Правила вида спорта «Планерный спорт» от «27» декабря 2010 г. № 1421
3. Спортивные соревнования
3.1. Спортивные дисциплины, классы и упражнения в спортивных соревнованиях
3.1.1. Дисциплины в спортивных соревнованиях
Число дисциплин, в которых проводятся конкретные спортивные соревнования, определяется Положением данного спортивного соревнования. Во всех дисциплинах спортивного соревнования определяются расстановка мест и Чемпионы.
В одном спортивном соревновании по планерному спорту на планерах-парителях спортсмен участвует только в одной дисциплине на одном планере соответствующего этой дисциплине класса в течение всех лётных дней спортивного соревнования, а итоговым результатом спортсмена в данной дисциплине является его место по сумме очков, полученных им за каждый из зачётных дней (упражнений) спортивного соревнования. В соответствии с Положением данного спортивного соревнования также может производиться расстановка команд в командном зачёте по сумме очков, полученными членами команд.
В спортивном соревновании на пилотажных планерах спортсмен участвует в полётах во всех дисциплинах в соответствии с Положением данных спортивных соревнований. В нём указывается, сколько полётов спортсмен выполняет в каждой из дисциплин. Полёты оцениваются в очках, и их сумма определяет место спортсмена в дисциплине, в каждой из которых определяется расстановка спортсменов по местам и Чемпион. Итоговыми результатами спортивного соревнования для участников являются также: результат по многоборью для спортсмена и командные места.
3.1.2. Упражнение в спортивном соревновании
Упражнением в спортивном соревновании является полетное задание (Задача), рассчитанное на выполнение в течение летного дня. Для выполнения упражнения всем участникам спортивного соревнования предоставляются одинаковые исходные условия.
Для планеров-парителей каждое упражнение представляет собой скоростной парящий полет по назначенному судьями маршруту, в котором фиксируется технический результат спортсмена: время, затраченное на его выполнение, и/или пройденное расстояние. Участникам по их техническим результатам рассчитываются и начисляются очки за упражнение.
Для пилотажных планеров в каждой из дисциплин назначается фиксированное число упражнений, а в каждом упражнении пилот выполняет только один полёт, который оценивается судьями в виде очков. Расчёт итогового результата ведётся как в дисциплине, так и в многоборье, т.е. по сумме очков в дисциплинах.
3.1.3. Предмет упражнения
Планеры в определённом порядке в соответствии с правилами спортивных соревнований: проходят предполётный контроль, выстраиваются на лётном поле, поднимаются в воздух за буксировщиком до известной высоты.
При полётах на планерах-парителях во всех дисциплинах для каждого упражнения определяются единые в данном классе планеров: способ старта и финиша, параметры назначенного судьями маршрута и ограничения в полёте. Пилот имеет право максимум на три официальных взлёта в упражнении. Всем планеристам в классе судьи сообщают о времени открытия старта. Спортсмен-планерист после открытия старта может приступить к прохождению в пространстве маршрута от старта до финиша, для выполнения чего ему обязательно нужно воспользоваться восходящими потоками воздуха в атмосфере. Спортсмен управляет планером, движется к очередной цели маршрута, подбирает оптимальные, по его мнению, режимы полёта в областях с восходящими и нисходящими потоками воздуха, как правило, невидимыми и неизвестной величины, так, чтобы достичь максимальной средней скорости на маршруте от старта до финиша и/или пройденной дистанции. При наиболее часто встречающейся ситуации, когда восходящие потоки сосредоточены в узких вертикальных областях атмосферы, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии, основной способ прохождения маршрута состоит в попеременном использовании спортсменом прямолинейного планирования между восходящими потоками с потерей высоты и восстановлении высоты в спирали в восходящих потоках. Достигнутая средняя скорость и/или пройденное расстояние характеризуют мастерство пилота, продемонстрированное им в данном упражнении и оцениваемое в очках в соответствии с данными Правилами.
Полеты на пилотажных планерах в каждой из дисциплин на выполнение фигур высшего пилотажа производятся над аэродромом в квадрате 1000 метров х 1000 метров (Приложение № 1), обозначенным на земле хорошо видимыми маркерами белого цвета (полотнищами). Спортсмен выполняет полёт с фигурами высшего пилотажа в соответствии со спортивной дисциплиной, а судейская коллегия оценивает полёт в очках по правилам спортивных соревнований. Пилот имеет право на один официальный взлёт по упражнению в дисциплине. Категория с ограничениями выполняется во всех спортивных дисциплинах на пилотажных планерах без фигур обратного пилотажа.
3.1.4. Зачет итоговых результатов в дисциплине
Результаты выполнения задания (упражнения) каждого участника соотносятся с результатами других участников и подвергаются статистической обработке по формулам, установленным для данного спортивного соревнования.
Зачетом является определение места, занятого участником, по сумме цифровых показателей, выведенной в итоговой таблице результатов после завершения розыгрыша всех упражнений.
Кроме общего зачета — определения места в составе всех участников класса, допустим параллельный зачет, т. е. распределение мест внутри группы меньшего состава, объединенной по какому-либо признаку (например, пилоты — только женщины, пилоты — только граждане одной страны и т.д.).
Определение мест в параллельном зачете осуществляется выборкой результатов из общей итоговой таблицы.
3.2. Продолжительность спортивного соревнования
Полный период Спортивного соревнования не должен превышать 16 дней, включая два дня на Открытие и Церемонию Закрытия и, по крайней мере, один нелётный день отдыха.
Перед Спортивными соревнованиями должен быть назначен официальный период тренировок продолжительностью семь дней, предшествующих открытию Спортивных соревнований. Возможность участия в тренировках должна быть обеспечена всем участникам. Организаторы могут объявлять дополнительные дни отдыха по заявленным причинам, например — усталости спортсменов.
3.3. Выбор упражнения
Организаторы могут устанавливать одно из следующих типов упражнений (Задач) каждый день спортивного соревнования.
Для планеров-парителей в каждой из дисциплин типы задач при розыгрыше упражнений следующие:
- Полёты по заданному маршруту;
- Полёты по заданному маршруту через Назначенные Области.
Ни одно из них не должно использоваться больше чем в 67 % лётных дней Спортивных соревнований.
Для пилотажных планеров в каждой из дисциплин типы задач при розыгрыше упражнений следующие:
- Полет на выполнение программы Q (известной) обязательной.
- Полет на выполнение неизвестной (темной) программы
- Полет на выполнение неизвестной произвольной программы
- Полет на выполнение произвольной программы
- Полет на выполнение фристайла.
3.4. Определение упражнений для планеров-парителей
3.4.1. Полёты по заданному маршруту
Участник должен выполнить полёт через два или более Поворотных Пункта, назначенных Организаторами, и финишировать за самое короткое время. Постановка задачи состоит в назначении Старта, Поворотных пунктов и Финиша.
Пояснение:
Финишировавшие участники получают «дистанционные очки» (одинаковые для всех финишировавших) и «скоростные очки». Не финишировавшие участники получают только «дистанционные очки» (очки за пройденное расстояние рассчитываются относительно максимального расстояния, пройденного в данный день).
Объяснение задаваемых упражнений:
- Организаторы должны назначить Старт, два или более Поворотных пункта в определённой последовательности и Финиш.
- Участник должен выполнить задачу: стартовать, пройти через эти поворотные пункты, в последовательности, обозначенной Организаторами, и финишировать.
- Длина Маршрута — это расстояние от точки старта до финиша через все назначенные поворотные пункты, исключая радиус Стартового Кольца (если такой тип старта используется) и исключая радиус Финишного Кольца (если такой тип финиша используется).
- Количество очков, начисляемых каждому участнику рассчитываются исходя из Зачетной Дистанции и Зачётного Времени, определяемых следующим образом:
- Для прошедшего маршрут (выполнившего Задачу) Зачётная Дистанция участника равна Длине Маршрута
- Если участник совершил посадку на площадку на последнем отрезке маршрута, то Зачетная Дистанция участника равна расстоянию от Точки Старта через все Поворотные Пункты (исключая радиус Стартового Кольца, если такой тип старта применяется) до Точки Финиша за вычетом расстояния от точки финиша до места посадки участника на площадку (но не более длины последнего отрезка маршрута).
- Если участник совершил посадку на площадку на другом отрезке маршрута, то Зачетная Дистанция участника равна расстоянию от Точки Старта через все Поворотные Пункты (исключая радиус Стартового Кольца, если такой тип старта применяется) до последнего пройденного участником Поворотного Пункта плюс дистанция на не пройденном отрезке маршрута. Дистанция на не пройденном отрезке маршрута равна расстоянию от последнего пройденного Поворотного Пункта до следующего Поворотного Пункта за вычетом удаления места посадки на площадку до этого Поворотного Пункта. Если дистанция на не пройденном участке маршрута получается меньше нуля, то она принимается равной нулю.
- Для финишировавших участников Зачетное Время — это время между последним Засчитанным Стартом и Временем Финиша. Для не финишировавших Зачётное Время не определяется.
- Для финишировавших участников Зачетная Скорость определяется, как отношение Зачётной Дистанции к Зачётному Времени. Для не финишировавших Зачётная Скорость равна нулю.
3.4.2. Полёты по заданному маршруту через Назначенные Области
Участник должен выполнить полёт через две или более Назначенные области, указанные Организаторами и финишировать, показав наибольшую скорость. Постановка задачи состоит в назначении Старта, Назначенных областей, Финиша и Минимального Времени Задачи.
Пояснение:
Финишировавшие участники получают «дистанционные очки» (одинаковые для всех финишировавших) и «скоростные очки». Скоростные очки рассчитываются в зависимости от пройденной дистанции времени прохождения маршрута (от старта до финиша). Если время прохождения маршрута меньше Минимального Времени Задачи, то время прохождения маршрута участником увеличивается до Минимально Времени Задачи времени.
Не финишировавшие участники получают только «дистанционные очки» (очки за пройденное расстояние рассчитываются относительно максимального расстояния, пройденного в данный день).
Объяснение задаваемых упражнений:
- Организаторы должны задать Старт, Назначенные Области в определённой последовательности, Финиш и Минимальное Время Задачи.
Примечание: Участникам также должна быть предоставлена следующая информация: Длина маршрута через центры Назначенных Областей, минимальная и максимальная длина маршрута.
Назначенные Области должны быть достаточно большие, чтобы предоставить пилотам возможность регулировать длину их маршрута, чтобы избежать завершения полёта до окончания минимального времени Задачи, если их скорость выше ожидаемой. - Участник должен выполнить задачу: стартовать, пройти через эти Назначенные Области, в последовательности, обозначенной Организаторами, и финишировать.
- Для каждой Назначенной Области на траектории движения планера устанавливается единственная точка (Точка Отметки), которая принимается, как конец предыдущего отрезка маршрута и начало следующего. При расчёте расстояний, пройденных участником, Точки Отметки необходимо устанавливать таким образом, чтобы расчет показал максимально возможную дистанцию.
- Количество очков, начисляемых каждому участнику рассчитываются исходя из Зачетной Дистанции и Зачётного Времени, определяемых следующим образом:
- Для прошедшего маршрут (выполнившего Задачу) Зачётная Дистанция участника равна это дистанция от Точки Старта до Точки Финиша через все Точки Отметки, исключая радиус Стартового Кольца (если такой тип старта используется) и исключая радиус Финишного Кольца (если такой тип финиша используется).
- Если участник совершил посадку на площадку на последнем отрезке маршрута, то Зачетная Дистанция участника равна расстоянию от Точки Старта через все Точки Отметки (исключая радиус Стартового Кольца, если такой тип старта применяется) до Точки Финиша за вычетом расстояния от точки финиша до места посадки участника на площадку (но не более расстояния от последней Точки Отметки до Точки Финиша).
- Если участник совершил посадку на площадку на другом отрезке маршрута, то Зачетная Дистанция участника равна расстоянию от точки старта через все Точки Отметки (исключая радиус Стартового Кольца, если такой тип старта применяется) до точки следующей Назначенной Области, ближайшей к месту посадки на площадку за вычетом дистанции от места посадки на площадку до этой ближайшей точки. Если вычитаемая дистанция меньше нуля, то она принимается равной нулю. удалении от иеста посадки на площадку
- Для финишировавших участников Зачетное Время — это время между последним Засчитанным Стартом и Временем Финиша или Минимальное Время Задачи (что из них больше). Для не финишировавших Зачётное Время не определяется.
- Для финишировавших участников Зачетная Скорость определяется, как отношение Зачётной Дистанции к Зачётному Времени. Для не финишировавших Зачётная Скорость равна нулю.
3.5. Определение упражнений для пилотажных планеров
Классификация, обозначение и коэффициенты сложности фигур пилотажа указаны в Системе Арести, принятой к использованию Международной комиссией по высшему пилотажу (CIVA), входящей в ФАИ.
Фигуры пилотажа в комплексах выполняются последовательно с соблюдением установленной очередности и направления фигур.
Начало комплексов категории без ограничений и категории с ограничениями, могут быть в прямом и перевернутом полете.
После прерывания полёта по вертикальной оси (Y) пилот должен возобновить полет в том же направлении.
Обязательные комплексы утверждаются CIVA ежегодно.
Список фигур для составления неизвестных комплексов утверждаются CIVA ежегодно.
Формы А, В, С произвольных комплексов должны быть представлены участником организатору соревнований для проверки не менее, чем за 48 часов до начала упражнения.
В форме «А» показаны все символы, каталоговые номера и коэффициенты.
В форме «В» показан весь комплекс, который выполняется, если ветер дует справа.
В форме «С» показан весь комплекс, который выполняется, если ветер дует слева.
В формах «В» и «С» должен быть указан символ направления ветра.
В обязанность официальных лиц соревнований входит проверка задания каждого участника на соответствие Положению о соревнованиях. В качестве основного критерия берется каталоговый номер по Системе Арести.
Окончательная ответственность за правильность составления форм лежит на спортсмене-летчике.
При составлении комплекса и заполнении форм необходимо придерживаться следующих правил:
- Характер и графический рисунок базовых фигур не должен меняться при соединении с ними других фигур;
- Направление вращений не указывается, но:
- верхушки вращений, выполняемых слитно в одном направлении (связанные вращения), должны быть связаны небольшой линией.
- если вращения выполняются в противоположных направлениях, верхушки символов должны изображаться в различных направлениях.
- несвязанные вращения, выполняемые в одном направлении, должны быть различных типов.
- Приняты три типа вращений:
- элеронные вращения (управляемые и фиксированные);
- штопорные вращения (положительные и отрицательные);
- штопора (прямые и обратные).
3.5.1. Полет на выполнение неизвестной программы
Из предложенных на брифинге представителями команд фигур жюри спортивных соревнований составляет, и, при отсутствии замечаний, утверждает неизвестную (темную) программу, которая объявляется всем участникам минимум за 12ч. до начала полетов по этой программе. Тренировки по этой программе не допускаются. Программа выполняется с высоты 1200м до высоты 200м.
Фигуры для составления всех неизвестных комплексов в каждой группе представляются участниками на брифинге, проводимом как можно ранее после завершения тренировочных полетов в этой группе. Право и очередность представления фигур для составления неизвестных комплексов определяется жеребьевкой среди всех участников соревнований в данной группе.
Повторение каталоговых номеров представленных участниками соревнований фигур в одном комплексе и повторение фигуры целиком в последующей программе не разрешается. Каталоговые номера фигур для связок могут повторяться.
В случае, если в группе менее 10 спортсменов, жюри соревнований добавляет недостающие до 10 фигуры для составления неизвестного комплекса. Фигуры должны соответствовать средней представленной спортсменами сложности и представлять семьи, не представленные спортсменами. Повторение каталоговых номеров не допускается.
При составлении неизвестного комплекса характер и графический рисунок представленных фигур не должен меняться.
Тренировка фигур или элементов фигур неизвестных комплексов после их опубликования не разрешается. Частичное выполнение неизвестного комплекса в случае правомочного прерывания полета по метеоусловиям или из-за технической неполадки не считается тренировкой.
3.5.1.1. Обязательный неизвестный комплекс.
Начало соревновательных полетов по данному упражнению должно быть не ранее, чем через 12 часов после утверждения комплекса жюри.
Из представленных участниками фигур жюри составляет вариант неизвестного комплекса, добавляя не более
Каждый спортсмен в течение 2 часов после объявления выбранных фигур может представить в жюри вариант неизвестного комплекса. по тем же принципам, и предъявляет организаторам формы А, В, С на проверку.
Все проверки и исправления форм А, В, С должны быть закончены за 12 часов до планируемого срока начала розыгрыша этой программы. К этому сроку спортсмен должен сообщить организатору, какой вариант комплекса (общий или индивидуальный) он будет выполнять. Спортсмен, не уведомивший Организатора, летает версию комплекса от жюри.
Организатор должен обеспечить, чтобы при выполнении полетов по неизвестным программам пилоты имели достаточное для подготовки время. Все пилоты должны иметь не менее 6 часов между выполнением полетов по двум программам.
Начало и окончание программ, а также прерывания в пилотаже, должны быть обозначены тремя явно видимыми покачиваниями крыльями (отмашками).
Отмашки выполняются одна за другой с креном не менее 45° в прямом или перевернутом полете (в соответствии с фигурой, следующей или предшествующей отмашке) в горизонте, или на снижении.
Фигуры неизвестных комплексов 1 и 2 выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов, принятые ФАИ.
На выбор фигур для составления неизвестного комплекса накладываются следующие: Комплексы составляются из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 2 фигур для связки.
3.5.2. Полет на выполнение обязательной программы
Из предложенных представителями команд, на заседании CIVA минимум за полгода, отбирается и утверждается программа Q — квалификационная обязательная известная программа, отдельно для участников в категории с ограничениями и для участников в категории без ограничений. Программа обязательна для выполнения на всех категориях спортивных соревнований в данной спортивной дисциплине. Программа выполняется с высоты 1200м до высоты 200м. Участник допускается к дальнейшим упражнениям (полетам), если он набрал 60% очков от максимально возможных. При этом процент может быть снижен по решению жюри.
Формирование обязательного неизвестного комплекса (программ № 2,4,5).
Комплекс составляется из 8 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 2 фигур для связки. Комплекс не может начинаться с фигуры для связки.
К выполнению программ 2,4,5, допускаются пилоты, получившие не менее 60% от максимально возможного количества очков, по крайней мере, в одной из предыдущих программ.
Жюри имеет право произвести сокращение 25% оставшегося числа участников для Программы 5.
Фигуры для упражнений выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов ФАИ.
На выбор фигур для составления неизвестных комплексов накладываются следующие ограничения:
- Максимум 6 штопорных вращений, 4 из которых могут быть одного типа
- Не должно быть более одного штопорного вращения на фигуре.
- Штопорные вращения не разрешены: на входных горизонтальных линиях фигур, выходных горизонтальных линиях фигур, на нижних линиях фигур, на нисходящих вертикальных линиях фигур после фиксированного вращения на петле, на восходящих вертикальных линиях фигур, на вершинах фигур после вертикального вращения, превышающего 360 градусов или 3 остановки.
- Несвязанные и противоположные вращения разрешаются на горизонтальных стабилизированных линиях (не являющихся частями петель).
- Коэффициент сложности фигуры, представленной участниками, должен быть не более 35. Если участник предлагает три и более фигуры то суммарный коэффициент сложности не должен превышать 75.
- Повторение каталогового номера не допускается.
3.5.3. Полет на выполнение произвольной программы
Из перечня фигур для произвольных программ, утвержденного ФАИ, спортсмен составляет программу и отрабатывает ее. Программа ограничена по количеству фигур и коэффициенту сложности. До начала спортивных соревнований спортсмен передает необходимые копии своей программы жюри для ознакомления, контроля и утверждения. Программа выполняется с высоты 1200м до высоты 200м.
Формирование произвольного комплекса (Программы № 3). Он должен быть составлен не более чем из 12 фигур, взятых из Каталога, с суммарным коэффициентом не более 320.
Все фигуры и комбинации фигур должны иметь каталоговый номер. Повторение каталогового номера не допускается.
Хотя бы одна фигура должна содержать противоположные вращения.
3.5.4. Полет на выполнение неизвестной (тёмной) произвольной программы
Из предложенных представителями команд фигур, спортсмен составляет программу и летает её только на спортивных соревнованиях, перед судьями. Программа выполняется с высоты 1200м до высоты 200м.
Фигуры для составления темных программ берутся из перечня фигур для темных программ, утвержденного ФАИ. На спортивных соревнованиях количество выполняемых спортсменом темных программ оговаривается Положением о спортивных соревнованиях и зависит от ранга спортивных соревнований.
3.5.5. Фристайл.
Полёт выполняется пилотом под музыку. Разрешено применение дымовой системы. Программа выполняется с высоты 1200м до высоты 100м. Программа фристайл на пилотажных планерах выполняется только на Всемирных Воздушных Играх. Система Арести не используется, формы заданий для судей не заполняются.
В упражнении принимают участие лучшие 10 участников по сумме розыгрыша программ в общем зачете (без различия пола).
3.6. Условия проведения соревнований на пилотажных планерах.
Все соревнования проводятся на аэродромах, пригодных для безопасного выполнения полетов по программе соревнований, оборудованных радиосвязью, зоной пилотажа, судейскими позициями.
Для осмотра планера в случае технической неисправности выделяется техническая зона, доступ в которую разрешен только технической комиссии и жюри.
При выполнении полетов по финальной программе «фристайл» может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка транслируется на судейские позиции, в кабину планера и для публики.
Зона пилотажа представляет собой квадрат 1000м х1000м, центральной точкой которого является пересечение осей. Каждая ось размечается полотнищами размером 2м х 9 м. Концы осей и четыре угла квадрата должны быть четко обозначены. Направление главной оси пилотажа обозначается двумя стрелами. Полотнища должны хорошо просматриваться с рабочих высот. Цвет полотнищ должен быть четко контрастным по отношению к другим отметкам на аэродроме (которые желательно убрать) и по отношению к земле. Схема разбивки квадрата указана в Приложении № 1.
Организатор соревнований обязан обеспечить видеосъемку всех полетов участников с линии судейских позиций или линии, противоположной им, и просмотр видеозаписи по запросу судей и решению главного судьи.
Полеты могут начинаться через 30 минут после восхода Солнца и должны заканчиваться не позднее 30 минут до захода Солнца.
Очередность выполнения полетов по каждой программе чемпионата определяется компьютерной жеребьевкой, проводимой главным секретарем соревнований и членом жюри. После каждой жеребьевки первый выступающий летчик должен иметь один час между жеребьевкой и взлетом.
3.6.1. Зачетные и тренировочные полеты на пилотажных планерах
Участники соревнований имеют право выполнить перед началом соревнований один тренировочный полет над квадратом.
Выполнение пилотажа в зоне ожидания запрещается.
За участником, выполняющим тренировочный полет, обязан наблюдать находящийся на тренерской радиостанции и готовый в любой момент дать необходимую команду тренер соответствующей команды (спортсмен, допущенный к работе на тренерской радиостанции) совместно с помощником главного судьи по безопасности.
- нарушение летных ограничений планера;
- нарушение высоты дисквалификации при пилотировании;
- непреднамеренный вывод планера на срывные режимы;
- потерю пространственной ориентировки.
По решению организатора соревнований всем участникам может быть предоставлен тренировочный полет.
Участник выполняет все соревновательные полеты на том планере, на котором он выполнял тренировочный (зачетный) полет, исключая случаи отказов авиатехники.
Если по технической причине пилот вынужден сменить планер, ему/ей разрешается в продолжить соревнования на другом, при оформлении соответствующих документов.
3.6.2. Метеоусловия
Метеоусловия должны соответствовать следующим минимумам:
- для тренировочных полетов Н-1250 — 800м.. видимость — 5км;
- для программ К, 1, 2, 3, 4, 5 без прерывания Н — 1250м. видимость — 5км;
- для программ К, 1, 2, 3, 4, 5 с прерываниями Н — 850м. видимость — 5км.
Решение о направлении пилотажа будет приниматься с учетом преобладающего направления фактического ветра. В начале каждого дня и каждой программы полеты будут начинаться против наиболее преобладающего ветра.
Максимально допустимая попутная составляющая ветра на земле и на высоте 500 м — 3 м/сек.
Полеты в осадках запрещены.
При неустойчивой погоде начальник соревнований должен каждые 30 минут предоставлять главному судье, жюри и спортсменам метеобюллетень, где должна быть информация о высоте нижнего края облачности, скорости и направлении ветра у земли и на высоте 500 м, времени изменения направления и скорости ветра, а также времени опубликования бюллетеня. Если метеоусловия не отвечают вышеуказанным требованиям, жюри принимает решение о прекращении полетов.
Если во время выполнения программ К, 1, 2, 3, 4. высота нижнего края облачности ниже чем 1250м. жюри соревнований принимает решение о продолжении полетов с прерыванием:
- В этом случае спортсмену разрешается не штрафуемое прерывание программы для обеспечения высоты. На выполнение второй части программы, пилоту предоставляется второй полет. В программах К, 1, 3, 4, место прерывания определяет жюри. В программе 2, место прерывания — на усмотрение пилота, обозначенное в судейских записках заранее.
- После прерывания по оси Y пилот должен возобновить полет в том же направлении.
- В случае разрешения прерывания летчик имеет право выполнять комплекс целиком.
- Если нижний край облачности поднимается до пределов, установленных для полетов без прерывания, жюри оповещает спортсменов о продолжении полетов без разрешенного прерывания.
Летчик должен быть предупрежден о том, выполняется полет с прерыванием или без, не менее чем за 10 минут до выполнения полета.
Если при выполнении полета, спортсмен определил что, горизонтальная видимость ухудшается до менее 5 км, или нижний край облачности в квадрате становится ниже предписанной высоты (1250 м или 850 м), или осадки становятся очевидными, участник может прервать полет до или во время выполнения программы в горизонтальном полете в конце фигуры.
В этом случае члены жюри должны на самолете разведки проверить погодные условия в зоне пилотажа и принять решение о возможности повторного полета
Если участник прерывает полет без достаточных оснований, то ему не разрешается выполнять повторный полет.
3.6.3. Технические неисправности
Если участник обнаружил неисправность в полете, ему необходимо произвести посадку в специально отведенную зону. Летчик должен оставаться в кабине планера до прибытия членов технической комиссии или жюри, если ситуация не угрожает его жизни и здоровью.
Техническая комиссия должна определить причину неисправности, а жюри принять
Техническая комиссия должна определить причину неисправности, а жюри принять решение о возможности повторного полета.
3.6.4. Повторные полеты
Повторные полеты проводятся в порядке, определяемом жюри.
Во время повторного полета участник должен выполнить всю программу. В случае технической неполадки оценка полета возобновляется с фигуры, в процессе выполнения которой была обнаружена техническая неполадка. В случае прерывания полета при неблагоприятных погодных условиях — со следующей после выполненной до прерывания фигуры.
3.7. Меры безопасности.
Организатор должен довести до всех участников правила безопасности полетов на данном аэродроме.
За участником, выполняющим тренировочный полет, обязан наблюдать находящийся на тренерской радиостанции и готовый в любой момент дать необходимую команду тренер соответствующей команды (спортсмен, допущенный к работе на тренерской радиостанции) совместно с помощником главного судьи по безопасности.
Для обеспечения безопасности полетов главному судье соревнований на все соревнования придается помощник (судья) по безопасности, подающий, в случае необходимости, команды по радиостанции. Помощник должен иметь в своем распоряжении комплексы, выполняемые участниками.
Главный судья после консультации и с согласия Жюри дисквалифицирует любого пилота, кто по их мнению демонстрирует недостаточно безопасную технику, чтобы позволить выполнение последующих программ. (Такое соглашение может быть достигнуто без обязательной ссылки на процент оценок, полученных за Программу К).
Участник не должен превышать допустимые перегрузки.
Участник должен не допускать снижения ниже нижнего предела пилотирования. Для категории без ограничений 200м, для категории с ограничениями 250м.
Спортсмены, допустившие снижение до высоты дисквалификации; для категории без ограничений Н=100м, для категории с ограничениями 150м, во время тренировочного полета, отстраняются от соревнований.
3.8. Судейство соревнований пилотажные классы.
Судейство ЧМ, ЧЕ, ЧР — открытое. Все судьи располагаются согласно схеме
На ЧР спортсмены имеют право участвовать в судействе выступления других групп:- в качестве судьи, если они имеют соответствующую судейскую категорию;
- в качестве помощника судьи при отсутствии судейской категории;
- привлечение спортсменов к судейству осуществляется с учетом графика полетов;
- за полетами в зоне ожидания выделяется судья-наблюдатель.
Если количество присутствующих на соревнованиях судей больше девяти, их участие в судействе определяет главный судья.
Оценки главного судьи входят в зачет. В случае возникновения спорных вопросов главный судья имеет решающий голос.