Отцепку грузов, которые могут быть повреждены сброшенными тросами подвесной системы, производить сразу после его приземления запрещается. После постановки на землю такого груза необходимо по сигналам наземного оператора сместить вертолет в сторону за габариты груза, после чего от тактической или аварийной кнопки сбросить тросы подвесной системы.


Подцепка груза в режиме висения

Произвести против ветра зависание вблизи груза (слева) с таким расчетом, чтобы расстояние от основных колес до земли не превышало 3 м.

Перевести внешнюю подвеску из походного положения в рабочее.

Примечание. На вертолете с пневмоподтягом внешней подвески для перевода ее в рабочее положение летчику поставить ручку пневмокрана ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА в положение ВЫПУСК и по загоранию табло ПОДВЕСКА ВЫПУЩЕНА проверить выпуск подвески в рабочее положение.

Выпустить заземление вертолета.

По командам руководителя полетов и по сигналам наземного оператора снизиться до высоты 1,5–2 м.

Наземному оператору подсоединить к замку внешней подвески тросовую систему, закрепленную на грузе, после чего встать впереди слева от вертолета в поле зрения летчика (на расстоянии 15–20 м от груза) и подать сигнал летчику «Подцепка произведена».

Летчику проверить по загоранию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН закрытие замка и запросить по радио разрешение на взлет.

Произвести по сигналам наземного оператора плавное перемещение вертолета в сторону груза с набором высоты так, чтобы зависнуть над грузом с превышением 1,5–2 м.

Выбрать слабину тросов подвесной системы за счет увеличения высоты висения плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх, удерживая вертолет строго над грузом по сигналам наземного оператора и командам руководителя полетов.

Дальнейшие действия летчика, руководителя полетов и наземного оператора те же, что и при подцепке груза с посадкой вертолета.

Предупреждения:

  1. Для исключения воздействия статического электричества наземному оператору запрещается производить подцепку груза до тех пор, пока трос заземления не коснулся грунта.
  2. Во избежание травмирования наземному оператору запрещается подходить к грузу и поправлять крюки и тросы подвесной системы во время выбирания слабины тросов вертолетом.

Примечания:

  1. Перед подцепкой грузов на пыльных или заснеженных площадках необходимо зависнуть вблизи груза и воздушной струей от несущего винта сдуть пыль или снег и обеспечить хорошую видимость груза из кабины вертолета. Площадку для доставки грузов необходимо подготовить для работы вертолета (пыльную — полить водой, заснеженную — расчистить).
  2. При высоких температурах наружного воздуха и на высокогорных площадках необходимо особое внимание уделять безопасности разгона с грузом на внешней подвеске вблизи земли. Разрешается переходить в полет с поступательной скоростью, если расстояние от земли до груза на режиме висения составляет не менее 3 м.

Транспортировка груза с бортовым техником в составе экипажа

В зависимости от условий подцепка груза может производиться или бортовым техником, когда обеспечена посадка вертолета вблизи груза, или наземным оператором, когда посадка вертолета на площадку вблизи груза невозможна.

Приземление и отцепка груза во всех случаях могут производиться без наземного оператора.


Подцепка груза после посадки вертолета

Произвести посадку и подрулить к грузу с таким расчетом, чтобы груз находился на расстоянии 1–2 м от левого основного колеса шасси.

Перевести двигатели на режим малого газа и подать команду бортовому технику на подцепку груза.

Бортовому технику выйти из вертолета и подцепить удлинительный трос к замку внешней подвески или проконтролировать подцепку, если она производится наземным оператором.

Перевести внешнюю подвеску из походного в рабочее положение и расстопорить дверь грузовой кабины.

Получив доклад бортового техника о готовности внешней подвески к подъему груза, убедиться, что на бортовом технике надет страховочный пояс, дверь грузовой кабины зафиксирована в открытом положении, табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН горит.

Запросить по радио разрешение на взлет.

Произвести вертикальный взлет и зависание рядом с грузом на высоте 0,5–1 м.

По командам бортового техника произвести вертикальный набор высоты и перемещение вертолета в сторону груза с таким расчетом, чтобы зависнуть над грузом на высоте 1,5–2 м, а затем продолжить вертикальный набор высоты и выбрать слабину тросов.

После получения доклада бортового техника «Трос натянут» плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить груз от земли и по командам бортового техника поднять его на высоту 2–3 м.

При докладе бортового техника о поднятии и нормальном поведении груза плавно произвести разгон вертолета без потери высоты.

После доклада бортового техника о закрытии грузовой двери подать ему команду занять свое рабочее место.


Подцепка груза на режиме висения

При подходе к месту расположения груза подать команду бортовому технику надеть страховочный пояс.

Произвести против ветра зависание вертолета на высоте 3 м с таким расчетом, чтобы груз находился слева от вертолета.

Перевести внешнюю подвеску из походного положения в рабочее и выпустить трос заземления вертолета.

После доклада бортового техника о готовности к подцепке груза произвести снижение до высоты 1,5–2 м по командам бортового техника.

Наземному оператору подсоединить к замку внешней подвески тросовую систему, закрепленную на грузе, дать сигнал бортовому технику о подцепке груза и уйти в безопасное место.

После доклада бортового техника о готовности внешней подвески к подъему проверить табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН, которое должно гореть.

Запросить по радио разрешение на взлет.

Произвести по командам бортового техника вертикальный набор высоты и перемещение вертолета в сторону груза до зависания над ним с превышением 1,5–2 м, а затем продолжить вертикальный набор высоты и выбрать слабину тросов.

После получения доклада бортового техника «Трос натянут» плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить груз от земли и по командам бортового техника поднять его на высоту 2–3 м.

При докладе бортового техника о подъеме и нормальном поведении груза плавно произвести разгон вертолета без потери высоты.

После доклада бортового техника о закрытии двери подать ему команду занять свое рабочее место.


Отцепка груза

При подходе к месту отцепки груза подать команду бортовому технику надеть страховочный пояс.

При зависании вертолета над местом приземления груза подать команду бортовому технику открыть дверь грузовой кабины.

По командам техника произвести перемещение вертолета к месту приземления груза, зависание над ним и вертикальное снижение до приземления груза.

После доклада бортового техника о приземлении груза нажать кнопку тактического или аварийного сброса груза и проконтролировать открытие замка по табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН, которое в момент отцепки груза должно погаснуть.

Убедиться по докладу бортового техника об отцепке груза, перевести внешнюю подвеску в походное положение и произвести посадку в заданном месте.

Примечание. На вертолете с пневмоподтягом внешней подвески для перевода ее в походное положение летчику поставить ручку пневмокрана ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА в положение УБОРКА и по погасанию табло ПОДВЕСКА ВЫПУЩЕНА проверить уборку подвески в походное положение.


Особенности выполнения полетов с грузами на внешней подвеске ночью

К полетам с грузами на внешней подвеске ночью допускаются экипажи, освоившие транспортировку грузов на внешней подвеске днем и в совершенстве овладевшие полетами на вертолете ночью.

Разрешается транспортировка на внешней подвеске грузов ночью, поведение которых в полете проверено днем.

Ограничения при выполнении полетов ночью такие же, как в дневных условиях:

  • максимальная (предельная) взлетная масса вертолета при транспортировке груза на внешней подвеске (включая массу внешней подвески и груза) определяется для фактических атмосферных условий взлета по номограмме рис. 17, но во всех случаях не должна превышать 3550 кг;
  • масса груза, перевозимого на внешней подвеске, не должна превышать 800 кг;
  • максимальная скорость транспортировки груза на внешней подвеске зависит от поведения груза и не должна превышать 150 км/ч по прибору.

Предупреждения:

  1. Скорость ветра при подцепке и отцепке груза должна быть спереди не более 10 м/с, сбоку не более 3 м/с; при ветре сзади подцепку и отцепку грузов выполнять не разрешается.
  2. Длина троса удлинителя должна быть не более 10 м.
  3. Развороты с грузом на внешней подвеске должны производиться с креном не более 10°.

При выполнении подцепки груз должен быть освещен наземным прожектором или другим источником света. При отсутствии наземного источника света место размещения груза должно быть обозначено фонарями белого цвета.

Во всех случаях зависание вертолета над грузом должно выполняться с включенными фарами: свет фары ФР-100 должен освещать груз и поверхность под вертолетом, луч света рулежно-посадочной фары МПРФ-1А должен быть направлен вперед и вниз и освещать впереди лежащую местность.

После подцепки и подъема груза расстояние от него до земли определять по радиовысотомеру РВ-3 и по информации руководителя полетов.

Задатчик опасной высоты радиовысотомера РВ-3 должен быть установлен перед взлетом на высоту, превышающую на 3–5 м общую длину внешней подвески с учетом высоты груза.

Предупреждение. На серийных вертолетах Ми-2, оборудованных радиовысотомерами РВ-УМ, транспортировка грузов на внешней подвеске ночью разрешается только при условии освещения полосы подхода и места подцепки (установки) груза наземными прожекторами с целью обеспечения возможности визуального определения командиром экипажа и руководителем полетов высоты от земли до груза (радиовысотомер РВ-УМ работает неустойчиво).

Способы подцепки груза и действия экипажа ночью такие же, как и днем.

Руководитель полетов с радиостанцией должен располагаться в таком месте, откуда удобно наблюдать за положением вертолета над грузом и где он не мешает заходу вертолета для подцепки (отцепки) груза.

Разгон и набор высоты производить с включенными фарами вертолета. На высоте 70–100 м выключить фары и перейти на пилотирование по приборам.

Контроль за поведением груза в полете осуществляет бортовой техник через приоткрытую дверь грузовой кабины, для чего летчик должен на время контроля включать фару ФР-100 (при работе с открытой дверью грузовой кабины бортовой техник должен надеть страховочный пояс).

Место укладки груза должно быть обозначено световым ориентиром.

Заход вертолета с грузом, приземление и отцепку груза производить с включенными фарами, при этом фара МПРФ-1А должна быть установлена в положение для взлета.

На планировании строго контролировать высоту полета, пользуясь показаниями радиовысотомера РВ-3.

Примечание. При установке радиовысотомера РВ-УМ высоту полета на планировании контролировать визуально.

Срабатывание задатчика опасной высоты свидетельствует о том, что расстояние от груза до земли составляет 3–5 м. Уточнение расчета на укладку груза выполнять без снижения, пользуясь командами руководителя полетов и информацией бортового техника.

Приземление груза и его отцепку выполнять, пользуясь рекомендациями, изложенными в разделе «Транспортировка грузов на внешней подвеске»


Подъем груза на борт вертолета в режиме висения с помощью бортовой стрелы

При подготовке к полету проверить правильность подгонки и надежность крепления страховочного пояса оператора. Кроме того, при подготовке к полету на выполнение спасательных работ проверить наличие на грузоподъемном устройстве пояса (универсального подъемного сиденья) для подъема людей, терпящих бедствие

При подходе к месту погрузки (спасательных работ) перед зависанием вертолета подать команду бортовому оператору надеть страховочный пояс, открыть и зафиксировать в открытом положении грузовую дверь вертолета и подготовить к работе грузоподъемное устройство.

Произвести зависание вертолета (против ветра) на высоте 3–5 м над площадкой, с которой будет подниматься груз (пострадавшие), или с превышением на 3–5 м окружающих груз препятствий

Подать команду оператору выпустить трос до касания его земли в целях заземления вертолета.

Примечание. Во избежание травмирования пострадавшего крюком троса (подъемным сиденьем) или воздействием статического электричества необходимо при выпуске троса по командам бортового оператора несколько переместить вертолет в сторону от пострадавшего.

После касания троса (подъемного сиденья) о землю наземному персоналу подсоединить к крюку подвесную систему груза (пристегнуть пояс к пострадавшему или разместить и зафиксировать его на подъемном сиденье).

Бортовому оператору, убедившись, что груз подцеплен, доложить летчику о готовности к подъему.

По команде летчика поднять груз (пострадавшего) и завести его в грузовую кабину (при подъеме человека помочь ему подняться на борт вертолета).

Примечания:

  1. При подъеме (опускании) груза необходимо строго выдерживать высоту висения и не допускать перемещений вертолета, ориентируясь по земле и по докладам оператора.
  2. Максимальная масса поднимаемого груза, на которой рассчитано грузоподъемное устройство, 120 кг.

Вертолет Ми-2