Правила вида спорта «Самолетный спорт» от 25 июля 2018 г.


1. Общие правила



1.1. Характер соревнований

1.1.1. По характеру соревнования делятся на:

  • а) личные;
  • б) лично-командные.

1.1.2. Характер соревнований определяется Положением о соревнованиях в каждом отдельном случае. В личных соревнованиях определяются только личные результаты и места спортсменов или экипажей. В лично-командных соревнованиях определяются личные места спортсменов или экипажей, а также определяются места команд в командных соревнованиях.



1.2. Требования к участникам соревнований

1.2.1. В официальных соревнованиях, проводимых на территории Российской Федерации, могут принять участие спортсмены мужского и женского пола, прошедшие комиссию по допуску. Условия допуска к соревнованиям определяются Положением и Регламентом соревнований.

1.2.2. Заявленные экипажи должны иметь следующий состав:

  1. для соревнований по высшему пилотажу на поршневых самолетах — один пилот;
  2. для соревнований по спортивным дисциплинам «авиагонки» и «авиаралли» — пилот и второй пилот (штурман);
  3. для соревнований по спортивной дисциплине «авиагонки — формула-1» — один пилот;
  4. для соревнований по спортивной дисциплине «точное самолетовождение» — один пилот;
  5. для соревнований по дисциплине «исторические и самодельные ЛА» — пилот (командир воздушного судна) и, при необходимости, второй член экипажа, исходя из конструктивных особенностей конкретного летательного аппарата и функциональных обязанностей членов экипажа (пилота, штурмана, бортмеханика).

1.2.3. Нахождение пассажиров на борту участвующих в соревнованиях самолетов запрещается.

1.2.4. Каждый заявленный пилот и иной член экипажа должен иметь действующее свидетельство пилота или документ заменяющее его (штурмана, бортмеханика) и действующее медицинское заключение. Все участники соревнований должны быть застрахованы.

1.2.5. Для соревнований по спортивным дисциплинам «авиагонки», «авиаралли» и «точное самолетовождение» в экипировку участников так же должны входить навигационная линейка НЛ-10, навигационный расчетчик, планшет для навигационных карт.

1.2.6. Для соревнований по спортивным дисциплинам «авиагонки», «авиаралли» и «точное самолетовождение» в составе экипажа два пилота, командир экипажа должен иметь общий самостоятельный налет не менее 200 часов, второй пилот — не менее 100 часов. Если в составе экипажа один пилот, он должен иметь общий самостоятельный налет не менее 300 часов.



1.3. Обязанности и права участников соревнований

1.3.1. Спортсмен обязан:

  • а) строго соблюдать положение о соревнованиях, настоящие правила, регламент соревнований;
  • б) быть корректным по отношению ко всем участникам соревнований и зрителям;
  • в) использовать исправный самолет, позволяющий по своим техническим характеристикам безопасно выполнять всю программу соревнований;
  • г) все участники соревнований должны знать и соблюдать правила безопасности полетов, соответствующие федеральные авиационные правила и правила производства полетов на аэродроме проведения соревнований.

1.3.2. Спортсмен имеет право:

  • а) своевременно получать необходимую информацию о ходе соревнований, программе соревнований, изменениях в программе соревнований;
  • б) обращаться в жюри соревнований по любому вопросу через официального представителя своей команды.


1.4. Представители команд, тренеры

1.4.1. Посредником между жюри соревнований и участниками (тренерами) команды является представитель команды.

1.4.2. Представитель команды не может быть одновременно судьей или врачом данных соревнований.

1.4.3. Представитель команды выполняет следующие функции:

  • а) участвует в проведении жеребьевки;
  • б) участвует в проводимых главным судьей брифингах и совещаниях;
  • в) несет ответственность за дисциплину участников команды, и обеспечивает своевременную явку их на соревнования.


1.5. Руководство соревнований

1.5.1. Общее руководство, контроль подготовки и проведения соревнований осуществляют директор соревнований, главный судья и старший авиационный начальник аэродрома или площадки.

1.5.2. Директор соревнований согласовывает группу руководства полетами, авиационно-технический и обслуживающий персонал, группы метеорологического и медицинского обеспечения соревнований со старшим авиационным начальником аэродрома или площадки.

1.5.3. Контроль соблюдения правил соревнований, правил судейства, положений о соревнованиях, рассмотрение протестов и решение спорных вопросов, утверждение результатов соревнований осуществляет жюри соревнований. В состав жюри соревнований входят: директор соревнований, главный судья и представитель общероссийской спортивной федерации, аккредитованной по виду спорта «самолетный спорт».

1.5.4. Перед началом соревнований жюри утверждает техническую и комиссию по допуску, судейскую коллегию, а также, при необходимости, список летчиков безопасности (проверяющих).

1.5.5. Комиссия по допуску проверяет соответствие уровня личной летной подготовки спортсмена, наличие необходимых документов и допусков к полетам.

1.5.6. Техническая комиссия дает заключение о пригодности самолетов к выполнению программы соревнований на основании представленных документов (сертификата летной годности, свидетельства о регистрации воздушного судна, страховки в пользу третьих лиц, действующей на период проведения соревнования в месте проведения соревнования), дает заключение о причинах технических неисправностей, выявленных в процессе соревнований.

1.5.7. Директор соревнований согласовывает участие в соревновании спортсменов и эксплуатантов воздушных судов (летательных аппаратов) вне зависимости от органа регистрации воздушных судов (летательных аппаратов), при условии подачи заявки от участников не позднее, чем за 1 месяц до начала соревнований.

1.5.8. Перед началом соревнований главный судья проводит брифинг для судей и участников соревнований по критериям судейства.

1.5.9. Во время тренировочных полетов главный судья организует для судей контрольное судейство.

1.5.10. В соревнованиях по спортивным дисциплинам класс неограниченный, класс с ограничениями и класс ЯК-52, директор соревнований обязан обеспечить видеосъемку всех полетов участников групп с линии судейских позиций или линии, противоположной им, и просмотр видеозаписи по запросу судей и решению главного судьи.

1.5.11. В соревнованиях по спортивной дисциплине «исторические и самодельные ЛА» к судейству помимо квалифицированных судей по самолетному спорту могут быть допущены в качестве экспертов специалисты в области летной либо технической эксплуатации исторических летательных аппаратов, а также представители авиационных конструкторских бюро, авиационных заводов и авиационных музеев.



1.6. Дисквалификация

1.6.1. Экипаж может быть дисквалифицирован вследствие:

  • а) нарушения указаний по безопасности на земле или в воздухе;
  • б) опасного пилотирования, представляющего угрозу для самолетов, людей или строений;
  • в) нарушения предполетного режима, недостойного поведения во время и вне соревнований;
  • г) не выполнения соответствующих положений приказа Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспортаа Российской Федерации и Российского авиационно-космического агенстваа от 31.03.02. № 136/42/51 «Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.07.02., регистрационный № 3615);
  • д) присутствия на борту постороннего человека не члена заявленного экипажа во время соревнований.

1.6.2. Любое проявление некорректного поведения в воздухе и на земле, включая неспортивное поведение относительно других участников могут привести к дисквалификации участника.

1.6.3. Видеозаписи посадок должны использоваться только жюри при расследовании протестов.

1.6.4. Решение о дисквалификации экипажа или всей команды принимается жюри соревнований.

1.6.5. Для соревнований по спортивной дисциплине «точное самолетовождение»:

  1. если участник разговаривает с любым посторонним человеком с момента входа в комнату планирования полетов до момента, когда последний участник не закончил теста по навигации, то он рискует быть дисквалифицированным, как сам, так и вся его команда;
  2. если у любого участника будет обнаружено неразрешенное оборудование в комнате планирования полетов или в самолете, или он будет вскрывать опечатанное навигационное оборудование, то он будет дисквалифицирован;
  3. любые не рекомендованные производителем реконструкции в конструкции и механизмах для посадки самолета во время тестов на приземление, могут привести к дисквалификации;
  4. команда дисквалифицируется вследствие ведения радиообмена в ходе соревнований на любом другом языке, кроме русского, и/или не на той частоте, которая была выделена директором соревнований, и/или не с официально-одобренными лицами, и/или вследствие использования запрещенной связной или навигационной аппаратуры.


1.7. Протесты

1.7.1. Протест может быть подан только представителем команды, но при этом должен быть подписан спортсменом или капитаном команды, от имени которого действует представитель.

1.7.2. Протест может подаваться в письменном виде, не позднее 60 минут с момента публикации на информационном стенде предварительных результатов полностью разыгранной программы или с момента возникновения спорной ситуации.

1.7.3. Порядок подачи жалобы, протеста для спортивных дисциплин «авиагонки», «авиаралли», «точное самолетовождение»:

  1. руководитель команды, в течение одного часа подает главному судье соревнований жалобу в письменной форме;
  2. после этого руководитель команды может ознакомиться с соответствующими регистрационными листами и исправить любую очевидную ошибку. Ознакомление может происходить в период 7:30 до 22:00 по местному времени;
  3. в случае, если жалоба отклонена, руководитель команды может подать официальный письменный протест главному судье соревнований;
  4. протест должен быть подписан руководителем команды и одним из членов экипажа и направлен жюри. Протест не принимается, если он подается по происшествии одного часа после отклонения жалобы.

1.7.4. Записи службы УВД в качестве доказательств на соревнованиях не используются.

1.7.5. Решение жюри является окончательным и обязательным.

1.7.6. Официальные результаты соревнований объявляются после утверждения жюри.


Правила самолетного спорта