Как получить максимум от своего купола
Понаблюдайте некоторое время за площадкой приземления на активной дропзоне. Вы увидите, что некоторые парашютисты — настоящие мастера управления куполом. Они всегда красиво и безопасно приземляются там, где им нужно. Кажется, что они не прикладывают для этого никаких усилий. Другие иногда приземляются неплохо, но часто кажется, что они
Различие — в пилотах. Хороший пилот обладает интуитивным пониманием аэродинамики и опытом, позволяющим полностью контролировать окружающее пространство. За годы опыт научил их практическим приемам того, как можно получить максимум от своего купола.
Точка выброски и ветер
В предыдущей главе мы рассматривали проблему контроля воздушного движения без учета точки выброски. Если вы прыгаете с большого самолета (или с маленького с плохим выпускающим), ваша точка раскрытия может быть далека от идеальной. Но у вас есть много способов это исправить. Узнав несколько хитростей о полете под куполом, вы сами сможете выбирать, где, когда и как вы будете приземляться.
Прежде всего помните, что высота — ваш друг. Чем больше у вас высоты, тем больше у вас вариантов. Это еще один хороший повод не раскрываться низко. Если вы раскрылись на высоте 750 метров, у вас на 40 процентов больше вариантов, чем у человека, раскрывшегося в этой же точке на высоте 450 метров. Это означает, что у вас будет больше времени для достижения вертикального разделения с другими куполами, больше времени для определения направления ветра и — если необходимо — больше вариантов выбора возможных площадок приземления.
Ваша первоочередная задача после успешного раскрытия — избежать столкновения. Как только вы это сделали, определите, где вы находитесь, и направляйтесь в сторону дропзоны. Вы можете сделать это заранее, если определили точку выброски на отделении или свободном падении: теперь вам предстоит решить, как воспользоваться этой информацией. Я часто вижу, как люди приземляются далеко, потому что после открытия они заняты коллапсированием слайдера, снятием ласт и другими вещами — в то время как они летят в сторону от дропзоны! Все эти действия можно выполнять, двигаясь в направлении зоны приземления, а не в противоположную сторону.
В зависимости от обстоятельств, у вас может быть идеальная точка выброски (которую мы не будем рассматривать), либо один из трех вариантов не идеальной: далекая по ветру, далекая против ветра, либо далекая в стороне от створа ветра. Для каждого варианта будет существовать своя стратегия действий. И во всех трех случаях выбор самого лучшего решения будет зависеть от ветра. В безветренный же день план один и тот же вне зависимости от выброски — для достижения большей дистанции измените наклон своего купола для лучшего планирования. Большинство парашютов летит дальше (и почти также быстро), если вы на пару дюймов втяните задние концы или на одну треть приберете клеванты.
Оптимизирование планирования
Для того, чтобы найти оптимальную позицию наилучшего планирования, потребуется слегка поработать. Вариометр и показатель скорости, разработанные для парапланов — идеальный вариант, но методы простого наблюдения тоже подходят. Попробуйте лететь рядом с куполом одного с вами типа и давать вводы на клеванты или задние концы, чтобы сделать планирование более плоским. Вы увидите, что до того, как ваш купол начнет терять горизонтальную скорость, вы сможете заметно улучшить показатели планирования. Другая хитрость, которую вы можете использовать и которая вам не раз пригодится — научитесь «визуализировать» свою траекторию. Посмотрите на землю перед собой. Если вы выберете точку далеко от вас, то вы заметите, что она смещается вверх в вашем поле зрения. Это означает, что вы не долетите до этой точки. Выберите точку поближе: если она смещается вниз — значит, вы ее перелетите.
С опытом вы сможете быстро определять эту точку. Как только вы научитесь это делать — независимо от того, идете ли вы против ветра или по ветру — вы сможете проверить, как хорошо вы планируете. В общих чертах: если вы стоите против сильного ветра, вам понадобится острый угол снижения для достижения наибольшей горизонтальной скорости и уменьшения времени, в течении которого вы остаетесь подвержены милости ветра. Полный режим (клеванты полностью отпущены) приведет к лучшему результату, если вы пытаетесь идти против сильного ветра. Ввод передних концов — еще лучше, но не у многих людей хватит сил долго висеть на свободных концах.
Если же вы летите по ветру и ветер слабый — вариант прямо противоположный. В этой ситуации приберите клеванты для того, чтобы замедлить скорость снижения. Большинство современных куполов достигают минимальной скорости снижения при вводе клевант примерно на 50 процентов. Вы немного потеряете в горизонтальной скорости, но выиграете в дистанции. Почему? Предположим, в полном режиме ваш купол снижается на 360 метров в минуту, а в режиме с прибранными наполовину клевантами (режиме 1/2) — всего на 240 метров. Также предположим, что горизонтальная скорость купола — почти 50 км в час в полном режиме (полностью отданные клеванты), и около 35 км — в режиме 1/2. Прибавьте скорость ветра в 15 км в час, и ваша скорость относительно земли будет, соответственно, 65 и 50 км в час. За две минуты при 65 км в час вы пролетите по горизонту примерно 2 100 метров. За три минуты при 50 км в час вы пролетите по горизонту 2 500 метров — хорошая прибавка! Таким образом, если вы раскрылись далеко по ветру, вам лучше замедлить скорость снижения. Насколько сильно — зависит от конкретного купола, ветра и точки выброски.
Выброска в стороне от створа ветра — тоже достаточно обычное дело. В этой ситуации не пытайтесь лететь прямо к дропзоне. Если вы сделаете это, траектория полета вашего купола примет форму дуги — поскольку пока вы пытаетесь идти вперед, ветер сдувает вас вбок, постоянно изменяя ваше направление. Вместо этого выберите угол по ветру от площадки приземления, и снова посмотрите на свой путь по земле. Если ваш путь относительно земли выглядит как прямая линия в сторону дропзоны — отлично. Если он искривляется перед вами, то вы задали слишком большой угол. Если он искривляется за вами — угол слишком мал.
Посадка вне зоны приземления
Иногда выброска настолько плохая, что даже лучшая в мире техника пилотирования не может ничего исправить. Посадка вне зоны приземления — это факт реальности. Это также обычная причина увечий на приземлении: может, вам придется приземляться на маленькую площадку, без указателей ветра, с непредвиденными препятствиями — или все вместе взятое. Если существует вероятность приземления вне площадки, начинайте планировать варианты на высоте! Хорошая идея — обратить внимание на основное направление ветра и его скорость. Многие дропзоны могут предоставить фотографию района вокруг дропзоны с воздуха с указанием опасных объектов, хороших альтернативных площадок и т. д.
Если вы приземляетесь вне площадки и не успели заметить направление ветра, начните искать подсказки. Дым от костров или движение пыли может помочь. В районах с богатой растительностью можно иногда определить направление по движению травы или ветвей деревьев. Если
Даже если вы не можете определить направление ветра, помните — посадка по ветру или поперек створа намного безопаснее, чем посадка в повороте. На самом деле, одна из самых распространенных причин увечий в результате так называемых хуктернов — непреднамеренные низкие развороты. Сценарий простой — возвращаясь по ветру с дальней выброски, пилот слишком поздно понимает, что он идет по ветру, и пытается развернуться против ветра, уже не имея на это высоты. Большинству куполов нужно по крайней мере 60 метров, чтобы завершить быстрый разворот на клеванте на 180 градусов — это не учитывая допуска на безопасность. Для подобных случаев тренируйтесь разворачиваться в среднем режиме (клеванты зажаты наполовину). Разворот с прибранными клевантами съедает намного меньше высоты, чем разворот в полном режиме.
Независимо от того, где вы приземлитесь, у вас есть выбор как заходить — справа или слева. Всегда выбирайте то направление, при котором у вас на пути будет меньше препятствий и больше пространства для выбора альтернативных площадок. В этом случае, если ветер окажется сильнее чем вы ожидали, у вас будет больше вариантов.
Распространенные проблемы на приземлении и их решения
Прежде чем мы начнем рассматривать конкретные проблемы при приземлении, вот несколько общих советов. Если при приземлении у вас возникают проблемы с куполом, или если вы относительно неопытны и только планируете покупать парашют, найдите опытного человека примерно вашего веса, и попросите его прыгнуть на этом куполе. Такой человек сможет дать вам хорошие советы на тему того, лежит ли проблема в вашей технике, или в самом куполе. Я очень рекомендую видео. Распространенные проблемы пилотирования, которые мы будем обсуждать ниже, легко устраняются при помощи разбора
Зрительное восприятие
Давайте избавимся от этой проблемы в первую очередь, так как я считаю это наименее распространенной проблемой. Специфика восприятия начинает сказываться, когда мы оказываемся в
Слишком высокая или слишком низкая подушка
Это очень распространенная ошибка — причем то, как многие школы учат делать подушку, только усиливает проблему. Инструкторы обычно учат студентов делать подушку одним движением, зная, что подушка в две ступени слегка сложна для начинающего парашютиста. И поскольку они не хотят, чтобы студент делал подушку высоко, они часто учат их делать подушку быстро и низко. Это может сработать, пока вы прыгаете на большом куполе — но обязательно создаст проблемы, как только вы перейдете к
Вспомним первую главу. После того, как пилот увеличил угол атаки купола (начало подушки), он может поддерживать его до тех пор, пока сохраняется горизонтальная составляющая скорости. Таким образом подушку можно мысленно разделить на три этапа: начало выполнения подушки (увеличение угла атаки), этап поддержания увеличенного угла атаки (полет параллельно земле, с использованием остатка горизонтальной скорости), и заключительный этап (горизонтальная скорость исчерпана, купол останавливается).
Длительность второго этапа и продолжительность горизонтального полета зависит от купола, загрузки и внешних условий. Многие
Представьте себе выполнение подушки в спокойный день. Очевидно, что лучше всего приземляться тогда, когда ваша скорость — как горизонтальная, так и вертикальная — малы. Если начать выполнение подушки слишком высоко — то и в финальной части, когда купол остановится, вы также будете находиться все еще слишком высоко для мягкого приземления. Если начать слишком низко, вы не успеете погасить скорость до встречи с землей, и приземление будет достаточно жестким.
Распространенной ошибкой в ветреный день является слишком раннее начало подушки (другая ошибка — недолет до намеченной точки приземления, но точность приземления — это уже другая тема). В тихие дни люди обычно начинают подушку слишком низко и перелетают. Возможно, это происходит потому, что они не привыкли к жизни в «жидкой» среде, которая изменяется не по дням, а по часам. Моряки, каякеры и пилоты привыкли к идее жизни в жидкой (постоянно изменяющейся) среде, и быстро это понимают. Вывод: вы должны выучить не один вариант подушки — вы должны их выучить с полдесятка, для разных условий. Для этого вы должны сочетать опыт с пониманием того, как летает парашют.
Слишком сильный ввод
Эта проблема возникает, когда вы не уверены, на какой высоте делать подушку. Как правило, «чем сильнее вы давите клеванты, тем жестче вы приземлитесь». Движение клевантами
Асимметричная или незаконченная подушка
Есть два проявления этой проблемы. Первая — когда движение клевант для подушки прекращается на уровне чуть ниже груди. Когда вы тянете клеванты вниз, нагрузка на руки усиливается, так что первая половина идет легко, но вторая требует определенной силы. Не проблема в ветреный день, но если вы жестко приземляетесь в спокойный день, может оказаться, что вы не до конца сделаете подушку.
Второе проявление — когда одна рука опускается ниже, чем вторая. Этому может быть две причины. Одна — когда одна рука слабее другой, вторая — при приземлении поперек ветра. Исправьте первую проблему, привыкнув держать банку с пивом при рассказе о вашем крайнем кошмарном приземлении в левой (или какая у вас слабее) руке. Вы также можете выработать привычку поворачивать под куполом на слабой руке, чтобы она больше привыкла к нагрузке на клеванте. Приземление поперек ветра требует больше мастерства. На самом деле приземляться поперек ветра достаточно просто — но во время выполнения подушки вам нужно держать купол так, чтобы он летел по прямой (что означает чуть большую нагрузку на наветренную сторону). Эту технику — как и любую другую — нужно тренировать. Но помните, что вы должны практиковать приземления поперек створа только там, где это не собьет с толку других парашютистов на приземлении. Когда вы работаете над приземлениями поперек ветра, вы должны приземляться одни. Естественно, начинать надо с легкого ветерка, а не с сильного ветра. Самое главное — помнить, что смотреть надо в ту сторону, куда вы хотите лететь, а не туда, куда вы собственно летите. Сделайте это, и вы автоматически заставите свой купол лететь ровно и по прямой.
Вызвана ли несимметричная подушка слабостью руки или приземлением поперек ветра, результат всегда одинаков. Как только пилота начинает сносить в сторону, он обычно начинает смотреть вниз — в ту сторону, куда его несет. Это еще больше поворачивает купол, поскольку рука в более низком положении опускается еще ниже, и в ту же сторону поворачиваются плечи. Часто пилот инстинктивно отклоняется в ту же сторону, чтобы смягчить удар, что еще больше ухудшает ситуацию — особенно если при этом он забывает про вторую руку, и она поднимается (очень распространенное явление). Мораль — всегда смотрите туда, куда вы хотите лететь, а не туда, куда вы летите. Если купол клонится влево, смотрите вперед и компенсируйте доворот правой клевантой.
Механические проблемы
Удивительно большое количество куполов приходит от производителей неровно скроенными или плохо настроенными. Еще большее количество сбивается с точных настроек после нескольких сотен прыжков. Если ваш купол склонен к довороту, он, скорее всего, будет не очень хорошо делать подушку. Неправильная настройка — это вопрос всего дюйма длины стропы, и нужен хороший риггер, чтобы найти проблему.
Большинство заводских настроек строп управления — неправильные. Они расчитаны на среднюю гипотетически идеальную загрузку — без учета того, что руки могут быть длиннее или короче, конструкции ранца, длины свободных концов, реальной загрузки и других изменяющихся факторов. В общем, заводские установки длины строп управления могут быть на
Некоторые люди будут убеждать вас, что если вы передвинете клеванты слишком высоко, это уменьшит вашу горизонтальную скорость, поскольку купол всегда будет лететь слегка в тормозах. И что купол будет хуже летать при использовании передних свободных концов в связи с изменением формы профиля. Не беспокойтесь об этом. Если в результате вы получите лучшую подушку, и если вы не слишком часто используете передние концы — зачем волноваться? Мы говорим о хороших посадках, а не о национальном чемпионате по купольной акробатике — так что используйте то, что для вас работает. Не следует ожидать многого от старых или сильно изношенных куполов. Купола из
Неадекватный переход на новый купол
Если купол, на который вы переходите, слишком отличается от того, к которому вы привыкли — у вас будут проблемы. Поэтому парашютист весом 55 кг, который учился прыгать на Манте, может испытывать проблемы на PD170. Размер может отличаться несильно, но разница в полете может быть слишком большой. Точно также, если вы привыкли к
Внешние факторы
Попадание в спутный след либо в зону турбулентности от препятствия на земле может вызвать резкую просадку купола. Чтобы понять, как поведет себя ваш купол при попадании в спутный след, попробуйте полетать за
Местность
Если вы приземляетесь на склон: до тех пор пока ветер не сильный (до 15 км в час), садитесь поперек холма, а не вниз/вверх по холму. Как раз для подобных случаев хорошей идеей будет тренировать приземления поперек ветра. Однако будьте уверены, что ваши тренировки поперек ветра никого не сбивают и не создают конфликтов воздушного движения.
И, наконец, еще пара вещей, которые улучшат ваши приземления — даже если вы уже приземляетесь нормально. Занимайтесь другими видами спорта:
Источник skysport.ru. Перевод Кирилл Брюшков, Петр Лизяев, Федор Мозговой.