Правила вида спорта «Самолетный спорт» от «13» января 2014 г.


Соревнования по высшему пилотажу (AEROBATICS)

3. Организация соревнований.

3.1.Правила производства полетов.

1.1.1. Все участники соревнований должны знать и соблюдать правила безопасности полетов, соответствующие федеральные авиационные правила и правила производства полетов на аэродроме проведения соревнований.

1.1.2. Организатор соревнований согласовывает участие в соревнования спортсменов и эксплуатантов воздушных судов вне зависимости от их регистрации согласно действующему законодательству Российской Федерации в соответствующих органах, при условии подачи заявки от участников не позднее, чем за 1 месяц до начала соревнований.

3.2. Руководство соревнований.

3.2.1 Общее руководство, контроль подготовки и проведения соревнований осуществляют начальник соревнований и главный судья.

3.2.2 Начальник соревнований назначает группу руководства полетами, авиационно-технический и обслуживающий персонал, группы метеорологического и медицинского обеспечения соревнований.

3.2.3 Контроль соблюдения правил соревнований, правил судейства, положений о соревнованиях, рассмотрение протестов и решение спорных вопросов, утверждение результатов соревнований осуществляет жюри соревнований. В состав жюри соревнований входят: начальник соревнований, главный судья и представитель ФСС России.

3.2.4 Перед началом соревнований создаются техническая, мандатная комиссии, судейская коллегия, состав которых утверждается жюри.

3.2.5 Мандатная комиссия проверяет соответствия разряда спортсмена классу соревнований, наличие необходимых документов и допусков к полетам, утверждает список летчиков безопасности (проверяющих).

3.2.6 Техническая комиссия дает заключение о пригодности самолетов к выполнению программы соревнований на основании осмотра и предоставленных документов (формуляров самолета и двигателя, сертификата летной годности, свидетельства о регистрации воздушного судна, страховки в пользу третьих лиц, действующей на период проведения соревнования в месте проведения соревнования), дает заключение о причинах технических неисправностей, выявленных в процессе соревнований, следит за своевременностью подготовки самолетов к вылетам и своевременным вводом резервного самолета в случае необходимости.

3.2.7 Перед началом соревнований главный судья проводит брифинг для судей и участников соревнований по критериям судейства.

3.2.8 Во время тренировочных полетов главный судья организует для судей практический семинар.

3.2.9 Организатор соревнований обязан обеспечить видеосъемку всех полетов участников групп «ПСВП класс неограниченный», «ПСВП класс с ограничениями», «ПСВП класс Як-52» с линии судейских позиций или линии, противоположной им, и просмотр видеозаписи по запросу судей и решению главного судьи.

3.3. Условия проведения соревнований.

3.3.1 Все соревнования проводятся на аэродромах, пригодных для безопасного выполнения полетов по программе соревнований, оборудованных радиосвязью, зоной пилотажа, судейскими позициями.

3.3.2 Для осмотра самолета в случае технической неисправности выделяется техническая зона, доступ в которую разрешен только технической комиссии и жюри.

3.3.3 При выполнении полетов по финальной программе «ПСВП класс неограниченный фристайл» может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка транслируется на судейские позиции, в кабину самолета и для публики.

3.3.4 Зона пилотажа представляет собой квадрат 1000×1000м, центральной точкой которого является пересечение осей. Каждая ось размечается полотнищами размером 2×9 м. Концы осей и четыре угла квадрата должны быть четко обозначены. Направление главной оси пилотажа обозначается двумя стрелами. Полотнища должны хорошо просматриваться с рабочих высот. Цвет полотнищ должен быть четко контрастным по отношению к другим отметкам на аэродроме (которые желательно убрать) и по отношению к земле. Схема разбивки квадрата указана в Приложении № 4.

3.3.5 Полеты могут начинаться через 30 минут после восхода Солнца и должны заканчиваться не позднее 30 минут до захода Солнца.

3.3.6 Очередность выполнения полетов.

а) Чемпионат России.

Очередность выполнения полетов по каждой программе чемпионата определяется жеребьевкой, проводимой главным секретарем соревнований и членом жюри.

Члены судейской коллегии, ассистенты или другие помощники на судейской линии не могут присутствовать на жеребьевке.

Если программа прерывается на ночь или образовался длительный перерыв в течение одного дня, оставшиеся участники вновь проводят жеребьевку до возобновления полетов.

После каждой жеребьевки первый выступающий летчик должен иметь один час между жеребьевкой и взлетом.

б) На соревнованиях кроме чемпионата России очередность вылетов устанавливается по усмотрению начальника соревнований и жюри.

3.3.7 Самолеты Як-52 должны быть оборудованы калиброванным акселерометром. Организатор соревнований должен обеспечить проверку акселерометров всех участвующих в соревнованиях самолетов.

3.3.8 Для решения спорных вопросов применяется видеоконтроль («ПСВП класс неограниченный», «ПСВП класс с ограничениями» и «ПСВП класс Як-52»).

3.4. Метеоусловия

3.4.1 Метеоусловия должны соответствовать следующим минимумам:

Группа дисциплин «ПСВП класс с ограничениями» «ПСВП класс Як-52» «ПСВП класс неограниченный»
Уровень сложности Третий Второй Первый
Нижняя граница облачности, м 1550 1550 1150 1250 1050
Нижняя граница облачности для полетов с прерыванием и «ПСВП класс неограниченный—фристайл», м —  —  800 950 800
Нижняя граница облачности для тренировочных/зачетных полетов 1550 1550 800 950 800
Полетная видимость, км 7 7 5 5 5 / 4*
Максимальная встречная составляющая скорости ветра, м/сек
у земли, 10 10 12 12 12
на высоте 500 м, 12 12 12 12 12
Максимальная боковая составляющая скорости ветра, м/сек
у земли 4 4 6 6 6
на высоте 500 м 8 8 8 8 8

* - для тренировочных полетов.

Решение о направлении пилотажа будет приниматься с учетом преобладающего направления фактического ветра. В начале каждого дня и каждой программы полеты будут начинаться против наиболее преобладающего ветра.

Максимально допустимая попутная составляющая ветра на земле и на высоте 500 м — 3 м/сек.

Полеты в осадках запрещены

3.4.2 При неустойчивой погоде начальник соревнований должен каждые 30 минут предоставлять главному судье, жюри и спортсменам метеобюллетень, где должна быть информация о высоте нижнего края облачности, скорости и направлении ветра у земли и на высоте 500 м, времени изменения направления и скорости ветра, а также времени опубликования бюллетеня. Если метеоусловия не отвечают вышеуказанным требованиям, жюри принимает решение о прекращении полетов.

3.4.3 Если во время выполнения программ 1, 2, 3, 4 (кроме «ПСВП класс с ограничениями» уровней сложности Второй и Третий) высота нижнего края облачности находится в пределах, обозначенных в таблице 3.2.4. для полетов с прерыванием, жюри разрешает выполнение комплекса двумя частями.

  • В этом случае спортсмену разрешается не штрафуемое прерывание комплекса для обеспечения высоты на выполнение второй части комплекса. Место прерывания — на усмотрение пилота, в судейских записках заранее не обозначается.
  • После прерывания по оси Y пилот должен возобновить полет в том же направлении.
  • В случае разрешения прерывания летчик имеет право выполнять комплекс целиком.
  • Если нижний край облачности поднимается до пределов, установленных для полетов без прерывания, жюри оповещает спортсменов о продолжении полетов без разрешенного прерывания.

3.4.4 Летчик должен быть предупрежден о том, выполняется полет с прерыванием или без, не менее чем за 10 минут до выполнения полета.

3.4.5 Если при выполнении полетов классических программ на взгляд спортсмена горизонтальная видимость ухудшается до менее 5 км, или нижний край облачности в квадрате становится, ниже предписанной высоты (1050 м или 800 м), или осадки становятся очевидными, участник может прервать полет до или во время выполнения программы в горизонтальном полете в конце фигуры.

В этом случае члены жюри должны на самолете разведки проверить погодные условия в зоне пилотажа и принять решение о возможности повторного полета

Если участник прерывает полет без достаточных оснований, то ему не разрешается выполнять повторный полет.

3.5. Технические неисправности

3.5.1 В случае технической неисправности до начала полетов участник может использовать резервный самолет, если устранение дефекта затягивается на длительное время.

В случае выполнения полета на резервном самолете спортсмену разрешается:

  • участникам, выступающим в соревнованиях «ПСВП класс с ограничениями» и «ПСВП класс неограниченный» — выполнить фигуры в соответствии с п.2.7.4.;
  • участникам остальных соревнований — выполнить три фигуры для облета самолета по усмотрению жюри.

3.5.2 Если участник обнаружил неисправность в полете, ему необходимо произвести посадку и зарулить в специально отведенную зону. Летчик должен оставаться в кабине самолета до прибытия членов технической комиссии или жюри, если ситуация не угрожает его жизни и здоровью.

3.5.3 Техническая комиссия должна определить причину неисправности, а жюри принять решение о возможности повторного полета.

3.6. Повторные полеты

3.6.1 Повторные полеты проводятся в порядке, определяемом жюри.

3.6.2 Во время повторного полета участник должен выполнить весь комплекс. В случае технической неполадки оценка полета возобновляется с фигуры, в процессе выполнения которой была обнаружена техническая неполадка. В случае прерывания полета при неблагоприятных погодных условиях — со следующей после выполненной до прерывания фигуры.

3.6.3 Если при повторном выполнении комплекса спортсмен пропускает фигуру или выполняет не ту фигуру в ранее оцененной части комплекса с целью получить преимущество в выполнении оставшейся части комплекса, то оценка за эту фигуру исправляется на «твердый ноль» (HZ).

3.7. Меры безопасности

3.7.1 Начальник (директор) соревнований должен довести до всех участников правила безопасности полетов на данном аэродроме.

3.7.2 По каждому самолету должно быть заключение технической комиссии о пригодности к выполнению программ соревнований в письменном акте.

3.7.3 В случае отказа материальной части в процессе выполнения упражнения участник обязан прекратить задание.

3.7.4 При попадании в метеоусловия, не гарантирующие безопасность полета, участник обязан прекратить задание.

3.7.5 За участником, выполняющим тренировочный полет, обязан наблюдать находящийся на тренерской радиостанции и готовый в любой момент дать необходимую команду тренер соответствующей команды (спортсмен, допущенный к работе на тренерской радиостанции) совместно с помощником главного судьи по безопасности.

3.7.6 Для обеспечения безопасности полетов главному судье соревнований на все соревнования придается помощник (судья) по безопасности, подающий, в случае необходимости, команды по радиостанции. Помощник должен иметь в своем распоряжении комплексы, выполняемые участниками.

3.7.7 Главный судья после консультации и с согласия Жюри дисквалифицирует любого пилота, кто по их мнению демонстрирует недостаточно безопасную технику, чтобы позволить выполнение последующих программ. (Такое соглашение может быть достигнуто без обязательной ссылки на процент оценок, полученных за Программу 1).

3.7.8 Участник не должен превышать эксплуатационные ограничения самолета.

3.7.9 Участник должен не допускать снижения ниже нижнего предела пилотирования.

Группа дисциплин «ПСВП класс с ограничениями» «ПСВП класс Як-52» «ПСВП класс неограниченный»
Уровень сложности Третий Второй Первый
Нижний предел пилотирования 600 м 400 м 200 м 200 м 100 м 200 м — упр.№ 4

3.7.10 Спортсмены, выступающие в группах «ПСВП класс неограниченный» и «ПСВП класс с ограничениями», «ПСВП класс Як-52», допустившие снижение до высоты дисквалификации во время тренировочного полета, отстраняются от соревнований.

3.7.11 Спортсмены, выступающие в группе «ПСВП класс с ограничениями» уровня сложности Третий, выполняют соревновательные полеты с летчиком безопасности на борту. Не допускается, чтобы летчиком безопасности оказался тренер или представитель команды выступающего спортсмена.

3.8. Судейство соревнований

3.8.1 Судейство Чемпионата России закрытое, всех других соревнований — по усмотрению организатора.

3.8.2 Судьями на Чемпионате России и всех соревнованиях «ПСВП класс неограниченный», могут быть судьи по самолетному спорту, имеющие судейскую категорию не ниже Первой, прошедшие стажировку в данном сезоне и утвержденные ФСС России.

3.8.3 Судьями соревнований «ПСВП класс с ограничениями» и «ПСВП класс Як-52» могут быть судьи по самолетному спорту, имеющие судейскую категории не ниже Первой.

3.8.4 Судьями соревнований «ПСВП класс с ограничениями» уровней сложности Третий и Второй могут быть судьи по самолетному спорту всех категорий, изучившие действующие правила судейства и имеющие опыт судейства либо прошедшие стажировку в качестве помощника судьи.

3.8.5 Спортсмены имеют право участвовать в судействе выступления других групп:

  • в качестве судьи, если они имеют соответствующую судейскую категорию или спортивное звание не ниже Мастера спорта, прошедшие стажировку в данном сезоне и утвержденные Президиумом ФСС России;
  • в качестве помощника судьи;
  • привлечение спортсменов к судейству осуществляется с учетом графика полетов.

3.8.6 В состав судейской коллегии входят:

  • главный судья,
  • заместители главного судьи,
  • судья по безопасности,
  • главный секретарь,
  • судья по пилотажу (не менее пяти),
  • 3 судьи-хронометриста («ПСВП класс неограниченный — фристайл»),
  • судья объективного контроля,
  • секретариат (заместители главного секретаря, секретари судей по пилотажу, машинистка, художники-оформители, операторы ЭВМ).
  • для наблюдения за полетами в зоне ожидания выделяется судья-наблюдатель.

3.8.7 Если количество присутствующих на соревнованиях судей больше девяти, их участие в судействе определяет главный судья.

3.8.8 Оценки главного судьи входят в зачет. В случае возникновения спорных вопросов главный судья имеет решающий голос.

3.8.9 Главный судья и главный секретарь обязаны в трехдневный срок сдать на бумажном и электронном носителях отчеты и протоколы соревнований организатору соревнований и ФСС России (3 экземпляра).


Правила вида спорта «Самолетный спорт»