Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2


Обязанности бортового техника


Обязанности бортового техника перед полетом

Предполетный осмотр вертолета

За полноту и качество подготовки вертолета к полету несет ответственность бортовой техник.

Предполетный осмотр вертолета бортовой техник производит в соответствии с Инструкцией по эксплуатации и техническому обслуживанию и Единым регламентом по маршруту, указанному на схеме рис. 4. При этом он должен:

  • осмотреть остекление носовой части кабины летчика и проверить состояние стеклоочистителя;
  • проверить крепление аккумуляторов в аккумуляторном отсеке;
  • осмотреть приемник воздушных давлений и проверить его крепление и чистоту отверстий;
  • проверить зарядку передней стойки шасси и пневматиков колес (выход штока амортизатора при нормальном полетном весе должен быть 20–35 мм, обжатие пневматиков — 20–30 мм);
  • проверить крепление левого подвесного топливного бака, заправку его топливом и убедиться в отсутствии вмятин на баке, течи топлива и других видимых дефектов (проверяется при условии установки подвесных баков на вертолет);
  • осмотреть состояние обшивки и остекления на левом борту фюзеляжа;
  • проверить состояние и зарядку левой основной стойки шасси и пневматика колеса (выход штока при нормальной взлетной массе вертолета должен быть 35–65 мм, обжатие пневматика колеса — 35–45 мм);
  • проверить открытие и закрытие двери грузовой кабины и убедиться в надежной работе замка и механизма стопорения двери в закрытом положении;
  • убедиться в отсутствии посторонних предметов в грузовой кабине;
  • при наличии груза проверить его массу, правильность размещения по разметкам на правом борту грузовой кабины и надежность швартовки груза;
  • осмотреть несущий винт и проверить состояние лопастей (нет ли на них «прожогов», вмятин, пробоин, льда или примерзшего снега), состояние пластин триммеров, положение сигнализаторов повреждения лонжеронов, состояние узлов втулки несущего винта и электрожгутов питания обогревательных элементов лопастей;
  • проверить уровень АМГ-10 в компенсационном бачке гидродемпферов;
  • проверить состояние обшивки на левой стороне хвостовой балки;
  • осмотреть левую часть стабилизатора и убедиться в отсутствии повреждений обшивки стабилизатора и отсутствии льда и снега на ее поверхности;
  • проверить уровень масла в хвостовом редукторе по рискам масломерной линейки;
  • перейти на правую сторону вертолета и проверить рулевой винт — состояние лопастей (нет ли механических повреждений, «прожогов», льда или примерзшего снега), состояние втулки (нет ли подтекания смазки, наличия льда или снега), состояние электрожгутов питания обогревательных элементов лопастей рулевого винта;
  • проверить уровень масла в промежуточном редукторе;
  • проверить состояние обшивки на правой стороне хвостовой балки;
  • проверить правую часть стабилизатора в том же объеме, что и левую;
  • проверить правую основную стойку шасси колеса в том же объеме, что и левую;
  • проверить состояние обшивки и остекления на правом борту фюзеляжа;
  • проверить правый подвесной топливный бак в том же объеме, что и левый, если бак установлен на вертолете;
  • снять заглушки с входных устройств и с выхлопных труб двигателей и убедиться, что во входных каналах и трубах нет повреждений, посторонних предметов и скопления воды, снега или льда.

Примечание. На вертолетах с установленным радиоизотопным сигнализатором обледенения РИО-3 снять защитный кожух с датчика сигнализатора;

  • проверить проворачиванием турбокомпрессоров от руки отсутствие примерзания лопаток компрессоров двигателей;
  • открыть капоты и трапы двигателей и главного редуктора;
  • проверить заправку масляных систем обоих двигателей, которая должна составлять 12,5 л, но не менее 8 л в каждом маслобаке;
  • проверить состояние СЗТВ (отсутствие течи топлива, контровку рычага рода работы СЗТВ в рабочем положении и контровку соединений);
  • проверить уровень масла в главном редукторе по рискам на мерном стекле;
  • проверить уровень АМГ-10 в гидроблоке ГБ-2;
  • убедиться по показаниям манометров, что давление в огнетушителях соответствует давлению, указанному в Инструкции для данной температуры наружного воздуха;
  • закрыть на замки капоты и трапы двигателей и главного редуктора;
  • проверить открытие и закрытие правой двери кабины летчика и убедиться в надежной работе замка и механизма стопорения двери в закрытом положении;
  • осмотреть кабину летчика и убедиться в отсутствии посторонних предметов в ней;
  • убедиться в отсутствии внешних повреждений приборов, табло, рычагов и переключателей;
  • сесть на сиденье летчика и проверить плавность хода ручки управления, рычага «шаг-газ», рычагов раздельного управления двигателями и педалей;
  • убедиться в легкости хода и надежности закрытия и открытия сдвижного блистера (левой двери);
  • проверить работу дистанционного управления механизмом стопорения двери грузовой кабины в закрытом положении;
  • проверить давление в воздушной системе, которое должно быть 40–50 кгс/см2;
  • проверить герметичность и работоспособность тормозной системы (после нажатия на тормозную гашетку и достижения в тормозах давления 12 кгс/см2 не должно быть шума выходящего воздуха, а после растормаживания— остаточного давления в тормозах);
  • проверить наличие сигнальных ракет на борту вертолета;
  • убедиться, что все автоматы защиты и выключатели находятся в положении ВЫКЛЮЧЕНО.

Подать команду на подключение аэродромного источника электропитания.

Проверить напряжение аэродромного источника питания, для чего:

  • поставить переключатель АККУМУЛЯТОР—АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ в положение АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ;
  • включить АЗС ПТ-70 (на вертолете с двойным управлением —ПТ-125) и ГИК-1;
  • поставить переключатель ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ—36В—ГЕНЕРАТОР в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ;
  • поставить переключатель вольтметра в положение АККУМУЛЯТОР;
  • проверить напряжение источника аэродромного питания, которое должно составлять 27,0 — 28,5В;
  • проверить заправку вертолета топливом по показаниям топливомера.

Проверить систему пожаротушения, для чего:

  • включить АЗС системы пожаротушения и установить переключатель ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА в положение КОНТРОЛЬ, если он не был установлен в это положение;
  • дать указание специалисту по спецоборудованию (механику) последовательно нажать кнопки на исполнительных блоках, установленных в радиоотсеке, и убедиться, что при нажатии кнопок срабатывают табло КРАН ОТКРЫТ, ОТСЕК ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТЕЛЯ, РЕДУКТ. ОТСЕК.

После проверки системы переключатель ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА установить в положение ВКЛЮЧЕНО.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Во избежание срабатывания огнетушителей во время проверки системы пожаротушения устанавливать переключатель ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА в положение ВКЛЮЧЕНО запрещается.

Проверить работу подкачивающих топливных насосов, для чего:

  • включить АЗС подсвета сигнальных табло, подкачивающих топливных насосов № 1 и 2 и АЗС АВТОМ. ПЕРЕКЛ. ИСТОЧН.;
  • включить подкачивающий насос № 2, поставив переключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ — ДУБЛИРУЮЩЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ НАСОСА № 2 в положение АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ. При этом должно загореться табло НАСОС № 2 РАБОТАЕТ;
  • нажать кнопку ВКЛЮЧЕНИЕ НАСОСА № 1, при этом должно загореться табло НАСОС № 1 РАБОТАЕТ и погаснуть табло НАСОС № 2 РАБОТАЕТ;
  • выключить АЗС подкачивающих топливных насосов № 1 и 2, подсвета сигнальных табло АВТОМ. ПЕРЕКЛ. ИСТОЧН. и АЗС системы пожаротушения.

Примечание. АЗС подсвета сигнальных табло не выключать в том случае, если будет проверяться работа системы внешней подвески.

При подготовке к полету в условиях обледенения дополнительно проверить:

  • работу стеклоочистителя, для чего кратковременно включит АЗС СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ (работа щетки стеклоочистителя по сухому стеклу разрешается не более 10 двойных ходов);
  • обогрев ПВД, для чего кратковременно включить АЗС ОБОГРЕВ ПВД и нажать кнопку контроля исправности обогрева ПВД. При исправном обогреве должно засветиться табло ОБОГРЕВ ПВД ИСПРАВЕН. На ощупь (проявляя при этом осторожность во избежание ожога) убедиться в исправности обогрева. На вертолетах до № 1401, где нет кнопки контроля обогрева ПВД, исправность обогрева проверяется только на ощупь;
  • работу электромагнитных кранов обогрева двигателей, для чего включить АЗС ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ. ОБЩИЙ, затем при постановке выключателя ОБОГРЕВ ДВИГАТ. в положение ВКЛЮЧЕНО прослушать срабатывание кранов.

Поставить выключатель ОБОГРЕВ ДВИГАТ. в положение ВЫКЛЮЧЕНО и выключить АЗС ПРОТИВО-ОБЛЕДЕНИТ. ОБЩИЙ.

Примечание. Проверку системы обогрева ПВД производить во всех случаях при наличии снежного покрова и при температуре наружного воздуха +5°С и ниже.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Работа противообледенительной системы лопастей винтов и обогрев стекла кабины проверяются летчиком при работающих двигателях.

Предполетный осмотр и проверка работы системы внешней подвески

Перед полетом бортовой техник обязан проверить:

  • контровку и состояние узлов крепления системы внешней подвески;
  • легкость вращения вертлюга на промежуточном звене подвески;
  • соответствие длины удлинительного троса заданию на полет.

Закрыть замок внешней подвески.

Снять правое сиденье в кабине летчика, если оно не доработано и не позволяет в полете переходить бортовому технику из кабины летчика в грузовую кабину и обратно.

После посадки в кабину произвести следующее:

  • проверить положение АЗС сигнальных табло, который должен быть включен;
  • включить АЗС ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА и по загоранию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН убедиться в исправности сигнализации закрытого положения замка внешней подвески;
  • проверить работу системы тактического сброса груза, для чего нажать кнопку ТАКТИЧЕСКИЙ СБРОС, расположенную на рычаге «шаг-газ», и по погасанию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН убедиться, что замок внешней подвески сработал;
  • подать команду механику «Закрыть замок» и убедиться, что при закрытии замка подвески загорается табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН;
  • проверить работу системы аварийного сброса груза, для чего после закрытия замка подвески нажать кнопку АВАРИЙНЫЙ СБРОС, расположенную на ручке управления, и по погасанию табло ГРУЗ ПОДВЕШЕН убедиться, что замок подвески сработал;
  • выключить АЗС подсвета сигнальных табло и АЗС ВНЕШНЯЯ ПОДВЕСКА;
  • проверить работу системы выпуска и подтягивания внешней подвески и системы выпуска и уборки заземления.

Примечание. На вертолете с двойным управлением аварийный сброс груза проверять от кнопок с обеих ручек управления.

Предполетный осмотр и проверка работы бортовой стрелы

Перед полетом бортовой техник обязан:

  • снять правое сиденье в кабине летчика, если оно не доработано и не позволяет в полете бортовому технику переходить из кабины летчика в грузовую кабину и обратно;
  • проверить правильность подгонки и надежность крепления страховочного пояса;
  • при подготовке к спасательным работам проверить наличие пояса для подъема людей, терпящих бедствие;
  • проверить работу фиксатора двери грузовой кабины в открытом положении;
  • поставить в рабочее положение и проверить состояние бортовой стрелы, узлов крепления стрелы и состояние крюка;
  • включить АЗС обоих двигателей лебедки на левой панели верхнего электропульта;
  • произвести по одному выпуску и по одной уборке троса включением одного, а затем двух электродвигателей лебедки;
  • установить стрелу в походное положение и выключить АЗС обоих двигателей.

После осмотра вертолета и выполнения подготовительных работ доложить командиру экипажа о готовности вертолета к полету согласно заданию.

Подготовка к запуску и запуск двигателей

При подготовке к запуску бортовой техник обязан:

  • убедиться, что около вертолета нет посторонних предметов;
  • в порядке взаимоконтроля проверить: переведен ли рычаг тормоза несущего винта в крайнее нижнее положение, включение преобразователей ПО-250 и ПТ-70 (ПТ-125), включение АЗС запуска двигателей, приборов контроля работы двигателей и редуктора, гидросистемы, системы пожаротушения, подкачивающих топливных насосов, подсвета сигнальных табло, АЗС АВТОМ. ПЕРЕКЛ. ИСТОЧН., сигнальных табло, АЗС управления генератором переменного тока, установку переключателя системы пожаротушения в положение ВКЛЮЧЕНО, а также включение подкачивающего насоса № 2 (переключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ — ДУБЛИРУЮЩЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ НАСОСА № 2 должен находиться в положении АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ, при этом должно гореть табло НАСОС № 1 РАБОТАЕТ);
  • доложить командиру экипажа о готовности вертолета к запуску двигателей;
  • продублировать команду летчика «От винтов!»;
  • убедившись в отсутствии людей в опасных зонах под винтами, доложить летчику: «Есть от винтов»;
  • следить в процессе запуска двигателя за температурой газов перед турбиной, которая не должна превышать значений, указанных на графике рис. 5, за давлением масла в двигателе и главном редукторе;
  • убедиться, что после выхода двигателя на режим малого газа обороты турбокомпрессора составляют 57±3%, температура газов не более 790°С, давление масла в двигателе не менее 1,5 кгс/см2 и в главном редукторе не менее 1,2 кгс/см2;
  • при наличии снежного покрова в порядке взаимоконтроля проверить включение обогрева ПВД после запуска первого двигателя;
  • проконтролировать в том же объеме запуск второго двигателя;
  • в процессе запуска немедленно докладывать летчику о возрастании температуры газов перед турбиной выше значений, указанных на графике рис. 5, об отсутствии показаний давления масла, о зависании оборотов, о появлении течи топлива или масла, о получении команды на прекращение запуска;
  • по команде летчика отключить наземный источник питания;
  • проверить установку высоты и времени на парашютном приборе КАП-3 (высота должна быть 500 м над рельефом местности, время —2 с);
  • надеть парашют и сесть на правое сиденье рядом с летчиком (при полете с внешней подвеской или полете на применение бортовой стрелы сесть на контейнер топливного бака около правой двери кабины летчика);
  • следить за показаниями приборов контроля работы силовой установки при прогреве двигателей;
  • после прогрева силовой установки доложить летчику о готовности к опробованию двигателей. Силовая установка считается прогретой, если температура масла в обоих двигателях будет не ниже +30° С, а в главном редукторе — не ниже +5° С. Продолжительность прогрева во всех случаях должна быть не менее 1 мин;
  • в порядке взаимоконтроля проверить при опробовании двигателей устойчивость оборотов турбокомпрессоров и параметры работы силовой установки, которые должны иметь значения, указанные в табл. 9 (глава II, раздел «Прогрев силовой установки и опробование двигателей»).

При подготовке к полету в сложных метеорологических условиях в порядке взаимоконтроля проверить напряжение в цепи переменного тока, которое должно быть 208±8В, АЗС ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ. ОБЩИЙ и выключатель ОБОГРЕВ СТЕКОЛ, которые при проверке работы обогрева стекла должны находиться в положении ВКЛЮЧЕНО, включение противообледенительной системы и подсвет табло ПРОТИВООБЛЕД. СИСТЕМА РАБОТАЕТ, ток, потребляемый противообледенительной системой лопастей, который при положениях 1, 2 переключателя амперметра должен находиться в пределах 56—66А, при положении 3 — 50— 64А, а при положении ХВ. ВИНТ—10—20А.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если потребляемые противообледенительной системой токи не соответствуют указанным величинам, пользоваться противообледенительной системой запрещается. После проверки противообледенительной системы убедиться, что АЗС ПРОТИВООБЛЕД. ОБЩИЙ оставлен включенным, дополнительно включен АЗС ПРО-ТИВООБЛ. СИГНАЛ, а переключатель противообледенительной системы РУЧНОЕ—АВТОМ. переведен в нейтральное положение.

Примечание. При отсутствии снежного покрова в условиях обледенения или при температуре воздуха +5°С и ниже перед выруливанием проверить включение обогрева ПВД.


Обязанности бортового техника в полете

Перед выруливанием убедиться в следующем:

  • отсоединены жгуты аэродромного источника электроэнергии;
  • дверь грузовой кабины закрыта, а замок двери застопорен.

Доложить летчику о готовности к выруливанию.

Во время руления, взлета, полета и посадки следить за показаниями приборов контроля работы силовой установки, гидросистемы и электрооборудования, а также проверять отсутствие течи топлива, масла и АМГ-10.

В полете контролировать работу подкачивающих насосов, остаток топлива на борту вертолета и состояние швартовки грузов в грузовой кабине.

Немедленно докладывать летчику о всех обнаруженных ненормальностях.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В полете бортовой техник обязан действовать только по командам летчика.

При полетах с внешней подвеской с подцепкой груза на режиме висения бортовой техник обязан:

  • по команде летчика надеть страховочный пояс и занять место около двери грузовой кабины;
  • при зависании вертолета около груза по команде летчика открыть дверь грузовой кабины и зафиксировать ее в открытом положении;
  • убедиться, что внешняя подвеска переведена в рабочее положение (выпущена);
  • доложить летчику о готовности к подцепке груза;
  • следить через открытую дверь за положением вертолета относительно груза и корректировать действия летчика по снижению вертолета до высоты 1,5–2 м, по зависанию и удержанию вертолета около груза подачей по СПУ коротких команд с указанием направления и расстояния перемещения («Назад 0,5 м», «Вниз: 1 м»);
  • после получения сигнала подцепляющего о подцепке груза доложить летчику о готовности внешней подвески к подъему;
  • следить через открытую дверь за положением вертолета относительно груза и корректировать действия летчика при вертикальном наборе высоты, при перемещении в сторону груза до зависания над ним с превышением 1,5–2 м и при дальнейшем вертикальном наборе высоты над грузом до выброса слабины тросов;
  • доложить летчику: «Трос натянут»;
  • после вертикального подъема груза на высоту 2–3 м доложить летчику о подъеме и поведении груза;
  • расстопорить дверь грузовой кабины;
  • с переходом вертолета на разгон закрыть грузовую дверь и застопорить ее в закрытом положении;
  • доложить летчику о закрытии двери и по его команде занять свое рабочее место.

При подцепке груза с посадкой вертолета около груза бортовой техник обязан:

  • убедиться, что внешняя подвеска переведена в рабочее положение;
  • подцепить груз к внешней подвеске (при наличии наземного оператора проверить правильность под цепки);
  • войти в грузовую кабину, открыть дверь и застопорить ее в открытом положении;
  • надеть страховочный пояс и доложить летчику о готовности системы внешней подвески к подъему груза;
  • следить через открытую дверь за положением вертолета относительно груза и корректировать действия летчика при вертикальном наборе высоты, при перемещении вертолета в сторону груза до зависания над ним с превышением 1,5–2 м и при дальнейшем вертикальном наборе высоты над грузом до выбора слабины тросов;
  • доложить летчику: «Трос натянут»;
  • после вертикального подъема груза на высоту 2–3 м доложить летчику о подъеме и поведении груза и расстопорить дверь грузовой кабины;
  • при переходе вертолета на разгон закрыть дверь и застопорить ее в закрытом положении;
  • доложить летчику о закрытии двери и по его команде занять свое рабочее место.

Обязанности бортового техника при отцепке груза

Бортовой техник при отцепке груза обязан:

  • по команде летчика надеть страховочный пояс и занять место около двери грузовой кабины;
  • при зависании вертолета над местом приземления груза по команде летчика открыть дверь грузовой кабины и зафиксировать ее в открытом положении;
  • следить через открытую дверь за положением вертолета относительно места приземления груза и корректировать действия летчика по перемещению, зависанию и вертикальному снижению вертолета над местом приземления до момента приземления груза;
  • доложить летчику о приземлении груза;
  • после отцепки груза доложить летчику: «Отцепка произведена», после отхода вертолета от груза на 10— 15 м закрыть дверь грузовой кабины.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Отцепку грузов, которые могут быть повреждены сброшенными тросами подвесной системы, производить сразу после их приземления запрещается. После постановки на землю такого груза бортовой техник обязан скорректировать перемещение вертолета вниз и вправо; за габариты груза и доложить летчику о моменте отцепки тросов подвесной системы подачей команды «Сброс».


Обязанности бортового техника при подъеме людей или грузов на борт вертолета на режиме висения с помощью бортовой стрелы

При подходе к месту погрузки (спасательных работ) бортовой техник обязан:

  • по команде летчика надеть страховочный пояс и подготовить лебедку ЛПГ-4 к работе;
  • перед зависанием вертолета по команде летчика открыть дверь грузовой кабины и зафиксировать ее в открытом положении;
  • подготовить грузовую стрелу (универсальное подъемное сиденье) и доложить летчику о готовности грузоподъемного устройства к работе;
  • следить через открытую дверь за положением вертолета относительно груза (человека, терпящего бедствие) и при необходимости скорректировать перемещения вертолета по высоте и направлению;
  • по команде летчика выпустить трос до касания земли для исключения воздействия статического электричества на людей, производящих подцепку;
  • корректировать во время выпуска троса действия летчика по сохранению высоты и места висения вертолета;
  • проверить укладку троса на барабане лебедки и убедиться в отсутствии петель (при появлении петли необходимо натянуть трос и кратковременными включениями лебедки на выпуск добиться схода петли с барабана, после чего, не ослабляя натяжения троса, кратковременными включениями лебедки на уборку подтянуть трос до необходимой длины);
  • при получении сигнала подцепляющего о том, что груз подцеплен (пострадавший размещен и зафиксирован в подъемном сиденье), доложить летчику о готовности к подъему груза (пострадавшего);
  • по команде летчика поднять груз (пострадавшего) включением вначале одного, а затем и второго электродвигателя лебедки ЛПГ-4;
  • наблюдать за поведением груза (пострадавшего) и корректировать действия летчика по пилотированию вертолета во время подъема груза;
  • при подходе груза на 1,5–2 м к вертолету выключить лебедку и, взявшись рукой за трос, прекратить раскачивание груза;
  • дальнейший подъем груза производить включением одного электродвигателя лебедки;
  • после уборки троса втянуть поднимаемый груз в кабину (развернуть пострадавшего с сиденьем спиной к проему двери и помочь ему подняться на борт вертолета);
  • доложить летчику об окончании подъема груза (пострадавшего);
  • перевести грузовую стрелу в походное положение и закрыть грузовую дверь;
  • разместить в грузовой кабине и пришвартовать поднятый груз;
  • доложить летчику: «Груз пришвартован», и по его команде занять свое рабочее место на контейнере топливного бака (на правом сиденье кабины летчика).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

  1. Во всех случаях перед открытием двери бортовой техник обязан надеть страховочный пояс.
  2. При выполнении спасательных работ во время выпуска троса касаться крюком (универсальным подъемным сиденьем) пострадавшего запрещается.
  3. При переходе из кабины летчика в грузовую кабину и обратно быть осмотрительным и не допускать касания рычагов управления пожарными кранами и рычага управления тормозом несущего винта.

Останов двигателей

После заруливания на стоянку бортовой техник обязан в порядке взаимоконтроля проверить:

  • выключение всех потребителей электроэнергии, за исключением приборов, контролирующих работу силовой установки;
  • уборку коррекции и охлаждение двигателя на режиме малого газа в течение 4–5 мин; в условиях повышенной запыленности время охлаждения сократить до 1–2 мин;
  • закрытие пожарных кранов после полной остановки двигателей и последующее выключение подкачивающих насосов;
  • постановку на тормоз несущего винта, выключение АЗС всех потребителей и выключение источников питания.

После выключения двигателей до их остановки прослушать нет ли в них посторонних шумов и убедиться в плавности вращения турбокомпрессоров (при необходимости замерить время выбега роторов, которое должно быть не менее 25 с).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

  1. Торможение несущего винта при боковом ветре справа более 3 м/с запрещается.
  2. При останове двигателей на время более 10 мин произвести холодную прокрутку через 2 мин после останова. В случае посадки вне аэродрома или на аэродром, на котором нет наземных источников питания, холодную прокрутку одного двигателя рекомендуется производить от генератора работающего двигателя, прокрутку которого после его останова производить от бортовых аккумуляторных батарей.

Обязанности бортового техника при отказах

Отказ в полете одного двигателя

При отказе в полете одного двигателя на большой высоте или на высоте менее 100 м, но на скорости более 100 км/ч по прибору бортовой техник обязан в порядке взаимоконтроля проверить закрытие стоп-крана и пожарного крана отказавшего двигателя, следить за показаниями приборов контроля работающего двигателя, за оборотами несущего винта, которые должны быть не менее 79+1%, и за работой подкачивающих насосов.

Докладывать летчику о всех замеченных ненормальностях.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При отказе одного двигателя на высоте менее 100 м и на скорости менее 90 км/ч бортовому технику отвлекать внимание летчика от выполнения посадки запрещается.

Отказ в полете двух двигателей

При отказе в полете двух двигателей бортовой техник обязан в порядке взаимоконтроля проверить закрытие стоп-кранов и пожарных кранов обоих двигателей и следить за оборотами несущего винта, которые должны находиться в пределах 80–86%.

До высоты не менее 100 м докладывать летчику о замеченных ненормальностях.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. С высоты 100 м и ниже бортовому технику отвлекать внимание летчика от выполнения посадки запрещается.

Неисправность системы автоматического поддержания оборотов несущего винта

При обнаружении раскрутки оборотов несущего винта выше 86% или вилки по оборотам турбокомпрессоров более 2% бортовой техник обязан об этом доложить летчику. Следить за оборотами несущего винта, которые должны быть установлены в пределах 79–84%, и при их отклонении за указанные пределы немедленно докладывать летчику.

Пожар в воздухе

При обнаружении пожара в отсеке двигателя бортовой техник обязан немедленно доложить летчику и в порядке взаимоконтроля проверить закрытие стоп-крана и пожарного крана двигателя, в отсеке которого возник пожар, и выключение генератора аварийного двигателя, убедиться в автоматическом срабатывании первой очереди системы пожаротушения по загоранию табло КРАН ОТКРЫТ и табло АВТОМАТ. БАЛЛОН 1-й ОЧЕРЕДИ СРАБОТАЛ. Убедиться в ликвидации пожара огнетушителем первой очереди (красное световое табло ПОЖАР на щитке противопожарной системы должно погаснуть).

Убедиться, что система пожаротушения приведена в готовность для ликвидации пожара в другом отсеке путем кратковременного перебрасывания переключателя из положения ВКЛЮЧЕНО в положение КОНТРОЛЬ и снова в положение ВКЛЮЧЕНО. При этом все табло должны погаснуть.

Докладывать летчику о всех замеченных ненормальностях.

При возникновении пожара во втором двигателе или при пожаре в отсеке редуктора обязанности бортового техника останутся аналогичными.

При возникновении пожара в кабине вертолета бортовой техник обязан по команде летчика применить переносный огнетушитель ОУ-2.

После посадки вертолета под руководством летчика принять меры по спасанию пассажиров (раненых) и по ликвидации пожара на вертолете.


Обязанности бортового оператора на вертолете Ми-2 с двойным управлением

Бортовыми операторами для работы с грузоподъемным устройством на режиме висения вертолета могут назначаться лица технического состава, имеющие практический опыт работы.

Бортовой оператор обязан:

  • перед полетом проверить работу грузоподъемного устройства и наличие пояса (сиденья) для подъема людей на борт, результаты проверки доложить летчику;
  • по команде летчика надеть страховочный пояс и занять место около двери грузовой кабины;
  • подготовить лебедку ЛПГ-4 к работе;
  • открыть грузовую дверь и зафиксировать ее в открытом положении;
  • подготовить грузовую стрелу к работе;
  • доложить летчику о готовности грузоподъемного устройства к работе;
  • по команде летчика выпустить трос электролебедки до касания земли для исключения воздействия статического электричества на людей, производящих подцепку груза (пострадавшего);
  • корректировать во время выпуска троса действия летчика по сохранению высоты и места висения вертолета;
  • после получения сигнала подцепляющего о том, что груз подцеплен (пострадавший размещен на сиденье и зафиксирован), доложить летчику о готовности к подъему груза;
  • по команде летчика произвести подъем груза включением вначале одного, а затем и второго двигателей электролебедки ЛПГ-4;
  • наблюдать за поведением груза на тросе и корректировать действия летчика по пилотированию вертолета во время подъема груза (пострадавшего);
  • при подходе поднимаемого груза на 1,5–2 м к вертолету выключить лебедку и, взявшись рукой за трос, прекратить раскачивание груза (пострадавшего);
  • дальнейший подъем груза произвести включением одного двигателя электролебедки;
  • после полной уборки троса втянуть поднимаемый груз в кабину (развернуть пострадавшего с сиденьем спиной к проему двери и помочь ему подняться на борт вертолета);
  • доложить летчику об окончании подъема груза (пострадавшего);
  • перевести грузовую стрелу в походное положение и закрыть грузовую дверь;
  • разместить поднятый груз в грузовой кабине и пришвартовать его.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

  1. Во всех случаях перед открытием двери грузовой кабины оператор обязан надеть страховочный пояс.
  2. При выполнении спасательных работ во время выпуска троса касаться крюком (подъемным сиденьем) пострадавшего запрещается.

Вертолет Ми-2