Правила пользования прибором ППК-У (ППК-1М) при эксплуатации

Указания по технике безопасности

1. При работе с парашютными полуавтоматами необходимо соблюдать осторожность, для того чтобы детали вытяжного механизма в момент срабатывания прибора не могли травмировать лицо и руки поверителя или пробить его одежду. При проверке работоспособности прибора следует выполнять указанные ниже операции.

Для прибора со шлангом. Одной рукой надо зажать корпус прибора, а другой выдернуть гибкую шпильку, быстро перенести руку на шланг и распрямить его. До момента срабатывания вытяжного механизма прибор следует держать на расстоянии вытянутой руки.

Для прибора без шланга. Наконечник троса или присоединительный узел конца троса нужно зажать большим и указательным пальцами и изогнуть трос (рис. 25). Остальными пальцами надо обхватить трубку прибора, поместив наконечник троса на уровне конца трубки. Затем другой рукой выдернуть гибкую шпильку и быстро обхватить корпус прибора. До момента срабатывания вытяжного механизма прибор следует держать на расстоянии вытянутой руки.

Захват троса при проверке работоспособности прибора

Рис. 25. Захват троса при проверке работоспособности прибора.

Для прибора ППК-У-гр. Одной рукой надо зажать корпус прибора, а другой выдернуть гибкую шпильку. До момента срабатывания прибор следует держать на расстоянии вытянутой руки. Присоединительный узел вытяжного механизма в руки не брать.

2. Во всех случаях при срабатывании прибора необходимо следить за тем, чтобы колпачок 50 (см. рис. 6) прибора не был направлен в сторону находящихся поблизости людей во избежание травмирования при случайном срыве колпачка с трубки. Срыв колпачка возможен при перекосе резьбы и ее последующем срезании при неправильном навинчивании колпачка на трубку.

3. При замене деталей и узлов вытяжного механизма прибора необходимо строго соблюдать порядок разборки и сборки, указанный в гл. VI, во избежание несчастных случаев от возможного выскакивания пружин и захлестывания конца троса.

4. При проверке прибора по времени срабатывания на установке УКПА с приставкой для парашютных полуавтоматов необходимо ее заземлять согласно инструкции по эксплуатации установки.

Указания по эксплуатации

Полуавтомат включается выдергиванием гибкой шпильки с помощью фала или других устройств, применяемых на катапультных установках.

Фал одним концом при помощи петли-удавки крепится к гибкой шпильке, а другим — к вытяжной веревке парашюта или карабину. Карабин, в свою очередь, присоединяется к месту, предусмотренному конструкцией самолета (сиденья). Конструкции устройств, выдергивающих гибкую шпильку из прибора на катапультных установках, даны в описаниях на эти установки.

Предупреждение! Независимо от высоты полета выдергивать гибкую шпильку из прибора в самолете категорически запрещается!

При прыжках с использованием только шкалы циферблата следует устанавливать по шкале высот максимальную высоту.

При переводе шкалы высот в случае применения излишнего усилия возможен срыв ее упора (смятие двух ненарезанных зубьев установочного колеса 67 (см. рис. 5). Срыв упора может привести к повороту шкалы на второй оборот и неправильной установке шкалы высот. Перевод шкалы на второй оборот за минимальную отметку (0,3 км) приводит к несрабатыванию прибора, а перевод за максимальную отметку — к преждевременному срабатыванию (на большей высоте). Поэтому перевод шкалы высот следует производить только при помощи ключа-отвертки, входящего в комплект прибора, не применяя чрезмерных усилий и не допуская перемещения шкалы за пределы ее минимальной или максимальной отметок.

Проверка нормальной работы упора шкалы высот осуществляется ее поворотом в сторону минимальной отметки (вращение винта 40 на рис. 6 против часовой стрелки) до момента появления ощутимого сопротивления повороту винта. При этом минимальная отметка шкалы высот (0,3 км) должна пройти не более 2 мм правее визирной риски.

Задаваемое по шкале циферблата время для раскрытия парашюта должно быть достаточным, чтобы произошло гашение большой скорости при отделении парашютиста от скоростного самолета или при катапультировании члена экипажа.

Предупреждение! Устанавливать по шкале циферблата время менее 2 сек запрещается!

При прыжках с самолета с задержкой раскрытия парашюта следует установить шкалу высот прибора ППК-У с учетом атмосферного (барометрического) давления дня и рельефа местности в районе возможного приземления (учитывается по карте), принимая во внимание, что прибор оттарирован по СА с превышением на 100 м.

Для нормального срабатывания парашютно-спасательной системы необходимо установить шкалу высот прибора ППК-1М с учетом максимальной высоты от уровня моря в районе возможного приземления (учитывается по карте) и барометрического давления дня, принимая во внимание, что прибор оттарирован по СА без превышения.

В приборе ППК-У отметка 0,3 км шкалы высот введена с целью эксплуатации прибора в грузовом варианте (ППК-У-гр). Пользоваться отметкой 0,3 км для других вариантов прибора ППК-У не рекомендуется, так как данная высота находится в пределах изменения атмосферного давления на поверхности земли даже в местности, расположенной на уровне моря.

Для всех вариантов прибора ППК-У, кроме ППК-У-гр, рекомендуется пользоваться шкалой, начиная только с отметки 0,5 км, так как пользование отметкой 0,3 км при недостаточно полных сведениях о рельефе местности и метеорологических данных небезопасно.

При вставленной гибкой шпильке прибор не может преждевременно сработать ни по каким причинам (встряхивание, удары и пр.). Срабатывание прибора происходит только после отработки часовым механизмом заданного времени, установленного по шкале циферблата. Прибор не препятствует раскрытию парашюта при выдергивании парашютистом вытяжного кольца.

При эксплуатации прибора ППК-У-240Б на парашютах типа Д-1-8 с двухконусным замком и прибора ППК-У-гр на парашютногрузовых системах после каждого взвода прибора резиновый амортизатор, расположенный на тросе, нужно вплотную придвинуть к наконечнику шланга или специальной гайке (см. рис. 6, варианты III и V). Выполнение этого требования необходимо проверять перед каждым прыжком или сбросом груза.

В случае необходимости (в зависимости от условий монтажа на том или ином типе парашюта) допускается замена шланга и троса прибора одной длины шлангом и тросом другой длины. При этом необходимо учесть, что каждому шлангу в зависимости от его длины соответствует трос определенной длины. Размеры троса в зависимости от длины шланга приведены в табл. 3. Следует иметь в виду, что каждому шлангу соответствует свой вариант троса по длине, так как длина троса должна быть больше длины шланга на 157 мм.

Предупреждения!

  1. Замена узлов вытяжного механизма (шланга, троса, петель и других деталей присоединительного узла) может производиться только в пределах вариантов (кроме варианта V), предусмотренных табл. 3 и рис. 6. Какие-либо другие комбинации из сменных деталей вытяжного механизма, образующих новые варианты прибора, категорически запрещаются.
  2. В приборе ППК-У-гр (см. рис. 6, вариант V), замена узлов вытяжного механизма сменными деталями других вариантов прибора категорически запрещается.
  3. Замена деталей и узлов вытяжного механизма для создания нового варианта прибора, согласно п. 1, должна быть отражена в паспорте с указанием шифра созданного варианта.
  4. Применение амортизатора на тросе допускается только на приборах ППК-У-240Б и ППК-У-гр. Установка амортизатора на других вариантах прибора ППК-У может привести к нераскрытию ранца парашюта.

В процессе эксплуатации прибора необходимо периодически проводить следующий контроль.

1. Провести внешний осмотр прибора.

2. Убедиться в правильности монтажа прибора на парашюте. При этом необходимо проверить:

а) не повреждено ли ушко гибкой шпильки, надежна ли ее контровка (не допускается сплющивание и растяжение ушка шпильки, стирание контровочной нити и пр.);

б) не изношен ли фал гибкой шпильки (не допускается обрыв нитей, стирание оплетки, нарушение строчки и пр.) и не нарушена ли контровка (прошивка) фала с гибкой шпилькой и карабином;

в) надежно ли закреплен прибор в кармане ранца парашюта и исправен ли сам карман;

г) надежно ли привязан шланг к ранцу парашюта;

д) наличие слабины троса (10-15 мм);

е) правильность установки времени срабатывания часового механизма;

Предупреждение! При необходимости «стравливания» часового механизма нужно снять петлю со шпильки вытяжного троса парашюта или другого устройства, чтобы исключить случайное раскрытие ранца парашюта прибором.

ж) правильность установки шкалы высот на заданную высоту;

з) надежность присоединения карабина фала к деталям самолета (сиденья) или фала гибкой шпильки к вытяжной веревке.

3. Проверить, нет ли «стравливания» механизма и затирания гибкой шпильки, проверить работу часового и вытяжного механизмов, точность работы прибора по времени и высоте.

В процессе эксплуатации прибора все его проверки, каждое срабатывание на земле и в воздухе, проведенные ремонтные работы и передвижения прибора обязательно заносят в паспорт.

В тех случаях, когда прибор в пределах гарантийного срока не удовлетворяет каким-либо требованиям или обнаружены неисправности, вызванные производственными дефектами прибора (несрабатывание прибора, микронегерметичность анероида, износ упора гибкой шпильки и пр.), его нужно снять с эксплуатации и направить поставщику, сделав соответствующие записи в паспорте. При этом вскрывать прибор без представителя поставщика категорически запрещается.

В рекламационных документах, телеграммах или письмах надо обязательно указывать полный шифр прибора.

Кроме того, необходимо указать номер комплекта, номер прибора и дату его выпуска.

Предупреждение! Прибор, попавший в воду, грязь, песок или получивший сильный удар при приземлении парашютиста, подлежит ремонту в ремонтных органах эксплуатирующей организации.

Инструмент для эксплуатации приборов типа ППК

Ключ большой — ключ двухсторонний (рис. 26) — предназначен для монтажа и демонтажа деталей вытяжного механизма прибора, а также для взвода прибора за малый наконечник троса.

Двухсторонний ключ

Рис. 26. Двухсторонний ключ

Ключ изготовлен из стали марки У8А толщиной 2,5 мм. С одной стороны ключ имеет зев под колпачки 28 и 50 (см. рис. 6) и гайку 7, а с другой стороны — под контргайку 9 и наконечник 25 шланга. В рукоятке ключа имеется фигурное отверстие, которое служит для захвата малого наконечника троса при взводе прибора.

Ключ малый — ключ-отвертка (рис. 27) — предназначен для монтажа и демонтажа деталей вытяжного механизма и перевода шкалы высот. Ключ изготовлен из стали марки У8А толщиной 2,5 мм. Один конец ключа имеет зев под контргайку 9 (см. рис. 6) и наконечник 25 шланга, а другой выполнен в виде лезвия отвертки под винт 40 для перевода шкалы высот, шлиц хомута 14 и винт 32 поршня.

Ключ-отвертка

Рис. 27. Ключ-отвертка

Стремя (рис. 28) служит для взвода прибора при зацеплении за петлю. Стремя изготовлено из стали марки Ст. 20.

Стремя

Рис. 28. Стремя


Подошвина В. А. «Полуавтоматы парашютные комбинированные типа ППК-У и ППК-1М», М., Атомиздат, 1972.