Спасательный парашют С-5К

Парашют (рис. 1, 2,) предназначен для индивидуального спасения членов экипажей летательных аппаратов при вынужденном покидании над сушей и водой на высотах от 80 до 12 000 м при истинной скорости горизонтального полета от 200 до 650 км/ч и при катапультировании на высотах от 150 м до практического потолка полета самолета на скорости до 1100 км/ч по прибору.

В комплект парашюта может входить носимый аварийный запас НАЗ-У (или радиомаяк <Комар-2МП>), лодка МЛАС-1 ОБ, кислородный прибор КП-27М и страхующий прибор.

Схема раскрытия парашюта С-5К

Рис. 1. Схема раскрытия парашюта С-5К:

1 — лодка МЛАС-1 ОБ; 2 — радиомаяк <Комар-2МП>

Общий вид надетого парашюта С-5К

Рис. 2. Общий вид надетого парашюта С-5К:

1 — шланг кислородного прибора; 2 — кислородная маска

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе системы летчик-парашют не более 120 кг парашют обеспечивает нормальную работу:

  • при немедленном введении парашюта в действие после отделения от горизонтально летящего самолета на истинной скорости до 650 км/ч и высотах от 80 до 12 000 м;
  • при задержке раскрытия парашюта после свободного покидания горизонтально летящего самолета на скоростях до 650 км/ч по прибору согласно табл. 1:

Таблица 1

Высота полета при выполнении прыжка (над уровнем моря), мЗадержка раскрытия парашюта, с
От 80 до 1000Без задержки
От 1000 до 8000Не менее 2
От 8000 до 12 000Не менее 5
Более 12 000Парашют раскрывать на высоте не более 11 000 м

 

 Примечание. В целях безопасности и при наличии запаса высоты парашют вводится в действие на высоте не ниже 500 м;

  • при катапультировании вверх из горизонтально летящего самолета на скоростях до 1100 км/ч по прибору и на высотах от 150 м до практического потолка полета самолета с раскрытием привязных ремней кресла прибором АД-3, установленным на время срабатывания 1,5 с, и раскрытием парашюта прибором ППК-У-240А, установленным на время срабатывания 2 с и высоту на 1000 м превышающую высшую точку на местности.

Парашют также обеспечивает:

  • минимальную безопасную высоту 80 м при свободном покидании горизонтально летящего самолета на скорости 200 км/ч с немедленным вводом парашюта в действие. При этом время снижения на наполненном куполе составит не менее 2 с;
  • автоматическое введение в действие радиомаяка <Комар-2МП> прибором ППК-У-165А, установленным на время срабатывания 5 с и высоту 5000 м;
  • приведение в состояние готовности лодки МЛАС-1 ОБ вручную выдергиванием шнурового звена на высоте 300-500 м над водной поверхностью;
  • среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и массе системы летчик — парашют 100 кг, на участке 30-35 м до земли — 6 м/с;
  • отсутствие возможности самопроизвольного раскрытия;
  • устойчивость при снижении;
  • потерю высоты при скольжении;
  • отсутствие явлений складывания купола;
  • усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца и шнурового звена лодки — не более 16 кгс.

Ранец парашюта предназначен для размещения в нем спасательной лодки МЛАС-1 ОБ, парашютных страхующих приборов ППК-У-240А и ППК-У-165А, кислородного прибора КП-27М, радиомаяка <Комар-2МП> и носимого аварийного запаса НАЗ-У (вместо радиомаяка <Комар-2МП>).

2. Масса парашюта в полном комплекте не превышает 25 кг.

3. Габариты ранца с уложенным в него куполом составляют, мм:

в полном комплекте:

  • длина 390+10;
  • ширина 425+10;
  • высота 270+10;

без радиомаяка <Комар-2МП>:

  • длина 390+10;
  • ширина 425+10;
  • высота 245+10;

без лодки МЛАС-1 ОБ:

  • длина 390+10;
  • ширина 425+10;
  • высота 240+10;

4. Ресурс парашюта — однократное применение независимо от способа покидания, высоты и скорости полета самолета.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Щелевой купол (рис. 3) имеет форму многоугольника с диаметром описанной окружности 8770 мм и состоит из восьми секторов, разделенных между собой симметрично расположенными радиальными щелями. Щели начинаются на расстоянии 630 мм от центра купола, четыре из них рассекают нижнюю кромку купола, а четыре другие не доходят до нижней кромки на 1075 мм. Кромки щелей усилены капроновой лентой ЛТКП-25-100 прочностью 100 кгс. Каждый сектор состоит из полотнищ, часть которых сшита из трех клиньев и часть — из пяти. Клинья полотнища изготовлены из капронового полотна арт. 56011АП. Первый, второй, третий и четвертый клинья сектора изготовлены из капронового полотна арт. 56002П, причем первый и третий клинья оранжевого цвета, пятый клин — из капронового полотна арт. 56023П. Основа купола имеет полюсное отверстие диаметром 400 мм.

У нижней кромки купола радиальный усилительный каркас из капроновой ленты ЛТКП-15-185 прочностью 185 кгс образует 28 петель для крепления строп. Против каждой стропы, кроме расположенных у сквозных щелей, на нижнюю кромку нашиты стяжки из капроновой ленты ЛТКП-25-150, которые упорядочивают наполнение купола и придают ему нужную форму при установившемся снижении.

На расстоянии 430 мм от полюсного отверстия на основу купола нашито усиление из капроновой ленты ЛТКП-26-600 прочностью 600 кгс.

Стропы изготовлены из капронового шнура ШКП-200 прочностью 200 кгс. В свободном состоянии длина строп от нижней кромки купола до пряжек свободных концов подвесной системы равна 6000 мм. На каждой стропе нанесены по две метки, служащие ориентиром при укладке строп в соты чехла купола. На стропе № 14 имеется оранжевая муфта у кромки купола и у пряжки свободного конца подвесной системы.

Купол парашюта С-5К

Рис. 3. Купол парашюта С-5К:

1 — сектор; 2 — сквозные, щели; 3 — щели; 4 — полотнище сектора; 5 — I клин сектора; 6 — II клин сектора; 7 — Ш клин сектора; 8 — IV клин сектора; 9 — V клин сектора; 10 — нижняя кромка купола; 11 — радиальный каркас; 12 — петли; 13 — усиление; 14 — стропа; 15 — метка; 16 — заводское клеймо

2. Вытяжной парашют восьмиугольной формы, площадью 0,48 м², изготовлен из шелка арт. 16003. Имеет восемь строп из четырех неразрезных шнуров и одну центральную стропу. Центральная стропа из шнура ШКП-300 прочностью 300 кгс, а остальные стропы — из шнура ШКП-90 прочностью 90 кгс. Концы строп сведены в коуш, который оплетен провощенной льняной ниткой.

Длина всех строп в свободном состоянии от нижней кромки купола до коуша — 750 мм.

3. Соединительная стропа изготовлена из капронового шнура ШТКП-18-700 прочностью 700 кгс и длиной 1580 мм. Один конец соединительной стропы присоединяется к уздечке купола, другой — к коушу вытяжного парашюта. Соединительная стропа обеспечивает нормальную работу вытяжного парашюта при зацеплении его за снаряжение или конечности летчика.

4. Чехол купола из капронового полотна арт. 56004крП оранжевого цвета, имеет форму рукава и надевается на всю длину купола.

Чехол состоит из основы, фартука и предохранителя строп. Основа в нижней части имеет стягивающий шнур с двумя петлями на концах для предотвращения преждевременного выхода купола из чехла в случае проваливания купола в чехле при введении парашюта в действие.

Фартук имеет шесть пар несъемных резиновых сот и две пары двойных и одинарных съемных резиновых сот, два кармана из ленты для укладочной рамки, окно для пропуска петель стягивающего шнура и четыре окна для пропуска съемных сот. Над окнами имеются карманы для прикрытия пучков строп.

По всей длине чехла нашиты две усилительные ленты ЛТКП-25-200 прочностью 200 кгс, которые вверху образуют уздечку. В верхней части чехла снаружи пришиты два кармана, способствующие выходу строп из сот и стягиванию чехла с купола, два кармана для укладки соединительной стропы и ленты шнура, под которую пропущен стягивающий шнур. Длина чехла 3,6 м.

5. Подвесная система изготовлена из крашеной капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс. К ней монтируются ранец и стропы купола. Подвесная система состоит из главной лямки, двух наспинно-плечевых обхватов, спинки, двух ножных обхватов, двух ватников, парашютного замка ТП и регулируемого крепления.

6. Регулируемое крепление из капроновой ленты ЛТКкрП-25-200 прочностью 200 кгс настрочено на спинку и каждый наспинно-плечевой обхват и состоит из лент крепления, трех шлевок, нашитых на плечевых обхватах, и лент крепления с кольцами, нашитых на спинке ватника в месте образования крестовины. Регулируемое крепление исключает возможность выпадания летчика из подвесной системы.

7. Гибкий шланг для направления движения троса вытяжного кольца имеет обычную конструкцию.

Длина гибкого шланга в растянутом виде 675 мм.

8. Ранец из авизента А (арт. 6700кр) цвета хаки, имеет дно прямоугольной формы с четырьмя клапанами — главным, торцевым и двумя боковыми (левым и правым). Металлическая рама жесткости размером 380x380 мм вставлена в дно ранца.

На накладном дне ранца имеются два кармана из авизента А для приборов ППК-У-165А и ППК-У-240А, соты из эластичной ленты для укладки фала радиомаяка, клапан с люверсом для дополнительного крепления радиомаяка при применении парашюта без лодки, лента крепления для привязки фала радиомаяка и лодки, а также шнуровая петля для крепления и зачековки лодки МЛАС-1 ОБ, уложенной в чехол.

Промежуточное дно ранца служит для размещения в нем спасательной лодки и радиомаяка.

На правом боковом клапане промежуточного дна ранца находятся большой люверс для выхода фала гибкой шпильки прибора ППК-У-165А, а также отверстие для вывода шланга прибора и пластина для крепления шланга прибора. На клапане нашита шнуровая петля, к которой подсоединяется петлей-удавкой шнуровое кольцо, служащее для затяжки клапанов промежуточного дна ранца.

Петля и шнуровое кольцо изготовлены из капронового шнура ШКП-200 прочностью 200 кгс.

При укладке парашюта в полном комплекте (с лодкой и радиомаяком) шнуровое кольцо пропускается в первый от края люверс на левом боковом клапане промежуточного дна, а при укладке парашюта только с радиомаяком без лодки шнуровое кольцо пропускается во второй от края люверс клапана.

На главном клапане промежуточного дна ранца поставлены три люверса, под которыми располагается пластина жесткости. Напротив одного из крайних люверсов клапана нашита шнуровая петля, к ней петлей-удавкой присоединено малое шнуровое кольцо из капронового шнура ШКП-200 прочностью 200 кгс, предназначенное для затяжки клапанов промежуточного дна ранца.

Ранцевая пружина длиной 230 мм подсоединяется к главному клапану промежуточного дна ранца только в случае укладки парашюта с одним радиомаяком без лодки. Во всех других вариантах укладки ранцевая пружина снимается.

Со стороны торцевого клапана вшиты три шнуровые петли из шнура ШКП-200, к двум из них петлей-удавкой прикрепляются металлические кольца для протаскивания в них малого шнурового кольца при зачековке промежуточного дна ранца. Зачековка дна производится специальным тросом с двумя шпильками, подсоединенными к прибору ППК-У-165А.

К главному клапану ранца с внутренней стороны пришит фартук из хлопчатобумажной ткани для завертывания вытяжного парашюта.

Замыкается ранец двумя шпильками троса вытяжного кольца. Торцевой клапан ранца снабжен двумя добавочными конусами, рассчитанными на укладку парашюта без лодки и радиомаяка.

На левом боковом клапане с внешней стороны имеются накладка шланга и пластина для прибора ППК-У-240А, размещенная под лентой ЛХХ-25-83.

В клапане кармана прибора для жесткости проложена лента ЛРТ. На правом боковом клапане имеется клапан для шнурового замыкающего приспособления и карточки, заменяющей паспорт.

К дну ранца, с внешней стороны, пришит карман из авизента для кислородного прибора. Карман имеет две пары петель из капроновой ленты ЛТКкрП-43-800 прочностью 800 кгс, предназначенных для крепления подвесной системы к ранцу при помощи капронового шнура ШКП-300 прочностью 300 кгс. На кармане кислородного прибора нашиты четыре проволочные петли для пристегивания к ним ранцевых пружин. Крючки ранцевых пружин зажимаются пассатижами: на кармане кислородного прибора — после укладки парашюта, а на клапане промежуточного дна ранца — перед укладкой ранца.

Длина ранцевых пружин главного клапана ранца — 345 мм.

Длина ранцевых пружин боковых клапанов, кармана прибора ППК-У-240А и клапана промежуточного дна ранца — 230 мм.

К ранцу придаются шнуровое замыкающее приспособление и звено лодки. Шнуровое замыкающее приспособление предназначено для зачековки промежуточного дна ранца в случае применения парашюта без радиомаяка <Комар-2МП>, но с лодкой МЛАС-1 ОБ. Оно изготовлено из капронового шнура ШКП-200, на котором застрочены четыре шпильки-чеки, малый карабин и тесьма крепления. На тесьме имеются две проволочные петли для связки с петлями на кармане кислородного прибора, что предохраняет шнуровое замыкающее приспособление от зацепления за кресло летчика при катапультировании. Малый карабин предназначен для присоединения шнурового замыкающего приспособления к пряжке-полукольцу на комбинезоне летчика.

Звено лодки применяется при укладке парашюта в полном комплекте с лодкой и радиомаяком. Оно предназначено для зачековки лодки МЛАС-1 ОБ, уложенной в чехол под промежуточными клапанами ранца. Звено из капронового шнура ШКП-200, сшитого в два сложения, имеет на одном конце шпильку-чеку, а на другом — клевант.

Шпилька-чека служит для зачековки шнуровой петли, имеющейся на накладном дне ранца, петли чехла лодки и петли баллона лодки.

9. Чехол лодки, изготовленный из капронового полотна (арт. 56004П), состоит из двух полотнищ, сшитых хлопчатобумажными нитками № 80. По горловине чехла пропущена эластичная тесьма шириной 5 мм и настрочены две петли из шнура ШКП-90 для зачековки лодки в чехле.

Чехол предназначен для укладки в него спасательной лодки МЛАС-1 ОБ и удержания ее под ранцем после раскрытия промежуточного дна ранца прибором ППК-У-165А до выпуска лодки вручную.

10. Трос со шпильками предназначен для зачековки клапанов промежуточного дна ранца. Состоит из двух шпилек, длинной и короткой, соединяющего их; троса и перемычки. Шпильки изготовлены из калиброванной стальной проволоки диаметром 4 мм. Корпус длинной шпильки изогнут на 180° для присоединения к ней петли прибора ППК-У-165А и имеет перемычку, являющуюся ограничителем перемещения петли прибора по шпильке.

11. Вытяжное кольцо с двумя шпильками состоит из кольца, троса, ограничителя и двух шпилек. Кольцо изготовлено из стальной проволоки диаметром 7 мм и окрашено в красный цвет. Длина троса от конца последней шпильки до ограничителя равна 960 мм.

12. Подушка прямоугольной формы, из авизента цвета хаки, набита ватой.

Габаритные размеры подушки 480X390 мм.

13. Автоматический радиомаяк <Комар-2МП> предназначен для наведения поисковых средств на место нахождения экипажа путем передачи специальных радиосигналов, а также для ведения двусторонней радиотелефонной связи с поисковой группой.

14. Парашютный страхующий прибор ППК-У-165А предназначен для раскрытия промежуточного дна ранца парашюта.

Длина шланга прибора — 165 мм, длина троса — 322 мм, длина фала — 580 мм.

15. Парашютный страхующий прибор ППК-У-240А предназначен для раскрытия ранца парашюта.

Длина шланга прибора — 240 мм, длина троса — 397 мм, длина петли — 19 мм, длина фала — 2000 мм.

16. Спасательная лодка МЛАС-1 ОБ — индивидуальное спасательное средство при приводнении.

Тактико-технические данные лодки МЛАС-1 ОБ даны в описании парашюта С-3-3.

17. Кислородный прибор КП-27М предназначен для обеспечения дыхания летчика при снижении на парашюте с больших высот.

Тактико-технические данные прибора даны в специальном разделе настоящего справочника.

18. Переносная сумка прямоугольной формы, из авизента Б (арт. 6700кр), имеет две ручки, карман, бирку для опломбирования и ленту.

Габаритные размеры сумки 260x610x510 мм.

19. Паспорт предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.


Спасательные парашюты