Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Действия летчика при отказах


Отказ в полете одного двигателя

При внезапном отказе в полете одного из двигателей необходимо:

  • немедленно отклонить рычаг «шаг-газ» вниз, не допускать падения оборотов несущего винта ниже 79-1% и педалями удержать вертолет от разворота вправо;
  • плавным, но энергичным движением перевести одновременно оба рычага раздельного управления двигателями в крайнее верхнее положение;
  • определить по показаниям приборов, какой из двигателей отказал, и во избежание пожара выключить его закрытием соответствующего стоп-крана;
  • закрыть пожарный кран отказавшего двигателя;
  • установить взлетную мощность работающему двигателю рычагом «шаг-газ» и обороты несущего винта убедиться по сигнальному табло на щитке противопожарной системы в отсутствии пожара на вертолете;
  • установить ручкой управления скорость полета 100 км/ч по прибору;
  • подобрать площадку, пригодную для посадки, и произвести посадку на одном работающем двигателе, как указано в гл. 3 настоящей Инструкции.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

  1. При отказе одного двигателя на малой высоте (100 м и ниже) надо сразу взятием ручки управления на себя с одновременным переводом рычагов раздельного управления двигателями вверх до упора перейти на интенсивное торможение до скорости 100 км/ч для обеспечения горизонтального полета, а на скоростях, меньших 90 км/ч,— до скорости, обеспечивающей безопасную посадку на данной площадке.
    При энергичном торможении вертолет выходит на указанные скорости без снижения или с набором высоты.
  2. В полете при одном работающем двигателе разрешается использовать взлетный режим в течение 6 мин. Однако в исключительных случаях, если невозможно выполнение безопасного полета при пониженных режимах работы одного двигателя (снижение вертолета над горами или морем), допускается использование повышенного режима работы двигателя без учета ограничений по времени вплоть до выполнения посадки. После этого двигатель снимается с вертолета.
  3. Экстренный останов двигателя в полете разрешается производить закрытием стоп-крана с любого режима его работы. После такого останова действовать так же, как при отказе одного двигателя.

Отказ в полете двух двигателей

При отказе в полете двух двигателей происходит резкое падение оборотов турбокомпрессоров двигателей, падение оборотов несущего винта и наступает разбалансировка вертолета.

При отказе двигателей необходимо:

  • немедленно перевести вертолет на режим самовращения несущего винта, для чего:
    • а) уменьшить общий шаг несущего винта до минимального и педалями удержать вертолет от разворота вправо;
    • б) установить рычагом «шаг-газ» обороты несущего винта в пределах 80–86%, не допуская их падения ниже 79-1%;
  • закрыть стоп-краны обоих двигателей;
  • закрыть пожарные краны двигателей;
  • убедиться по сигнальному табло на щитке противопожарной системы в отсутствии пожара на вертолете;
  • установить скорость планирования, соответствующую наименьшей вертикальной скорости снижения согласно табл. 14;
  • выбрать посадочную площадку и произвести расчет на посадку по возможности против ветра.

В случае вынужденной посадки на незнакомую площадку или площадку, размеры которой не обеспечивают безопасность выполнения посадки с пробегом, посадку на режиме самовращения произвести с малой поступательной скоростью приземления.

Для выполнения такой посадки необходимо:

  • на скорости, соответствующей минимальной вертикальной скорости снижения, снизиться до высоты 50–40 м;
  • с высоты 50–40 м произвести интенсивное торможение вертолета взятием ручки управления на себя до создания угла тангажа 15–20° с таким расчетом, чтобы к моменту достижения высоты 15–10 м уменьшить скорость до 50 км/ч;
  • с высоты 15–10 м энергичным движением рычага «шаг-газ» вверх произвести увеличение общего шага несущего винта до 10–12° по УШВ за 1–2 с и при отсутствии угрожающих препятствий (леса, оврага и т. д.) отдачей ручки управления от себя придать вертолету посадочный угол тангажа, исключающий поломку хвостового винта о грунт при приземлении;
  • после приземления уменьшить общий шаг несущего винта до минимального и использовать тормоза колес.

При отказе обоих двигателей на малых высотах (100 м и ниже) необходимо:

  • немедленно уменьшить общий шаг несущего винта до минимального значения и одновременно перейти на интенсивное торможение вертолета до скорости 50 км/ч за счет взятия ручки управления на себя и создания угла тангажа 15–20° и, если позволяет высота, снизиться на этой скорости до высоты 15–10 м;
  • с высоты 15–10 м энергичным движением рычага «шаг-газ» вверх произвести увеличение общего шага несущего винта до 10–12° по УШВ за 1–2 с и при отсутствии угрожающих препятствий отдачей ручки управления от себя придать вертолету угол тангажа, исключающий поломку хвостового винта о грунт при приземлении;
  • после приземления уменьшить общий шаг несущего винта до минимального значения и использовать тормоза колес.

При вынужденной посадке с двумя отказавшими двигателями на аэродром или площадку, состояние и размеры которой обеспечивают приземление с пробегом, посадку на режиме самовращения несущего винта производить, как указано в гл. III настоящей Инструкции.


Неисправности главного редуктора

При неисправности главного редуктора, сопровождающейся появлением непривычных шумов и тряски вертолета, а также резким повышением температуры или падением давления масла, необходимо:

  • немедленно перейти на планирование с малой мощностью двигателей на скорости, указанной в гл. III настоящей Инструкции (см. раздел «Планирование с работающими двигателями»);
  • выбрать площадку и произвести заход на посадку по возможности против ветра;
  • произвести посадку по-самолетному (если позволяют условия), а при невозможности такой посадки — по-вертолетному.

Неисправность системы автоматического поддержания оборотов несущего винта

В случае появления неисправностей в системе автоматического поддержания оборотов несущего винта, выражающихся в появлении самопроизвольной раскрутки оборотов винта выше 86%, установить рукояткой коррекции обороты несущего винта 79-1—84%. При появлении «вилки» в оборотах турбокомпрессоров выше 2%, самопроизвольном колебании оборотов турбокомпрессоров с возрастающей амплитудой необходимо установить рукояткой коррекции обороты несущего винта 79±1% и выдерживать их рычагом «шаг-газ» в этих пределах, выполнение задания прекратить и произвести посадку.


Пожар в воздухе

Признаками пожара являются:

  • загорание красного мигающего табло ПОЖАР, расположенного на приборной доске, загорание красных сигнальных табло на щитке противопожарной системы ПОЖАР и табло, указывающего место пожара (ОТСЕК ЛЕВОГО ДВИГАТ., ОТСЕК ПРАВОГО ДВИГАТ. или РЕДУКТ. ОТСЕК);
  • появление дыма, пламени или запаха гари в кабине;
  • появление дыма или пламени на выходе из двигателей;
  • редкий рост температуры газов перед турбиной с превышением допустимых пределов.

Пожар в отсеке двигателя

При возникновении пожара в отсеке левого или правого двигателя на приборной доске загорается мигающее красное табло ПОЖАР, а на щитке противопожарной системы загораются красные табло ПОЖАР и ОТСЕК ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТ. Одновременно с этим автоматически открывается кран противопожарной системы горящего отсека, загорается табло КРАН ОТКРЫТ и обеспечивается поступление огнегасящего состава из баллона 1-й очереди в отсек, где возник пожар. После автоматического срабатывания огнетушителя 1-й очереди загорается табло АВТОМАТ. БАЛЛОН 1-й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ.

При загорании красных табло необходимо:

  • выключить двигатель, в отсеке которого возник пожар, закрытием стоп-крана;
  • закрыть пожарный кран этого двигателя;
  • выключить генератор аварийного двигателя;
  • перейти на полет с одним работающим двигателем и действовать, как указано в разделе «Отказ в полете одного двигателя».

Если после автоматического срабатывания огнетушителя 1-й очереди пожар ликвидирован, то красное световое табло ПОЖАР, расположенное в центре щитка противопожарной системы, должно погаснуть; мигающее табло ПОЖАР на приборной доске летчика и табло ОТСЕК ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТ. не гаснут.

По ликвидации пожара в целях прекращения работы мигающего сигнала и сигнала ОТСЕК ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТ. необходимо кратковременно перевести переключатель включения противопожарной системы из положения ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА в положение КОНТРОЛЬ и обратно (этим переключением противопожарная система приводится в готовность для ликвидации пожара в случае повторного его возникновения в любом защищаемом отсеке).

Если пожар автоматической очередью не ликвидирован (красное табло ПОЖАР на щитке противопожарной системы горит), летчик обязан нажать кнопку ВКЛ. 2-Й ОЧЕРЕДИ, при этом должно загореться табло БАЛЛОН 2-Й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ.

В случае когда пожар огнетушителем 2-й очереди не ликвидирован, использовать огнетушитель 3-й очереди, для чего нажать на кнопку ВКЛ. 3-Й ОЧЕРЕДИ.

После срабатывания огнетушителя 3-й очереди загорается табло БАЛЛОН 3-Й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. После ликвидации пожара запускать двигатель, в отсеке которого был пожар, запрещается.

Пожар в отсеке главного редуктора

При возникновении пожара в редукторном отсеке на приборной доске загорается красное мигающее табло ПОЖАР. Кроме того, на щитке противопожарной системы загораются красное табло ПОЖАР, сигнальное табло РЕДУКТ. ОТСЕК и табло КРАН ОТКРЫТ, автоматически срабатывает огнетушитель 1-й очереди. После срабатывания 1-й очереди загорается желтое табло АВТОМАТ. БАЛЛОН 1-Й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ.

После загорания последнего табло проверить, ликвидирован ли пожар огнетушителем 1-й очереди, для чего переставить переключатель ВКЛЮЧЕНО—КОНТРОЛЬ в положение КОНТРОЛЬ и снова вернуть в положение ВКЛЮЧЕНО. При этом, если пожар ликвидирован, световые сигнальные табло должны погаснуть. Если пожар не ликвидирован, эти табло должны гореть. В этом случае нажать кнопку ВКЛ. 2-Й ОЧЕРЕДИ, После срабатывания огнетушителя 2-й очереди должна загореться табло БАЛЛОН 2-Й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ. Если пожар не будет ликвидирован огнетушителем 2-й очереди, нажать кнопку ВКЛ. 3-Й ОЧЕРЕДИ, при этом загорится табло БАЛЛОН 3-Й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ.

Примечания:

  1. Если по каким-либо признакам будет обнаружен пожар в каком-то из трех защищаемых отсеков, а автоматика включения системы пожаротушения не сработала, необходимо нажать кнопку ручного включения 1-й очереди того отсека, где возник пожар (нижний ряд кнопок), при этом должны загореться табло КРАН ОТКРЫТ и табло АВТОМАТ. БАЛЛОН 1-Й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ. Если пожар 1-й очередью не будет ликвидирован, нажать кнопку ВКЛ. 2-Й ОЧЕРЕДИ и при необходимости кнопку ВКЛ. 3-Й ОЧЕРЕДИ.
  2. После ликвидации пожара в одном из отсеков с помощью первой автоматической очереди для приведения противопожарной системы в готовность необходимо переключатель ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА — КОНТРОЛЬ кратковременно включить в положение КОНТРОЛЬ и снова вернуть в положение ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА.

В случае повторного возникновения пожара в любом из защищаемых отсеков загорятся красные табло:

  • мигающее табло ПОЖАР на приборной доске летчика;
  • табло ПОЖАР и табло отсека, в котором возник пожар, на щитке противопожарной системы;
  • автоматически откроется кран горящего отсека и загорится табло КРАН ОТКРЫТ. В этом случае летчик действует, как указано в разделах «Пожар в отсеке двигателя» и «Пожар в отсеке главного редуктора», включая вручную огнетушители 2-й и при необходимости 3-й очереди.
  1. Если при вторичном возникновении пожара не сработает система сигнализации и не загорятся зеленое табло КРАН ОТКРЫТ, красное табло ПОЖАР, ОТСЕК ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТЕЛЯ или РЕДУКТ. ОТСЕК и пожар будет установлен по другим признакам, необходимо нажать кнопку ручного включения огнетушителя 1-й очереди, расположенную под табло того отсека, где возник пожар. При этом откроется кран горящего отсека и загорится табло КРАН ОТКРЫТ, после чего пожар гасится огнетушителем 2-й очереди, а при необходимости огнетушителем 3-й очереди согласно ранее изложенным указаниям.

Пожар в кабине вертолета

При пожаре в грузовой кабине или в кабине летчика надо применить переносный огнетушитель ОУ-2 и произвести посадку вертолета. На земле принять меры по спасанию пассажиров или раненых, а также по ликвидации пожара на вертолете.


Отказ путевого управления

При нарушении управления от педалей к хвостовому винту его лопасти под действием центробежных, аэродинамических и упругих сил установятся на угол 5°, при котором обеспечивается путевая балансировка вертолета без скольжения на скорости горизонтального полета 70 км/ч по прибору.

В случае отказа системы путевого управления сбалансировать вертолет скольжением, уменьшить скорость полета до 70 км/ч по прибору, выбрать ближайшую площадку для безопасной посадки и, балансируя вертолет скольжением, произвести посадку по-самолетному.

При разрушении привода хвостового винта вертолет резко разворачивается влево и кренится вправо. В этом случае немедленно сбросить шаг несущего винта до минимального, полностью убрать коррекцию газа влево, парировать крен ручкой управления и перейти к планированию на режиме самовращения несущего винта, не выключая двигатели.

На планировании балансировать вертолет скольжением, постепенно увеличивая режим работы двигателей в целях уменьшения вертикальной скорости снижения. На высоте 100–150 м выключить двигатели.

Посадку вертолета на выбранную площадку произвести против ветра по-самолетному с использованием общего шага несущего винта.

Если балансировка вертолета невозможна, принять решение о покидании вертолета.


Возникновение флаттера лопастей несущего винта

При возникновении флаттера лопастей несущего винта на вертолете появляется тряска, ухудшается управляемость вертолета и нарушается соконусность лопастей несущего винта.

В случае возникновения флаттера лопастей несущего винта необходимо поворотом рукоятки коррекции газа влево уменьшить обороты несущего винта до 78% по указателю и одновременным взятием ручки управления на себя уменьшить скорость полета на 30–40 км/ч по прибору. Флаттер должен прекратиться.

На уменьшенной скорости возвратиться на свой или ближайший аэродром и произвести обычную посадку, не допуская при этом увеличения оборотов несущего винта выше 79%.


Возникновение колебаний типа «земной резонанс»

При возникновении быстро нарастающих поперечных колебаний вертолета на земле необходимо энергичным движением перевести рычаг «шаг-газ» вниз до упора, полностью вывести коррекцию газа влево, а ручку управления установить в нейтральное положение. При этом перемещением левой педали парировать развороты вертолета.

С возникновением нарастающих колебаний во время движения вертолета по земле (на разбеге, пробеге, рулении) кроме указанного нужно тормозами колес уменьшить поступательную скорость движения вертолета, при необходимости до полной остановки. Если при указанных действиях поперечные колебания вертолета не прекратились, выключить двигатели.


Непреднамеренное превышение допустимых скоростей полета

При случайном превышении максимально допустимой скорости полета на вертолете возрастает тряска, предупреждающая о начавшемся срыве потока с лопастей несущего винта. Дальнейшее развитие срывных явлений может привести к раскачке вертолета и потере управляемости.

В случае превышения максимальной скорости необходимо плавно уменьшить общий шаг несущего винта и одновременным взятием ручки управления на себя уменьшить скорость полета до заданной.


Отказ гидравлической системы

Отказ гидравлической системы питания гидроусилителей определяется по загоранию красной сигнальной лампочки и одновременному загрублению и подергиванию ручки управления в продольном направлении, а также по появлению на рычаге «шаг-газ» значительных тянущих усилий (примерно 30 кг). Через 40 с – 1 мин после отказа наступает резкое изменение балансировки вертолета в поперечном направлении (рывок ручки управления вправо). При этом на режиме висения раз-балансировка в поперечном направлении наибольшая и достигает по усилиям 8 кг, амплитуда переменных усилий составляет 4–5 кг. Наименьшие амплитуды переменных усилий на ручке управления при отказавшей гидросистеме имеют место на скорости по прибору 130-140 км/ч.

При отказе гидросистемы продолжение полета и производство посадки вертолета возможны, однако их выполнение сопровождается усложнением техники пилотирования.

При отказе гидросистемы на висении, не ожидая рывка по крену, произвести посадку по-вертолетному.

При отказе гидросистемы в полете установить скорость 130–140 км/ч по прибору и на этой скорости продолжать полет до аэродрома посадки. При торможении вертолета во время захода на посадку усилия с ручки управления снимать триммерами. Посадку производить по-самолетному.


Отказ генератора

При отказе левого или правого генератора постоянного тока загорается соответствующее сигнальное табло ОТКАЗ ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ГЕНЕРАТОРА, а вольтметр постоянного тока при переключении его на отказавший генератор не показывает напряжения.

В этом случае необходимо:

  • убедиться, включен ли выключатель соответствующего генератора;
  • по амперметру работающего генератора проконтролировать ток нагрузки, который не должен превышать 100 А. В случае превышения необходимо выключить на правом электрощитке АЗС ОБОГРЕВ ВЕНТИЛ. КАБИН.

При отказе обоих генераторов постоянного тока необходимо выключить максимально возможное по условиям полета количество потребителей.

Полет с отказавшими обоими генераторами возможен в течение:

  • 25 мин — днем в простых метеоусловиях;
  • 20 мин — днем в сложных метеоусловиях и ночью в простых метеоусловиях.

При отказе генератора переменного тока загорается табло ОТКАЗ ГЕНЕРАТ., а вольтметр переменного тока не показывает напряжение генератора.

В этом случае необоходимо убедиться, что автоматы защиты УПРАВЛЕНИЕ и ВОЗБУЖДЕНИЕ генератора включены.

При отказе генератора переменного тока не работают противообледенительная система хвостового и несущего винтов, обогрев стекла летчика.

Во всех случаях отказа генераторов необходимо доложить об этом руководителю полетов и далее действовать по его указанию.


Отказ авиагоризонта

При отказе авиагоризонта появляется несоответствие его показаний фактическому положению вертолета относительно естественного горизонта и может прекратиться его реагирование на изменения пространственного положения вертолета.

В случае отказа авиагоризонта при выполнении полета в простых метеорологических условиях перейти к визуальному пилотированию, ориентируясь на естественный горизонт.

Режим полета контролировать по показаниям других пилотажных приборов и по режимам работы несущего винта и двигателей.

Доложить руководителю полетов об отказе авиагоризонта и действовать по его указанию.

В случае отказа авиагоризонта при выполнении полета в сложных метеорологических условиях перейти на пилотирование вертолета по другим приборам, осуществляя контроль угла тангажа по вариометру, высотомеру, указателю скорости и по режимам работы несущего винта и двигателей, а угла крена — по указателю скольжения и гироиндукционному компасу. По возможности принять меры по выходу из облаков.

Проверить, включен ли преобразователь ПТ-70 (ПТ-125) на правом электрощитке и установлен ли переключатель 36В в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, и убедиться по табло сигнализации отказа в исправности преобразователя 36В. При отказе ПТ-70 (ПТ-125) перейти на питание от генератора переменного тока, для чего переключатель 36 В поставить в положение ГЕНЕРАТОР. Если работа авиагоризонта не восстановится, выполнение задания прекратить, доложить об отказе авиагоризонта руководителю полетов и по его указанию произвести посадку.


Загорание светового табло ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 Л

При загорании светового табло ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 Л необходимо:

  • проверить количество топлива по топливомеру;
  • оценить возможность полета до расчетного пункта посадки, учитывая, что остаток топлива 100 л до полного его выгорания достаточен для полета на высоте 500 м и скорости 180–190 км/ч по прибору в течение 20 мин на расстояние 60 км; во избежание полной выработки топлива посадку следует совершить не позднее чем через 15 мин после загорания светового табло;
  • принять решение о посадке в расчетном пункте или на запасной аэродром (выбранную площадку);
  • пилотировать вертолет плавно, развороты выполнять координировано, избегать скольжений.

Отказ системы ПВД

При отказе системы ПВД появляется явное несоответствие показаний высотомера, указателя скорости и вариометра фактическим значениям замеряемых параметров и нарушается нормальное реагирование мембранно-анероидных приборов на изменения режима полета.

При отказе системы ПВД в зависимости от метеорологических условий перейти к визуальному пилотированию, ориентируясь на естественный горизонт, или к пилотированию по авиагоризонту, контролируя скорость полета по режимам работы двигателей и несущего винта.

Переключить мембранно-анероидные приборы на резервное питание по статическому давлению, а при условиях обледенения проверить, включен ли обогрев ПВД.

Об отказе системы ПВД доложить руководителю полетов и по его указанию произвести посадку.


Отказ гироиндукционного компаса ГИК-1

При отказе гироиндукционного компаса нарушается соответствие его показаний фактическому курсу вертолета, шкала указателя курса становится неподвижной или начинает колебаться в обе стороны, при выполнении разворотов показания курса остаются неизменными или изменяются скачкообразно.

При отказе гироиндукционного компаса необходимо:

  • убедиться, что преобразователь ПТ-70 и АЗС ГИК-1 включены, а переключатель 36В установлен в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ;
  • убедиться в исправности преобразователя ПТ-70 (ПТ-125) по табло сигнализации его отказа;
  • проверить, включен ли генератор переменного тока;
  • переключить питание ГИК-1 на генератор переменного тока (переключатель 36В на верхнем электропульте поставить в положение ГЕНЕРАТОР).

Доложить руководителю полетов об отказе ГИК-1 и действовать по его указаниям. Направление полета контролировать по магнитному компасу и радиокомпасу и периодически контролировать запросом радиопеленга.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. На точность показаний магнитного компаса КИ-13 существенное влияние оказывают включение обогрева стекла летчика, контейнеров аккумуляторных батарей и ПВД, а также работа стеклоочистителя, которые при снятии отсчетов показаний магнитного компаса по возможности должны быть выключены.

В сложных метеоусловиях заход на посадку производить по АРК-9, магнитному компасу и аэродромным средствам посадки.


Отказ электросистемы управления триммерами

Отказ электросистемы управления триммерами приводит к самопроизвольному изменению усилий на ручке или к прекращению изменений этих усилий при изменении положения переключателей управления триммерами.

При отказе триммеров проверить правильность положения АЗС и переключателей триммеров.

В случае правильного положения переключателей и АЗС перейти на управление от дублирующей системы, для чего переключатель рода управления триммерами поставить вверх. Если управление триммерами не работает и от дублирующей системы, выключить АЗС и переключатели триммеров, доложить руководителю полетов об отказе и действовать по его указанию.

Примечание Самым неблагоприятным отказом триммеров является уход триммерного механизма в крайние положения. Однако даже при таком отказе сохраняется возможность выполнения полета во всем диапазоне скоростей и возможность посадки. Максимальные усилия на ручке управления при отказе не превышают 10–12 кгс. Поэтому посадка по-самолетному и по-вертолетному с отказавшими триммерами особой сложности не представляет, но требует повышенного внимания.


Отказ УКВ радиостанции

Признаки отказа:

  • нет ответа наземной станции на запрос (вертолет находится в пределах дальности действия УКВ радиостанции);
  • нет самопрослушивания при работе в режиме ПЕРЕДАЧА;
  • сильные шумы в приемнике при включенном подавителе шума.

При отказе радиостанции необходимо:

  • проверить надежность подсоединения разъема шлемофона;
  • проверить правильность установки необходимого канала связи;
  • проверить, стоит ли регулятор громкости на пульте управления радиостанцией в положении максимальной громкости;
  • проверить, не выключен ли автомат защиты УКВ на левом электрощитке;
  • проверить возможность ведения радиосвязи на других каналах (волнах) связи и, убедившись в отказе УКВ радиостанции, перейти на работу по KB радиостанции.

В случае отсутствия радиосвязи по УКВ и KB радиостанций прекратить выполнение задания и следовать на аэродром. Включить сигнал «Бедствие» изделия 020. Настроиться на приводную радиостанцию аэродрома посадки и прослушать команды руководителя полетов по радиокомпасу АРК-9.


Отказ радиокомпаса АРК-9

Признаки отказа:

  • неподвижность стрелки указателя радиокомпаса при изменении направления полета;
  • не прослушиваются позывные радиостанции, на которую настроен радиокомпас (вертолет находится в пределах дальности действия АРК-9);
  • стрелка индикатора настройки отклонена в крайнее левое положение;
  • непрерывное вращение стрелки указателя радиокомпаса или большие ее колебания.

При отказе радиокомпаса:

  • убедиться в том, что АЗС АРК-9 на левом электрощитке находится во включенном положении;
  • убедиться в том, что переключатель рода работы на щитке управления АРК-9 установлен в положение КОМПАС и есть подсвет шкалы плавной подстройки включенного канала;
  • проверить положение регулятора громкости и частоту настройки радиокомпаса;
  • запросить руководителя полетов о работе наземной приводной радиостанции;
  • проверить положение переключателя ДАЛЬНЯЯ—БЛИЖНЯЯ;
  • доложить руководителю полетов об отказе радиокомпаса и по его указанию включить сигнал «Бедствие» изделия 020.

Выход на аэродром произвести по компасу ГИК-1. Заход на посадку выполнять по командам руководителя полетов.


Правила вынужденного покидания в воздухе вертолета Ми-2 с одним управлением

Покидание вертолета в воздухе может производиться через проем правой двери и через проем сдвижного блистера. Выбор способа покидания производится в зависимости от удобства пользования им в конкретной аварийной обстановке.

Покидание вертолета производится по команде летчика.

Первым покидает вертолет бортовой техник.

Покидание вертолета через проем правой двери

При покидании вертолета через проем правой двери необходимо:

  • левой рукой расстегнуть привязные ремни;
  • перехватить ручку управления левой рукой;
  • поставить правую ногу справа от сиденья, развернув ступню вправо;
  • сбросить правую дверь, повернув правой рукой рукоятку аварийного сброса двери назад;
  • взяться правой рукой за задний обрез дверного проема в его средней части;
  • встать с сиденья, развернувшись вправо, и левую руку перенести на передний обрез дверного проема;
  • поставить левую ногу на порог дверного проема;
  • покинуть вертолет энергичным толчком рук и ног в направлении вниз в сторону.

На высоте полета более 1000 м сделать задержку раскрытия парашюта около 5 с.

Покидание вертолета через проем сдвижного блистера

При покидании вертолета через проем сдвижного блистера необходимо:

  • левой рукой расстегнуть привязные ремни;
  • сбросить сдвижной блистер, выдернув левой рукой вниз рукоятку аварийного сброса блистера;
  • упереться левой рукой в нижний задний угол проема блистера, а правой рукой взяться за среднюю часть переднего обреза проема;
  • встать с сиденья и, развернувшись влево, поставить левую ногу в чашку сиденья;
  • сильно наклонившись к нижнему обрезу проема блистера, покинуть вертолет, энергично оттолкнувшись руками и левой ногой.

На высоте полета более 1000 м сделать задержку раскрытия парашюта около 5 с.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При необходимости вынужденного покидания вертолета во время транспортировки груза на внешней подвеске нужно сначала сбросить перевозимый груз в безопасное место, после чего покинуть вертолет согласно настоящей Инструкции.


Правила вынужденного покидания в воздухе вертолета Ми-2 с двойным управлением

Покидание вертолета производится по команде летчика-инструктора. Первым покидает вертолет курсант.

Для покидания вертолета через проем правой входной двери правому летчику необходимо:

  • левой рукой расстегнуть замок привязных ремней
  • перехватить левой рукой ручку управления, наклониться вперед и вправо, взяться правой рукой за ручку аварийного сброса правой входной двери, потянуть ее на себя и оттолкнуть дверь наружу;
  • снять ноги с педалей, правой рукой снять со стопора ручку управления, а левой — откинуть ее вперед;
  • поставить правую ногу в нижний угол заднего обреза дверного проема, взяться левой рукой за верхний правый угол приборной доски, а правой — за задний срез дверного проема;
  • встать с виденья с разворотом вправо, перехватиться левой рукой за передний срез дверного проема, наклониться и, энергично оттолкнувшись руками и правой ногой, покинуть вертолет.

В случае несброса правой входной двери правый летчик может покинуть вертолет через проем левой входной двери кабины экипажа вслед за левым летчиком.

Для этого он должен:

  • убедиться, что правая входная дверь не сбрасывается;
  • снять ноги с педалей, правой рукой снять со стопора ручку управления, а левой — откинуть ее вперед;
  • взяться правой рукой за верх приборной доски, а левой — за верхнюю часть спинки сиденья левого летчика, встать с сиденья с разворотом влево;
  • поставить левую ногу в чашку сиденья левого летчика, перехватиться правой рукой за передний срез дверного проема, пропустить правую ногу между ручкой управления левого летчика и левой ногой, поставив ее в нижний угол переднего обреза дверного проема;
  • перехватиться левой рукой за задний срез дверного проема, наклониться и, энергично оттолкнувшись руками и правой ногой, покинуть вертолет. В момент отделения от вертолета необходимо левую ногу максимально согнуть в колене и подтянуть бедро к брюшному прессу, чтобы исключить задевание носком ноги за детали кабины.

Для покидания вертолета через проем левой входной двери левому летчику необходимо:

  • левой рукой расстегнуть замок привязных ремней;
  • взяться левой рукой за ручку аварийного сброса левой входной двери, выдернуть ее, потянув вниз, и оттолкнуть дверь наружу;
  • снять ноги с педалей, взяться левой рукой за задний срез дверного проема, а правой — за верх приборной доски, встать с сиденья;
  • поставить левую ногу в чашку сиденья, а правую— пропустить между ручкой управления и левой ногой и поставить в нижний угол переднего обреза дверного проема;
  • перехватиться правой рукой за передний срез дверного проема, наклониться и, энергично оттолкнувшись руками и правой ногой, покинуть вертолет. В момент отделения от вертолета необходимо левую ногу максимально согнуть в колене и подтянуть бедро к брюшному прессу, чтобы исключить задевание носком за детали кабины.

В случае несброса левой входной двери левый летчик может покинуть вертолет через проем правой входной двери кабины экипажа вслед за правым летчиком.

Для этого он должен:

  • убедиться, что левая входная дверь не сбрасывается;
  • снять ноги с педалей, взяться правой рукой за правый верхний угол спинки сиденья, а левой — за верх приборной доски, встать с сиденья;
  • поставить левую ногу в чашку сиденья, а правую— в нижний угол заднего обреза дверного проема;
  • перехватиться левой рукой за передний срез, а правой за задний срез дверного проема;
  • наклониться и, энергично оттолкнувшись руками и правой ногой, покинуть вертолет.

После отделения от вертолета действовать так же, как указано для покидания вертолета Ми-2 с одним управлением.


Вертолет Ми-2