Правила вида спорта «Самолетный спорт» от «13» января 2014 г.


Авиаралли, точное самолетовождение, авиагонки (GENERAL AVIATION)

2.В. Авиагонки

В.1 Соревнования состоят из двух тестов:

  • навигационная авиагонка,
  • выполнение двух посадок на точность приземления.

В.1.1 Соревнования предусматривают олимпийскую систему: квалификация, 1/8 финала, 1/4 финала, 1/2 финала, финал.

В.1.3 В соревнованиях могут принимать участие до 80 экипажей.

В.1.4 Одновременно в прохождении заданного маршрута участвуют 4 экипажа.

В.2. Расчет плана полета и самолетовождения.

В.2.1. Расчет плана полёта.

В.2.2. Экипаж должен прибыть к входу в комнату предполётной подготовки за пять минут до назначенного времени для прохождения досмотра на предмет наличия у него запрещённых принадлежностей.

В.2.3. Экипаж может зайти в комнату предполётной подготовки за три минуты до назначенного времени, чтобы подготовить своё рабочее место за столом и быть готовым вовремя получить конверт с полётным заданием:

  • две карты соревнований,
  • инструкциями,
  • бланком полёта
  • схемами выхода и подхода.

В.2.4. В полётном задании будут определены все необходимые порядки действий в полёте и указаны поворотные пункты. Поворотные пункты, исходный и конечный пункты маршрута будут помечены остриём булавки и обведены в кружок. Поворотные пункты нумеруются. Даётся направление и скорость ветра в пределах от 5 до 30 км\час, чтобы участники имели наиболее точные данные по ветру для полёта по маршруту, т.к. ветер, рассчитанный в плане полёта с помощью навигационного вычислителя, может отличаться

В плане указывается:

  • местное время взлёта, прохода исходного/ конечного пункта и всех
  • поворотных пунктов маршрута: в часах, минутах и секундах.
  • истинные путевые углы и истинные курсы в градусах.
  • путевые скорости, как минимум с точностью до десятых долей км\час.
  • расстояния, как минимум до десятых долей километра.
  • время на участке маршрута в минутах и секундах.

В.2.5. Для подготовки карты экипажу дается максимум 20 минут. Когда экипажу предписано покинуть комнату предполетной подготовки, ему дается 15 минут, чтобы дойти до самолета, подготовить его к полету и вырулить на исполнительный старт В.2.6. Все расчёты по плану полёта производится с помощью ручных средств. Помимо ручных калькуляторов, участнику соревнований разрешается брать с собой в комнату предполётной подготовки, а затем и в самолет, такие основные принадлежности для подготовки плана полета: линейку, масштабные линейки, транспортир, ручки, карандаши, измерительный циркуль, кнопки и личные бланки плана полёта.

В.3. Воздушная навигационная авиагонка.

В.3.1. Воздушная навигационная авиагонка состоит в том, чтобы оценить каждый экипаж в умении точного прохождения заданного маршрута с выдерживанием заданной скорости и высоты полета.

В.3.2. Рекомендованная высота полета 300 метров. Организаторы соревнований могут устанавливать другую высоту полетов, по соображениям безопасности полетов, но не ниже минимальной высоты 150 метров.

В.3.3. Длина заданного маршрута должна быть не меньше 30 км. и не больше 50 км.

В.3.4. Ширина маршрута не более 2 км., расстояние между соревнующимися самолетами не менее 3 км.

В.3.5. Стартовую и финишную черту необходимо пересекать под углом 90 градусов, при пересечении больше или меньше 90 градусов (±2 градуса) начисляются штрафные очки.

В.3.6. Полетные карты должны быть с хорошей топографической информацией в масштабе 1:100000, 1:200000 или 1:300000.

В.3.6. Во время соревнований все электронное оборудование и автопилоты должны быть опечатаны, и не должны использоваться в течение всех соревнований. Любые сорванные пломбы могут привести к дисквалификации спортсменов.

В.3.7. После прохождения всего маршрута экипажи выполнят по две посадки.

В.4. Тест приземление.

В.4.1 Целью этого теста является оценка искусства пилота по приземлению различными способами. Полёт по кругу может быть, как правым, так левым. Высота полёта по кругу для первого теста должна быть не ниже 150 метров от уровня аэродрома. Для второго теста высота полёта по кругу не ниже 300 метров и не выше 350 метров от уровня аэродрома. Это будет определено руководством соревнований, которое наделено правами изменять направление круга и аэродром. Тесты включают следующие способы выполнения посадки:

В.4.1.1 Тест 1 — посадка с препятствием.

Спортсмен должен выполнить посадку после преодоления препятствия (красная лента на 2-х метровых шестах шириной 12 метров) установленного за 50 метров до полосы приземления. Разрешается использование механизации крыла, мощность двигателя, боковое скольжение по усмотрению спортсмена. Не допускается потеря высоты на подходе колёсами шасси ниже препятствия.

В.4.1.2 Тест 2 — посадка с задросселированным двигателем.

На высоте от 300 до 350 метров в момент пролёта траверза посадочной разметки на участке от 2-го к 3-му развороту спортсмен устанавливает режим работы двигателя «малый газ». Выполняет посадку более не используя тягу двигателя, но вправе использовать механизацию крыла, боковое скольжение и т.п. по своему усмотрению.

В.4.1.3 Тесты на посадку проводятся, как отдельное соревнование, чтобы дать возможность участвовать всем судьям в судействе этого соревнования. В зависимости от ситуации Директор соревнований принимает решение проводить соревнования следующим образом:

  • каждая посадка заканчивается полной остановкой или
  • две посадки с немедленным взлётом (конвейер) после касания.

Порядок приземления доводится до участников на предполётном брифинге.

В.4.1.4 Все посадки выполняются как можно ближе к нулевой зоне (зебра) внутри полосы 12 метров ширины и 72 метров длинны. Полоса приземления размечена, и спортсмен должен удержать самолёт внутри разметки.

В.4.1.5 Посадка должна выполняться на основные колёса шасси при максимальной дистанции между первым и вторым касанием 5 метров, кроме случаев, когда судья решит сделать поправку на боковой ветер. Если в, или за нулевой зоной расстояние между первым и вторым касанием 5 или менее метров, то точкой посадки для зачёта принимается первое касание. Если расстояние более 5 метров — второе.

Носовое колесо шасси должно быть приподнято над землёй, самолёты с хвостовым колесом шасси должны приземляться в конфигурации, когда хвостовое колесо ниже положения горизонтального полёта.

В.4.1.6 Точка посадки на, или за нулевой зоной измеряется, когда самолёт идёт по ВПП после всех «подпрыгиваний». В случае, если «подпрыгивания» имеют место до и после нулевой зоны посадка считается «штрафной» и начисляются максимальные штрафные очки за этот тест.

В.4.1.7 Самолёт считается «прыгающим» если одно или оба основных колёс шасси отходят от ВПП на высоту больше своего диаметра или на расстояние более 15 метров. Прыжок на 5-ти метровой полосе должен рассчитываться так:

метры ограниченной площадки минус 4 метра, минус измеренная предыдущая точка подъёма.

В.4.1.8 В случае касания ВПП любой другой части самолёта до нулевой зоны, расстояние замеряется от точки касания до нулевой зоны. В случае приземления самолёта с хвостовым колесом на три точки (хвостовое колесо может ехать по ВПП максимальное расстояние 5 метров до основных шасси) точка касания шасси измеряется.

В.4.1.9 Условия посадки с боковым ветром считаются, когда боковая составляющая 3 метра в секунду и более. Направление и скорость ветра следует измерять вблизи с нулевой зоной анемометром и записывать эти показания при каждой посадке. Максимально допустимая попутная составляющая ветра должна быть не более 2-х метров в секунду.

Главный судья должен решать, когда имеет место ситуация бокового ветра и указывать, чтобы сигнальный флажок был установлен за 30 метров до нулевой зоны для оповещения участников соревнований.

Посадка только на одно колесо шасси засчитывается при ситуации с боковым ветром.

В.4.1.10 На грунтовых ВПП после каждой посадки рекомендуется только достаточная для освобождения ВПП мощность двигателя, после того, как самолёт полностью остановился. После освобождения ВПП следует очистить.

В.4.1.11 Посадки имеющие отклонения от нормы во всех тестах определяются следующим образом:

  • Носовое колесо не над ВПП, или
  • Самолёт с хвостовым колесом не в требуемой конфигурации, или
  • Одно колесо основного шасси над ВПП в начальном касании без подтверждения условий бокового ветра на высоту более диаметра колеса, или
  • Любая часть самолёта кроме колёс касается ВПП, или
  • Уборка закрылков (щитка) внутри посадочной полосы (разметки) до касания.
  • Посадка с заторможенными колёсами.
  • Отрыв основных колёс от ВПП, в то время, когда носовое или хвостовое колесо на ВПП.

В.4.1.12 Если самолёт во время соревнований не коснётся ВПП в любом из тестов на посадку или приземлится вне разметки, спортсмен получает максимальное количество штрафных очков.

В.4.1.13 Все полёты должны считаться безопасными. Если главный судья или директор соревнований выскажут мнение, что полёты или приземление расцениваются, как опасные, полёты должны быть прекращены до тех пор, пока Жюри не вынесет решение.

В.5. Требования к месту проведения соревнований:

В.5.1 При выборе места проведения чемпионата, необходимо хорошо изучить тип местности вокруг возможных аэродромов. Идеальной является смешанный тип с плоской и гористой местностью. Выбранная зона должна быть не очень легкой и не очень трудной для навигации. Дальнейшее сокращение возможных мест проведения соревнования должно осуществляться после изучения аэронавигационных карт каждого аэродрома для гарантии того, чтобы маршрут соревнования можно было проложить на одной карте без расходов на специальные карты для соревнования.

В.5.2. Следует учитывать общий поток воздушного движения в пределах зоны соревнования, зоны диспетчерского контроля, имеющиеся запретные и опасные

В.5.3 Аэродром, по возможности, должен иметь бетонные ВПП, или с жестким покрытием. Аэродром с ВПП без ровной поверхности шириной минимум 15 метров, считается неприемлемым.

В.5.4 При выборе срока проведения чемпионата следует учитывать хронологию погодных условий в зоне соревнования.

В.5.5 Особое внимание следует обратить на расположение и размер комнаты для планирования полетов и проведения брифингов. Для соревнований на точность пилотирования комната для указанных целей должна быть достаточно просторной, чтобы разместить в ней необходимое количество столов с приемлемым расстоянием между ними для условий, когда пилоты стартуют с интервалом в 3- 5 минут.

В.5.6 Доступными должны быть средства телефонной и телефаксной связи. Если на аэродроме нет компьютерной комнаты, то должна быть обеспечена интернетная связь между аэродромом (комнатой для брифингов) и пунктом интернетной связи.

В.6. Самолеты.

В.6.1. В соревнованиях могут участвовать самолеты с поршневым двигателем и самолеты с турбовинтовым двигателем, представленные в Разделе 2 Спортивного кодекса ФАИ последнего издания в подклассах C-1 (a, b, c, d) и C-3 (a, b, c).

В.6.2. Минимальная допустимая истинная воздушная скорость самолета — 120 км\час, максимальная — 220 км\час. Заявленная истинная воздушная скорость должна быть кратной 5км\час. При расчете временного графика полетов Организатор соревнования учитывает влияние ветра.

В.6.3. Самолет должен иметь запас топлива для преодоления самого длинного маршрута на скорости соревнований, плюс 10%, плюс навигационный резерв по ПВП.

В.6.4. Участвующие в соревнованиях самолеты должны иметь исправные командные бортовые радиостанции с диапазоном частот 118.00 — 135.5 с интервалом частоты (дискретность) 0.25.

В.6.5. Все участники чемпионата должны быть застрахованы, а так же все участвующие в соревнованиях самолеты должны иметь страховку — ответственность перед третьими лицами. Названная страховка предъявляется при регистрации мандатной комиссии.

В.6.6. Самолеты располагаются на открытой стоянке. Каждый экипаж обеспечивает для своего самолета швартовочный материал.

В.7. Принципы определения победителя.

Начисление штрафных баллов.

В.7.1. План полёта и самолётовождение.

В.7.1.1 Расчёт плана полётов.

  • ошибка до 2 град. — 0
  • ошибка более — за каждый 1 град. — 2
  • ошибка до 5 сек. — 0
  • ошибка более — за каждую 1 сек. — 1
  • макс. очков — 350
  • задержка в подготовке плана полёта более 30 мин. — 50
  • покидание комнаты планирования полёта после 60 мин — 100

В.7.1.2.Взлёт.

  • до 60 сек. — 0
  • начало взлёта до или после контрольного времени — 200

В.7.1.3. Пролёт ПП.

  • до 2-х секунд — 0
  • последующие каждые 1 сек. — 3
  • максимум — 300

В.7.1.4. Повороты.

  • нарушение правил поворота — 200

В.7.1.5. Полёт ниже безопасной высоты — 500

В.7.1.6. Отклонения от маршрута.

  • поворот на участке маршрута более 90 град. — 200
  • не прибыл (не отбыл) с маршрута и (или) ПП — 200
  • опоздание по времени прибытия на аэродром

и посадка более чем на 1 мин. — 200

В.7.1.7. Опоздание сдачи карты и отчёта по полёту более чем 5 мин. — 100

В.7.2. Тест по посадкам.

Задросселированный двигатель с механиз. Посадка с препятствием
Максимальное кол-во штрафных 200 400
Посадка вне разметки или нет посадки 150 200
Не нормальная посадка (А.3.10.) 150 150
Дача газа в пределах разметки 50 50
Не установлен во время малый газ 200
Глиссада ниже линии «разметка — Препятствие или порвал ленту 400

В.7.3 В случае неполного чемпионата штрафные очки за приземление должны соответствовать формуле: количество тестов по навигации, умноженное на 2 и разделённое на количество посадок.

В.7.4 Характер спортивных соревнований: личные с командным зачетом. Для подсчёта командного места общее количество штрафных очков трёх лучших экипажей от каждой команды суммируется.

В.7.5 Финальный результат состоит из суммы всех штрафных очков. В каждой группе и подгруппе все штрафные очки должны быть суммированы для подсчёта максимума присуждаемого каждому участнику. Участник с наименьшим количеством штрафных очков становится чемпионом.

В.7.6 В случае если два и более экипажа имеют одинаковое количество штрафных очков, экипажу с наименьшим количеством штрафных очков в каждой группе будет присуждено звание победителя следующим образом:

  • Экипаж с наименьшими очками за планирование полёта и навигацию, или
  • Экипаж с наименьшими очками за посадки.

В.7.7 Если в соревнованиях 2 и более экипажей получили одинаковые очки за навигацию и за посадки, то полагается следующее:

В.7.8.1 Приз за навигацию:

  • экипаж с наименьшими очками за полёт (время).

В.7.8.2 Приз за посадки:

  • за посадку «на малом газе» с механизацией крыла.
  • за посадку с препятствием.

В.7.9 Если всё равно будет ничья — будут объявлены несколько победителей.

В.8. Требования к участникам соревнований.

В.8.1. Каждая страна — член ФАИ может заявить для участия в открытых чемпионатах России до пяти экипажей.

В.8.2. Каждое отделение ФЛА России и может заявить для участия во всех соревнованиях до пяти экипажей.

В.8.3. Каждый заявленный экипаж состоит из пилота и второго пилота (штурмана).

В.8.4. Каждый заявленный пилот и штурман \ второй пилот \ должен иметь действующее свидетельство пилота-любителя или другое пилотское свидетельство более высокого порядка и действующий медицинский сертификат \ справку ВЛК, ВЛЭК, № 086\.

В.8.5. Все пилоты и вторые пилоты/штурманы должны иметь действующие лицензии летчика-спортсмена ФАИ, выданные национальными аэроклубами, представившими на них заявки для участия в открытом чемпионате России.

В.8.6. Командир экипажа должен иметь общий самостоятельный налёт не менее 200 часов, второй пилот — не менее 100 часов, причём оба пилота должны иметь не менее 10 часов самостоятельного налёта за последний год на типе самолёта заявленного на чемпионате.

В.8.7. Каждый экипаж должен состоять только из двух человек. Нахождение пассажиров на борту участвующих в соревнованиях самолетов запрещается.

В.8.8. Каждая команда должна иметь руководителя команды, который выступал бы в качестве ее представителя.

В.8.9. Каждая команда может направить на соревнования техников, наблюдателей и вспомогательный персонал.

В.8.10. Соревнования носят лично-командный характер.

В.8.11. Требуемая экипировка для участников соревнований: комбинезон, кроссовки, кожаные перчатки, индивидуальная радио-гарнитура для ведения радиосвязи, навигационная линейка НЛ-10, навигационный расчетчик, планшет для навигационных карт.

В.9. Дисквалификация.

В.9.1. Экипаж может быть дисквалифицирован в следствии:

  1. нарушения указаний по безопасности на земле или в воздухе;
  2. опасного для других пилотирования, представляющего угрозу для самолетов, людей или строений;
  3. нарушения предполётного режима, недостойного поведения во время и вне соревнований.
  4. не выполнения соответствующих положений Правил производства полетов;
  5. присутствия на борту постороннего человека не члена заявленного экипажа во время соревнований.

В.9.2. Команда может быть дисквалифицирована вследствие ведения радиообмена в ходе соревнований на любом другом языке, кроме русского, и (или) не на той частоте, которая была, выделена директором соревнований, и (или) не с официально-одобренными лицами, и (или) вследствие использования запрещенной связной или навигационной аппаратуры.

В.9.3. Решение о дисквалификации экипажа или всей команды принимается Директором соревнований после его консультации с жюри.

В.10. Протесты.

В.10.1. Протесты могут подавать только участники соревнований. Протесты подаются только через руководителя команды.

В.10.2. По мере получения результатов по каждому этапу соревнований, Директор соревнований сообщает каждому руководителю команды результаты только его команды. До разрешения всех жалоб, общего списка результатов представляться не будет. Результаты сообщаются через два часа после окончания соревнований на данном этапе.

В.10.3. Каждому руководителю команды дается один час на ознакомление с результатами, и в случае его несогласия с представленной информацией, он может подать письменную жалобу. При этом за подачу жалобы не требуется вносить какой-либо платы и иметь под ней подпись одного из членов экипажа, связанного с названной жалобой.

В.10.4. В случае подачи жалобы руководитель команды и заинтересованный экипаж получают возможность ознакомиться с соответствующими регистрационными листами и исправить любую очевидную ошибку.

В.10.5. С 22.00 до 07.30 по местному времени названное ознакомление не разрешается.

В.10.6. В том случае, если после ознакомления с материалами соревнований руководитель команды остался неудовлетворенным, он может подать официальный письменный протест Директору соревнований. Названный протест должен быть подписан руководителем команды и одним из членов экипажа и направлен в адрес Жюри вместе с установленной платой.

В.10.7. Директор соревнований передает протест жюри для вынесения решения. Руководитель команды и экипаж имеет право обратиться к жюри и, если они того пожелают, получить доступ ко всей информации, касающейся их протеста.

В.10.8. Протест не принимается, если он подается по происшествии одного часа после отклонения жалобы.

В.10.9. Записи службы УВД в качестве доказательств на соревнованиях не используются.

В.10.10. Подача протестов против других участников соревнований без ссылки на определённый пункт настоящих Правил и Положения ЗАПРЕЩЕНА.

В.10.11. Если решение жюри влияет на положение других участников соревнований, в результаты соревнований вносятся соответствующие коррективы.

В.10.12. Решение жюри является окончательным и обязательным.

В.10.13. Официальные результаты соревнований вывешиваются после того, как жюри сообщит руководителям команд о результатах поданных ими протестов.

В.10.14. Результаты объявляются только по ранее объявленной позиции.


Правила вида спорта «Самолетный спорт»