Организационно-методические указания «ДОСААФ России»
в 2015 — 2016 учебных годах


6. Организация и проведение летной, методической работы в авиационных организациях ДОСААФ России

6.1. Организация планирования подготовки авиационных организаций на учебный год

Планирование подготовки и организацию деятельности авиационных организаций осуществлять в соответствии с требованиями Организационно-методических указаний на учебный год, положениями нормативных правовых актов и служебных документов, указанных в приложении № 1 к ОМУ.

Основной задачей планирования является обеспечение высокой организации теоретического и практического обучения переменного состава и дальнейшее повышение теоретической, методической и летной подготовки постоянного состава.

Учебный год начинать 1 января календарного года, а в детско-юношеских спортивных формированиях — согласно Положениям об этих организациях. Полеты и прыжки с парашютом по плану подготовки переменного состава закончить до 30 декабря.

В декабре провести мероприятия по планированию учебного процесса и совершенствованию учебной базы авиационной организации в новом учебном году.

Отработку документов по планированию на новый учебный год закончить не позднее, чем за 15 дней до начала учебного года.

Планы подготовки авиационных организаций на учебный год согласовываются с заместителем председателя регионального отделения по авиации, начальником авиационного отдела (если они имеются) и утверждаются председателем соответствующего регионального отделения ДОСААФ России.

Планы подготовки авиационных центров и авиационных организаций ДОСААФ России центрального подчинения рассматриваются в Департаменте авиации и представляются на утверждение начальнику авиации ДОСААФ России — директору Департамента авиации не позднее 25 декабря.

6.2. Перечень основных документов, разрабатываемых в авиационных организациях на учебный год:

  • план подготовки (работы) авиационной организации на учебный год, включающий перечень мероприятий и работ по всем основным видам деятельности клуба;
  • план лётно-методической работы авиационной организации;
  • план-график летной подготовки постоянного состава, включая летчиков-инструкторов, выполняющих обязанности в авиационных организациях на основании гражданско-правовых договоров;
  • план-график проверки постоянного летного состава (в том числе летчиков-инструкторов, выполняющих обязанности в авиационных организациях на основании гражданско-правовых договоров) по видам летной подготовки;
  • годовой и месячный планы работы ИАС (пункты 20 и 21 ФАП ИАО, пункт 10.2 настоящих ОМУ);
  • план-график проверки лиц группы руководства полетами на учебный год;
  • программа предотвращения авиационных и парашютных происшествий;
  • план-график проведения технического осмотра и регламентных работ на аварийно-спасательном, парашютно-десантном имуществе и десантной технике.

6.3. Перечень основных документов, разрабатываемых в авиационных организациях на месяц:

  • план основных мероприятий на месяц;
  • план по обеспечению безопасности полетов;
  • график распределения летных смен, дней теоретической подготовки и парковых дней;
  • расписание занятий.

6.4. Перечень приказов, издаваемых начальником авиационной организации на учебный год:

  1. Об организации повседневной деятельности авиационной организации (в приказе определить распорядок и режим работы, сроки проведения занятий по плану теоретической подготовки, порядок организации охраны аэродрома, авиационной техники и другие вопросы).
  2. О достигнутом уровне подготовки летного состава организации (в приказ включать летчиков-инструкторов, выполняющих обязанности в авиационных организациях на основании гражданско-правовых договоров).
  3. О допуске к полетам летного состава в учебном году.
  4. О допуске личного состава к руководству и управлению полетами в составе ГРП (РП на аэродроме, дежурный по приему и выпуску воздушных судов, помощник РП на аэродроме, дежурный штурман, руководитель полетами в аэродромной зоне).
  5. О допуске летного состава к разведке и доразведке погоды.
  6. О допуске летного состава к облету авиационной техники.
  7. О закреплении инструкторов за летным составом.
  8. О методическом совете авиационной организации.
  9. О создании орнитологической комиссии.
  10. О создании аттестационной комиссии.
  11. О назначении комиссии по облету РТС и допуске экипажей (летчиков) к облету РТС.
  12. О допуске экипажей самолетов (вертолетов) к выполнению поисково-спасательных работ.
  13. Об организации поисково-спасательного обеспечения полетов авиации ДОСААФ России на аэродроме.
  14. О создании спортивных сборных команд клуба (организации) по авиационным видам спорта (по каждому виду отдельно).
  15. О создании комиссии по проведению технического осмотра аварийно-спасательного, парашютно-десантного имущества и десантной техники.
  16. О допуске специалистов ПС и ПДС к выполнению прыжков с парашютом.
  17. О допуске специалистов ПС и ПДС к укладке парашютных систем и проведению регламентных работ на аварийно-спасательном, парашютно-десантном имуществе и десантной технике.
  18. О допуске к выполнению обязанностей при выполнении прыжков с парашютом: руководителя прыжков с парашютом (помощника руководителя прыжков с парашютом), контролирующего на линии стартового осмотра, выпускающего парашютистов из воздушного судна (помощника выпускающего), дежурного по площадке приземления (приводнения) — наблюдающего.
  19. Об определении годовых норм прыжков для личного состава.
  20. Об итогах налета летного состава за прошедший год.
  21. О допуске тренажеров (летных, парашютных) к эксплуатации (на основании акта проверки).
  22. О закреплении аварийно-спасательного имущества за авиационной техникой.
  23. Приказы по организации инженерно-авиационного обеспечения уставной деятельности авиационной организации (пункт 10.5 настоящих ОМУ).

6.5. Перечень документов по учету подготовки авиационных организаций:

  1. Журнал учета занятий.
  2. Журнал для записи результатов проверки (форма 4у).
  3. Журнал учета авиационных происшествий (форма в соответствии с приложением 5 ПРАПИ-2000).
  4. Журнал учета авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий летного состава (форма в соответствии с приложением 12 ПРАПИ-2000).
  5. Журнал учета парашютных происшествий и инцидентов (форма в соответствии с приложением 6 Положения п. 1.1. 94-92).
  6. Журнал учета оперативной информации об авиационных происшествиях (в соответствии с приложением 3 ПРАПИ-2000).
  7. Журнал предварительной подготовки к полетам (Журнал (лист) подготовки к прыжкам с парашютом).
  8. Журнал учета налета и расхода авиационного топлива (форма № 6у).
  9. График учета подготовки летного состава на класс (если планируется повышение квалификационной категории).
  10. Журнал учета тренировок (тренажей) летного состава на тренажерах и в кабинах самолетов.
  11. График проведения регламентных работ на спасательных, основных и запасных парашютных системах.
  12. Журнал выдачи и приема парашютно-спасательного и десантного имущества.
  13. Плановые таблицы полетов (плановая таблица (посадочный лист) прыжков с парашютом).
  14. Журнал хронометража полетов.
  15. Метеобюллетень (журнал учета метеообстановки) за каждый летный день (летную смену).
  16. Журнал учета состояния и готовности аэродрома к полетам.
  17. Журнал старшего инженера полетов (дежурного инженера).
  18. Журнал ежемесячных планов работы.
  19. Журнал ежедневных планов работы.
  20. Журнал учета и контроля исполнения приказов, директив, указаний и распоряжений по эксплуатации авиационной техники в авиационной организации.
  21. Журнал учета выполнения работ по бюллетеням на авиационной технике.
  22. Журнал подготовки к полетам воздушного судна (ЖПС(В)).
  23. Журнал приема-передачи воздушных судов (объектов ИАС).
  24. Контрольные листы проведения инструктажа по технике безопасности.
  25. Журнал ежедневного инструктажа по мерам безопасности.
  26. Журнал учета параметров аккумуляторных батарей.
  27. Книга пономерного учета воздушных судов, авиационных двигателей и съемного оборудования авиационной организации.
  28. Журнал инженера по специальности.
  29. Журнал учета хранения и консервации авиационной техники.
  30. Журнал учета предъявляемых рекламаций.
  31. Книга учета неисправных воздушных судов авиационной организации.
  32. Журнал учета инструмента и приспособлений.
  33. Журнал выдачи инструмента.

6.6. Организация планирования и выполнения полетов (прыжков с парашютом)

Начальник авиационной организации в соответствии с требованиями
ст. 249, 250 ФАППП ГА-2004 принимает решение на подготовку и проведение полетов с учетом задач, стоящих перед АО, ожидаемых метеоусловий и, воздушной и орнитологической обстановки в районе полетов, уровня подготовки летного состава и лиц ГРП, состояния воздушных судов, аэродрома, средств управления и обеспечения полетов.

Ежемесячно, к 30 числу начальник авиационной организации представляет на ЦКП ДОСААФ России План-график летных смен на следующий месяц (или Предварительный план полетов авиационной организации на следующий месяц)

За сутки до начала проведения летной смены (до 16.00 мск) начальник авиационной организации представляет на ЦКП ДОСААФ по сети интернет «Уточнённый план полетов авиационной организации на следующие сутки», в соответствии с установленной формой.

Командир экипажа, выполняющий полеты в отрыве от места постоянного базирования обязан докладывать начальнику авиационной организации и оперативному дежурному ЦКП ДОСААФ План полетов (перелетов) воздушного судна, в соответствии с заданием на полет (договором выполнения авиаработ), на кануне летной смены (до 16.00 мск), кроме того за 1 час до начало выполнения полета и не позднее 30 мин после посадки воздушного судна с докладом о результатах выполнения полета (перелета).

Для проведения полетов на каждую летную смену составляется плановая таблица полетов. Для проведения прыжков с парашютом составляется плановая таблица (посадочный лист). При одновременном выполнении полетов нескольких клубов (организаций) составляется сводная плановая таблица. Сводную плановую таблицу составляет заместитель начальника организации по летной подготовке, начальник которого является старшим авиационным начальником аэродрома. При составлении плановой таблицы должен соблюдаться порядок, определенный статьями 252-254 ФАППП-2004. Плановые таблицы хранятся в штабе авиационной организации в течение одного календарного года, следующего за годом проведения полетов и являются одним из основных отчетных документов.

После принятия решения о проведении летной смены, руководитель авиационной организации (должностное лицо, организующее полеты) обязан устно доложить оперативному дежурному ЦКП ДОСААФ о готовности авиационной организации к выполнению полетов (парашютных прыжков), готовность сил и средств обеспечения полетов, аэродрома, авиационной техники, средств объективного контроля (в том числе, исправность Системы спутникого наблюдения GPS/ГЛОНАСС «Автограф»), летного, инженерного состава и парашютистов, а также соответствие метеорологических условий установленному минимуму погоды для аэродрома, воздушного судна и уровня подготовки летного состава), а по завершении полетов, в течение 30 минут — результаты летной смены (количество выполненных полетов, общий налет, количество израсходованного топлива, количество парашютных прыжков и недостатки имевшие место в организации и проведении полетов);

Выполнение полетов на воздушных судах с неустановленным (отключенным или неисправным) GPS/ГЛОНАСС контроллером запрещается.

На летную подготовку каждой авиационной организации разрешается планировать до пяти летных смен в неделю, но не более четырех летных смен подряд. При этом воспитанникам общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой (далее — ОШИ с ПЛП) и кадетских корпусов (школ), летчикам-спортсменам (курсантам), проходящим программу первоначальной летной подготовки, планировать подряд не более трех летных смен. Предварительная подготовка к полетам в планируемые подряд летные смены проводится накануне первого летного дня. Ко второму и последующему летным дням проводятся уточнение задач на полеты, самостоятельная подготовка и контроль готовности. Тренажная подготовка летного состава к полетам проводится в период предполетной подготовки.

После проведения предварительной подготовки руководителям организаций центрального подчинения о готовности к полетам докладывать начальнику авиации ДОСААФ России (его заместителю или на ЦКП), руководителям остальных организаций — на ЦКП.

В процессе летной смены для проведения тренажей в кабине воздушного судна выделять воздушное судно (при наличии возможности), не планируемое на летную смену, и назначать подготовленного инструктора для проведения занятий.

Полеты начинать с разрешения ЦКП. Об окончании полетов и итоги летной смены докладывать на ЦКП.

Перед началом полетов руководителю полетами совместно со старшим инженером (через ЦКП) проверить работоспособность контроллеров всех воздушных судов, привлекаемых к полетам, о чем сделать запись в журнале РП и на магнитофон: «Контроллеры проверены, исправны».

Продолжительность стартового времени летной смены при проведении полетов в летный день в две смены с воспитанниками ОШИ с ПЛП (курсантами, летчиками-спортсменами) не должна превышать восьми часов, ночью — не более шести часов. В других случаях продолжительность стартового времени летной смены не должна превышать 12 часов.

Старшим летной смены назначается должностное лицо из числа летного состава, занимающее должность начальника или заместителя начальника авиационной организации ДОСААФ России.

Налет летного состава в летную смену не должен превышать:

  • днем в простых метеорологических условиях на воздушных судах с одним управлением — 4 часа 30 минут, на воздушных судах с двойным управлением — 5 часов 30 минут, при выполнении полета одним летчиком на самолете с двойным управлением — 4 ч. 30 минут;
  • днем в сложных и ночью в простых метеорологических условиях четыре часа на воздушных судах с одним управлением и пять часов на воздушных судах с двойным управлением.

При выполнении перелетов (перегонки авиационной техники), а также при выполнении авиационных работ разрешается налет не более 6 часов на воздушных судах с одним управлением и не более 8 часов на воздушных судах с двойным управлением без превышения стартового времени.

Налет контролируется с использованием средств объективного контроля (по контроллеру).

При планировании перелетов к месту проведения авиаработ и возвращении воздушного судна в пункт постоянной дислокации (перегонки авиационной техники) провести всестороннюю подготовку, через ЦКП запросить разрешение у директора Департамента авиации с докладом цели перелета, с указанием типа воздушного судна, ФИО командира экипажа и его контактный номер телефона, а также номер выполняемого договора и сроки его исполнения, с последующим представлением по сети интернет копии договора, после выполнения полета — доложить на ЦКП о результатах.

При планировании ночных полетов впервые или после длительного перерыва в авиационной организации провести комплекс мероприятий согласно требованиям Руководства по предотвращению авиационных происшествий (РПАП), РОПТЛО-12 и КЛП (КУЛП). О проведенных мероприятиях и готовности к ночным полетам письменно доложить в Департамент авиации через ЦКП.

Летному составу и лицам группы руководства полетами, участвовавшим в полетах в предыдущую смену летного дня, выполнять полеты и руководить полетами с рабочего места РП на аэродроме во вторую смену запрещается.

Лицам ГРП разрешается руководить полетами не более пяти летных смен в неделю, из них подряд не более четырех.

Обслуживать на полётах более одного воздушного судна одним специалистом по планеру и двигателю (техником воздушного судна, за которым он закреплён приказом по авиационной организации) запрещается.

При привлечении авиационной техники для полетов в две смены, за двумя техниками воздушных судов закрепляется одно воздушное судно.

Продолжительность рабочего времени работников в неделю не должна превышать норм, определенных служебными документами и трудовым законодательством Российской Федерации.

Стартовое время для выполнения полетов планеристами планировать продолжительностью не более девяти часов, при этом налет не должен превышать установленных норм нагрузки на летный состав и лиц ГРП.

При проведении учебно-тренировочных сборов сборных команд и международных соревнований по авиационным видам спорта количество летных смен подряд и продолжительность стартового времени определяются программой соревнований, утвержденной директором Департамента авиации ДОСААФ России.

Запрещается одновременное выполнение парашютных прыжков и полетов, не связанных с обеспечением парашютных прыжков.

Полеты и парашютные прыжки начинать:

  • в праздничные дни — решением Председателя ДОСААФ России;
  • в послепраздничные дни — не ранее 10.00 местного времени;
  • в остальные дни — с восходом солнца.

Дневные полеты заканчивать за 15 минут до захода солнца.

При выполнении парашютных прыжков на специально подобранные и оборудованные площадки самолеты (вертолеты), обслуживающие прыжки, должны быть на аэродромах базирования не позднее, чем за 15 минут до захода солнца, если экипаж не подготовлен к полетам ночью.

При производстве полетов на планерах полеты планировать с учетом времени, необходимого на эвакуацию планеров, совершивших посадки на площадки вне аэродромов. Во всех случаях эвакуация планеров, с привлечением авиационной техники должна быть закончена за 15 минут до захода солнца.

Перелеты в праздничные дни запрещаются. В исключительных случаях перелеты могут выполняться с письменного разрешения начальника авиации ДОСААФ России.

Перелеты и перегонку авиационной техники начинать:

  • в рабочие дни — с восходом солнца;
  • в послепраздничные дни — не ранее 10.00 местного времени.

Заканчивать:

  • в рабочие дни — за 30 минут до захода солнца;
  • в предпраздничные дни — не позднее 15.00 местного времени на аэродроме посадки.

Нормы налета и отдыха летного состава не должны превышать норм, установленных статьями 68-76 ФАППП ГА-2004.

Первый летный день в новом учебном году, а также первые полеты с переменным составом в авиационной организации проводить как методические (показные) с оформлением установленной документации (отчеты по методическим летным дням хранить в течение следующего года). Разбор полетов методического (показного) летного дня проводить начальнику авиационной организации (заместителю).

Налет постоянному летному составу на год на личное совершенствование на всех типах летательных аппаратов в авиационных организациях установить:

  • летному составу 1 класса — не менее 10 часов,
  • 2 класса — не менее 15 часов,
  • 3 класса и без класса — не менее 20 часов.

В планерных клубах годовой налет распределить: для выполняющих полеты на самолете-буксировщике и планере, соответственно, 7 и 13 часов, из которых не менее 3 часов 30 минут — на одноместном планере.

Летному инструкторскому составу, выполняющему полеты на спортивных пилотажных самолетах (типа «Экстра», «Экстрим», Як-52, Як-54, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31), для поддержания летной натренированности и инструкторских навыков в течение года планировать:

  • не менее одного полета в месяц (тренировочного, контрольного, методического, инструкторского) в зону на высший пилотаж с отработкой элементов и фигур обратного пилотажа, порядка ввода и вывода из всех видов штопора (прямого, плоского и перевернутого) с учетом ранее достигнутого уровня подготовки;
  • не менее одного тренировочного полета в квартал по маршруту на визуальную ориентировку без использования в полете РТС.

К инструкторским полетам на высший пилотаж с использованием элементов и фигур обратного пилотажа на самолетах типа «Экстра», «Экстрим», Як-52, Як-54, Су-29 допускать летный состав, прошедший соответствующую подготовку и имеющий общий налет на данном типе воздушного судна не менее 100 часов.

Летчиков-инструкторов к первоначальному обучению курсантов допускать после прохождения программы подготовки инструкторов и проверки методических навыков с записью в летную книжку и изданием приказа о допуске. Общий налет летчика-инструктора при этом должен быть не менее 250 часов. К полетам на обучение курсантов приступать после выполнения с рабочего места инструктора не менее 5 полетов с опытными летчиками.

Перед началом полетов с курсантами первого года обучения на учебно-тренировочных самолетах и вертолетах с инструкторским составом выполнить методические полеты по проверке навыков летного обучения.

Летную подготовку на самолетах Л-29, Л-39 постоянного летного состава ДОСААФ России и переменного состава из числа летного состава ВВС и других структур, имеющих государственную авиацию, осуществлять согласно КЛП ПС-2014.

Количество вывозных и контрольных полетов должно обеспечивать отработку всех элементов полета на оценку не ниже «хорошо».

До начала полетов с переменным составом провести рекомендованные ст. 42 «Руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России» 2012 г. мероприятия и восстановить инструкторские навыки в соответствии с требованиями Приложения № 3 указанного руководства.

При определении нагрузки на курсанта (спортсмена) в летную смену руководствоваться требованиями «Руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России» (Приложение 4 РОПТЛО-12) и Курсов учебно-летной подготовки.

При определении нагрузки летчику-инструктору при полетах на личное совершенствование исходить из того, что общее количество полетов в летную смену по кругу не должно превышать 18 на реактивной технике и 24 на поршневой, при этом количество полетов в зону на простой пилотаж, по приборам под шторкой и по маршруту не должно превышать — четырех с перерывом после двух полетов, в зону на сложный и высший пилотаж, групповую слетанность — трех с перерывом после каждого полета, в зону на обратный пилотаж — двух с перерывом после каждого полета. Время перерыва между полетами должно быть не менее 30 минут. При одновременном выполнении летчиком-инструктором полетов на личное совершенствование и в качестве инструктора полеты на личное совершенствование выполнять в первые пять часов летной смены.

При определении нагрузки летчику-инструктору, выполняющему полеты в качестве инструктора, руководствоваться требованиями «Руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России» (Приложение 1 к РОПТЛО-12) и Курсов летной подготовки.

Руководящему летному и инструкторскому составу разрешается выполнять полеты на нескольких типах воздушных судов.

Летному составу, допущенному к полетам на нескольких типах воздушных судов, разрешается выполнять полеты в летную смену на двух типах ВС, при этом полеты на личную тренировку выполнять только на одном типе.

Пример: летчик выполняет тренировочные полеты на самолете Ан-2, а контрольные полеты или полеты в качестве инструктора — на самолете Як-52.

В период проведения сборов, соревнований разрешается выполнять полеты в летную смену до трех типов ВС, не имеющих существенных отличий в аэродинамической компоновке и управлении.

Пример: самолеты Су-26, Су-29, Су-31 или Як-52, Як-54, Як-55.

Летному составу перед полетом на летательном аппарате проходить тренаж по работе с органами управления в полете и взаимодействию членов экипажа при выполнении полета.

Запрещается выполнение полетов в одну летную смену (в один летный день) на воздушных судах, имеющих существенные отличия в аэродинамической компоновке и управлении.

Пример: полеты на самолетах и вертолетах или полеты на вертолетах, имеющих противоположное направление вращения несущего винта.

Летному составу, допущенному к полетам на нескольких типах ВС, количество и вид проверок на каждом типе определяет начальник авиационной организации, руководящему летному составу — их непосредственные начальники. Проверки, выполненные на самолетах со спаренным управлением (типа Як-52, Як-54, Су-29 и других подобных одноместным), считать основанием для допуска к полетам на одноместных самолетах, сходных с ними (Як-55, Су-26, Су-31, Экстрим). Разрешается совмещать в одном полете несколько проверок по видам летной подготовки (не более трех), при этом время на выполнение полета должно предусматривать полноту выполнения планируемых проверок.

Проверки летного состава, выполняющего полеты на планерах, проводить на планерах с двойным управлением, близких по конструкции к эксплуатируемым типам воздушных судов.

Начальники (руководители) авиационных организаций обязаны знать уровень подготовки подчиненных им летчиков по технике пилотирования, воздушной навигации, специальному применению и эксплуатации авиационной техники. С этой целью они обязаны утвердить график проверок летного состава перед началом нового учебного года, а для летчиков, летающих на нескольких типах воздушных судов (ВС), кроме того определить по каким видам летной подготовки и на каких ВС они должны проверяться. Начальники авиационных организаций (летчики) обязаны лично и через соответствущих должностных лиц летной специальности проверять летный состав в полете в установленные сроки. Проверки должны быть записаны в летные книжки проверяемых. Периодичность и виды проверок в соответствии с имеющимся квалификационным разрядом приведены в Приложении № 3

Начальникам авиационных организаций организовывать с летным составом один раз в год проведение зачетных тренажей:

  • по вынужденному покиданию воздушного судна и действиям после приземления (приводнения) с парашютом или вынужденной посадки;
  • правилам эксплуатации авиационной техники и действиям в особых случаях в полете.

Летному составу, допущенному к полетам на нескольких типах ВС, указанные тренажи проводить на каждом типе ВС, на которых летчик допущен к полетам.

Результаты зачетных тренажей заносить в летную книжку и в соответствующий раздел журнала учета тренажей.

6.7. Особенности организации и выполнения полетов на авиаремонтных заводах (АРЗ)

При организации полетов на АРЗ руководствоваться ст. 309 — 311 ФАППП ГА-2004, Инструкцией по организации летных испытаний воздушных судов (ВС) на авиаремонтных заводах Министерства обороны Российской Федерации, введенной в действие приказом главнокомандующего ВВС от 6 августа 2005 г. № 322.

Летные испытания ВС проводить штатными экипажами станции наземных и летных испытаний (СН и ЛИ) АРЗ или специально подготовленными и проверенными в полете в объеме программы испытательных полетов летчиками авиационных организаций ДОСААФ России, имеющими квалификационный разряд не ниже 1-го класса, допущенными к испытательным полетам начальником авиации ДОСААФ России — директором Департамента авиации.

Назначение экипажей (летчиков) от авиационных организаций для выполнения испытательных полетов производится по запросу начальника АРЗ.

Летному составу АРЗ разрешается выполнять полеты на испытания и личное совершенствование на всех типах ВС, ремонт которых производится на заводе, но не более чем на двух типах в летную смену.

Программы летных испытаний авиационной техники разрабатываются АРЗ на основании руководства по ремонту данного типа ВС, типовых программ облетов ВС применительно к району полетов и условиям базирования. Программы согласовываются с заместителем директора Департамента авиации по инженерно-авиационной службе — главным инженером, начальником Управления лётной деятельности Департамента авиации, начальником службы безопасности полетов Департамента авиации и утверждаются начальником авиации ДОСААФ России.

Летные испытания ВС гражданской авиации после ремонта на АРЗ проводятся по соответствующим программам гражданской авиации.

При выполнении на АРЗ доработок (модернизации) ВС, связанных с установкой нового оборудования без выполнения ремонта ВС, необходимость проведения летных испытаний и их объем определяются решением заместителя директора Департамента авиации по инженерно-авиационной службе — главного инженера.

Летные испытания проводятся днем при метеорологических условиях:

  • при выполнении висения на высоте 5-10 м — 100×1000;
  • первый испытательный полет (полет по кругу Нп = 300 м) — 350×4;
  • последующие испытательные полеты (полет в зону): при облачности не менее чем на 100 м., превышающей максимальную высоту полета, предусмотренную полетным заданием, и видимости не менее 4 км.

Ознакомительные полеты летного состава выполняются при метеорологических условиях в зависимости от уровня подготовки летного состава, но не ниже чем 300×3.

Полеты летно-испытательского состава АРЗ на личное совершенствование осуществляются по курсам летной подготовки на отремонтированных, прошедших испытания воздушных судах и признанных годными к эксплуатации установленным порядком (не более 5% межремонтного ресурса).

Допуск летно-испытательного состава осуществляется в порядке, определенном статьями 16-19 Инструкции.

Проверки летно-испытательного состава по видам летной подготовки осуществляются в соответствии с требованиями курсов летной подготовки. Кроме того, один раз в 12 месяцев выполняется проверка по заданию одного из испытательных полетов.

Проверка летной подготовки начальника станции наземных и летных испытаний (летно-испытательного подразделения) проводится руководящими должностными лицами Департамента авиации ДОСААФ России, летным составом, назначенным начальником авиации ДОСААФ России.

Проверки знаний авиационной техники, средств спасения, программ испытательных полетов, проведение тренажей по правилам эксплуатации авиационной техники, действиям летчика в особых случаях в полете производятся должностными лицами АРЗ, определенными приказами начальника АРЗ.

Летно-испытательскому составу АРЗ ДОСААФ России в летную смену разрешается выполнять не более шести полетов по программам испытаний с налетом не более пяти часов.

6.8. Допуск летного, инженерно-технического состава, специалистов ПС и ПДС, специалистов обеспечения полетов к исполнению должностных обязанностей, выполнению полётов и руководству полётами

Допуск авиационного персонала авиации ДОСААФ России к исполнению должностных обязанностей осуществляется ежегодно в период подготовки к новому учебному году. Допуск осуществляется в соответствии с требованиями ФАППП ГА-2004, ФАП ИАО, Федеральных авиационных правил по видам обеспечения полетов (Приложение № 1).

Председатели региональных отделений ДОСААФ России, их заместители, находящиеся на летных должностях, начальники авиационных отделов региональных отделений ДОСААФ России, инспекторы-летчики (там, где они есть), начальники авиационных организаций ежегодно в период проведения сбора с руководящими должностными лицами летного состава авиации ДОСААФ России в соответствии с требованиями ст. 54, 216, 220 ФАППП ГА-2004 проверяются в знании теоретических дисциплин и документов, регламентирующих летную работу на допуск к полетам и руководству ими. Результаты проведенных проверок оформляются актом. На основании результатов проверки осуществляется допуск руководящего летного состава к полетам и руководству ими приказом Председателя ДОСААФ России.

Руководители авиационных организаций для допуска их к исполнению должностных обязанностей дополнительно проверяются в знании положений организационно-методических указаний Центрального совета ДОСААФ России на учебный год; руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России; руководства по эксплуатации аэродромов; норм годности к эксплуатации военных аэродромов; наставления по тыловому обеспечению государственной авиации; федеральных авиационных правил, определяющих порядок регистрации авиационной техники и аэродромов; руководства по предотвращению авиационных происшествий; руководства по организации учета, хранения и списания материальных средств; инструкции по охране авиационной техники и предупреждению несанкционированных взлетов воздушных судов; служебных документов по организации и ведению внутренней работы.

Результаты проверки оформляются актом.

Проверки по видам летной подготовки руководящих должностных лиц региональных отделений ДОСААФ России, начальников авиационных организаций проводится инспекторским составом и должностными лицами Департамента авиации в соответствии с требованиями ст. 46-53 ФАППП ГА-2004. При невозможности выполнения проверок по каким-либо причинам директор Департамента авиации (его заместитель) определяет порядок проведения указанных проверок и назначает инструкторский состав для их выполнения. Результаты проверок заносятся в соответствующий раздел летной книжки и заверяются подписью инструктора, проводившего проверку. Вывод по результатам проверки делает должностное лицо, назначившее проверку.

Допуск начальников ПС и ПДС к исполнению функциональных обязанностей на новый учебный год осуществлять по итогам сборов, проводимых Департаментом авиации ДОСААФ России.

Допуск авиационного персонала на новый учебный год к полетам (прыжкам с парашютом), обслуживанию авиационной техники, руководству полетами (прыжками с парашютом) и к их обеспечению осуществлять по итогам проведенных сборов (один-два дня) в авиационных организациях и результатам сдачи зачетов по установленным дисциплинам.

Допуск авиационного персонала авиации ДОСААФ России к эксплуатации авиационной техники осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 170-177 ФАП ИАО. Допуск летного и инженерно-технического состава к эксплуатации АТ оформляется приказом начальника авиационной организации на основании акта проверки знаний.

6.9. Подготовка руководителей полетами и лиц группы руководства полетами (ГРП)

Подготовку лиц ГРП осуществлять в соответствии с требованиями Курса специальной подготовки группы руководства полетами авиационных организаций ДОСААФ России, введенного в действие распоряжением директора Департамента авиации ДОСААФ России от 27 июля 2006 г. № 11.

Подготовку руководителей полетами на аэродроме осуществлять:

  • при первоначальном допуске к руководству полетами на аэродроме в качестве РП — на специальных курсах или методом сбора в Департаменте авиации ДОСААФ России;
  • имеющих опыт руководства полетами на аэродроме — методом сбора в соответствии с требованиями документов, регламентирующих летную работу и программой подготовки руководителей полетов в авиационных организациях ДОСААФ России.

Допуск к руководству полетами на аэродроме председателей региональных отделений ДОСААФ России, находящихся на летных должностях, заместителей председателей региональных отделений ДОСААФ России по авиации, начальников авиационных отделов региональных отделений ДОСААФ России (инспекторов-летчиков), начальников авиационных организаций проводится ежегодно в период проведения сбора с руководящими должностными лицами авиации ДОСААФ России.

Допуск к руководству полетами на аэродроме: руководителей полетами, помощников руководителей полетами, руководителей зоны посадки, дежурных штурманов, руководителей полетами в аэродромной зоне, руководителей полетами на посадочной площадке, дежурных по приему и выпуску воздушных судов проводится ежегодно начальниками авиационных организаций в период проведения сборов с авиационным персоналом авиационной организации.

При разработке плана проведения сбора и составлении расписания занятий предусмотреть изучение методики управления воздушным движением, анализа авиационных происшествий, причиной которых явились упущения в руководстве полетами за 5 — 10 лет и за последний год, порядка приема аэродрома, особенностей климатических и орнитологических условий базирования, данных средств связи и РТО полетов аэродрома, особенностей ОрВД в районе аэродрома, требований основных нормативно-правовых актов и служебных документов в части, касающейся организации воздушного движения и управления полетами, летно-технических данных ВС, базирующихся на аэродроме.

Сборы закончить сдачей зачетов по дисциплинам, указанным в статье 216 ФАППП ГА 2004.

Результаты сдачи зачетов оформить актом, на основе которого издать приказ о допуске к руководству полетами или о допуске к практическим стажировкам в руководстве полетами.

Отчетные материалы о проведении сбора хранятся в авиационной организации в течение одного года.

Стажировки в руководстве полетами проводятся в авиационной организации под руководством начальника организации или назначенными им наиболее подготовленными руководителями полетами.

Допуск к руководству полетами дает начальник авиационной организации после проверки в практическом руководстве.

Все лица ГРП должны ежегодно проверяться в руководстве полетами и в знании теоретических дисциплин.

Проверка лиц ГРП должна проводиться непосредственными начальниками и старшими над ними начальниками, которые должны иметь соответствующую подготовку и допуск к руководству полетами.

Для учета проверок лиц группы руководства полетами в практическом руководстве в авиационной организации на учебный год разрабатывается план-график проверок лиц ГРП.

Результаты проверки заносятся в журнал РП и в соответствующий раздел книжки РП. Если уровень подготовки указанных выше начальников не соответствует предъявляемым требованиям, проверку лиц ГРП могут проводить лица, назначенные ими. В этом случае проверяющий оценивает уровень подготовки РП, а вывод о допуске к руководству полетами делает соответствующий начальник.

Данные об итогах проверки остальных лиц ГРП заносятся в журнал РП и летную книжку в раздел проверки теоретических знаний и отмечаются в плане-графике.

Комплексные тренажи со специалистами ГРП по особым случаям в полете проводить ежемесячно. Для отработки практических навыков специалистов ГРП в оказании помощи экипажам воздушных судов в особых случаях в полете проводить тренировки не реже двух раз в месяц совместно с летным составом. Тренировки проводить на рабочих местах лиц ГРП, на тренажерах летчика, в кабинах воздушных судов, обращая особое внимание на скоротечные этапы полета: взлет, сложный (высший) пилотаж, десантирование, посадку. Не реже одного раза в месяц со специалистами ГРП на своих рабочих местах проводить тренажи по формированию потока самолетов, заходящих на посадку.

6.10. Организация переучивания летного, инженерно-технического состава, специалистов ПС и ПДС на новые типы (модификации) авиационной техники, парашютных систем

Переучивание летного, инженерно-технического состава на новые типы (модификации) авиационной техники осуществлять:

  • теоретическое переучивание, как правило, на специальных курсах, методом сборов, в УАЦ (АУЦ), в отдельных случаях, решением директора Департамента авиации ДОСААФ России теоретическое переучивание может проводиться в авиационной организации со сдачей зачетов руководящим должностным лицам Департамента авиации ДОСААФ России;
  • наземную подготовку летного состава проводить в соответствии с требованиями ст. 70 — 90 РОПТЛО-12 в авиационных организациях, имеющих опыт эксплуатации данных ВС, под руководством заместителя авиационной организации (заместителя по летной подготовке). Продолжительность проведения наземной подготовки зависит от уровня подготовки летчика, но во всех случаях должна составлять не менее трех рабочих дней. По окончании наземной подготовки летного состава принимать зачеты на допуск к полетам с изданием приказа и оформлением летной книжки;
  • летную подготовку на впервые осваиваемом типе (модификации) ВС проводить в авиационной организации, имеющей опыт эксплуатации данных ВС в соответствии с требованиями курсов подготовки с учетом уровня подготовки летного и инструкторского состава. На каждого летчика составлять программу, которую должен утверждать начальник авиационной организации;
  • теоретическую и практическую подготовку инженерно-технического состава на впервые осваиваемом типе (модификации) ВС проводить в авиационной организации, имеющей опыт эксплуатации этих ВС, по программам, разработанным старшим инженером авиационной организации и утвержденным начальником авиационной организации в соответствии с требованиями ФАП ИАО И КБП ИТС.

Решение о переучивании летного, инженерно-технического состава принимается директором Департамента авиации ДОСААФ России на основании обращения руководителя авиационной организации.

В обращении указывается:

  • цель переучивания;
  • список авиационного персонала, подлежащего переучиванию, их должность, стаж летной работы, типы освоенных ВС, общий налет и налет по типам ВС;
  • предложения по организации переучивания (место переучивания, сроки переучивания, при необходимости подготовки авиационного персонала в авиационной организации — список преподавательского состава, привлекаемого к обучению, срок представления авиационного персонала в Департамент авиации к сдаче зачетов на допуск к полетам).

Теоретическое и практическое переучивание летного и инженерно-технического состава на воздушные суда иностранного производства проводить с разрешения начальника авиации ДОСААФ России в авиационных организациях, эксплуатирующих данные воздушные суда, при наличии подготовленных специалистов к самостоятельной эксплуатации авиационной техники и летного состава, имеющего допуск к инструкторской работе на данных ВС. При отсутствии указанных специалистов переучивание проводить с привлечением иностранных специалистов фирм-производителей авиационной техники.

Парашютную подготовку на впервые осваиваемом типе парашюта (парашютной системы) проводить в соответствии с требованиями РПП-2010 с учетом уровня подготовки каждого парашютиста.

Допуск специалистов (инструкторов) по определенным специальностям ПС и ПДС и дисциплинам парашютного спорта (специалист по парашютным приборам и автоматическим устройствам воздушно-десантной техники, «Тандем-инструктор», «АФФ-инструктор» и др.) осуществляется Департамента авиации после прохождения подготовки в авиационных и других организациях, имеющих инструкторов-экзаменаторов.

Подготовка инструкторов-экзаменаторов по определенным специальностям ПС и ПДС и дисциплинам парашютного спорта проводится под руководством специалистов Департамента авиации.

Допуск всех инструкторов по определенным специальностям ПС и ПДС и дисциплинам парашютного спорта осуществляется ежегодно по ходатайству руководителя АО отделом АВС и ПД Департамента авиации.

К подготовке парашютистов по программе «Тандем-инструктор» допускать инструкторов ПДП в возрасте — не менее 20 лет и не старше 55 лет, имеющим не менее 1000 прыжков с парашютом типа «Крыло», стаж занятия парашютным спортом — не менее 3 лет, не менее 5 часов свободного падения, выполнившим не менее 100 прыжков со среднескоростной парашютной системой с загрузкой не менее 1.4.

ПС допускать к эксплуатации при наличии технического описания и инструкции по эксплуатации на русском языке, клейма завода-изготовителя, паспорта (дубликата) и отметок о проведенных регламентных работах, заверенных печатью (при убытии в другую организацию).

На все ПДИ, находящиеся на балансе АО, вести пономерной учет. Парашюты (ПС), находящиеся в личном пользовании, учитывать в АО, и на них вести график проведения регламентных работ и техосмотров.

Технический осмотр ПДИ производить каждые 6 месяцев комиссией, назначенной приказом руководителя АО, с составлением технического акта.

6.11. Допустимые перерывы в полетах, порядок восстановления навыков летного состава

Допустимые перерывы в тренировочных полетах для летного состава на учебный год определяются начальником авиационной организации в соответствии со статьей 57 ФАППП ГА-2004. При этом максимальные перерывы по метеоусловиям не должны превышать значений, указанных в приложении № 6 ФАППП ГА-2004, а по видам летной подготовки значений, указанных в Курсе летной (учебно-летной) подготовки (в приложении № 2 настоящих ОМУ).

Выполнение полетов в качестве инструктора продлевает максимальные перерывы в полетах летному составу в самостоятельных полетах в соответствующих метеорологических условиях и по видам летной подготовки, но не более чем в 1,5 раза от даты самостоятельного полета на данном типе воздушного судна.

При выполнении полетов летным составом на нескольких типах воздушных судов для определения максимальных перерывов в полетах отсчет выполнять от даты последнего полета в данных метеорологических условиях на каждом типе воздушных судов (при значительных различиях, например самолет и вертолет).

Восстановление навыков летного состава проводится в соответствии со статьей 62 ФАППП ГА-2004.

При выполнении полетов летным составом на нескольких типах воздушных судов учет натренированности вести по каждому типу.

Восстановление навыков летного состава в технике пилотирования проводить по каждому типу отдельно. Восстановление техники пилотирования на одноместных спортивных самолетах проводить после контрольных полетов на самолете с двойным управлением (Як-52, Як-54, Су-29 и другие). Восстановление техники пилотирования по сложным видам летной подготовки проводить от простого к сложному, согласно схемам последовательности и параллельности прохождения соответствующих Курсов (программ).

Примечание: к сложным видам летной подготовки относятся полеты на сложный пилотаж, высший прямой и обратный пилотаж, групповые полеты на сложный и высший пилотаж, полеты на авиационные работы на предельно-малых высотах, полеты на десантирование.

При появлении перерыва в полетах на одном из типов ВС более шести месяцев летный состав допускать к полетам после сдачи зачетов по знанию РЛЭ, средств спасения, проведения зачетных тренажей и выполнения контрольных полетов в зону и по кругу для проверки техники пилотирования. При перерыве в полетах на одном из типов ВС более одного года восстановление навыков осуществлять по индивидуальному плану, утвержденному руководителем авиационной организации, при этом летный состав допускать к выполнению тренировочных полетов после выполнения всех установленных для данного типа ВС проверок.

При перерывах в полетах летного состава авиационной организации свыше установленных сроков решение об определении порядка восстановления навыков принимать заместителю председателя регионального отделения ДОСААФ России по авиации, начальнику летного отдела (там, где они есть) по предложениям начальника авиационной организации. При этом с разрешения директора ДА для восстановления навыков привлекать инструкторский состав других авиационных организаций. При отсутствии подготовленного инструкторского состава порядок восстановления определять директору Департамента авиации ДОСААФ России, как правило, методом сбора на базе одной — нескольких авиационных организаций с проведением целевых полетов.

6.12. Организация летно-методической работы

При организации летно-методической работы в авиационных организациях руководствоваться «Положением об организации и проведении летно-методической работы в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» и «Положением о методических советах в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации», введенными в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 455, требованиями «Руководства по организации теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России» 2012 года, курсов учебно-летной (летной) подготовки.

Основными формами летно-методической работы являются:

Методические занятия.

Проводятся с руководящим летным и инструкторским составом в целях совершенствования знаний, умений и навыков по исполнению своих должностных обязанностей при организации и проведении полетов, а также методики летного обучения.

Особо выделяются занятия по методике анализа ошибок и инцидентов, связанных с методикой летного обучения.

Количество и тематика методических занятий определяются начальником АО.

Инструктивно-методические занятия

Проводятся с руководящим летным составом, в целях определения единства в понимании вопросов организации, проведения и руководства полетами по различным видам подготовки, отработки эффективных методических приемов проведения занятий по наиболее важным и сложным темам или по отдельным вопросам летно-методической работы.

Количество и тематика методических занятий определяются начальником АО или вышестоящими авиационными начальниками

Летно-технические конференции.

Проводятся два раза в год по плану перевода авиационной техники на сезонную эксплуатацию с целью изучения особенностей летной и технической эксплуатации авиационной техники в летний и зимний периоды работы в целях обмена опытом. Кроме того, летно-технические конференции проводятся при освоении новой техники в завершающий период её освоения.

Материалы методических, инструктивно-методических занятий и летно-технических конференций хранятся в организации в течении 2 лет и учитываются в Журналах учета занятий.

Методические полеты.

Проводятся с инструкторским составом для отработки единой методики по обучению летного состава и курсантов, проверки инструкторско-методических навыков в полете, восстановлению навыков и подготовки в качестве инструкторов молодого летного состава.

Показные (показательные) полеты (показательный летный день).

Проводятся перед началом полетов с курсантами не реже 1 раза в год и перед переучиванием на новую авиационную технику. Полеты проводятся в целях практического показа и обучения руководящего и летно-инструкторского состава правильной методике организации и проведения летной смены.

Целевые полеты.

роводятся для отработки новых, наиболее сложных или вновь возникающих перед авиационной организацией задач (авиаработы, показательные выступления), подготовки летного состава для повышения квалификационных разрядов.

Количество и цели методических, показных и целевых полетов определяются при составлении плана летно-методической работы на год.

Для учета, контроля и анализа проводимых полетов по плану летно-методической работы отчетные документы хранятся в организации в течении 2 лет.

Сборы (учебно-методические и летно-методические)

Проводятся с целью анализа состояния летной подготовки, оценки деятельности авиационных организаций и авиационного персонала в выполнении поставленных задач, обмена передовым опытом работы, выработки рекомендаций для внедрения опыта успешных организаций, а также проверки знаний дисциплин и документов, регламентирующих летную работу. По решению авиационных начальников на сборах могут рассматриваться и другие вопросы жизнедеятельности авиационных организаций, влияющие на качество летной подготовки и финансово-хозяйственной деятельности. После проведения теоретической части сбора в каждой авиационной организации проводятся методические полеты.

Как правило, летно-методические сборы проводятся перед началом нового учебного года, с руководящим летным составом по плану Департамента авиации, с остальным летным составом до заместителя АО включительно в региональных отделениях или в авиационных организациях. Содержание, количество и сроки сборов в авиационной организации определяет начальник авиационной организации.

Материалы и документы сборов хранятся в организации в течении 2 лет, занятия проведенные по плану сборов учитываются в Журналах учета занятий.

Заседания методического совета

Является одной из форм работы методических советов с целью разработки конкретных практических предложений и рекомендаций по повышению качества летной подготовки, выполнения авиационных работ, авиационных выступлений, подготовки к ПСР и решение других вопросов повседневной деятельности.

Летно-методическая работа авиационной организации планируется на учебный год и месяц.

Формы летно-методической работы определяются в зависимости от характера решаемых задач, особенностей и условий их выполнения.

Летно-методический сбор с командирами звеньев и летчиками-инструкторами проводится до начала полетов с курсантами. Продолжительность сбора планировать, как правило, 5-6 дней. два-три дня отводить на теоретическую часть, два-три дня на подготовку и проведение методических полетов.

Методические полеты проводить с целью выработки единой методики обучения курсантов по упражнениям КУЛП, восстановления навыков и определения готовности инструкторов к обучению курсантов.

Показательный летный день проводить не реже одного раза в год перед началом полетов с курсантами.

Летно-техническую конференцию проводить два раза в год, перед началом летной работы в летний период эксплуатации и после перевода авиационной техники на зимний период эксплуатации эксплуатацию, а также при освоении новой техники в завершающий период её освоения в соответствии с пунктом 596 ФАП ИАО. Конференцию проводить в масштабе авиационной организации. На конференции рассматривать особенности выполнения полетов и эксплуатации в указанные периоды года с проведением обмена опытом, в том числе по вопросам обучения переменного и постоянного состава.

Для учета, контроля и анализа качества проводимых мероприятий по летно-методической работе в авиационных организациях ведутся тетради протоколов заседаний методических советов и папки с материалами летно-методических сборов, летно-методических конференций, показных и методических полетов. Все мероприятия, проводимые в авиационной организации, учитываются в классных журналах.

В соответствии с требованиями «Положения о методических советах в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» в каждой авиационной организации приказом начальника авиационной организации создается методический совет. В состав методического совета включаются председатель, заместитель председателя, секретарь и члены совета — основные авиационные специалисты из числа летного, инженерно-технического состава, специалистов ПС и ПДС, руководящих должностных лиц подразделения обеспечения и других лиц решением начальника авиационной организации.

Методические советы в авиационной организации проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Кроме вопросов, указанных в статье 7 Положения о методических советах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, ст. 183 РОПТЛО-2012, на методическом совете авиационной организации периодически анализировать ход летной (парашютной) подготовки и состояние безопасности полетов (прыжков).

Решения методического совета оформлять в виде протокола заседания в специальном журнале в соответствии с приложением № 3 «Положения о методических советах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации». В этом же журнале составляются планы работы методического совета на год и месяц (приложения № 1, 2 «Положения о методических советах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации»).

На основе решения методического совета составлять план его реализации. В плане указывать перечень мероприятий, сроки их исполнения, исполнителей, после выполнения мероприятия делать соответствующие отметки с указанием местонахождения отчетного материала.

6.13. Определение квалификации авиационного персонала авиации ДОСААФ России

Подготовку летного состава для повышения квалификационных разрядов проводить в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», согласно требованиям приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 055 «Об утверждении Порядка определения квалификации летного состава государственной авиации и Требований, предъявляемых к летному составу государственной авиации при присвоении квалификационных разрядов», «Методических рекомендаций по определению квалификации летного состава государственной авиации», утвержденных председателем Центральной квалификационной комиссии летного состава государственной авиации при Министерстве обороны Российской Федерации (далее — ЦКК) 22 апреля 2013 г. и рекомендаций координационного совета при председателе ЦКК 2014 года.

Готовность кандидатов на присвоение квалификационных разрядов определять его непосредственным командирам (начальникам).

Планирование летного состава на присвоение квалификационных разрядов на новый учебный год осуществлять с учетом достижения им требуемого уровня подготовки и соблюдения установленных требований. Председателю квалификационной комиссии до начала нового учебного года представить для согласования в ЦКК планы летной подготовки, касающиеся квалификации летного состава.

При отборе кандидатов на присвоение квалификационных разрядов летчик (штурман)-снайпер и бортовой специалист-мастер обеспечить индивидуальный подход в оценке достигнутого ими уровня подготовки, сосредоточив основное внимание на их профессионализме, личном вкладе в обучение, воспитание и подготовку летных кадров, безопасности полетов и укреплении боевой готовности авиационной организации. Списки летного состава — кандидатов для присвоения квалификационных разрядов летчиков (штурманов)-снайперов, бортовых специалистов-мастеров по установленной форме направлять председателю квалификационной комиссии летного состава авиации ДОСААФ России к
1 ноября текущего года для формирования и утверждения (после согласования с ЦКК) в установленном порядке общего плана повышения высших квалификационных разрядов летному составу государственной авиации (копия указанного плана к 25 ноября представляется в ЦКК). Указанные списки летного состава, а также сроки его готовности к проверкам включать в текстуальный раздел задач подготовки авиационной организации на новый учебный год. Оценку полноты и качества отработанной документации, а также готовности представляемого летного состава к выполнению проверок летной подготовки на высшие квалификационные разряды осуществляют должностные лица ЦКК, которые готовят доклад председателю ЦКК для принятия решения.

Планы работ председателя и соответствующей квалификационной комиссии утвердить до 20 ноября у должностного лица (руководителя), при котором они созданы.

Теоретические знания летного состава, представляемого к присвоению квалификационных разрядов, проверять на плановых сборах. Председателю квалификационной комиссии провести не менее одного сбора в каждом периоде обучения.

Проверки летной подготовки проводить на сборах по подготовке летного состава на присвоение квалификационных разрядов или в ходе плановых полетов.

В целях повышения качества проведения указанных проверок председателю квалификационной комиссии оперативно готовить и регулярно привлекать к решению задач квалификации летного состава членов квалификационных комиссий по специальностям.

В органах военного управления (соединениях, воинских частях, авиационных организациях) и организациях, где создание квалификационных комиссий не предусмотрено, приказами соответствующих командиров (начальников) назначать ответственных лиц из числа руководящего летного и инженерно-технического состава за работу по квалификации летчиков, штурманов и бортовых специалистов.

Летный состав, поступивший на военную службу (службу) или работу в авиацию ДОСААФ России из других стран СНГ или видов авиации, подвергать проверке уровня его теоретической и летной подготовки на соответствие требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Летный состав, имеющий квалификационный разряд и не выполняющий полеты более одного года, в обязательном порядке привлекать квалификационной комиссией к проверкам соответствия его уровня подготовки, профессиональных навыков присвоенному квалификационному разряду (проверка теоретических знаний в полном объеме и одна из проверок летной подготовки — техника пилотирования, воздушная навигация, боевое (специальное) применение) с оформлением в летных книжках вывода о соответствии уровня подготовки летного состава присвоенному ранее квалификационному разряду. Результаты указанных проверок считать основанием для включения в проект приказа Председателя ДОСААФ России «О квалификации летного состава».

Результаты выполнения планов повышения квалификационных разрядов летного состава, оценку деятельности квалификационной комиссии и работы председателя квалификационной комиссии отражать в подведениях итогов за периоды обучения, а также на методических советах и подведении итогов авиационных организаций с оценками работы соответствующих командиров (начальников). При этом, в оценке результатов работы по повышению классных специалистов основное внимание сосредоточить на подготовке летного состава на 1, 2, 3 квалификационные разряды.

Отчетными документами результатов проверки летной подготовки являются: плановые таблицы; хронометраж полетов, бортовой журнал, полетные листы, летные книжки, метеорологические бюллетени, материалы объективного контроля. Отчетную документацию по присвоению квалификационного разряда хранить в течение пяти лет в авиационных организациях.

Результаты проверок заносятся в летные книжки.

Летный состав, имеющий квалификационный разряд, присвоенный в соответствии с требованиями нормативных документов ДОСААФ России (СССР) решением руководителя авиационной организации представлять к переаттестации в соответствии с указанными выше требованиями.

6.14. Организация и проведение показательных выступлений (демонстрационных полетов)

Показательные выступления (демонстрационные полеты) в авиации ДОСААФ России проводятся в соответствии с требованиями ст. 355 — 358 ФАППП ГА-2004 г. и должны выполняться наиболее подготовленным летным составом и другими специалистами (парашютистами, спортсменами авиационных видов спорта) авиационных организаций с разрешения Председателя ДОСААФ России с утверждением персонального списка участников показа после проведения мероприятий по подготовке к показу.

Показательным выступлением, независимо от состава участников, места и срока его проведения, считать любой показательный и (или) демонстрационный полет (прыжок с парашютом), выполняемый в интересах юридических и физических лиц при наличии зрителей в период проведения массовых мероприятий.

К показательным выступлениям и демонстрационным полетам допускать:

  • летный состав, имеющий соответствующий допуск и отработавший полетное задание применительно показу в тренировочных полетах на оценку «отлично», не имеющий перерывов в полетах по данному виду подготовки, выполнивший проверки по видам летной подготовки, имеющий налет не менее 10 часов за предшествующие показу три месяца, прошедший медицинское освидетельствование и не имеющий перерыва после очередного отпуска в соответствии со ст. 76 ФАППП ГА-2004;
  • спортсменов-парашютистов, подготовленных по соответствующим упражнениям сборника программ и допущенных приказом по авиационной организации;

В каждой авиационной организации, исходя из наличия и состояния авиационной техники, уровня подготовки летного состава и парашютистов, разработать на учебный год программы подготовки летного состава и парашютистов к демонстрационным полетам (показательным выступлениям), методические разработки по выполнению показательных выступлений (демонстрационных полетов) по отдельным упражнениям, а при необходимости по отдельным фигурам пилотажа. В методических разработках по каждому номеру программы должны быть отработаны конкретные требования по безопасному выполнению полета. Программы подготовки летного состава и парашютистов, методические разработки рассмотреть методическим советам авиационных организаций и утвердить начальникам авиационных организаций.

По утвержденным программам и методическим разработкам осуществлять подготовку летного состава, парашютистов, спортсменов и других авиационных специалистов, привлекаемых к проведению показательных выступлений (демонстрационных полетов).

При подготовке конкретных показательных выступлений (демонстрационных полетов) в план включать только отработанные номера (упражнения). Изменение задания допускается только в сторону упрощения или после рассмотрения и внесения соответствующих поправок в Программу и проведения дополнительной подготовки.

При проведении демонстрационных полетов воздушных судов должны соблюдаться следующие основные требования безопасности (ст. 451 — 452 ФАППП ГА-2004):

  • пилотаж (проходы) выполнять в пределах пилотажной зоны демонстрационных (показательных) полетов при устойчивой радиосвязи, строго по оси зоны, не уклоняясь в сторону зрителей ближе ограничительной линии 200 м, а при выполнении фигур на зрителей — ближе 450 м по касательной к фигуре;
  • минимальная высота пилотирования в прямолинейном горизонтальном полете должна быть не менее 100 м, а при выполнении фигур пилотажа — не менее 200 м;
  • при выполнении задания в облака не входить, при непреднамеренном попадании в облака оценить обстановку и принять меры для безопасного выхода из них в направлении от зрителей;
  • при возникновении отказов авиационной техники, не позволяющих продолжать полет, отвернуть в свободную от зрителей сторону и катапультироваться (покинуть ВС), предварительно, по возможности выключив двигатель(и).

Ответственность за организацию и проведение показательных выступлений и демонстрационных полетов возлагается на председателя соответствующего регионального отделения ДОСААФ России.

Ответственность за непосредственную подготовку личного состава, участвующего в выступлении, и обеспечение безопасности полетов несет лично начальник авиационной организации, чей личный состав выполняет выступление.

Планы и программы проведения конкретных показательных выступлений и демонстрационных полетов рассматриваются и утверждаются в соответствующих региональных отделениях ДОСААФ России. После проведения необходимой подготовки председатель регионального отделения не позднее, чем за 10 суток, представляет обращение к Председателю ДОСААФ России для получения разрешения на проведение указанных выступлений.

В обращении указывается, с какой целью организуется проведение авиационного праздника (показательных выступлений и демонстрационных полетов), указывается, имеется ли разрешение администрации и уполномоченных органов, с кем и когда согласовано его проведение.

К обращению прилагаются копии документов:

  1. Программа показательных выступлений (демонстрационных полетов).
  2. План подготовки участников праздника, группы руководства полетами и места проведения праздника.
  3. План мероприятий по обеспечению безопасности полетов при подготовке и проведении праздника.
  4. Схемы (кроки) места проведения показательных выступлений (демонстрационных полетов) с указанием размеров, высоты препятствий и их удаленность.
  5. Данные об уровне подготовки летного состава, привлекаемого к участию в показательных выступлениях (демонстрационных полетах), с указанием ФИО летного состава, даты рождения, названия и года окончания летного учебного заведения (училище, институт, аэроклуб), типа воздушного судна, общего налета, налета за год, налета за предшествующие 3 месяца, когда выполнялись полеты летчиком (экипажем) по программе, предусмотренной показом, и данных в соответствии с вышеуказанными требованиями, даты проверок летной подготовки (проверки техники пилотирования, воздушной навигации, специального применения) и даты прохождения ВЛК (ВЛЭК).
  6. Данные об уровне подготовки парашютистов-спортсменов (количество прыжков всего и за текущий год), привлекаемых к участию в празднике, с указанием типа основного и запасного парашюта (парашютных систем), номеров упражнений и высота выброски (приложение № 5).
  7. Данные о группе руководства полетами на аэродроме, площадке проведения показа с указанием, кто допустил к руководству, номера и даты приказа о допуске, когда проверялся в руководстве полетами и даты прохождения ВЛК (ВЛЭК).
  8. Схемы выполнения полетных заданий (для каждого воздушного судна (группы) с указанием фигур пилотажа, высот полета, порядка и последовательности их выполнения и мер безопасности.
  9. Маршрут следования и высоты полета к месту проведения праздника и обратно.
  10. Данные по авиационной технике и личному составу, участвующим в подготовке по обеспечению показательных выступлений: тип, модификация ВС; присвоенный учетный опознавательный знак; ФИО техника воздушного судна, дата и номер приказа о закреплении за ВС; заводской номер ВС; дата выпуска/дата ремонта ВС; межремонтный ресурс /срок службы; налет ППР/остаток ресурса; посадок ППР/остаток ресурса; остаток до очередных регламентных работ, час/срок; дата облета ВС; перевод ВС на сезонную эксплуатацию; номер СЛГ, когда выдано, до какого срока; тип, модификация АД; заводской номер АД; дата выпуска/ремонта АД; межремонтный ресурс/срок службы АД; наработка АД; остаток ресурса/срока службы АД; номер указания о продлении показателей долговечности ВС, АД, ВВ; наличие нанесения учетных опознавательных знаков госавиации и логотипа ДОСААФ на ВС; дата крайнего полёта; дата осмотра ВС руководящим составом.
  11. Утвержденную смету расходов и источники финансирования.

Показательные выступления (демонстрационные полеты) без разрешения Председателя ДОСААФ России выполнять запрещается.

При выполнении показательных выступлений (демонстрационных полетов) запрещается присутствие на борту посторонних лиц и использование нештатных пиротехнических средств.

По окончании показательного выступления (демонстрационных полетов и прыжков с парашютом) начальник авиационной организации (должностное лицо, назначенное ответственным за проведение показательного выступления) представляет устный доклад на ЦКП Департамента авиации ДОСААФ России о результатах его проведения, в котором указывает количество выполненных полетов, прыжков с парашютом, налет воздушных судов, выявленные недостатки, нарушения и авиационные инциденты.

Оригиналы документов по организации показательного выступления, его итоги и финансовый отчет являются документами строгой отчетности и должны храниться в авиационной организации в отдельной папке в течение последующего календарного года за годом проведения показательного выступления.

6.15. Итоги работы организации

Итоги работы подводить:

  • в авиационной организации — ежемесячно;
  • в звене (отряде) — еженедельно;
  • в летной группе — после каждого летного дня.

При подведении итогов особое внимание обращать на выполнение плановых задач и мероприятий по обеспечению безопасности полетов (прыжков с парашютом).

По результатам выполнения плана подготовки за месяц начальнику авиационной организации издавать приказ, в котором подводить основные итоги работы за месяц, определять задачи на очередной месяц и мероприятия по обеспечению безопасности полетов и прыжков с парашютом.


Организационно-методические указания ДОСААФ в 2015-2016 учебных годах