Безопасное приземление: Педаль «Тормоза»

В зависимости от вашего купола вы либо можете, либо не можете полностью остановить купол в самой финальной стадии Приземления. Просто очень многие парашюты не проектируются под полный «Свал», в основном из-за длинных строп управления — т.е. вы просто не можете настолько сильно затянуть стропы вниз, что бы заставить купол «свалиться». Иногда это очень полезно. Например, такая система используется для подстраховки в большинстве студенческих куполов. Но для опытных пилотов — это, конечно же, крайне неудобная штука. Если вы не в состоянии достигнуть точки полного «свала» своего купола — вы, к примеру, не сможете остановить свой купол на приземлении в безветренный день. Удостовериться в том, имеет ли ваш купол полный «свал» или нет — это как подогнать сиденье под себя, садясь в машину. Если вы слишком далеко отодвинетесь назад — вы не сможете до конца выжать педаль тормоза, и как следствие — окончательно затормозить. Уменьшить стропы управления достаточно просто — для квалифицированного ригера это дело пяти минут.

Несмотря на все эпитеты, которыми мы наделили этих удивительных гениев — конструкторов парашютов — установленная на фабрике длина строп вашего нового купола вполне вероятно — не даст вам возможности полностью погасить вашу Скорость. Большинство производителей, к примеру, всегда делают запас по длине для строп управления порядка 75 мм. Делается это по двум причинам. Первая — дать возможность пилоту затягивать передние свободные концы без натяжения строп управления, что предотвращает потерю летных характеристик купола. Вторая причина — подготовить ваши стропы управления к неминуемому уменьшению их длины в течение срока службы (если они, конечно, выполнены из Spectra). Ведь со временем стропы управления становятся все короче и короче, а это означает, что точка «Свала» перемещается все выше и выше. В конце концов, точка «Свала» поднимается настолько вверх, что появляется возможность поймать «свал» непосредственно при выполнении «подушки». Еще одной причиной, почему ваши стропы управления слишком длинные или же наоборот — слишком короткие, может быть длинные или же короткие свободные концы. Очень много парашютистов заказывают себе «короткие» свободные концы, т.к. при использовании стандартных просто не могут достать спустившийся «слайдер», что бы его заколлапсировать. «Короткие» свободные концы, однако, перемещают парашютиста поближе к куполу, а, следовательно, — подальше от точки «Свала». И наоборот — длинные свободные концы отодвигают парашютиста от купола, перемещая точку «свала» выше по ходу затягивания клевант. Вообщем, независимо от причины, крайне важно, что бы вы могли точно знать — можете ли вы полностью остановить свой купол, или же нет.

Проверить это очень легко. Просто в полете потяните за стропы управления до самого конца, т.е. пока ваши руки полностью не вытянуться вниз. Если купол качнется назад, а вы в это время почувствуете «провал вниз», как в «американских горках» — вы довели купол до полного «Свала». Идеальный случай, если это произойдет в самом конце вашего движения вниз, а не на уровне плеч. Опять же — помните, что такого рода эксперименты нужно выполнять на достаточной высоте, что бы вы могли безопасно отцепиться в случае чего…. В принципе на практике очень редко, когда «свал» приводил к отцепке — но возможность такая существует — опять же — говорю это как профессиональный тест-пилот. Поэтому для уменьшения риска «опасного выхода из Свала» — как только поймаете точку «свала» и провалитесь вниз — тут же отпустите клеванты вверх, но не полностью, а всего на 5-10 см! Таким образом, вы предотвратите резкий «клевок» купола вперед при его возвращении к рабочему состоянию.

Если вы боитесь «сваливать» свой купол даже на большой высоте.

Очень многие парашютисты никогда не доводили свои купола до «свала», считая это делом небезопасным, и не настолько уж необходимым. Но все же позвольте мне попытаться вас убедить, что «Свал» может быть ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫМ УПРАЖНЕНИЕМ, и выгода от определения границ возможности вашего купола при полетах на небольшой Скорости — очевидна и КРАЙНЕ ВАЖНА! В конце концов, ПРИЗЕМЛЕНИЕ — САМО ПО СБЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИЗКОСКОРОСТНЫМ МАНЕВРОМ, И ВАША КОМФОРТНОСТЬ В ДАННОМ РЕЖИМЕ ПОЛЕТА БУДЕТ ОТРАЖЕНИЕМ ВАШИХ СПОСОБНОСТЕЙ БЕЗОПАСНО ПРИЗЕМЛИТЬ ПАРАШЮТ.

Одним из путей, по которым идут большинство парашютистов в таких случаях — это переосмысление процедуры «действий в особых случаях». Скорее всего, вы обнаружите, что стандартный взгляд на эти вещи, совмещенный с постоянными тренировками таких ситуаций, может очень сильно повлиять на ваше поведение и эмоциональное состояние, в особенности — на фактор Страха. Страх, по большому счету, — САМЫЙ ГЛАВНЙ ВРАГ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН С НЕБОМ! Ни земля, ни турбулентность, ни что друге… Именно СТРАХ! Могу только добавить, что только знания и ваша уверенность в своих действиях и способностях применить эти знания в нужный момент — это единственное, что может победить СТРАХ!

А если у вас наготове уже отрепетированные действия на любую неприятную ситуацию — эта ситуация уже не выглядит такой уж неприятной.


Пилотирование парашютов типа «Крыло»