Правила вида спорта «Самолетный спорт»
4. Авиагонки — формула-1
4.1. Характер соревнований
Соревнования проводятся в личном первенстве, в котором определяются личные результаты и места участников.
4.2. Условия допуска к соревнованиям
- В соревнованиях в спортивной дисциплине «Авиагонки — формула-1» могут участвовать спортсмены, прошедшие подготовку по программе «Авиагонки — формула-1», имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта.
- Дополнительные условия допуска к конкретным соревнованиям определяются Положениями о соревнованиях.
4.3. Организация соревнований
4.3.1. Общие правила
- Предмет спортивного соревнования заключается в скоростном пилотировании самолета по специально установленной воздушной трассе с правильным прохождением воздушных ворот за минимально возможное время на предельно малой высоте.
- Участники выполняют заданную летную программу по одному, совершая маневрирование и проходя через специально сконструированные воздушные ворота.
- В каждом этапе соревнований участник имеет две попытки на прохождение трассы, порядок прохождения воздушных ворот может изменяться на каждом этапе соревнований.
- Все участники поочередно проходят трассу, очередность определяется жеребьевкой.
- За ошибки, допущенные при пилотировании, на участников соревнования налагаются штрафы.
- Выигравшим гонку считается тот участник, который прошел трассу за меньшее время и при этом допустил меньше ошибок.
- Соревнования состоят из трех этапов:
- а) тренировка;
- б) квалификация;
- в) гонка.
4.3.2. Место проведения соревнований
- Все соревнования проводятся на аэродромах и площадках, пригодных для безопасного выполнения полетов по программе соревнований.
- Соревнования проходят на трассе длиной около 4 км, представляющей собой замкнутую петлю, имеющую четверо воздушных ворот и расположенную в пилотажном квадрате с размерами 1000×1000 м, схема трассы приведена в Приложении 10.
- Воздушные ворота представляют собой парные динамичные либо статичные 3D фигуры на основе надувных конструкций.
- Расстояние между фигурами, образующими воздушные ворота, составляет два размаха крыла типа самолета, участвующего в соревнованиях.
- Посередине воздушных ворот находится «Стрелка» (статичная 3D или плоскостная надувная либо каркасная конструкция), указывающая направление полета и номер воздушных ворот, примеры приведены в Приложении 11.
- Высота конструкции воздушных ворот должна быть не менее чем в три раза ниже высоты их прохождения в горизонтальном полете, для предотвращения возможности соприкосновения элементов самолета с конструкцией воздушных ворот.
- Расположение воздушных ворот на трассе определяется организаторами соревнований исходя из рельефа и планировки местности, наличия естественных и искусственных препятствий, места расположения зрителей и иных факторов.
4.4. Этапы соревнований
4.4.1. Тренировка
- Каждый из участников до начала соревнований совершает тренировочный полет, в ходе которого происходит его ознакомление с трассой. В тренировочном полете участник имеет две попытки на прохождение трассы.
- К выполнению тренировочного полета допускаются все участники по результатам мандатной комиссии и выполнения зачетных (в случае необходимости) полетов.
- За участником, выполняющим тренировочный полет, наблюдает заместитель главного судьи по безопасности, готовый немедленно дать команду участнику по радиосвязи, в том числе на прекращение полетного задания.
4.4.2. Квалификация
- К выполнению квалификационных полетов допускаются все участники, не допустившие грубых ошибок в тренировочных полетах.
- Под грубыми ошибками понимаются:
- а) экстремально-опасное пилотирование;
- б) уход с трассы и отсутствие на ней более 1 мин.
- Решение об отстранении участника от квалификационных полетов принимает жюри.
- Каждый из участников имеет две попытки на прохождение трассы (согласно схеме и порядку прохождения воздушных ворот).
- Лучшее время из двух попыток идет в зачет.
- По итогам квалификационных полетов 10 лучших участников, показавших минимальное время прохождения трассы, допускаются к гонкам.
- Участник выполняет квалификационные и соревновательные полеты на том же самолете, на котором он выполнял тренировочный (зачетный) полет, за исключением случаев отказов авиатехники.
- Если по технической причине пилот вынужден сменить самолет, ему разрешается выполнить один тренировочный полет и дополнительно не более
3-х фигур сложного либо высшего пилотажа (на выбор участника). - Правило не применимо, когда самолеты не закреплены за участниками на период проведения соревнований, а используются по принципу ротации.
4.4.3. Гонка
- Каждый из участников имеет две попытки прохождения трассы (согласно схеме и порядку прохождения воздушных ворот).
- Сумма времени каждой из попыток идет в зачет.
- По итогам гонки определяется победитель и призеры соревнований, показавшие минимальное время прохождение трассы.
4.5. Правила прохождения трассы
- Правила прохождения трассы обязаны соблюдать все участники во всех случаях.
- Начало прохождения трассы — с первых воздушных ворот. По пролету первых ворот засекается время. Эти же воздушные ворота и являются финишем.
- Выход на первые воздушные ворота осуществляется с высоты не менее 200 м из зоны ожидания, в которой участник находится до команды заместителя главного судьи по безопасности. Высота в зоне ожидания не менее 200 м, выполнение фигур сложного и высшего пилотажа в зоне ожидания запрещено.
- Прохождение воздушных ворот на трассе выполняется последовательно, с соблюдением установленной очередности и направления.
- Если участник пропустил очередные ворота, то он продолжает прохождение трассы со следующих по схеме и очередности воздушных ворот.
- Все воздушные ворота проходятся в горизонтальном полете, с углом тангажа не более ± 5°, с креном не более 5°.
- Высота прохождения воздушных ворот определяется Положением о соревнованиях.
- После прохождения воздушных ворот участник может выполнить маневр с набором высоты, в том числе с элементами сложного и высшего пилотажа. Способ выполнения маневра для захода на очередные ворота настоящими Правилами не регламентируется.
- Если самолет участника после прохождения первых воздушных ворот отсутствует на трассе более 1 минуты, то считается, что участник закончил выполнение летной программы.
- После прохождения самолета участника через финишные ворота отсекается время, которое и является временем прохождения трассы.
- Участник соревнования при выполнении полета может сверяться со схемой трассы. Схема трассы выдается участникам не менее чем за 24 часа до начала тренировочных полетов.
4.6. Оценка выступлений
4.6.1. Правила судейства
- Судьи независимо друг от друга оценивают качество прохождения ворот по балльной системе с точностью до 0,5 баллов.
- Оценка судей за качество прохождения трассы участника равна сумме баллов за каждые пройденные ворота и баллов за время прохождения трассы.
- Оценка судьи за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф из протокола штрафов главного судьи, который составляется по протоколам судей.
- Если судья на трассе оценивает прохождение конкретных воздушных ворот нулем (0.0), его оценка остается действительной для определения результатов.
- Если судья на трассе считает, что прохождение воздушных ворот не соответствует заданным параметрам, которые не могут быть подтверждены как факт, прохождение воздушных ворот оценивается «нулем по восприятию» (PZ). Судья на трассе должен обозначить причину, по которой он поставил эту оценку.
- Если судья ставит «твердый» ноль за прохождение воздушных ворот (HZ), то:
- а) он обязан отметить в судейской записке причину, за которую поставлена оценка;
- б) в случае подтверждения факта главным судьей (с просмотром видеозаписи в случае необходимости) все другие оценки, данные судьями на трассе за прохождение этих воздушных ворот исправляются на 0 (СHZ);
- в) в случае неподтверждения факта, оценка 0 (HZ), данная судьей на трассе неправильно, исправляется на среднее арифметическое значение оценок других судей.
- Видеоконтроль применяется только для определения «твердых» нулей в следующих случаях:
- а) определение выхода элементов конструкции самолета за границу воздушных ворот;
- б) прохождение воздушных ворот ниже минимально безопасной высоты, регламентированной Положением о соревнованиях;
- в) прохождение воздушных ворот не по осевой линии «Стрелки».
- Если судья на трассе по какой-то причине не видел или не может оценить прохождение участником очередных воздушных ворот, он ставит оценку «А» и эта оценка исправляется на среднее значение.
- Нарушение нижнего предела высоты, регламентированного Положением о соревнованиях, фиксируются решением большинства судей.
- Решение о временной дисквалификации участника принимается жюри.
4.6.2. Оценки за прохождение ворот и время прохождения всей трассы
4.6.2.1. При оценке выполнения прохождения участниками воздушных ворот, судьи на трассе должны руководствоваться следующими критериями:
- а) прохождение самолетом воздушных ворот на заданной высоте, регламентированной Положением о соревнованиях;
- б) точность прохождения воздушных ворот по осевой линии «Стрелки»;
- в) точность прохождения створа воздушных ворот по габаритам самолета, по тангажу и крену.
4.6.2.2. Качество прохождения каждых воздушных ворот определяется оценочными критериями, указанными в таблице 27.
Таблица № 27. Оценочные критерии
Критерий | Количество баллов |
---|---|
Прохождение воздушных ворот: | |
По их верхней границе | 1 |
Выше их верхней границы | 0,5 |
Ниже минимально безопасной высоты | 0 |
Точность прохождения воздушных ворот по осевой линии: | |
Ошибка до 5° | 1 |
Ошибка до 10° | 0,5 |
Ошибка более 10° | 0 |
Точность прохождения створа воздушных ворот по габаритам самолета: | |
«Чистое» прохождение | 1 |
Элемент крыла самолета за границей ворот | 0,5 |
Фюзеляж самолета за границей ворот | 0 |
Точность прохождения самолетом створа воздушных ворот по тангажу: | |
Ошибка от 5° до 10° | 0,5 |
Ошибка более 10° | 0 |
Точность прохождения самолетом створа воздушных ворот по крену: | |
Ошибка от 5° до 10° | 0,5 |
Ошибка более 10° | 0 |
4.6.2.3. Время прохождения трассы засекается при прохождении первых воздушных ворот, время финиша фиксируется при прохождении финишных воздушных ворот.
4.6.2.4. По времени прохождения трассы начисляются баллы, указанные в таблице 28.
Таблица № 28. Баллы за время прохождения трассы
Место | Количество баллов |
---|---|
Первое | 6 |
Второе | 5 |
Третье | 4 |
Четвертое | 3 |
Пятое | 2 |
Шестое | 1 |
Седьмое и последующие | 0 |
4.6.2.5. Хронометраж производится тремя судьями, за время выполнения программы принимается среднее арифметическое значение показаний трех хронометров.
4.6.3. Штрафы
4.6.3.1. Спортсмен получает штрафные баллы если он:
- а) допустил экстремально-опасное пилотирование;
- б) за выполнение фигур сложного либо высшего пилотажа в зоне ожидания;
- в) допустил прохождение воздушных ворот не по очередности, заявленной на этапе;
- г) после начала гонки самолет участника отсутствует на трассе более 1 минуты.
4.6.3.2. Величина штрафных баллов указана в таблице 29.
Таблица № 29. Штрафные баллы
Причина начисления штрафа | Количество штрафных баллов |
---|---|
Экстремально-опасное пилотирование | Временная дисквалификация на период проходящего соревнования |
Выполнение фигур сложного либо высшего пилотажа в зоне ожидания | Временная дисквалификация на период проходящего соревнования |
Прохождение воздушных ворот не по очередности, заявленной на этапе | 6 |
Отсутствие на трассе более 1 минуты | 6 |
4.7. Принципы определения победителя
- Соревнования считаются разыгранными, если в третьем этапе (гонка) каждый участник выполнил хотя бы один полет.
- Победителем считается спортсмен, набравший максимальное количество баллов по итогам третьего этапа (гонки).
- Если сумма баллов после третьего этапа будет равна у двух или нескольких участников, то проводится четвертый определяющий этап для определения победителя.
- Четвертый этап проводится по правилам и условиям третьего этапа.
- Чемпионат России проводится в раздельных первенствах при условии участия не менее
3-х спортсменов одного пола. - На соревнованиях всех остальных статусов соревнования среди женщин проводятся по усмотрению организатора соревнований.