Правила вида спорта «Планерный спорт» от «27» декабря 2010 г. № 1421
2. Спортивные дисциплины и классы планеров
Спортивные дисциплины в планерном спорте соответствуют классам планеров, на которых проводятся спортивные соревнования по планерному спорту, а также типам назначаемых упражнений и способам подведения итогов. Каждый из классов планеров имеет свои признаки, выражающиеся в технических ограничениях, налагаемых на планер. Основными критериями, разделяющим планера на классы, является размах крыла планера и его способность к выполнению пилотажа. Размахом крыла называется максимальное расстояние между двумя концами крыльев планера, зафиксированными в разгруженном положении. Способность к пилотажу выражается, в основном, в допустимых перегрузках и скоростных ограничениях.
Планерные спортивные соревнования проводятся в следующих спортивных дисциплинах:
- класс — открытый;
- класс —
20-метровый; - класс —
18-метровый; - класс —
15-метровый; - класс — стандартный;
- класс — клубный;
- класс — мировой;
- класс пилотажный — неизвестная программа;
- класс пилотажный — обязательная программа;
- класс пилотажный — произвольная программа;
- класс пилотажный — командные соревнования;
- класс пилотажный — многоборье.
Спортивные соревнования среди женщин проводятся в
Спортивные соревнования среди юниоров проводятся в стандартном и клубном классах.
Планеры, используемые в планерном спорте, делятся на 2 группы: планеры-парители и пилотажные планеры.
2.1. Определение классов планеров и спортивных дисциплин
2.1.1. Планеры-парители и спортивные дисциплины, в которых они используются
Характерная особенность планеров-парителей — это приспособленность для выполнения длительных маршрутных парящих полётов с использованием восходящих потоков воздуха в атмосфере. Классы планеров-парителей, принятые ФАИ, следующие: открытый,
Спортивные соревнования на планерах-парителях проводятся на скорость и дальность по маршруту в парящем полёте в следующих спортивных дисциплинах: класс — открытый, класс —
Для указанных спортивных дисциплин одноимённые понятия «в спортивной дисциплине» и «в классе планеров» идентичны. Спортивные соревнования в этих спортивных дисциплинах ничем не отличаются, кроме классов планеров. Если указано, например, что спортивное соревнование проводится на планерах
Moтопланерам разрешаться участвовать в спортивных соревнованиях в их соответствующих классах, если они имеют полностью функционирующие регистраторы работы двигателя.
2.1.2. Пилотажные планеры и спортивные дисциплины, в которых они используются
Характерная особенность пилотажных планеров — это техническая пригодность для безопасного выполнения прямого и обратного сложного пилотажа, с вертикальными фигурами, с характерными для этого скоростями и перегрузками. Конкретные технические требования к планерам пилотажного класса регулярно пересматриваются техническими комиссиями ФАИ и доводятся до спортивных федераций в виде Бюллетеней.
Спортивные дисциплины, в которых участвуют пилотажные планеры, следующие: класс пилотажный — неизвестная программа, класс пилотажный — обязательная программа, класс пилотажный — произвольная программа, класс пилотажный — командные соревнования, класс пилотажный — многоборье. Для первых трёх из указанных дисциплин понятия «полёт по программе» и «полёт в спортивной дисциплине» имеет один и тот же смысл.
2.1.3. Определение классов планеров-парителей
2.1.3.1. Открытый Класс
Ограничения: Никаких специальных ограничений, за исключением ограничения максимальной взлётной массы 850 кг.
2.1.3.2.
Ограничения: максимальный размах 20м и максимальная взлётная масса 750 кг. Планер данного класса должен быть двухместным по конструкции и использоваться на спортивных соревнованиях в составе экипажа из двух человек.
2.1.3.3.
Ограничения: максимальный размах 18м и максимальный взлётная масса не более 600 кг.
2.1.3.4.
Ограничения: максимальный размах 15м и максимальный взлётная масса не более 525 кг.
2.1.3.5. Стандартный Класс
Ограничения:
- Крыло. Размах крыла не должен превысить 15м. Любой метод изменения профиля крыла, кроме нормального использования элеронов, запрещен. Увеличивающие подъёмную силу устройства (закрылки, зависающие элероны и т.п.) запрещены, даже если они не пригодны к использованию.
- Воздушные тормоза. Планер должен быть оснащен воздушными тормозами, которые не могут использоваться для увеличения подъёмной силы. Тормозные парашюты запрещены.
- Шасси. Шасси могут быть неубирающиеся или убирающиеся. Колесо основного шасси должно быть, не меньше, 300 мм в диаметре и 100 мм по ширине.
- Водяной балласт. Водяной балласт, который может быть слит в полете, разрешается.
- Максимальная взлётная масса. Максимальная взлётная масса должна быть не более 525 кг.
2.1.3.6. Мировой Класс
Монотипный класс, представленный планером PW-5. Никакие модификации не разрешаются, кроме распространённых в письменной форме уведомлений ФАИ от имени IGC.
Ограничения:
- Любые изменения обтекания планера воздушным потоком. Любое изменение, воздействующее на поток воздуха вокруг планера, запрещено. Это включает, но не ограничивается, использованием устройств турбулизации потока и специальной обработки поверхности. Единственные исключения составляют: шнурок скольжения (нить) для определения скольжения планера, приёмник полного давления и изоляционная лента, закрывающая промежутки между крыльями, фюзеляжем и стабилизатором. Закрывание щелей между поверхностями управления и консолями крыла, вертикального и горизонтального оперений не разрешается.
- Электрические устройства. Использование электрических и электронных устройств разрешается, включая приборы и навигационные устройства.
- Балласт. Балласт, который может быть в полете удалён (слит за борт), запрещен. На спортивных соревнованиях в Мировом Классе допустимая взлётная масса планера должна быть определена Директором спортивного соревнования, как диапазон между самой максимальной массой брутто и самой низкой взлётной массой, достигнутой самым тяжелым участником. Чтобы иметь указанную массу, каждый планер должен иметь установленную систему балласта, одобренную IGC, которая может включать балласт, размещённый в хвостовой части планера.
- Управление положением центра тяжести. Любое устройство, способное изменить центр тяжести планера в течение полета, запрещено.
- Масса планера. Максимальная взлётная масса планера не должна превышать 300 кг.
2.1.3.7. Клубный класс
Ограничением на участие планера в спортивном соревновании клубного класса являются пределы диапазона коэффициента гандикапа планера, согласованные для спортивного соревнования. Величины коэффициентов гандикапа для различных типов планеров содержатся в Таблице «Коэффициенты гандикапа планеров», являющейся частью действующей ЕВСК, раздел «Планерный спорт». Для Всероссийских и межрегиональных спортивных соревнований пределы диапазона гандикапа в клубном классе определяются ФПлС и утверждаются вместе с ежегодным Положением о соревнованиях по планерному спорту. Для остальных спортивных соревнований пределы диапазона гандикапа определяются организациями ФПлС субъектов Российской Федерации, на территории которых данные спортивные соревнования проводятся.
Ограничения:
- Балласт. Использование Водяного балласта не разрешается.
- Подсчёт очков. При подсчёте результатов розыгрыша спортивного соревнования в Клубном Классе используется гандикап.
2.2. Определение спортивных дисциплин, в которых используются пилотажные планеры
2.2.1. Класс пилотажный — неизвестная программа
Неизвестная программа характеризуется тем, что содержание полёта становится известным спортсмену только на спортивном соревновании, и он не имеет возможностей для тренировок по данной программе. Упражнение выполняется во всем диапазоне каталога фигур высшего пилотажа принятых на CIVA для неизвестных программ.
2.2.2. Класс пилотажный — обязательная программа
Выполняется во всем диапазоне каталога фигур высшего пилотажа принятых на CIVA для обязательных программ.
2.2.3. Класс пилотажный — произвольная программа
Выполняется во всем диапазоне каталога фигур высшего пилотажа, принятых на CIVA для произвольных программ.
2.2.4. Класс пилотажный — командные соревнования
Результатом спортивного соревнования в командном зачёте в дисциплине «класс пилотажный — командные соревнования» является расстановка команд-участников по наибольшей сумме очков, набранных тремя пилотами команды по всем дисциплинам: «класс пилотажный — обязательная программа», «класс пилотажный — неизвестная программа» и «класс пилотажный — произвольная программа». Данный результат принадлежит команде для определения командного результата, а каждый из трёх пилотов может использовать этот результат для представления на спортивные разряды и звания и для включения в соответствующие сборные команды.
2.2.5. Класс пилотажный — многоборье
Результатом спортивного соревнования в личном зачёте в дисциплине «класс пилотажный — многоборье» является расстановка спортсменов по сумме очков, полученных ими в спортивных дисциплинах: «класс пилотажный — обязательная программа», «класс пилотажный — неизвестная программа» и «класс пилотажный — произвольная программа».