Правила вида спорта «Планерный спорт» от «9» апреля 2019 г. № 295


Приложение № 12
к правилам вида спорта «Планерный спорт»



Описание семейств фигур, правил составления фигур и правил использования символов системы Арести (сжатой)



1. Семейства фигур


  • а) семейство 1 — Линии и углы;
  • б) семейство 2 — Виражи и виражи с бочками;
  • в) семейство 3 — Комбинации линий;
  • г) семейство 4 — Не используется;
  • д) семейство 5 — Повороты на вертикали;
  • е) семейство 6 — Колокола;
  • ж) семейство 7 — Петли и восьмерки;
  • з) семейство 8 — Комбинации линий, углов и петель;
  • и) семейство 9 — Бочки и штопора.

2. Базовые фигуры и добавочные элементы


Семейства с 1 по 8 содержат описание фигур в виде графических схем, показывающих траекторию полета планера, каждая схема определена как «Базовая фигура». Многие из таких базовых фигур (Рисунок 1, а) могут выполняться без модификации и рассматриваться как законченная фигура пилотажа. Другие (Рисунок 1, б) не могут быть выполнены без добавления дополнительного элемента.

Рисунок 1. Базовые фигуры
а) законченная фигура; б) фигура с добавлением дополнительного элемента.

В базовых фигурах полет с положительными или нулевыми углами атаки показаны сплошной линией; полет с отрицательными углами атаки показан прерывистой линией. В этом описании точечная линия используется, когда не указываются определенные углы атаки. Линии полета могут быть вертикальными, горизонтальными и под углом 45° к горизонту. Другие углы не разрешены. Каждая фигура начинается и заканчивается в горизонтальном полете, изображенными соответственно маленьким кружком и короткой поперечной линией. Поперечная линия вертикальная для фигур, заканчивающихся вдоль основной оси пилотажа и горизонтальная для фигур, заканчивающихся вдоль поперечной оси.

Семейство 9 содержит элементы, представляющие разнообразные вращения планера. Они определены как «Добавочные элементы» и не могут рассматриваться как отдельные фигуры. Добавочные элементы из семейства 9 должны всегда быть наложены на базовые фигуры семейств 1, 5, 6, 7 или 8. Тогда это может формировать законченную фигуру пилотажа.

Элементы семейства 9 могут быть следующих типов:

  • а) элеронные вращения (бочки) без фиксаций (Рисунок 2, а);
  • б) элеронные вращения (бочки) с фиксациями (Рисунок 2, б);
  • в) штопорные положительные (прямые) вращения (бочки) (Рисунок 2, в);
  • г) штопорные отрицательные (обратные) вращения (бочки) (Рисунок 2, г);
  • д) положительные (прямые) штопора (Рисунок 2, д);
  • е) отрицательные (обратные) штопора (Рисунок 2, е).

Используемые условные символы приведены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Обозначения элементов семейства 9 Бочки и штопора.

Элеронные вращения обозначаются стрелкой, изогнутой в направлении полета. Штопорные вращения обозначаются равнобедренным треугольником, штопора — прямоугольным треугольником. В штопорных вращениях хвостик в вершине символа указывает направление полета. Стрелка и хвостик указывают на направление вращения (правое или левое).

Штопора могут выполняться только на вертикальных нисходящих линиях, устанавливаемых с горизонтального полета. Используемые условные символы приведены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Условия разрешения или запрещения добавления штопорных вращений к базовым фигурам.


3. Изображение добавочных элементов


3.1. В семействах с 1по 8 добавочные элементы условно обозначаются включением одного из четырех возможных символов (Рисунок 4).

Рисунок 4. Условные обозначения добавочных элементов.

3.2. Символ обязательной полубочки (Рисунок 4, a). При наличии этого символа на горизонтальной или 45° линии планер должен выполнить вращение, чтобы изменить положение на 180° по отношению к первоначальному, чтобы геометрия фигуры была правильной. Это может быть достигнуто простым вращением на 180° или комбинацией вращений, приводящей к тому же результату (Рисунок 5).

Рисунок 5. Примеры включения добавочного элемента «обязательная полубочка».

3.3. Символ необязательного вращения (Рисунок 4, б). При наличии этого символа на горизонтальной или 45° линии планер может совершать вращение, кратное 360°, например, бочку или двойную бочку (Рисунок 6).

Рисунок 6. Примеры включения добавочного элемента «необязательное вращение».

3.4. Символ необязательного вращения на вертикали (Рисунок 4, в). При наличии этого символа на вертикальной восходящей или нисходящей линии суммарное вращение может приводить к изменению положения кратно 90°. Это может быть достигнуто одним добавочным элементом или комбинацией таких элементов (Рисунок 7).

Рисунок 7. Примеры включения добавочного элемента «необязательное вращение на вертикали».

3.4. Символ необязательного штопора (Рисунок 4, г). Когда базовая фигура из семейств с 1 по 8 начинается с нисходящей вертикальной линии, первым вращением добавочного элемента может быть штопор с горизонтального полета вместо установления вертикальной линии взятием ручки на или от себя и дальнейшего вращения (Рисунок 8).

Рисунок 8. Примеры включения добавочного элемента «необязательный штопор».


4. Величина вращения


Непрерывное вращение может быть кратным 90°, но не может превышать 720° (Рисунок 9).

Рисунок 9. Примеры разрешенных и не разрешенных величин вращений.


5. Правила цвета


Когда рисунок печатается в цвете, перевернутый полет, отрицательные штопорные вращения и обратные штопора могут быть обозначены красным. Соответствующие положительные элементы всегда обозначены черным (штопорные и штопора — не закрашенным контуром).


6. Правило «углов»


Все базовые фигуры, за исключением семейства 1.1, показывают линию полета, включающую части петель. Когда сегмент петли имеет по крайней мере 180°, он обозначается кривой линией. Когда сегмент петли менее 180°, элемент обозначается как «угол». Несмотря на то, что для удобства фигуры обозначаются таким образом, все такие углы должны быть интерпретированы как непрерывные кривые постоянного и видимого радиуса (Рисунок 10).

Рисунок 10. Примеры изображения линий полета с учетом правила «углов».


7. Правила нумерации фигур по каталогу Арести


Все базовые фигуры семейств с 1 по 8 определяются в соответствии с 3-значной системой. Первая цифра указывает семейство, к которому принадлежит фигура. Вторая цифра показывает ряд и третья — колонку, в которых расположена фигура. Цифры разделены точками.

Как правило, фигуры в колонках 1 и 2 восходящие, те, что расположены в колонке 1 начинаются в прямом полете, в колонке 2 — в перевернутом. Фигуры в колонках 3 и 4 нисходящие, колонка 3 начинается в прямом полете, колонка 4 — в перевернутом (Рисунок 11).

Рисунок 11. Примеры нумерации по каталогу Арести для базовых фигур (3-значная система).

Каждый из добавочных элементов вращения из семейства 9 определен в соответствии с 4-значной системой. Первая цифра всегда 9. Второе число соответствует типу вращения, третье (ряд) — направлению линии полета и четвертое (колонка) — величине вращения, кратной 90° (Рисунок 12).

Рисунок 12. Пример нумерации по каталогу Арести для фигур с добавочными элементами (4-значная система).


8. Коэффициент сложности (K) для базовых фигур указан в кружке рядом с символом


Когда базовая фигура и один или более добавочных элементов комбинируются в сложную фигуру, суммарный коэффициент сложности K для фигуры является суммой коэффициентов сложности для составляющих элементов (Рисунок 13).

Рисунок 13. Пример суммирования коэффициентов сложности при вычислении коэффициента сложности для комбинировании фигур.


9. Многократные, противоположные и несвязанные вращения


Многократные непрерывные вращения изображаются с короткой линией, связывающей концы символов вращения (Рисунок 14).

Рисунок 14. Примеры обозначений многократных непрерывных вращений.

Рисунок 15 показывает различные символы, указывающие где элементы вращения могут быть присоединены. Где бы не появлялся символ вращения:

Рисунок 15. Примеры обозначений присоединений элементов вращения на различных углах направления полета.

Элемент вращения может состоять из одного (Рисунок 16):

Рисунок 16. Примеры обозначений вращений (без комбинации разных типов вращений).

или комбинации двух (не более) вращений (Рисунок 17):

Рисунок 17. Примеры обозначений вращений(с комбинациями разных типов вращений).


10. Существует три типа вращений


  • а) элеронные/управляемые вращения (непрерывные или с фиксациями);
  • б) штопорные вращения (положительные или отрицательные);
  • в) штопора (прямые и обратные).

Когда комбинируются вращения одного типа, они должны выполняться в противоположных направлениях и это должно быть показано положением концов символов (Рисунок 18).

Рисунок 18. Примеры комбинирования вращений одного типа.

Если элементы вращений различаются по типу, они могут быть противоположными (Рисунок 19),

Рисунок 19. Примеры комбинирования противоположных вращений разных типов.

или того же направления, но несвязанными (Рисунок 20).

Рисунок 20. Примеры комбинирования однонаправленных несвязанных вращений разных типов.

Несвязанные вращения одного и того же типа и направления не разрешены (Рисунок 21).

Рисунок 21. Не разрешенное комбинирование вращений (несвязанные однонаправленные вращения одного типа).

При выполнении несвязанных или противоположных вращений между ними должна быть короткая, но заметная пауза, как во вращении с фиксациями.

Каталожные номера и коэффициенты сложности принимаются во внимание при описании и определении суммарного коэффициента сложности фигуры (Рисунок 22).

Рисунок 22. Определение суммарного коэффициента сложности фигуры для комбинированных вращений.


11. Положительные и отрицательные штопорные вращения


Положительные штопорные вращения проще выполнять на линиях с положительными углами атаки (непрерывная линия). Аналогично, отрицательное штопорное вращение проще выполнять на линии с отрицательными углами атаки (прерывистая линия). Таким образом, для каждого типа штопорных вращений в каждом конкретном направлении полета существуют два коэффициента сложности. Когда штопорное вращение выполняется немедленно после сегмента петли, на нее переносится нагрузка петли (Рисунок 23).

Рисунок 23. Определение коэффициентов сложности для фигур со штопорными вращениями, в зависимости от направления полета.

Для некоторых вертикальных линий, например после частичной или полной элеронной бочки или штопора, поворота на вертикали или колокола, угол атаки считается нулевым. В этих случаях, штопорному вращению соответствует меньший из двух возможных коэффициентов сложности (Рисунок 24).

Рисунок 24. Определение коэффициентов сложности для фигур со штопорными вращениями на вертикальных линиях с нулевым углом атаки.


12. Прямые и обратные штопора


Прямой (ручка управления на себя) штопор всегда начинается с прямого полета, обратный (ручка управления от себя) штопор всегда начинается из обратного полета.

В комбинации с разнотипными вращениями (противоположными или несвязанными), штопор должен быть первым из двух элементов.

Рисунок 25. Примеры разрешенных и не разрешенных комбинаций вращений с использованием прямых и обратных штопоров.