Правила вида спорта «Самолетный спорт» от 25 июля 2018 г.


5. Исторические и самодельные летательные аппараты



5.1. Организация соревнований


5.1.1. Требования к летательным аппаратам

  1. Летательный аппарат должен совершить полет с целью прибытия на соревнования и соревновательный полет в ходе их проведения.
  2. Летательные аппараты, прибывающие с целью принять участие в соревнованиях, устанавливаются на стоянку в зонах, выделенных специально для исторических летательных аппаратов.
  3. Все летательные аппараты должны пройти регистрацию. Летательные аппараты, прибывшие после опубликованного времени закрытия регистрации, не допускаются к участию в соревнованиях.
  4. Участвующие в соревнованиях летательные аппараты должны иметь исправные командные бортовые радиостанции.

5.1.2. Категории исторических и самодельных летательных аппаратов

  1. Категория A «Старинные летательные аппараты» — летательные аппараты, выпущенные заводом-изготовителем или по лицензии завода-изготовителя до 31 августа 1945 г. включительно.
  2. Категория В «Классические летательные аппараты» — летательные аппараты, выпущенные заводом-изготовителем или по лицензии завода-изготовителя после 1 сентября 1945 г., но не позднее, чем за 50 лет до года проведения соревнований.
  3. Категория С «Летательные аппараты — копии (реплики)» — летательные аппараты в натуральную величину, построенные по чертежам реальных прототипов с максимальным использованием материалов и технологий исторического прототипа, доведенные до требований летной годности.
  4. Категория D «Самодельные летательные аппараты» — летательные аппараты авиации общего назначения, не имеющие и не имевшие сертификата типа, не производимые ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве от 1 до 3 экземпляров, без использования в конструкции планера элементов от воздушных судов, изготовляемых серийно, доведенные до требований летной годности.

5.1.3. Условия проведения соревнований

  1. Каждый субъект Российской Федерации может заявить для участия в соревнованиях до трех экипажей.
  2. При выборе места проведения соревнований, необходимо хорошо изучить тип местности вокруг возможных аэродромов. Идеальной является равнинный степной тип с наличием возможных площадок для аварийного приземления летательного аппарата.
  3. Следует учитывать общий поток воздушного движения в пределах зоны соревнования и зоны диспетчерского контроля.
  4. Аэродром, по возможности, должен иметь бетонную и параллельную ей грунтовую взлетно-посадочные полосы.
  5. При выборе срока проведения соревнований следует учитывать хронологию погодных условий в зоне соревнования.
  6. Доступными должны быть средства телефонной и телефаксной связи, а также выход в сеть Интернет.

5.1.4. Метеоусловия

5.1.4.1. Метеоусловия должны соответствовать минимумам, указанным в таблице 30.

Таблица № 30. Минимумы метеоусловий

Показатель Минимальное значение
Нижняя граница облачности 600 м
Полетная видимость 5 км
Максимальная встречная составляющая скорости ветра:
у земли 12 м/с
на высоте 500 м 12 м/с
Максимальная боковая составляющая скорости ветра:
у земли 6 м/с
на высоте 500 м 8 м/с


5.1.5. Судейство соревнований

  1. Судьями соревнований могут быть судьи по самолетному спорту, имеющие судейскую категории не ниже Первой.
  2. В состав судейской коллегии входят:
    • а) главный судья;
    • б) заместители главного судьи;
    • в) судья по безопасности;
    • г) главный секретарь.
  3. Оценки главного судьи входят в зачет. В случае возникновения спорных вопросов главный судья имеет решающий голос.
  4. Главный судья и главный секретарь обязаны в трехдневный срок предоставить на бумажном и электронном носителях отчеты и протоколы соревнований организатору соревнований и в Федерацию самолетного спорта России (3 экземпляра).

5.1.6. Принципы судейства

  1. Члены Главной судейской коллегии обязаны руководствоваться следующими общими принципами:
    1. награды может быть удостоен летательный аппарат, который либо находится в заводском состоянии и не был подвергнут реставрации, либо был отреставрирован до такого состояния;
    2. при оценке отреставрированных летательных аппаратов основными критериями выступают качество работ и аутентичность. Таким образом, наиболее высокая оценка присуждается тем летательным аппаратам, состояние которых максимально соответствует заводскому состоянию.
  2. Основные усилия участников соревнований должны быть направлены на обеспечение аутентичности экспоната. Следует избегать любых модификаций, за исключением модификаций, выполняемых с целью обеспечения безопасности полетов. Дубликаты компонентов должны быть изготовлены по исходным спецификациям.
  3. Штрафные баллы также могут выставляться за «чрезмерную» реставрацию, то есть приведение экспоната в состояние лучше первоначального.
  4. При выставлении баллов за чистоту следует учитывать особенности эксплуатации летательного аппарата. Не допускается выставление штрафных баллов за наличие пятен масла и смазки, которые обычно появляются в процессе эксплуатации.
  5. Исторические летательные аппараты, которые ранее находились в собственности Вооруженных сил СССР или других государств, могут оцениваться в том виде, в каком они находились в составе Вооруженных сил.
  6. В том случае, если также выпускались гражданские версии таких летательных аппаратов, все представители данного модельного ряда могут оцениваться как гражданские модели.
  7. Летательные аппараты, имеющие конструктивные особенности, отсутствовавшие на момент изготовления, но предлагаемые заводом-изготовителем по дополнительному заказу, считаются летательными аппаратами первоначальной конструкции.
  8. Летательные аппараты — копии и самодельные летательные аппараты оцениваются в отдельных категориях.


5.2. Оценка летальных аппаратов


5.2.1. Летательные аппараты

  1. Категория А «Старинные летательные аппараты».
  2. Категория В «Классические летательные аппараты» год выпуска устанавливается ежегодно, но не может быть позднее, чем 50 лет до года проведения соревнований.
  3. Категория С «Летательные аппараты — копии (реплики)».
  4. Категория D «Самодельные летательные аппараты».

5.2.2. Критерии выставления оценки

  1. Соревнования состоят из двух этапов — из соревновательных полетов, в которых оцениваются летные характеристики и техника пилотирования, и технической оценки представленных летательных аппаратов.
  2. При проведении оценки судьи должны придерживаться единого подхода к выставлению баллов и руководствоваться принципом справедливости.
  3. Судейская коллегия оценивает:
    1. летные характеристики представленных летательных аппаратов и личную технику пилотирования участников;
    2. техническое состояние представленных летательных аппаратов, а именно:
      • а) для старинных и классических летательных аппаратов — точность их восстановления и аутентичность;
      • б) для летательных аппаратов — копий (реплик) — точность соответствия чертежам исторического прототипа, использования материалов и технологий;
      • в) для самодельных ЛА — уникальность конструкции, то есть непохожесть на существующие серийные экземпляры воздушных судов, новизну технических решений, использованных при проектировании и изготовлении.
  4. Максимально возможное количество штрафных очков в двух указанных выше этапах распределяется примерно в следующем соотношении:
    • а) соревновательные полеты — 50%;
    • б) техническое состояние — 40%.

5.2.3. Соревновательные полеты

  1. Соревновательные полеты проводятся с целью оценки судьями летательного аппарата, его летно-технических характеристик и личного летного мастерства участника.
  2. Исторические и самодельные ЛА, не имеющие разрешения на выполнение фигур сложного и высшего пилотажа, в процессе соревнований выполняют не акробатические полеты, которые включают в себя:
    • а) любые маневры, необходимые для осуществления нормального полета;
    • б) крутые развороты, при которых угол крена не превышает 60°.
  3. Исторические и самодельные ЛА, имеющие разрешение на выполнение фигур сложного и высшего пилотажа, в процессе соревнований могут выполнить акробатические полеты, включающие в себя выполнение фигур сложного и высшего пилотажа согласно Руководству по летной эксплуатации конкретного воздушного судна (летательного аппарата).
  4. Участник соревнований (командир экипажа), перед соревновательными полетами, представляет в судейскую коллегию план полета с указанием фигур и маневров, выполняемых в оцениваемом полете.
  5. Судьи оценивают чистоту и качество выполнения заявленной программы.
  6. Участники соревнований, выполняющие акробатические полеты в процессе соревнований, получают к набранным баллам дополнительно 10 баллов, но суммарное количество баллов за соревновательный полет не должно превышать 50 баллов.
  7. К соревновательным полетам допускаются летательные аппараты, имеющие действующие сертификаты летной годности и имеющие полисы страхования гражданской ответственности перед третьими лицами.
  8. К соревновательным полетам допускаются пилоты, имеющие действующее свидетельство пилота или иного члена экипажа исходя из конструктивных особенностей конкретного летательного аппарата (штурмана, бортмеханика) и допущенные к выполнению полетов на летательном аппарате данного типа, а также имеющие личные полисы добровольного страхования жизни и здоровья.
  9. Максимальное количество баллов за соревновательный полет — 50.

5.2.4. Техническая оценка

5.2.4.1 Общий облик летательного аппарата

  1. Общий облик летательного аппарата — единственная категория, в которой летательный аппарат оценивается как единое целое.
  2. Критериями оценки выступают аутентичность, исполнение, чистота и качество технического обслуживания, а также летная годность летательного аппарата в целом, а не только его отдельных компонентов.
  3. При оценке общего облика летательного аппарата в обязательном порядке оценивается его техническое состояние, а именно:
    • а) наличие сертификата летной годности воздушного судна;
    • б) состоит ли летательный аппарат на регулярном техническом обслуживании;
    • в) является ли летательный аппарат отреставрированным и степень его аутентичности после восстановительного ремонта или повторной сборки;
    • г) имеют ли место индивидуальные доработки степень их степень и влияние на аутентичность.
  4. Максимальное количество начисляемых баллов за общий облик летательного аппарата — 10.

5.2.4.2 Кабина экипажа

  1. К кабине экипажа относятся все видимые зоны внутри непосредственно кабины экипажа, пассажирской кабины и багажно-грузовых отсеков.
  2. Отделочные материалы, материал обшивки кресел, приборное оборудование и органы управления должны отвечать требованиям аутентичности.
  3. При оценке учитываются рабочее состояние компонентов, качество исполнения и внимание к деталям.
  4. Штрафные баллы не выставляются за установку более позднего приборного оборудования при условии, что это не снижает степень аутентичности приборной доски или других компонентов.
  5. Поощряется применение в целях наглядности лицевых панелей радиостанций в качестве накладок на современное радиосвязное оборудование в местах установки, первоначально предусмотренных заводом-изготовителем.
  6. Максимальное количество начисляемых баллов за кабину экипажа — 7.

5.2.4.3 Двигатель

  1. К данной части летательного аппарата относится силовая установка с агрегатами, имеющими непосредственное отношение к ее работе.
  2. Особое внимание уделяется наличию оригинальных двигателя, моторамы, мотогондолы, агрегатов и воздушных винтов.
  3. На двигателе или в двигательном отсеке не должно быть установлено никаких элементов, которые не были предусмотрены изначально, при этом монтаж всех узлов и агрегатов должен быть осуществлен на профессиональном уровне.
  4. Максимальное количество начисляемых баллов за двигатель — 7.

5.2.4.4 Шасси

  1. В данную категорию входят тормоза, колесные диски, шины, колесные щитки и обтекатели.
  2. Отсутствие дефектов на оригинальных шинах поощряется.
  3. Дополнительные баллы выставляются за сохранение оригинальной хвостовой опоры либо хвостовых колес.
  4. Максимальное количество начисляемых баллов за шасси — 7.

5.2.4.5 Фюзеляж

  1. При выставлении баллов за фюзеляж, прежде всего, оценивается его общая компоновка.
  2. Оценке подлежит весь фюзеляж, включая стойки шасси, механизмы, обшивку и применение отделочных материалов.
  3. По возможности судьи проводят осмотр внутренних частей фюзеляжа на предмет качества отделки.
  4. Примечание: Решение о допуске судей к проведению визуального осмотра внутренних частей фюзеляжа всегда принимает участник соревнований. При этом участники должны с пониманием относиться к данной процедуре, поскольку она позволяет выявить качество исполнения элементов силового набора, прокладки и монтажа трубопроводов, исполнения алюминиевой обшивки, тросовых роликов и проводки управления.
  5. Максимальное количество начисляемых баллов за фюзеляж — 7.

5.2.4.6 Крыло и хвостовое оперение

  1. Оценке подлежит внешняя поверхность крыла, включая покрытие, поверхностные ленты, стойки, металлические элементы обшивки, композитные материалы, проволочные расчалки, элероны, закрылки, огни, топливные баки, крышки топливных баков, отверстия для слива топлива, люверсы дренажных отверстий, участки крыла, по которым разрешено хождение, обтекатели в местах стыковки плоскостей крыла и фюзеляжа, плоскостей крыла и стоек шасси.
  2. Оценке подлежит поверхность хвостового оперения, включая горизонтальный и вертикальный стабилизаторы, киль и руль направления, проволочные расчалки и соединительные фитинги.
  3. Максимальное количество баллов за крыло и хвостовое оперение — 7.

5.2.4.7 Книга-презентация

  1. Обязательным требованием является наличие должным образом составленной книги-презентации.
  2. Книга должна содержать информацию от производителя и исторические данные, с помощью которых судьи смогут установить аутентичность летательного аппарата.
  3. Фотографии летательного аппарата до, во время и после проведения восстановительного ремонта или повторной сборки позволяют судьям получить более полное представление о выставляемом летательном аппарате.
  4. Художественное оформление и уникальность книги при выставлении оценок не учитываются. Из соображений логики в книге следует представить копии оригинальных исторических материалов.
  5. Максимальное количество баллов за книгу-презентацию — 3.

5.2.4.8 Степень сложности

  1. Учитывается сложность и проблематичность проведения восстановительного ремонта (повторной сборки) или работ по обеспечению сохранности летательного аппарата, находящегося на регулярном техническом обслуживании.
  2. Данную область довольно сложно оценивать, поскольку необходимо принимать во внимание большое количество переменных факторов. Поэтому в ходе судейства главный судья соревнований должен организовать совещание судей. Наиболее сложной задачей является обеспечение единого подхода к выставлению баллов. Баллы не должны начисляться за сложность в тех случаях, когда имели место обстоятельства, не связанные с выставляемым летательным аппаратом. Тем не менее, во внимание может приниматься масштаб проведенных работ.
  3. Максимальное количество баллов за сложность — 2.

5.2.4.9. Максимальное количество баллов за техническое состояние — 50.



5.3. Штрафные баллы

5.3.1. Штрафные баллы за соревновательные полеты начисляются согласно таблице 31.

Таблица № 31. Штрафные баллы за соревновательные полеты

Причина начисления штрафных баллов Максимум штрафных баллов
Нарушения правил выполнения полета 50
Невыполнение плана полета 30

5.3.2. Штрафные баллы за техническую оценку начисляются согласно таблице 32.

Таблица № 32. Штрафные баллы за техническую оценку

Причина начисления штрафных баллов Максимум штрафных баллов
Общий облик летательного аппарата:
Неаутентичные схемы нанесения лакокрасочного покрытия 2
Неаутентичные схемы нанесения опознавательных знаков и иных надписей 2
Применение современных материалов 2
Использование металла вместо исходной тканевой или фанерной обшивки 2
Использование неоригинальных узлов и агрегатов (за исключением случаев, когда указанные элементы используются в целях обеспечения безопасности полетов) 2
Кабина экипажа:
Модификации рычага управления двигателем, ручки управления или штурвала 3
Изменение форм или материалов обшивки кресел и кабины 4
Двигатель:
Установка неоригинальных двигателя или компонентов двигателя, агрегатов, моторамы, винта или кока винта 6
Наличие деталей с признаками ржавчины или коррозии 1
За установку двигателя того же производителя и того же типа, но с повышенной мощностью, штрафные баллы не начисляются.
Шасси:
Установка шин несоответствующих размеров 4
Установка колесных щитков или обтекателей, выполненных из неоригинальных материалов 3
Исходя из требований безопасности, штрафные баллы не выставляются за установку современных тормозов.
Фюзеляж:
Установка неаутентичных обтекателей, щитков и остекления кабины 5
Штрафные баллы не выставляются в случае, если на воздушном судне с тканевой обшивкой в качестве обшивки используются синтетические материалы.
Хвостовое оперение:
Наличие следов коррозии, потрескавшегося лакокрасочного покрытия или деформированных элементов 3
Неаутентичные расчалки, стойки, приемники воздушного давления, аэронавигационные огни, посадочные фары и иные внешние элементы 4
Штрафные баллы за книгу-презентацию не начисляются.
Штрафные баллы за степень сложности не начисляются.


5.4. Принципы определения победителя

  1. Участники соревнуются в категориях «A. Старинные летательные аппараты» и «В. Классические летательные аппараты». В каждой категории определяется победитель и призеры.
  2. Место, которое занял каждый участник, определяется исходя из полученных им баллов.
  3. Для летательных аппаратов, пилотируемых экипажем в составе более одного человека, все члены экипажа считаются занявшими определенное место.
  4. Участник (экипаж), выступающий на конкретном летательном аппарате, должен являться его владельцем либо лицом, уполномоченным законным владельцем данного летательного аппарата.
  5. Летательные аппараты, занявшие призовые места, не могут участвовать в аналогичных соревнованиях в течение двух последующих спортивных (соревновательных) сезонов, за исключением случаев, когда летательный аппарат был подвергнут существенной модернизации, предусматривающей значительные доработки, с отражением всех проведенных работ в документации.
  6. В командный зачет идут окончательные результаты двух участников (экипажей) от каждой команды. Если все участвующие в соревнованиях команды представлены тремя участниками (экипажами), то место команды определяется по результатам двух лучших участников (экипажей) каждой команды.
  7. Победителем соревнований является команда, чьи два лучших участника (экипажа) набрали наибольшее количество баллов.

Правила самолетного спорта