Отцепка основного купола

Освобождение от основного купола

Отцепка основного купола — процедура действий в экстремальной ситуации, которая включает освобождение от основного купола перед испольованием запасного парашюта. Ранее «отцепка» осуществлялась при помощи ножа, отрезая стропы от свободных концов подвесной системы. Теперь используются мехнаизмы разделения подвесной системы и свободных концов купола. В ситуации быстрого вращения отцепка должна быть введена в действие немедленно, потому что постоянно увеличивающаяся центробежная сила создает условия, когда сложно даже пошевелить рукой, а также может привести к потере ориентации из-за прилива крови к глазам.

Высота решения на применение отцепки 600 метров. Это граница безопасности, выше этой границы еще безопасно бороться за купол, но на этой отметке необходимо прекратить борьбу. Следите за высотой. Отцепка должна быть введена в действие выше 550 метров, для обеспечения запаса высоты дла наполнения купола запасного парашюта. При отказах на высокой скорости, на этой отметке вы имеете около 7 секунд до столкновения с землей, поэтому, может быть, имеет смысл забыть об отцепке и просто ввести запасной.

Для отцепки разведите ноги, (для обеспечения боковой стабильности) и, согнув колени примерно на 45 градусов (не больше), отдайте ноги назад как можно дальше. Прогните спину и сместите голову назад, подбородок все еще прижат к груди, глаза на кольце запасного парашюта. После освобождения от парашюта вы будете падать в стабильном положении лицом к земле.

Позиция тела при отцепке очень важна. Если вы падаете в неправильной позе, вы можете запутаться в куполе и стропах наполняющегося запасного. Даже в правильной позиции отцепка от сильно вращающегося основного может бросить вас в беспорядочное падение.

Процедура отцепки

Процедура отцепки следующая:

Для систем с раздельным вводом запасного и отцепкой основного: Сначала выдерните подушку отцепки (часто расположена на правой стороне на уровне локтя) для освобождения обоих свободных концов. После этого выдергивается кольцо запасного парашюта (часто на левой стороне, на уровне живота).

Полный отказ (ничего нет за спиной)

Не тратьте вермя на отцепку основного купола, только выдерните кольцо запасного. (При прыжках на студенческих парашютах, с прибором ППК-у или подобным, установленным на основной парашют необходимо произвести отцепку в любом случае — прим. ред.)

Посмотрите на кольцо запасного парашюта и прогнитесь

Возьмитесь двумя руками за кольцо запасного парашюта

Выдерните кольцо двумя руками

Частичный отказ (купол вышел, но не работает)

Существует две школы по действиям с отцепкой основного купола. Первая придерживается того что подушка и кольцо выдергивается двумя руками:

  1. Посмотрите на подушку отцепки и прогнитесь. Прогиб должен предохранять вас от обратного сальто после отцепки.
  2. Возьмитесь за подушку отцепки (вероятно двумя руками)
  3. Посмотрите на кольцо запасного парашюта перед тем как отцепиться.
  4. Выдерните подушку отцепки основного купола и выкиньте ее не переставая смотреть на кольцо запасного
  5. Возьмитесь двумя руками за кольцо запасного парашюта
  6. Выдерните кольцо двумя руками
  7. Посмотрите на вытяжной парашют запасного через плечо, чтобы исключить затенение
  8. Проверьте купол запасного парашюта, оглянитесь и приготовьтесь к приземлению.

Для студенческих систем применяется RSL (Reserve Static Line — вытяжной фал запасного парашюта). Эта система также приобретает популярность и у опытных парашютистов. Она представляет собой кусок ленты присоединенный к свободным концам основного парашюта и вытяжному тросику запасного парашюта. При отцепке от основного парашюта тросик вытягивает и освобождает шпильку контейнера запасного парашюта. Когда эта система установлена правильно, то она в боьшинстве случаев опередит вас в раскрытии запасного. Но на нее нельзя полагаться как на единственное средство спасения. Это скорее запасной вариант для правильного выполнения всех процедур при отказе парашюта. Система может быть деактивирована тем, кто знает что он делает.

Есть возможность, что после отцепки основного купола двумя руками вы на долю секунды потеряете ориентировку в пространстве, хотя должны будете сохранять видимость кольца запасного парашюта, и все равно должны перенести руки на кольцо запасного от того места где они находятся. В это время кольцо запасного может переместится по подвесной системе от места где оно было, под напряжением от частичного отказа. Существует возможность, что вам понадобится секунда или более чтобы вновь его обнаружить и выдернуть.

Также есть вторая школа по последовательности дейтсвий при отказе. Предлагается выполнять отцепку основного правой рукой, а запасной парашют вводить в действие левой. В этом случае вы не потеряете положение кольца при отцепке.

Далее описываем типичный сценарий.

  1. Посмотрите на подушку отцепки и прогнитесь. Прогиб должен предохранять вас от обратного сальто после отцепки.
  2. Возьмитесь за подушку отцепки правой рукой.
  3. Возьмитесь левой рукой за кольцо запасного парашюта, как бы подцепив кольцо большим пальцем
  4. Посмотрите на кольцо запасного парашюта перед тем как отцепиться.
  5. Потяните и выдерните подушку отцепки основного купола на всю длину правой руки (выкидывают ее по желанию)
  6. Немедленно после отцепки основного выдерните кольцо запасного на всю длину руки
  7. Посмотрите на вытяжной парашют запасного через плечо, чтобы исключить затенение
  8. Проверьте купол запасного парашюта, оглянитесь и приготовьтесь к приземлению.

В этом сценарии вам не нужно искать кольцо запасного на подвесной системе, что может дать одну-две секунды драгоценного времени.

Система с одновременным действием (S. O. S)

Эта система с одним кольцом, приводится в действие одним движением. Она имеет комбинированное кольцо, обычно на левой стороне подвесной системы, в нижней части, для одновременной отцепки основного купола и введения запасного парашюта. Открытие запасного осуществляется тросом RSL присоединенным к свободным концам основного и шпильке запасного. Эта система требует всего одного движения, исключая необходимость второго для выдергивания кольца запасного. Выдергивая кольцо S.O. S Вы отцепляете основной и вводите запасной одним движением. В системе с подушкой отцепки и кольцом запасного неполная отцепка хуже чем отсутствие отцепки, если у вас нет RSL. S.O. S обычно дает вводить запасной при потере высоты в 30 метров. Если вы найдете трос RSL на вашем ранце, то его необходимо оставить там.

После того как вы, и ваш инструктор, будете уверены, что вы сможете осуществить отцепку и ввод запасного, вы сможете выбрать ту систему, которая вам нравится.

Действия при частичном или полном отказе

  1. Посмотрите на комбинированное кольцо отцепки/запасного и прогнитесь.
  2. Возьмитесь за кольцо двумя руками.
  3. Потяните и выдерните кольцо отцепки/запасного на всю длину рук
  4. Потянитесь назад одной рукой, схватите тросы там, где они вышли из трубок.
  5. Потяните кольцо еще раз чтобы убрать тросы и ввести запасной.
  6. Посмотрите на вытяжной парашют запасного через плечо, чтобы исключить затенение
  7. Проверьте купол запасного парашюта, оглянитесь и приготовьтесь к приземлению.

Никогда не расчитывайте на RSL! Всегда выдергивайте кольцо запасного на всю длину сразу же после отцепки отсновного купола.

«Передача купола»

Это третий тип отцепки иногда используемый в купольной акробатике людьми которые верят, что что-то лучше чем ничего. Если ваш основной купол повреждается или складывается и при этом еще летит вперед вы можете выпустить вашу круглую запаску, и потащить ее назад, наполненную воздухом. Как только запасной наполнится избавляйтесь от основного. Этот маневр исключительно опасен если у вас два купола типа «крыло», потому что они могут влететь друг в друга.

Сползание подвесной

Когда вы отцепляете основной купол, ваша подвесная система может сползти вниз по телу, уводя кольцо запасного. В этой ситуации необходимо, чтобы вы следили за кольцом запасного, если вы не сжимаете его другой рукой в момент отцепки основного.