Организационно-методические указания ДОСААФ в 2018-2020 годах



Организационно-методические указания ДОСААФ в 2018-2020 годах

9. Инженерно-авиационное обеспечение


9.1. Основной задачей инженерно-авиационного обеспечения (далее — ИАО) считать поддержание исправности, заданного уровня надежности и запаса ресурса авиационной техники (далее — АТ), осуществление ее модернизации с целью улучшения эксплуатационных характеристик, грамотную эксплуатацию и качественную подготовку ее к полетам, повышение профессиональных знаний и навыков инженерно-технического и лётного состава авиационных организаций, ввод в строй АТ, полученной из Министерства обороны Российской Федерации.

Приоритетными направлениями деятельности инженерно-авиационной службы являются:

  • организация и контроль технической эксплуатации и ремонта авиационной техники, проведение инженерно-технической подготовки личного состава авиационных организаций ДОСААФ России;
  • разработка и осуществление профилактических мероприятий по предупреждению аварийности и травматизма авиационного персонала в АО ДОСААФ России.

Основные усилия инженерно-авиационной службы направить на:

  • организацию инженерно-авиационного обеспечения учебно-тренировочных полетов, показательных выступлений, перелетов;
  • выполнение капитального ремонта и контрольно-восстановительных работ воздушных судов;
  • выполнение лидерной (подконтрольной) эксплуатации авиационной техники, как важнейшей составляющей работ по продлению ресурсов и сроков службы объектов АТ;
  • организацию, контроль и своевременное выполнение мероприятий по увеличению назначенных показателей долговечности АТ;
  • анализ состояния и обобщение опыта эксплуатации поступающих новых и модернизированных образцов АТ, совершенствование организации их эксплуатации;
  • контроль и анализ технического состояния авиационной техники, по своему состоянию и по причинам экономической нецелесообразности ремонта подлежащей списанию, недопустимость утилизации установленных на ней блоков и агрегатов, пригодных к дальнейшей эксплуатации в качестве обменного и ремонтного фонда;
  • создание оборотного фонда запасных частей и агрегатов со списанной, подлежащей утилизации АТ;
  • совершенствование методического обеспечения технической эксплуатации авиационной техники;
  • подготовку и проведение учебно-методических сборов с заместителями АО по инженерно-авиационной службе (ИАС);
  • повышение личной дисциплинированности и исполнительности инженерно-технического состава авиационных организаций при выполнении требований нормативных документов, регламентирующих подготовку, выполнение и инженерно-техническое обеспечение полетов и перелетов;
  • создание безопасных условий труда, обеспечение ликвидации производственного травматизма и профессиональных заболеваний среди персонала авиационных организаций, контроль выполнения требований безопасности и норм производственной санитарии при работе на АТ, руководствуясь требованиями выпуска 4647, введённым в действие 19 мая 1980 г. Указанием ГИ ВВС № 779(8099);
  • профилактическую работу по предотвращению авиационных происшествий;
  • установление единой системы подготовки, организации и проведения облётов, контрольных и ознакомительных полётов воздушных судов, полноту отработки и учёта материалов объективного контроля по результатам их проведения;
  • совершенствование мероприятий по обеспечению сохранности АТ в местах базирования и хранения;
  • приведение рекламационной работы в соответствие с требованиями пп. 627-632 Федеральных авиационных правил инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 сентября 2004 г. № 044 (далее — ФАП ИАО);
  • контроль за организацией и выполнением работ по бюллетеням, руководствуясь пунктами 637-640 ФАП ИАО;
  • обеспечение высокого уровня инженерно-технической подготовки (далее — ИТП) персонала ИАС, ИТП направить на совершенствование навыков инженерно-технического персонала в эксплуатации воздушных судов, авиационных двигателей, оборудования, поиске и устранении неисправностей;
  • организацию объективного контроля полетов в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации, утверждённых приказом Минобороны России от 17 октября 2001 г. № 420;
  • подбор и контроль ввода в строй руководящего инженерно-технического персонала;
  • изобретательскую и рационализаторскую работу в целях улучшения технических характеристик и повышения надежности систем, оборудования АТ, снижение трудоёмкости проводимых видов подготовок и регламентных работ, унификацию средств наземного и бортового оборудования, повышения экономичности эксплуатации техники;
  • мероприятия по обеспечению экологической безопасности в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и приказа Минобороны России 2000 г. № 180.

Ведение документации инженерно-авиационной службы (далее — ИАС) осуществлять в соответствии с требованиями пунктов 24-29 ФАП ИАО.

9.2. Планирование работы ИАС авиационных организаций ДОСААФ России осуществлять в соответствии с пунктами 20, 21 ФАП ИАО.

Исходными данными для разработки планов ИАС авиационных организаций ДОСААФ России считать:

  • нормативные правовые акты и служебные документы Минобороны России в части, касающейся организации деятельности государственной авиации, локальные и нормативные акты аппарата Центрального совета ДОСААФ России, настоящие ОМУ;
  • основные задачи уставной деятельности авиационных организаций;
  • нормативные документы, определяющие порядок планирования;
  • требования по обеспечению безопасности полётов, организации работы ИАС и правил эксплуатации авиационной техники;
  • условия базирования;
  • наличие и состояние авиационной техники, средств её эксплуатации и ремонта;
  • прогнозируемый отход АТ в ремонт и возможность её восстановления;
  • планируемое поступление АТ и средств её эксплуатации;
  • наличие авиационного персонала, его обученность, предполагаемые сроки и порядок доукомплектования.

При планировании ИАО в авиационных организациях ДОСААФ России разрабатываются следующие документы:

  • годовой и месячный план работы ИАС (пункты 20 и 21 ФАП ИАО).

План работы ИАС на год должен содержать разделы:

  1. Основные направления в работе.
  2. Основные показатели (критерии) в соответствии с перечнем (аналогично перечню для авиационной части ВВС).
  3. Основные мероприятия по обеспечению выполнения задач и достижению спланированных показателей:
    • а) поддержание исправности и надежности АТ (отражает проводимые на технике работы, целевые осмотры, проверки, парковые дни, план продления ресурсов и сроков службы, план-график регламентных работ (технического обслуживания), план-график выполнения работ по хранению АТ, мероприятия по контролю соблюдения требований нормативных документов);
    • б) план обеспечения безопасности полетов (отражает тематику и план проведения специальных занятий по безопасности полетов, план проведения обязательных тренажей на АТ, план проверки полноты и качества работ по подготовки АТ к полетам);
    • в) инженерно-техническая подготовка личного состава (тематика и план проведения занятий по изучению конструкции и правил эксплуатации, прием зачетов).
  4. Планы-графики:
    • отпусков личного состава; проведения осмотров авиационной техники;
    • осмотра средств технического обслуживания;
    • осмотра производственных помещений; проверки зарядно-аккумуляторной станции;
    • проверки наличия и качественного состояния авиационно-технического имущества; проверки состояния склада ГСМ и средств заправки;
    • проверки состояния средств противопожарной защиты.
  5. План-график проведения инструктажей по правилам техники безопасности.
  6. План-график подготовки и представления отчетных материалов и донесений.
  7. План-график истечения сроков метрологической поверки средств измерения и тарированного инструмента в соответствии с п. 735 ФАП ИАО.

План работы ИАС на год представлять на согласование заместителю директора Департамента авиации — главному инженеру за месяц до начала планируемого года.

9.3 Выполнение работ на АТ организовывать в соответствии с требованиями пп. 72-214 ФАП ИАО.

Планирование и выполнение работ на АТ проводить с целью обеспечения поддержания заданного уровня надежности и исправности, восстановления запаса ресурса, готовности к использованию по назначению и сохранению технических характеристик в течение назначенного срока службы.

Все виды работ на АТ проводить в соответствии с регламентами технической эксплуатации (обслуживания) конкретного типа воздушного судна по технологическим картам выполнения регламентных работ, видов подготовки к полётам, работ по хранению и т.д.

Дни работы на авиационной технике (ДРАТ) проводить на всех типах авиационной техники не менее двух раз в неделю (не менее одного раза в те недели, в которые проводятся парковые дни). Работы планировать и проводить в течение полного рабочего дня.

Парковые дни проводить два раза в месяц, но не реже чем через 15+3 дней. План работы инженерно-технического и летного состава в парковый день разрабатывать заблаговременно и утверждать начальником авиационной организации. К работе на авиационной технике привлекается весь инженерно-технический и летный состав и организуется начальником авиационной организации. В парковые дни запрещается проводить полеты, предварительную подготовку авиационной техники и другие мероприятия, не связанные с обслуживанием авиационной техники.

Регламентные работы выполнять в соответствии с требованиями пунктов 135-140 ФАП ИАО. Результаты выполнения регламентных работ оформлять в журнале (приложение № 31 к ФАП ИАО). Результаты измерения параметров при выполнении регламентных работ вносить в «Журнал учета результатов измерения параметров» (приложение № 32 к ФАП ИАО).

Организацию и проведение контроля качества выполняемых на авиационной технике работ осуществлять в соответствии с требованиями методических рекомендаций «Организация контроля качества выполнения работ на авиационной технике в войсках» введенных в действие Указанием № 1299 (8099) начальника вооружения — заместителя Главнокомандующего ВВС по вооружению 11 ноября 2005 года (выпуск № 7230). Перечни узлов, подлежащих фотографированию, разрабатываются для каждого типа ВС и утверждаются заместителем директора Департамента авиации — главным инженером.

Облет, контрольный или ознакомительный полет авиационной техники выполнять в соответствии с пунктами 188-196 ФАП ИАО, приказом ГК ВВС от 12 июля 2007 года № 265 «Об утверждении Методических указаний по организации облетов воздушных судов» и «Методическими указаниями по организации облётов воздушных судов в авиационных организациях ДОСААФ России» от 23 сентября 2014 г. Эталонные дела облетов по типам авиатехники утверждаются заместителем директора Департамента авиации — главным инженером.

Два раза в год в авиационных организациях на специальных учебных сборах с летным составом, допущенным к облету ВС, проводить инструкторско-методические занятия по изучению материалов, определяющих организацию и порядок проведения облетов, контрольных и ознакомительных полетов ВС и обмену опытом по их выполнению.

Организацию инженерно-авиационного обеспечения полётов одиночных и малых групп воздушных судов в условиях отрыва от места постоянного базирования осуществлять в соответствии с требованиями пунктов 448-460, 496-507 ФАП ИАО. В бортовых журнала подготовки к полетам этих воздушных судов заместитель начальника авиационной организации по ИАС указывает сведения по ВС, двигателям, воздушному винту, лопастям несущего винта и рулевого винта о дате выпуска, установленных ресурсах (до списания, до 1-го ремонта, межремонтном) и сроках службы (до списания, до 1-го ремонта, межремонтном), дате и месте выполнения крайнего капитального ремонта, наработке после крайнего капитального ремонта, дате и наработке при выполнении крайних регламентных работ, о наработке воздушного судна, двигателей, воздушных винтов, лопастей несущего и рулевого винтов на день убытия в командировку. Запись заместителя авиационной организации по ИАС заверяется печатью авиационной организации.

Основной журнал подготовки к полетам на период командировок хранится в ИАС авиационной организации совместно с формулярами.

Применение на авиационной технике горюче-смазочных материалов и газов осуществлять в соответствии с требованиями Инструкции по применению горючего, масел, смазок и специальных жидкостей на авиационной технике Вооруженных Сил Российской Федерации, введённой в действие приказом Минобороны России от 1999 г. № 082, и Инструкции об организации обеспечения качества компонентов жидкого ракетного топлива и горючего в Вооруженных Силах Российской Федерации, введённой в действие приказом Минобороны России от 31 декабря 2012 г. № 3604.

Допуск авиационных двигателей к работе на автомобильном бензине марок АИ-95, АИ-98 осуществлять на основании приказа Председателя ДОСААФ России «О порядке применения авиационных топлив в авиационных организациях ДОСААФ России» от 19 февраля 2016 г. № 39, Указаний заместителя директора Департамента авиации — главного инженера авиации РОСТО (ДОСААФ) № 135 от 12.04.2002 и № 147 от 9.07.2002.

Эксплуатацию аккумуляторных батарей воздушных судов и организацию работы зарядно-аккумуляторных станций осуществлять в соответствии с требованиями пунктов 325-329 ФАП ИАО и выпуска ГИ ВВС 1993 г. № 6578.

Очередные назначенные межремонтные ресурсы и сроки службы авиационной техники устанавливаются после выполнения капитального ремонта или контрольно-восстановительных работ.

Установление (продление) назначенных показателей долговечности авиационной технике осуществлять на основании указаний заместителя директора Департамента авиации — главного инженера по результатам проведения работ (осмотров) специалистами НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) 4 ЦНИИ Минобороны России, ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт имени С.А. Чаплыгина», ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева», ЗАО «Мясищев-Техсервис», представителями организаций — разработчиков авиационной техники.

9.4 Учет, списание, отправка в ремонт и передача авиационной техники.

Учет авиационной техники осуществлять в соответствии с требованиями пунктов 670-676 ФАП ИАО. Пономерной учет АТ и съёмного оборудования в авиационных организациях ДОСААФ России вести по книгам пономерного учета (приложение № 50 к ФАП ИАО).

Воздушные суда и авиационные двигатели, подлежащие списанию, состоят на учете авиационной организации и показываются в наличии во всех отчетах и донесениях с припиской «Подлежат списанию» до получения инспекторского свидетельства установленной формы или утвержденного соответствующего акта.

Списание авиационной техники, находящейся на балансовом и пономерном учете в авиационных организациях ДОСААФ России и не являющейся федеральной собственностью, осуществляется в соответствии с положением «О порядке списания и утилизации авиационной техники, находящейся на балансе авиационных организаций, входящих в структуру Общероссийской общественно — государственной организации „Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России“ — ДОСААФ России», утвержденному постановлением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 20 апреля 2012 г. № 27.

Списанные воздушные суда и авиационные двигатели, состоят на учете авиационной организации и показываются в наличии во всех отчетах и донесениях с припиской «Подлежит утилизации, тренажер, макет, учебное пособие, памятник» до разделки и утилизации и представления подтверждающих документов в Департамент авиации. Записи в книгах (карточках) учета установленной формы о списании воздушных судов и авиационных двигателей производятся на основании утвержденных соответствующих актов или инспекторских свидетельств установленной формы после оприходования материальных средств, полученных от разборки списанных воздушных судов и авиационных двигателей, и сдачи на склад авиационно-технического имущества

Порядок списания авиационной техники, внесенной в реестр федерального имущества и являющейся федеральной собственностью, согласовывать с территориальными управлениями Росимущества.

Заключение договоров авиационных организаций с АвРЗ на выполнение ремонта авиационной техники и ее перегонка осуществляется после согласования с Департаментом авиации и территориальным управлением Росимущества субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенным договором безвозмездного пользования.

Авиационная техника, отправляемая в ремонт, должна быть укомплектована и иметь полностью оформленную на день отправки пономерную документацию. Записи об итоговой наработке и причинах направления авиационной техники в ремонт скрепляются печатью авиационной организации. Запрещается при отправке в ремонт установка на ВС неисправных и выработавших ресурс агрегатов (блоков) и перевозка пономерной документации.

Передача авиационной техники, собственником которой является Российская Федерация, из организации в организацию осуществляется на основании обращений авиационных организаций в аппарат Центрального совета по вопросу передачи авиационной техники (заявки на получение — от принимающей организации, согласия о передаче — от сдающей организации), решения ДОСААФ России, поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом территориальным управлениям Росимущества в субъектах Российской Федерации, заключения договора безвозмездного пользования (дополнительного соглашения к договору) и акта приема-передачи.

Передача авиационной техники, собственником которой не является Российская Федерация, из организации в организацию осуществляется на основании обращений авиационных организаций в аппарат Центрального совета по вопросу передачи авиационной техники (заявки на получение — от принимающей организации, согласия о передаче — от сдающей организации), распоряжения ДОСААФ России, акта приема-передачи.

Передача воздушных судов в авиационные организации от частных или юридических лиц и их эксплуатация по нормам государственной авиации возможна при условии согласия ДОСААФ России, пожертвования воздушного судна Российской Федерации собственником и внесения его в Реестр государственных воздушных судов государственной авиации.

9.5 Техническую подготовку с постоянным составом проводить из расчета в год:

  • с летным составом — 50 часов;
  • с инженерно-техническим составом — 150 часов.

Тематику занятий по технической подготовке разработать заместителю начальника авиационной организации по ИАС в соответствии с достигнутым уровнем теоретических знаний и опытом эксплуатации авиационной техники инженерно-технического и летного состава.

С целью поддержания практических навыков летного и инженерно-технического состава в эксплуатации авиационной техники проводить практические тренажи:

  • с летным составом:
    • по правилам эксплуатации авиационной техники — 1 раз в полугодие;
    • по правилам заправки ВС топливом и контролю порядка выработки топлива в полете — 1 раз в квартал;
    • по подготовке ВС к полету на внебазовом аэродроме силами экипажа — 1 раз в квартал.
  • с техническим составом:
    • по перечню обязательных тренажей согласно утвержденному плану-графику на год.

При проведении показательных видов подготовки авиационной техники к полетам и парковых дней руководствоваться методическим пособием «Планирование, подготовка и организация проведения показательных видов подготовок авиационной техники к полетам и парковых дней», утверждённых ГИ ВВС 20 ноября 1981г. (выпуск № 4186).

9.6 На учебный год разрабатываются приказы начальника авиационной организации:

  • о допуске летного и инженерно-технического состава к эксплуатации АТ (основание — пункт 174 ФАП ИАО);
  • о допуске к самостоятельной работе специалистов ИАС, подготовленных к выполнению сложных монтажно-демонтажных и регулировочных работ на АТ (конкретизировать по виду работ, типам техники и системам) (основание — выпуск № 7230 2006 года);
  • о допуске к выполнению обязанностей старшего инженера полетов (основание — пункт 103 ФАП ИАО);
  • о составе команды технической помощи (основание — пункт 108 ФАП ИАО);
  • о закреплении авиационной техники за летным и инженерно-техническим составом (основание — пункт 182 ФАП ИАО);
  • о постановке на учет вновь поступивших, а также снятие с учета убывших и списанных воздушных судов и авиационных двигателей (основание — пункт 672 ФАП ИАО);
  • о допуске личного состава к контролю качества при выполнении регламентных, периодических, сложных демонтажно-монтажных, регулировочных и проверочных работ на авиационной технике (основание — выпуск № 7230 2006 года);
  • о допуске личного состава к выполнению пооперационного контроля видов подготовок АТ к полетам, парковых дней, целевых осмотров и проверок (основание — выпуск 7230 2006 года);
  • о назначении комиссии по проверке знаний авиационной техники летного и инженерно-технического состава (основание — пункты 171, 172 ФАП ИАО);
  • о закреплении воздушных судов за инженерно-техническим персоналом для выполнения работ по хранению (основание — пункт 219 ФАП ИАО);
  • о допуске специалистов ИАС к получению аккумуляторных батарей и контролю работы зарядной аккумуляторной станции (основание — выпуск № 6578 1993 года);
  • о назначении комиссии для проведения инвентаризации материальных средств (основание — приказ МО РФ 2004 года № 222);
  • о допуске инженерно-технического состава к выполнению обязанностей дежурного по стоянке авиационной техники (основание — пункт 705 ФАП ИАО)
  • об определении порядка и мест опломбирования летательных аппаратов, автомобилей, укрытий и служебных помещений (основание — пункт 705 ФАП ИАО);
  • об организации фотоконтроля и допуске должностных лиц ИАС к проведению фотоконтроля при работах на авиационной технике (основание — выпуск № 7230 2006 года);
  • о допуске специалистов ИАС к запуску двигателей ВС и проверке их работы (основание — пункт 270 ФАП ИАО);
  • о назначении комиссии для оценки технического состояния АТ (основание — пункт 666 ФАП ИАО);
  • о допуске инженерно-технического состава к проведению оперативного и специального контроля работоспособности авиационной техники по материалам средств объективного контроля (основание — приказ МО РФ 1999 года № 125, приказ МО РФ 2001 года № 420, временное руководство по организации объективного контроля в авиации Военно-воздушных сил 2000 года);
  • о допуске специалистов ИАС к проведению дефектоскопического контроля (основание — пункт 156 ФАП ИАО);
  • о закреплении средств технического обслуживания (основание — пункт 182 ФАП ИАО);
  • о закреплении защитных укрытий (сооружений) зон укрытий (основание — пункт 698 ФАП ИАО);
  • о допуске к подготовке воздушных судов к полётам на оперативных аэродромах в составе лётных экипажей (основание — пункт 186 ФАП ИАО);
  • о допуске летного состава к выполнению облётов воздушных судов (основание — пункт 306 ФАППП);
  • об организации перевода авиационной техники, средств наземного обслуживания полётов, средств связи и радиотехнического обеспечения полётов к эксплуатации в зимний (летний) период (основание — пункты 197,198 ФАП ИАО);
  • об итогах перевода авиационной техники, средств наземного обслуживания полётов, средств связи и радиотехнического обеспечения полётов к эксплуатации в зимний (летний) период (основание — пункт 199 ФАП ИАО).

Срочные сообщения (донесения) об отказах, непосредственно угрожающих безопасности полетов и требующих безотлагательного проведения предупредительных мероприятий представлять в течение 24 часов.

«Донесение на поступившие, убывшие и списанные самолеты (вертолеты) и двигатели» (форма 24/ВВС) представлять ежемесячно к 10-му числу месяца, следующего за отчетным месяцем на бумажном носителе и в электронном виде в текстовом редакторе EXEL.

«Отчёт о пономерном наличии и состоянии авиационной техники» (форма 25/ВВС) представлять ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе и в электронном виде в текстовом редакторе EXEL.

«Отчет о наличии и исправности летательных аппаратов и авиадвигателей (форма 26/ВВС) представлять ежемесячно к 5-му числу месяца, следующего за отчетным месяцем на бумажном носителе и в электронном виде в текстовом редакторе EXEL.

Отчет о выполнении конструктивно-производственных доработок» (форма 31/ВВС) представлять ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе и в электронном виде в текстовом редакторе EXEL.

Донесение о результатах периодического анализа надежности авиационной техники представлять один раз в полугодие к 15 числу месяца, следующего за отчетным полугодием на бумажном носителе и в электронном виде в текстовом редакторе Word.