Правила вида спорта «Самолетный спорт» от «13» января 2014 г.


Соревнования по высшему пилотажу (AEROBATICS)

5. Оценка выступления.

5.1.Судейство программ классического стиля.

5.1.1. Судьи по пилотажу независимо друг от друга оценивают качество выполнения каждой фигуры по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла с последующим переводом баллов в очки путем умножения на коэффициент сложности (К) фигуры.

Оценка судей за качество выступления участника равна сумме очков за каждую фигуру комплекса.

5.1.2. Нарушение нижнего и верхнего пределов высоты, выполнение отмашек, прерывание фиксируются решением большинства судей. Решение о дисквалификации спортсмена принимается жюри.

Оценка судьи за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф из протокола штрафов главного судьи, который составляется согласно протоколам судей по пилотажу, судьи-прибориста.

5.1.3. Протоколы судей регулярно собираются и контролируются помощниками судей и главным судьей.

5.1.4. Если судья оценивает выполнение фигуры мягким нулем (0.0), его оценка остается действительной для определения результатов.

5.1.5. Если судья считает, что выполненная фигура не соответствует заданным параметрам, которые не могут быть подтверждены как факт (штопорной срыв, величина скольжения на хвост и т.п.), фигура оценивается «нулем по восприятию» (PZ). Судья должен обозначить причину, по которой он поставил эту оценку. Главный судья должен убедиться, что PZ поставлен за фигуру и по причине, по которой эта оценка может применяться.

5.1.6. Если судья ставит твердый ноль за выполнение фигуры (HZ), то:

  • он обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка;
  • в случае подтверждения факта главным судьей (с просмотром видеозаписи в случае необходимости) все другие оценки, данные судьями за эту фигуру исправляются на 0 (СHZ);
  • в случае неподтверждения факта оценка 0 (HZ), данная судьей неправильно, исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.

В спорных случаях, если главный судья не может определить правильность оценки HZ из-за неточностей в правилах, вопрос направляется на решение жюри. После принятия жюри решения, оценки исправляются соответственным образом. В этом случае судьи не получают штрафных очков, влияющих на их рейтинг.

5.1.7.Видеоконтроль применяется только для определения «твердых» нулей в следующих случаях:

  • определение наличия или отсутствия вращения,
  • определение направления несвязанных вращений (в одну или в разные стороны),
  • определение типа колокола (отмашка вперед или назад),
  • определение количества фиксаций,
  • отсутствие или несоответствие фигуры,

или:

  • определение наличия или отсутствия прерывания,
  • правильность выполнения отмашек,
  • хронометража финальной программы.

5.1.8. Если судья по какой-то причине не видел или не может оценить фигуру, он отмечает ее оценкой «А» и эта оценка исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.

5.2. Оценки за фигуры.

5.2.1. Судьями по пилотажу при оценке выполнения фигур должны руководствоваться критериями судейства, принятыми Международной комиссией ФАИ по высшему пилотажу (СИВА, перевод с ежегодными уточнениями публикуется на сайте ФСС России).

Судьями должны приниматься во внимание следующие принципы:

  • геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);
  • точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в «Критериях судейства фигур высшего пилотажа»;
  • наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;
  • выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах А, В, С. За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;
  • при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;
  • фигуры обратные оцениваются по тем же критериям, что и прямые;
  • за любую фигуру, начатую за судьями, дается нулевая оценка.

5.2.2. Отсутствие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры влечет за собой уменьшение оценки на 1 балл в каждом случае для каждой фигуры.

5.2.3. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°) .

До начала следующей фигуры участник должен исправить все ошибки в направлении и т.д. Если этого не делается, то за каждую последующую фигуру, содержащую ошибку, снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5 °).

5.2.4. За все другие отклонения от требуемой геометрии (плоскость полета, направление, угол крена) оценка снижается на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°).

5.2.5. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°) проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос самолета прошел через требуемое положение и за тем возвращен на него.

5.2.6. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:

  • видимая разница — на один балл;
  • длины выполненных линий различаются в отношении 1 : 2 — на 2 балла;
  • далее — до 3 баллов.

За основу берется длина первой выполненной линии.

Отсутствие линии до или после вращения штрафуется на 1 балл дополнительно. Если линий нет до и после вращения — снимается только 2 балла.

Если единственным вращением на линии является штопор, линия после него может быть выполнена любой длины. Если первым из вращений на линии является штопор, линия после второго вращения может быть выполнена любой длины.

5.2.7. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца. Каждая остановка вращения влечет снижение оценки на 2 балла. Видимое изменение скорости вращения влечет снижение оценки на один балл.

5.2.8. Критерии оценки виражей и петель с вращениями подразумевают равномерное расположение вращений по фигуре. Если предписанное количество вращений закончено до (после) нужной точки на фигуре, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° оставшегося сегмента виража или петли.

5.2.9. Несвязанные и противоположные вращения, включая таковые на виражах и штопор, должны быть выполнены как один непрерывных маневр; короткая остановка между вращениями должна быть минимальной, сравнимой с фиксацией при выполнении фиксированных вращений. Наличие линии между несвязанными или противоположными вращениями ведет к снижению оценки на 2 балла.

5.2.10. Оценка «0» выставляется за фигуру:

  • «численный ноль» (обозначается 0,0 в судейской записке):
  • суммарное снижение оценки достигает 10 баллов.
  • «ноль по восприятию» судьи (обозначается PZ в судейской записке):
  • судья ставит оценку «PZ», когда фигура не соответствует его понятию о выполнении элемента этой фигуры (штопорное вращение, штопор, скольжение на хвост и т.п.). Судья, поставивший «PZ», должен отметить в записке причину такой оценки.
  • «твердый ноль» — за фактическое отклонение, которое может быть подтверждено просмотром видеозаписи (HZ в судейской записке):
  • любое отклонение от установленного направления превышает 90°;
  • когда вращение наложено на вираж или петлю (п. 7.2.8.):
  • если вращение закончено, но 90º или более виража или петли еще надо выполнить;
  • если вираж или петля выполнены, но 90° или более вращения еще надо выполнить.
  • любое другое отклонение от геометрии фигуры / линии пути / положения самолета превышает 90°;
  • пропущена установленная фигура или ее часть;
  • выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (обычно форма «В» или «С»);
  • фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно, оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства;
  • любая часть не была видна, т.к. выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры изменить их оценку с «HZ» на «A».

Судья обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка «HZ».

Если следующая за оцененной «0» фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.

Если полет участника был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи оцениваются, за остальные участник получает «твердый ноль» (HZ).

5.2.11. Если участник выполняет фигуру внутри или вне зона пилотировани (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.

5.3.Оценка за место пилотажа.

Участники соревнований должны стараться выполнять свои программы в пределах зоны пилотажа (квадрата) и симметрично относительно вторичной (поперечной) оси. В зависимости от высоты и природы выполняемой фигуры, существует также оптимальное расстояние от судей для расположения каждой фигуры. На этом расстоянии геометрические ошибки в фигуре и точный характер фигуры ясны и легко оцениваются.

Высшая оценка дается, когда центральная точка соревновательного полета находится над поперечной осью и каждая фигура оптимально расположена внутри зоны пилотажа.

Для определения оценки за место пилотажа судьи могут пользоваться системой пометок:

Расположение фигуры: Пометка в графе ‘Pos’:
Незначительно: левее идеального: «L» или «Л»
правее идеального: «R» или «П»
слишком близко к судьям: «N» или «Б»
слишком далеко от судей: «F» или «Д»
Значительно: левее идеального: «LL» или «ЛЛ»
правее идеального: «RR» или «ПП»
слишком близко к судьям: «NN» или «ББ»
слишком далеко от судей: «FF» или «ДД»

По окончанию комплекса эти пометки должны быть использованы судьей для определения снижения оценки за место пилотажа:

  • ½ балла за каждую единичную букву,
  • 1 балл за двойную букву.

Пример: L, R, N, FF, LL и R соответствует снижению оценки на 4.0 балла.

Данная система является рекомендуемой и призвана помочь судье последовательно оценивать выступление спортсменов.

Коэффициент оценки за место пилотажа не меняется при наличии или отсутствии линейных судей.

Коэффициент оценки за место пилотажа:

«ПСВП класс неограниченный» — кроме фристайла — 40

«ПСВП класс с ограничениями», «ПСВП класс Як-52» — 30

«ПСВП класс с ограничениями» уровни сложности Второй и Третий — 10

5.4. Оценка программы «ПСВП класс неограниченный — фристайл».

5.4.1. Судьи оценивают комплекс в целом по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла по десяти критериям:

Техническое достоинство (160K)
Использование многих различных разделов полетного пакета К = 40
Использование аэродинамического управления и гироскопических сил К = 40
Чистота исполнения отдельных элементов маневра К = 40
Комбинация элементов маневров в широком разнообразии фигур, выполненных на разных осях и траекториях К = 40
Артистическое впечатление (160K)
Доставляющее удовольствие и непрерывное течение фигур К = 40
Контрастные периоды динамических и грациозных маневров К = 40
Презентация индивидуальных фигур в их лучшей ориентации К = 40
Размещение индивидуальных фигур в их оптимальные позиции К = 40
Место пилотажа (80K)
Симметрия К = 40
Зона пилотирования К = 40

Перевод баллов в очки по каждому критерию производится путем умножения на коэффициент сложности.

5.4.2. Оценка судьи за качество выступления участника равна сумме очков по каждому критерию.

Оценка за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф за нарушение пределов высоты и времени.

5.4.3. Для хронометрирования полетов по программе «ПСВП класс неограниченный — фристайл» за начало программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки, за окончание программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки.

Хронометрирование производится тремя судьями, за время выполнения программы принимается среднее арифметическое показаний трех хронометров.

5.5. Метод вычисления результатов.

5.5.1. При использовании обычного метода отбрасываются наибольшее и наименьшее количество очков, данных судьями участнику за комплекс. Результат определяется как среднее арифметическое показателей оставшихся судей.

5.5.2. При использовании статистического метода результаты определяются по системе, принятой Комиссией ФАИ по высшему пилотажу (СИВА).

5.6. Штрафы.

5.6.1.Прерывание комплекса или добавление фигуры.

Класс ПСВП «ПСВП класс неограниченный» «ПСВП класс Як-52» «ПСВП класс с ограничениями»
уровень сложности Первый Второй Третий
Величина штрафа 150 50 100 50 20

Спортсмен получает штрафные очки (см. таблицу), если он/она прерывает программу:

  • выполнив одну за другой три отмашки;
  • для восстановления направления или положения самолета между фигурами более (чем на 90°);
  • для набора или потери высоты,

Пилот, выполнивший штрафуемое прерывание для восстановления направления после неправильно выполненной фигуры (HZ), должен продолжить комплекс в правильном направлении для восстановления его непрерывности. При возобновлении комплекса в направлении поперечной оси после штрафуемого прерывания пилот не обязан возобновлять полет в направлении, установленном до прерывания.

После прерывания пилот может возобновить полет:

  • с фигуры, непосредственно предшествующей прерыванию
  • с фигуры, на которой комплекс был прерван
  • с фигуры, следующей по комплексу после точки прерывания.

Ни при каких условиях оцененная до прерывания фигура (даже если оценка нулевая), не будет переоцениваться.

Если пилот возобновит комплекс с другого места, будут применяться соответствующие штрафы.

Примеры:

  1. Комплекс прерван между фигурами 3 и 4. Он может быть возобновлен с фигуры 3 или 4.
  2. Комплекс прерван при выполнении 3-й фигуры. Он может быть возобновлен с 3 или 4 фигуры

Добавление фигуры к комплексу повлечет штраф за прерывание, но все последующие правильно выполненные фигуры должны быть оценены. Например, если добавочная фигура является повторением предыдущей, оценка за первую из них должна быть сохранена, даже если это «0». Ни при каких обстоятельствах спортсмен не должен получить преимущество за счет выполнения добавочной фигуры.

5.6.2. В случае, если пилот прерывает комплекс после неправильно выполненной фигуры, с завершением в неправильном направлении или положении, такое прерывание всегда будет штрафоваться. После этого последующее прерывание может быть рассмотрено как разрешенное, если оно сделано после правильно выполненной фигуры.

5.6.3. Нарушение пределов высоты.

Класс ПСВП, уровень сложности (УС) Нижний предел Н Штрафуемая высота Величина штрафа Штрафуемая высота Величина штрафа Высота дисквалификации
«ПСВП класс неограниченный»
Кроме фристайла 100 м 100-50 м 250 ниже 50 м
Фристайл 200 м 200-150 м 150 150-100 м 250 ниже 100м
«ПСВП класс Як-52» 200 м 200-100 м 250 ниже 100м
«ПСВП класс с ограничениями»
УС Первый 200 м 200-150 м 150 150-100 м 300 ниже 100м
УС Второй 400 м 400-300 м 250 ниже 300м
УС Третий 600 м 600-400 м 100 ниже 400м

За превышение верхнего предела высоты 1000 м при выполнении комплексов классического стиля спортсмены группы «ПСВП класс неограниченный» штрафуются на 50 очков

5.6.4. Нарушение пределов времени.

В программе «ПСВП класс неограниченный — фристайл» любое отклонение от времени, разрешенного для выполнения программы, влечет за собой наложение штрафа в 10 очков за каждую лишнюю (недостающую) секунду (долю секунды).

5.6.5. Если в результате неправильно выполненных отмашек невозможен хронометраж упражнения («ПСВП класс неограниченный — фристайл») — спортсмен штрафуется на 500 очков.

5.6.6. За выполнение пилотажа в зоне ожидания пилоту выставляется «0» за программу. За выполнение пилотажа в зоне ожидания во время тренировочного полета спортсмен лишается права выполнения тренировочного полета, ему дается команда прекратить полет и произвести посадку.

5.6.7. За повторение разрешенных фигур безопасности или выполнение любых других фигур спортсмен получает 30 штрафных очков.

За тренировку элементов неизвестных комплексов (п.2.1.4.а) спортсмен получает «0» за неизвестную программу.

5.6.8. За превышение максимально допустимой для данного типа самолета эксплуатационной перегрузки спортсмен дисквалифицируется на данную программу

5.6.9. Нарушение пределов квадрата.

Нарушение пределов зоны пилотирования («ПСВП класс неограниченный» — кроме фристайла, «ПСВП класс с ограничениями», «ПСВП класс Як‑52») штрафуется при наличии линейных судей.

За каждое нарушение зоны пилотажа на более, чем 50 м, и за каждую фигуру, начатую более, чем на 50 м, вне зоны пилотажа спортсмен получает штрафные очки.

Нарушением зоны пилотажа считается, когда линейный судья видит, что фюзеляж самолета пересекает обозреваемую им линию, даже если это случается несколько раз на одной и той же фигуре. Нарушение засчитывается, если оно подтверждено обоими судьями на одной и той же линии. Величина штрафа на нарушение зоны пилотажа:

«ПСВП класс неограниченный» 30 очков

«ПСВП класс с ограничениями», «ПСВП класс Як-52» 20 очков

5.6.10. Участники, опоздавшие к своему вылету по жеребьевке без уважительной причины, штрафуются:

Класс ПСВП «ПСВП класс неограниченный» «ПСВП класс Як-52» «ПСВП класс с ограничениями»
уровень сложности Первый Второй Третий
Величина штрафа 250 очков 100 очков 200 очков 100 очков 50 очков

Правила вида спорта «Самолетный спорт»