Организационно-методические указания «ДОСААФ России»
в 2015 — 2016 учебных годах
8. Штурманское обеспечение полетов
Основной задачей штурманского обеспечения полетов считать совершенствование теоретических знаний, поддержание практических навыков летного состава в воздушной навигации и по выполнению специальных задач на уровне обеспечивающего высокую степень безопасности полетов в штурманском отношении.
Контроль за штурманской подготовкой летного состава и группы руководства полетами возлагается на штурмана авиационной организации. При отсутствии в авиационной организации штатного штурмана решением начальника авиационной организации его обязанности возлагаются на одного из заместителей начальника авиационной организации ДОСААФ России.
Основные усилия в штурманской подготовке направить на:
- контроль качества выполнения девиационных работ, при переводе авиационной техники на зимний и летный период эксплуатации;
- внесение изменений координат навигационных объектов, точек схем маневрирования в существующие (вновь издаваемые) инструкции по производству полетов на аэродроме (вертодроме), аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов), посадочных площадок на основе уточненной версии государственной геоцентрической системы координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.02), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2007 №
797-р; - повышение личной дисциплинированности и исполнительности группы руководства полетами и летного состава при подготовке и выполнении полетов (перелетов) в соответствии с требованиями документов регламентирующих летную деятельность;
- ужесточение спроса за нарушения порядка использования воздушного пространства, выполнения полетных заданий, технологии всех видов подготовок, в том числе средств обеспечения полетов и аэродромов к полетам;
- организацию информирования всех категорий авиационного персонала о правовой ответственности за невыполнение требований нормативных правовых документов при организации, выполнении, обеспечении полетов и управлении ими.
В ходе штурманской подготовки обеспечить:
- контроль качества выполнения девиационных работ, при переводе авиационной техники на зимний и летный период эксплуатации;
- внесение изменений координат навигационных объектов, точек схем маневрирования в существующие (вновь издаваемые) инструкции по производству полетов на аэродроме (вертодроме), аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов), посадочных площадок на основе уточненной версии государственной геоцентрической системы координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.02), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2007 №
797-р; - повышение личной дисциплинированности и исполнительности группы руководства полетами и летного состава при подготовке и выполнении полетов (перелетов) в соответствии с требованиями документов регламентирующих летную деятельность;
- действенный контроль готовности к полетам в штурманском отношении с целью исключения выпуска в полет неподготовленных экипажей;
- качественную подготовку группы руководства полетами в штурманском отношении, в том числе по вопросам предупреждения случаев потери ориентировки, опасных сближений и столкновений ВС в воздухе, столкновения ВС с земной (водной) поверхностью и препятствиями на них, обеспечению безопасного десантирования.
В ходе штурманской подготовки особое внимание уделять:
- изучению и комплексному использованию средств воздушной навигации;
- знанию летным составом порядка расчета значений минимальных безопасных высот полета ниже нижнего эшелона (минимального безопасного эшелона), порядка использования значений минимальных безопасных высот в ходе снижения на малые и предельно малые высоты;
- особое внимание уделить подготовке и выполнению полетов в северных широтах, в приграничных районах, в нейтральных водах и над безориентирной местностью, а также полетам на максимальную дальность и продолжительность;
- штурманской подготовке к выполнению десантирования как одиночно, так и в составе групп большой формации;
- исключению случаев столкновения с земной поверхностью и искусственными (естественными) препятствиями на ней при выполнении полетов на предельно малых высотах и в горной местности, а также выполнению полетов на эшелоне по правилам приборного полета.
В ходе штурманской подготовки со специалистами расчетов пунктов управления и групп руководства полетами обратить особое внимание на знание порядка расчета и использования (для контроля) в ходе управления полетами значений минимальных безопасных высот полета, порядка контроля за воздушными судами при снижении на малые и предельно малые высоты; особенности подготовки рабочих мест к руководству полетами (при наличии радиолокационного контроля за воздушной обстановкой, нанесение на ИКО маршрутов полета, минимальных безопасных высот, рубежей начала снижения и набора высоты, приграничной полосы и т.д.).
Организационно-методические указания ДОСААФ в 2015-2016 учебных годах