Выпуск #73

о турбулентности

Приземление в турбулентность

Привет, друзья!

Сезон уже не за горами и я потихоньку начинаю к нему готовиться. Решил сделать несколько тематических выпусков дайджеста, чтобы освежить теорию и узнать что-нибудь новое. Сегодня поговорим о турбулентности.


* * *

Турбулентность — возникновение вихрей различных размеров в течениях жидкостей и газов.

Слабая турбулентность ощущается как езда по ухабам, а сильная может изменять скорость полета крыла и угол атаки. Эти изменения могут вызвать замедление, ускорение, поворот, подъем или нырок купола, а также исказить форму крыла.

Специальное видео, чтобы лучше представить турбулентность воздушного потока,. Обратите внимание, насколько быстро меняется направление и скорость потока, когда дымовая шашка находится с подветренной стороны от объекта.


А это видео демонстрирует результат столкновения с турбулентностью. Это приземление тандема. Большой купол с невысокой загрузкой. Последствия, как видно, плачевные, но они могли быть куда хуже, если бы это был маленький высокоскоростной купол.



Места возникновения турбулентности


Подветренная сторона зданий, лесных массивов и других препятствий — турбулентность над объектом может возникнуть на расстоянии, равном двум его высотам, с наветренной стороны распространяется на расстояние одной-двух высот объекта, с подветренной — на 10-20 высот.

Турбулентность


Спутный след — действует на протяжении примерно 15 метров позади купола. Он быстро рассеивается, но его можно поймать, следуя по траектории движения другого купола с интервалом в несколько секунд. Нужно избегать полетов на низкой высоте близко к другим парашютистам, особенно во время выхода на финальную прямую и приземления.

Расположение турбулентных потоков также может корректировать ветер.

Влияние ветра на турбулентность


Термический поток — в теплый день темные поверхности от солнечного света нагреваются значительно сильнее других, вызывая восходящие потоки. Поэтому при полете над темной, а затем над более светлой поверхностью (и наоборот) можно почувствовать турбулентность.


Грозы — приносят высокие и плотные турбулентные потоки, которые опасны даже для самолетов, что уж говорить о парашютистах. Каждый раз, когда рядом с ДЗ идет или только собирается начаться гроза, трижды подумайте и благоразумно откажитесь от прыжков.


Влияние размера купола и загрузки


  • Большие купола, маленькая загрузка

    • Недостатки: пилот может испытывать «скачки». Большие купола могут деформироваться или «дышать» больше, чем купола с меньшей площадью и большей загрузкой.

    • Преимущества: турбулентность оказывает обычно меньшее воздействие на всей протяженности полета. Любые неожиданные повроты или пикирование происходят гораздо плавнее и обеспечивают больше времени на реагирование. Купол может вообще не отреагировать на частичное складывание.

  • Маленькие купола, высокая загрузка

    • Недостатки: воздействие сильной турбулентности на полет может быть более радикальным. Пилоты придется быстро реагировать на изменения купола, чтобы избежать жесткого приземления и травм.

    • Преимущества: купол меньше подвержен воздействию турбулентности — искажению формы или «дыханию».


Что делать, если попали в турбулентность


Полет в полном режиме обычно уменьшает воздействия турбулентности и делает их менее серьезными. Если парашют делает что-то странное близко к земле — не сдавайтесь. Держите взгляд в направлении места приземления — так вы будете подсознательно делать вещи, которые помогут сохранить стабильность и уберечь от травм.

Например, если купол резко накреняется или вращается в правую сторону, мягко но быстро натяните левую (противоположную) клеванту, чтобы восстановить ровное положение купола и остановить вращение.

Если купол внезапно ныряет или клюет в течение нескольких секунд на финальной прямой — начните выполнять подушку немного раньше, чтобы остановить эти явления и минимизировать потерю высоты. Если почувствуете резкий поворот или падение после начала выполнения подушки — продолжайте работать клевантами. Сконцентрируйтесь на безопасной зоне приземления и постарайтесь вести купол по прямой.

Если купол начинает подниматься во время выполнения подушки — следите за площадкой приземления впереди и продолжайте натягивать клеванты.

Держите ноги вместе и будьте готовы к жесткому приземлению и перекату.


* * *

Лучший способ бороться с турбулентностью — избегать ее.


* * *

При подготовке дайджеста использовались материалы Скайцентра:


* * *

Подписывайтесь на меня в телеграме и заглядывайте на Барахолку.

Летайте безопасно!


28 февраля 2021 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.