Положение П 1.1.94-92
Организация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов


1. Общие положения

1.1. Положение разработано в соответствии с действующим законодательством России в области охраны здоровья граждан. Оно включает в себя общие положения, определения и классификацию парашютных происшествий и инцидентов, организацию и порядок проведения их расследования и направлено на наиболее полное выявление причин, приведших к гибели (увечью) парашютистов, и выдачу рекомендаций по повышению безопасности парашютных прыжков.

1.2. Требования настоящего положения распространяются на принявших его к руководству министерства и ведомства (далее по тексту — ведомства) России и относящиеся к ним предприятия, учреждения и организации (далее по тексту — ведомства), эксплуатирующие людские парашютные системы (десантные, спасательные, спортивные, тренировочные, специального назначения), иные организации на территории России, занимающиеся аналогичной деятельностью, а также на лица, допущенные к руководству парашютными прыжками.

1.2.1. Под парашютным происшествием понимается событие, которое произошло во время прыжка с парашютом из летательного аппарата (ЛА) и приведшее к гибели парашютиста или причинению ему тяжелого телесного повреждения.

1.2.2. Прыжком с парашютом считаются процесс движения парашютиста с момента отделения от ЛА до приземления (приводнения) и гашения парашюта.

1.2.3. Инцидент (предпосылка к парашютному происшествию) — событие, связанное с выполнением парашютного прыжка и созданием реальной угрозы безопасности парашютиста, но которое не привело к парашютному происшествию.

1.3. По каждому парашютному происшествию (инциденту) проводиться расследование в строгом соответствии с требованиями настоящего положения.

Если парашютное происшествие явилось следствием авиационного (летного) происшествия, то расследование проводиться по нормативным документам для авиационного (летного) происшествия с привлечением соответствующих специалистов.

1.4. Для расследования парашютного происшествия приказом руководителя ведомства, в организации которого произошло происшествие, создается комиссия. В состав комиссии включаются представители:

  1. ведомства, приказом которого создается комиссия; При необходимости привлекаются представители:
    1. научно-исследовательских организаций, работающих в области парашютостроения и испытаний парашютных систем (ПС);
    2. предприятия — разработчика ПС;
    3. предприятия — разработчика ЛА, если происшестие связано с отказом десантно-транспортного оборудования (ДТО);
    4. предприятия — изготовителя ПС;
    5. других ведомств, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы по расследованию парашютных происшествий.

Срок создания комиссии и отправление ее к месту происшествия не должен превышать одни сутки с момента получения ведомством доклада о происшествии.

1.5. Комиссия по расследованию парашютного происшествия должна состоять из председателя и членов комиссии.

По решению Председателя комиссии к расследованию могут привлекаться специалисты отраслей знаний, в которых может возникнуть необходимость в ходе проведения расследования.

Лица, включенные в состав комиссии, должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы по расследованию.

Члены комиссии и специалисты не должны быть связаны с непосредственной ответственностью за парашютное происшествие (инцидент).

1.6. Продолжительность работы комиссии по расследованию парашютного происшествия не должна превышать 10 суток, с учетом составления акта расследования. Началом работы комиссии считается издание приказа о ее создании.

Если для установления причин происшествия необходимо проведение исследований (испытаний, экспериментов), завершение которых в указанный срок невозможно, то срок расследования может быть продлен распоряжением руководителя ведомства, назначившего комиссию.

1.7. Расследование инцидентов проводит комиссия, назначенная руководителем ведомства, в котором произошел инцидент. Для работы в комиссии могут привлекаться представители предприятия-разработчика и предприятия-изготовителя ПС.

Срок расследования инцидента не должен превышать 5 суток.

1.8. Руководитель организации, в которой проводится расследование парашютного происшествия, обеспечивает комиссию необходимым оборудованием и инструментом, спецодеждой, транспортом и связью, помещениями для работы и отдыха, канцпринадлежностями, обеспечивает хранение, печатание, размножение, оформление (изготовление плакатов, схем и т.д.) и рассылку материалов расследования, организует питание.

1.9. За сокрытие парашютных происшествий и инцидентов или фактов, имеющих к ним отношение, виновные лица несут административную и иную предусмотренную законодательством ответственность.

1.10. Парашютное происшествие или инцидент может произойти по следующим группам или в их совокупности:

  1. конструктивно-производственные недостатки ПС или ДТО ЛА;
  2. нарушение требований эксплуатационной и технической документации при подготовке к прыжкам и во время их выполнения;
  3. необученность парашютиста;
  4. нарушения в организации парашютных прыжков;
  5. ошибка экипажа (штурмана) в подаче команды на покидание ЛА;
  6. недисциплинированность парашютиста;
  7. непредвиденные обстоятельства (непрогнозируемое резкое изменение мете о — условий, нештатное изменение пространственного положения ЛА и др.).

Прочие события, подлежащих расследованию с целью разработки мероприятий по предотвращению парашютных происшествий, приведен в Приложении № 2.


Положение П1.1.94-92. Организация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов