Особые случаи в воздухе

Самое главное в любом прыжке с парашютом — безопасность.

В небе под куполом парашютист находится около 3 минут. И при возникновении нештатной ситуации времени на принятие решения будет очень мало или не будет вообще. Поэтому еще на земле парашютисты до автоматизма отрабатывают навыки действий в особых случаях.


Приоритеты при прыжке с парашютом

  1. Открыть парашют.
  2. Открыть парашют на заданной высоте, вне зависимости, стабильны вы или нет.
  3. Открыть парашют в стабильной позиции, чтобы облегчить раскрытие.
  4. Проверить купол, чтобы убедиться что он рабтает и контролируем.
  5. В случае необходимости ввести запасной — соблюдая все процедуры, в случае сомнений в работоспособности и управляемости основного.
  6. Приземлиться на открытую площадку, долгая прогулка назад лучше опасного приземления.
  7. Приземлиться безопасно, быть готовым к жесткой посадке, ноги вместе, ступни параллельно земле.

При любой нештатной ситуации первое действие — контроль высоты. Высота принятия решения на отцепку — 600 метров.

Отцепка

Процедура отцепки

  1. Контроль высоты
  2. Найти взглядом подушку отцепки, взяться двумя руками
  3. Перевести взгляд на кольцо запасного парашюта
  4. Отцепить основной парашют
  5. Выдернуть кольцо запасного парашюта

Отказы основного парашюта

Отказом парашюта является любое функционирование купола, не приводящее к нормальной скорости снижения, или потери управления куполом. Отказы вызываются одним или комбинацией из нижеследующих факторов: плохая укладка, неправильное положение тела на раскрытии или отказом техники. Часть отказов случается лишь иногда; парашюты хороши, но не совершенны на 100%. Отказ основного может быть разделен на две основных категории: из ранца ничего не вышло, и это полный отказ; купол вышел, но с ним не все в порядке, и это частичный отказ. По причине возможности отказа в основах безопасности предписывается высота раскрытия не ниже 1000 метров для студентов. Для тандемов эта высота равняется 1300 метрам. Для лицензированных парашютистов минимальная высота раскрытия 800 метров.

Если вы выходите из ЛА на высоте 1000 метров, то ваша начальная вертикальная скорость равна 0 м/с и вы начнете ускоряться до тех пор пока не достигнете скорости свободного падения. Если у вас нет парашюта, то путь до земли займет 22 секунды. Если у вас частичный отказ, вы получите некоторое торможение вашим парашютом, и это время увеличится. Но даже в этом случае, учитывая время реакции, необходимо открыть запасной не ниже чем на 500 метрах. Основному парашюту требуется около 3-4 секунд для раскрытия, а запасной раскрывается еще быстрее. При скорости свободного падения в стабильной позиции лицом вниз равной примерно 180 км/ч (максимальная для данной позиции), четыре секунды превратятся в 250 метров.

Самоотцеп одного свободного конца

  1. Контроль высоты
  2. Отцепка
  3. Запаска

Повисание на медузе

  1. Контроль высоты
  2. Отцепка
  3. Запаска

Нерасчековка камеры

  1. Контроль высоты
  2. Отцепка
  3. Запаска

Перехлест

  1. Контроль высоты
  2. Отцепка
  3. Запаска

Груша или ненаполнение купола

  1. Контроль высоты
  2. Отцепка
  3. Запаска

Дуга

  1. Контроль высоты
  2. Попытаться устранить зацеп
  3. При нехватке высоты — отцепка, запаска

Зацепление стреньги за части тела

  1. Контроль высоты
  2. Попытаться устранить зацеп
  3. При нехватке высоты — отцепка, запаска

Закрутка строп

  1. Контроль высоты
  2. Свести перед собой свободные концы
  3. Помочь телом раскручиванию купола
  4. При нехватке высоты — отцепка, запаска

Прогрессирующая закрутка

  1. Контроль высоты
  2. Отцепка
  3. Контроль высоты (если высота позволяет — стабилизироваться)
  4. Запаска

Несход слайдера

  1. Контроль высоты
  2. Расчековать стропы управления
  3. Прокачать купол стропами управления (движениями обеих рук вверх-вниз 2-3 раза)
  4. Если не получилось — отцепка, запаска

Порыв купола

  1. Проверить управляемость купола выполнением разворотов
  2. Проверить работоспособность купола во всех режимах (полная скорость, средний режим и режим торможения)
  3. Если нет уверенности в безопасном приземлении — отцепка

Обрыв строп

  1. Передний ряд (формирует лоб парашюта): при обрыве — отцепка
  2. Средний ряд (формирует сопла): при обрыве оценить состояние купола «наполнен-устройчив-управляем», если нет уверенности в безопасном приземлении — отцепка
  3. Задний ряд (стропы управления): при обрыве приземляться на задних свободных концах

Работа под двумя куполами

Биплан

  1. Оставить зачекованными стропы управления заднего парашюта
  2. Мягко управлять передним куполом
  3. Отцепка основного парашюта запрещена!
  4. Не делать подушку при приземлении

Биплан

Веер

  1. Если купола не спутаны и высота позволяет — отцепить основной купол: левой рукой отвести в сторону левый купол, правой рукой дернуть подушку отцепки
  2. Если купола спутаны — плавно управлять внутренней стороной большего купола
  3. Не делать подушку при приземлении

Веер

Колокол

  1. Немедленно отцепить купол на любой высоте!

Колокол


Столкновение под куполами с другими парашютистами

Спутывание куполов

  1. Установить контакт голосом и сообщить о своих действиях
  2. Первым отцепляется верхний парашютист
  3. Если недостаточно высоты, то оба открывают запасные парашюты, не отцепляя основных

Оборачивание куполом

  1. Установить контакт голосом и сообщить о своих действиях
  2. Первым отцепляется нижний парашютист
  3. Верхний парашютист после отцепки нижнего стаскивает материал парашюта вниз

Оборачивание куполом


Пилотирование парашютов типа «Крыло»