Выпуск #4
о поведении крыльев в турбулентности, спичечных коробках, гибели Кассини и полете на Камчатку
Привет!
В прошлые выходные съездил навестить свой родной аэродром. Там все в порядке: крылатые летают, перворазники прыгают, тандем-мастера работают. Разве что основная площадка приземления превратилась в болотце и все приземляются в близлежащие поля. Дежурный по площадке на машине собирает разлетевшихся скайдайверов и отвозит на аэродром укладывать парашюты.
На заглавной фотографии бывшая открытая укладочная, к которой теперь не подобраться без высоких резиновых сапогов.
* * *
В группе Pro Speedflying ВКонтакте нашел интереснейший перевод эссе Бернарда Кельна о том, почему складывается спидик в турбулентности. Автор перевода — Таисия Ивченко — спидфлай-пилот и классный фотограф.
Чтобы понимать что происходит, нужно сначала разобраться почему складывается крыло: из-за отрицательного угла атаки (УА чтоб было проще). НЕ ИЗ-ЗА потери давления в крыле! (иначе однооболочковые крылья вообще б не летали).
Чем меньше УА у вашего крыла, тем больше опасность сложений! Отпущенные тримера на спидике, затянутые акселераторы на параплане или затянутые передние слободники на парашюте понижают угол атаки. Да-да, на парашюте тоже. Так что предубеждение скайдайверов что чем выше скорость тем меньше риск сложений неверно! А в спидфлае такая ошибка чревата летальным исходом. Опытные скайдайверы считают, что в турбулетных условиях нужно валить как можно быстрее. Это сработает, если увеличивать скорость за счет спирали или резких поворотов. Но в повороте увеличивает динамическая загрузка крыла, а значит увеличится угол атаки. Да, чем больше вес под крылом, тем меньше дальность полета — потому что увеличивается угол атаки (да, в теории все немного иначе, но попробуйте сами). Так вот, резкий поворот на маленьком парашюте увеличит угол атаки, и крыло станет стабильнее. А вот если вы полетите через турбулетность на зажатых передних СК, то даже маленький парашют легко сложится. Хорошо, что на большинстве дропзон не бывает таких сильных турбуляк как в горах. Я своими глазами видел, как маленькие парашюты, на которых пилоты летали спидфлай, складывались в турбуляке (и пилоты серьезно ломались).
Помним: скорость не значит безопасность!
Чтобы избежать сложений, увеличьте угол атаки. На спидике: зажмите тримера и подожмите клеванты. Чем сильнее поджаты клеванты, тем больше угол атаки. Но здесь тоже нужно быть осторожным: не нужно летать в предвальном режиме, иначе поймаете сложение в следующей турбулентности. Так что если условия вас напрягают, подожмите клеванты где-то на половину. Если вдруг входите в турбулентность на полностью открытых тримерах — у вас не будет времени зажать триммера, поэтому просто зажмите клеванты. Я делаю именно так.
* * *
А вот классная коллекция спичечных коробков, посвященная истории отечественной авиации: от самолета Можайского до Ту-154. Владелец коллекции Сачев Михаил Владимирович — выпускник Казанского Авиационного Института.
Кстати, коллекционирование спичечных коробков называется «филуменией» (в переводе с греческого «филуменист» — это «любитель огня»).
* * *
В прошлую пятницу все СМИ писали о космическом аппарате Кассини.
15 октября 1997 года он отправился в далёкое путешествие к Сатурну, чтобы исследовать саму планету, её кольца и спутники. А 15 сентября 2017 года, спустя почти 20 лет, он погрузился в атмосферу Сатурна и сгорел до тла. Учёные назвали этот последний этап «Великим финалом» (Grand Finale), прощальным поцелуем «Кассини».
Отрывок из статьи в новостной рассылке Expresso:
Космический аппарат «Кассини» — один из самых дорогих, длительных и успешных проектов NASA. Важнейшим его открытием cтал океан жидкой воды под покровом льда на спутнике Сатурна Энцеладе. Океан, возможно, полный внеземных жизненных форм.
Самая знаменитая фотография «Кассини» — «День, когда Земля улыбнулась» (The Day the Earth Smiled). Она сделана 19 июля 2013 года, когда было солнечное затмение с участием Сатурна. NASA провело в тот день рекламную кампанию: просило людей смотреть в небо и улыбаться для самого большого в мире группового фото.
* * *
Долгожданный конспект 2 части 2 серии фильма «Люди, сделавшие Землю круглой».
«Если быть, то быть первым»
В.Чкалов
- Чкалов к 35 году очень известный летчик. Он получил Орден Ленина за испытание новейшего истребителя. Его знает и ценит сам товарищ Сталин.
- АНТ-25 — самолет неманевренный, достаточно вялый в воздухе и инертный. Но Чкалов сразу начинает пилотировать его как истребитель.
- Третьим членом экипажа стал талантливый штурман Александр Беляков.
- «Просим Вас, Иосиф Виссарионович, разрешить полет через Северный полюс» — медленно и четко сказал Чкалов.
- «Зачем обязательно лететь на Северный полюс? Вам, летчикам, ничего не страшно. Привыкли рисковать. Зачем рисковать без надобности? Вот вам маршрут для полета: летите на Камчатку. Вы мне на Дальнем Востоке во как нужны».
- Экипаж приступил к тренировкам.
- Как ни упирался Чкалов, командиром он все-таки стал — Байдуков и Беляков проголосовали за него на общем собрании экипажа.
- Крайний тренировочный полет. Вместе с экипажем летят радист-инженер Коваленко и ведущий инженер АНТ-25 Стоман. Сразу после взлета Байдуков замечает: не горят контрольные лампочки уборки шасси. При попытке вывести их обратно выясняется: лебедка сломана, трос оторвался. Шасси застряли в полуубранном состоянии.
- Сажать машину на брюхо — значит о полете на Камчатку можно забыть на 2-3-4 месяца. Повреждения будут очень серьезными.
- Они принимают решение чиниться прямо в воздухе. Для этого разрывают единственный парашют и делают из него новый трос. Инженер Стоман пролезает внутрь крыла, обдирается до крови, добирается до шасси, прорубает обшивку и, высунувшись по пояс (его никто не держит и не подстраховывает), пытается дотянуться до стойки.
- Байдуков, Беляков и Коваленко рывками пытаются поставить шасси в рабочее положение, а Стоман каждое подтягивание троса фиксирует ломиком. Это длится больше 3 часов. В итоге левая нога самолета встает на место.
- Поставить на место правую стойку шасси не получилось. Чкалов бережно сажает АНТ-25 на одну левую ногу и только в самом конце пробежки чиркает правой плоскостью крыла по земле.
- 18 июля 1936 года Чкалов приезжает из Москвы в Щелково и говорит: «Ну, Саша, Ягор, летим».
- Ночью накануне перелета Чкалов и Байдуков заснуть не смогли. Чкалов спрашивает Байдукова: «Что, Ягор, пролетим через Северный полюс? Победителей-то не судят». Байдуков ответить не решился.
- 20 июля 1936 года тягач затаскивает АНТ-25 на разгонную горку. Туполев приезжает проводить экипаж.
- 2000 км летели спокойно при отличной погоде. Экипаж работал по графику: 12 часов вахты — 6 часов сна. Байдуков периодически подменял Белякова на радиосвязи и контроле курса.
- Чкалов снова спрашиват: «Ну что, Ягор, махнем на полюс — рукой подать? Никогда не думал, что Арктика так прекрасна». Байдуков его восторгов не разделил: «Погоди, она еще себя покажет». И не ошибся.
- За Землей Франца-Иосифа их встречает стена тумана и сплошная облачность. За штрувал садится Байдуков: слепой полет — его стихия. Обледенение было настолько сильным, что самолет трясло как в лихорадке. Борьба с облаками и льдом продолжалась сутки.
- Рано утром третьего дня перелета достигли Петропавловска-Камчатского, сделали круг над городом, сбросили вымпел и развернулись на юго-запад, чтобы пересечь Охотское море. Вот тут-то все и началось.
- Обширный циклон с густой облачностью, дождями и туманами встретил летчиков над Охотским морем. Снова полет только по приборам. Чкалов уверенно вел АНТ-25 на высоте
3-5 метров над уровнем моря. - Связи с Хабаровском нет. Ситуация выходит из-под контроля. Поступает сообщение от Орджоникидзе: «Приказываю сесть при первой возможности».
- Чкалов разворачивает самолет и идет на снижение. Впереди маленький остров Удд: длина — 17 км, ширина — не более 1. Он весь изрезан оврагами, наполненными водой. Но Чкалов принимает решение садиться. Другого выхода нет.
- 22 июля 1936 года АНТ-25 приземлился на острове Удд. Они летели 56 часов 20 минут и преодолели 9 374 км. После чего в очень густых сумерках и очень сложных метеоусловиях Чкалов посадил машину на крохотный островок.
* * *
Новое на aviatus.ru за прошедшее время:
Отредактировал статью о первом прыжке с парашютом. Обязательно дайте почитать ее друзьям, которые собираются или мечтают познакомится с небом — им будет полезно.
И выложил приложения к программе курса парашютной подготовки государственной авиации (КПП-2003).
* * *
На этом все. До встречи. Летайте безопасно!
22 сентября 2017 г.
Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.