Выпуск #28

о спидрайд-фесте, марсианских парашютах, ремнях безопасности и космических прыжках

Марсианин

Привет!

Новостей на этой неделе мало — все замерли в ожидании межсезонья.

А спидфлай-пилоты не расслабляются — в группе ВКонтакте опубликовали отчет о своем первом спидрайд-фестивале на Домбае.

Наш первый фестиваль на Домбае завершен! Краткие итоги: 22 пилота, 3/7 летных дней. Ничего особо впечатляющего если сухо посмотреть на цифры, но ребят, мы таки собрали 22-х пилотов из России и Украины в одном месте и полетали! <...> Спасибо всем за хорошее настроение, за поддержку, за обмен опытом и за то, что вы все живы и целы. Спасибо тем, кто делал с нами погоду с самого первого дня, и тем, кто заехал всего на пару дней. Оказалось, что спидфлай-комьюнити даже больше чем кажется, и нам было очень приятно видеть новые лица и новых пилотов. Мы уверены, что опытные перцы получили неплохую возможность прокачать свои умения, а не очень опытные — найти для себя вектор развития. Или хотя бы новых друзей :)

Домбай спидрайд фест


* * *

Интересная статья о марсианских парашютах. Атмосфера Марса на 99% тоньше земной. Космический аппарат, приближаясь к поверхности планеты, достигнет сверхзвуковой скорости. Поэтому для торможения необходимо было создать парашют нового поколения, который смог бы вынести такую колоссальную нагрузку.

Тест парашюта для миссии Mars 2020


* * *

А вот перевод статьи о ремнях безопасности в самолетах: как они появились и почему устроены именно так.

Что же интересного в авиационных ремнях безопасности? Они отличаются от своих аналогов в других видах транспорта. Во-первых, в самолетах ремень крепится только на поясе. Во-вторых, его массивная металлическая застежка находится прямо посередине. В автомобилях, даже на задних сиденьях, ремни не такие. Даже в гоночных машинах они устроены иначе.

<...>

В самолетах ремни безопасности появились в 1930–1940-х годах.

<...>

Большая металлическая пряжка, которая чаще всего встречается на ремнях в экономклассе, несколько устарела уже в 1972 году. В индустрии она известна как «пряжка с подъемным механизмом» (lift lever buckle); до 1970-х такая система пристегивания была распространена на автомобилях, затем их заменили привычные нам механизмы с кнопкой.

<...>

У металлической пряжки на ремнях безопасности в самолетах есть ряд несомненных преимуществ: ее сложно расстегнуть случайно, но в аварийных ситуациях она снимается легко. У автомобильных механизмов пристегивания кнопку легко нажать случайно. Кроме того, в тесном экономклассе пользоваться таким механизмом было бы сложнее, особенно в экстремальных ситуациях.

<...>

В отличие от застежек, которые десятилетиями оставались одними и теми же, сам материал для ремней неоднократно менялся. Производители старались уменьшить его эластичность и, как следствие, стоимость. Однако дело не только в цене. Правила безопасности в самолете, разумеется, отличаются от таковых в автомобиле. Основная задача ремня безопасности в воздухе — не спасение жизни пассажира в случае авиакатастрофы; в этом случае вообще мало что может помочь. В полностью разбитом автомобиле можно выжить, в самолете — скорее всего, нет. Пристегиваться нужно, чтобы обеспечить безопасность в ситуациях вроде турбулентности или жесткой посадки. Самолет движется очень быстро, и в случае тряски удар о соседнее сиденье, потолок или стену может быть фатальным.

Еще одно фундаментальное отличие состоит в том, как самолеты движутся. При автомобильных авариях тело пассажира бросает вперед, назад или вбок. Плечевой ремень существенно снижает риск травм в таких случаях. Однако в экстремальных ситуациях в самолете пассажира может бросать вверх и вниз. В таких условиях плечевой ремень может принести только лишний вред.

Чем больше расстояние между головой пассажира и препятствием, тем большую скорость она сможет набрать при аварии и тем сильнее будет травма. Правила FAA предписывают обеспечивать защиту, пропорциональную свободному месту в салоне. В тесном экономклассе можно удариться разве что о спинку переднего сидения и о стенку сбоку, и расстояние до них не так велико, чтобы получить серьезные травмы.
Удивительно, но из-за более просторного салона летать первым классом опаснее. Поэтому в некоторых моделях самолетов там используются трехточечные ремни безопасности, аналогичные автомобильным.

<...>

Для экипажа применяются еще более серьезные меры безопасности. Их пристегивают пятиточечными ремнями, как на гоночных машинах. Такие ремни удерживают также плечи и грудную клетку пилотов. Аналогичная ситуация с небольшими самолетами. С 1986 года правила FAA предписывают пилотам и пассажирам таких самолетов пристегиваться ремнями, которые удерживают плечи.

<...>

К сожалению, агентство не требовало обязательного выполнения этих рекомендаций, а точной статистики травматичности при использовании того или иного вида ремней безопасности представлено не было. Поэтому большинство авиакомпаний ограничилось приемлемыми по закону поясными ремнями. Установка одного такого ремня на сиденье обходится перевозчикам приблизительно в 50 долларов; разумеется, большинство компаний предпочитает экономить. Поэтому авиакомпании, скорее всего, не станут устанавливать на пассажирские сиденья трехточечные или многоточечные ремни безопасности, пока этого не требует закон.


* * *

И в завершение выпуска немного космического видео:


* * *

До встречи через неделю. Летайте безопасно!


9 марта 2018 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.