Правила вида спорта «Вертолетный спорт» от «28» апреля 2010 г. № 408
1. Дисциплина — Навигация
1.1. Описание упражнения
Упражнение объединяет два элемента: навигацию и прибытие по времени со сбросом груза. Упражнение включает в себя: маршрут; зону поиска на
1.2. Маршрут
Маршрут состоит из 6 отрезков с 3 Поворотными пунктами (ТР) и 2 Пунктами обязательного пролета (МFO):
- 1 отрезок от линии «D» до MFO1
- 2 отрезок от MFO1 до ТР1
- 3 отрезок от ТР1 до ТР2
- 4 отрезок от ТР2 до ТР3
- 5 отрезок от ТР3 до MFO2
- 6 отрезок от MFO2 до линии «А»
ТР1, ТР2, ТР3 будут обозначены на земле треугольными полотнищами размером 2×2 м оранжевого цвета с обозначенными на них цифрами черного цвета. Участники должны будут распознать знаки строго в местах их размещения.
Пролет ТР1, ТР2, ТР3, а также входных и выходных ворот зоны поиска выполняется на высоте 50 метров от уровня земли. Промежуточное время будет засекаться на поворотных пунктах ТР1, ТР2, ТР3, исключительно в целях контроля.
Длина маршрута, включая поиск целей, составляет
1.3. Высота полета
Высота полета по маршруту и над Пунктами обязательного пролета составляет около 250 м над уровнем земли. Высота пролета Поворотных пунктов — «оранжевых треугольников» (см. Рис.1.0) — 50 метров.
1.4. Время полета
Время полета одинаково для всех участников, выступающих на вертолетах одного типа. Время полета рассчитывается Организатором, исходя из скоростей по типам вертолетов, определенных и приведенных в таблице.
1.5. Время старта
Стартовое время дается точно в минутах и секундах. За ранний и поздний вылет начисляются штрафные очки. Во время брифинга перед выполнением упражнения каждому участнику будет сообщено точное время прибытия его вертолета на линию предварительного старта (линию «Р») и точное время вылета вертолета с линии Исполнительного старта (линии «D»). Стартовое время будет рассчитано таким образом, чтобы обеспечить безопасные интервалы между вертолетами.
1.6. Линия Предварительного старта «Р»
За 10 минут до момента вылета участник должен прибыть на предварительный старт (линию «Р»). На предварительном старте лицо, уполномоченное Организатором, выдает участникам кеглю с привязанным к ней фалом и два (2) пронумерованных тканых мешка с рисом весом 1 кг каждый.
Директор Чемпионата должен обеспечить проверку вертолета и экипажа на предмет наличия запрещенных предметов (например, мобильных телефонов или других средств связи), которые должны быть либо изъяты, либо, в случае их необходимости с точки зрения безопасности, находиться в вертолете в опечатанном конверте или коробке. Печати проверяются после посадки. Нарушение карается дисквалификацией.
1.7. Исполнительный старт
После этого вертолет перемещается вперед и произведет посадку перед линией исполнительного старта (линию «D»). Точно за 5 минут до момента старта согласно плановой таблице члену экипажа выдается на линии «D» заклеенный конверт с полетной картой и инструкциями. Конверт сохраняется для вложения в него выполненного задания по окончании упражнения. Все двери должны быть установлены на вертолет.
В конверте будет содержаться следующая информация:
Полетное время между линиями «D» и «A» будет указано на внешней стороне конверта
Время полета от старта до выхода из зоны поиска, рассчитанное в соответствии с п.12.10 Главы 2 и расстоянием
Направление полета от линии исполнительного старта до MFO1
Географические координаты ТР1 и ТР3, широта и долгота
Схема зоны поиска
Полетная карта, на которой обозначены:
- местоположение MFO1 и MFO2, ТР2
- местоположение мишеней для сброса мешков с рисом
- зона поиска
- ворота входа и выхода из зоны поиска.
- расположение полотнищ-целей
Во время выполнения упражнения не разрешается иметь на борту никаких карт, кроме карты для выполнения упражнения, выданной Организатором. Другие карты должны быть изъяты. За нарушение начисляется штраф в размере 100 штрафных очков. В целях безопасности на борту в опечатанном конверте или коробке разрешается иметь карту 1:500 000 стандарта ИКАО (см.также п.5.1.5).
1.8. Вылет
Вертолет стартует с линии «D» в заданное время. Ранний и поздний старт штрафуются 200 штрафными очками.
1.9. Зона поиска
В зоне поиска расположены десять (10) целей — оранжевых полотнищ размером 3×2 м с нанесенными на них черными буквами и/или знаками. Входные и выходные ворота зоны поиска обозначаются на земле двумя белыми полотнищами размером 15×1 м с промежутком между ними в 5 м, в центре которого выкладывается оранжевое полотнище с буквой I (вход) и О (выход).
Участники должны будут распознать цели строго в местах их размещения. Время полета от старта до выхода из зоны поиска будет указано в конверте с целью обеспечения безопасного интервала между вертолетами.
Штрафные очки будут начисляться в случае, если вертолет не покинет зону поиска вовремя, а также за неправильные вход в зону поиска и выход из нее через входные и выходные
1.10. Отрезок между ТР3 и MFO2
Полет между ТР3 и MFO2 выполняется по прямой линии.
1.11. Зона сброса мешков
В обозначенной зоне сброса, расположенной в соответствии с п.5.1.0, участник должен сбросить мешки с рисом в каждую из двух мишеней диаметром 5 м, обозначенных на земле и отстоящих друг от друга на расстоянии 100 м точно по направлению полета.
Сброс мешков с рисом производится на высоте не менее 10 м над уровнем земли при минимальной скорости относительно земли — 30 км/час.
Правильный порядок сброса: сначала «Мишень 1», затем «Мишень 2».
Точкой попадания (для подсчета очков) считается точка остановки мешка. Если мешок падает вне круга, расстояние между ним и кругом замеряется как наикратчайшее от любой части мешка до внешней границы круга.
1.12. Отрезок между MFO2 и линией «А»
Полет между MFO2 и линией «А» выполняется по прямой линии.
Снижение должно быть постепенным на протяжении последних 3 км с тем, чтобы пересечь линию «А» на высоте 30 +/-15 м над уровнем земли.
За любое изменение курса более чем на 30о, и/или снижение скорости относительно земли до значения меньшего, чем 30 км/час, на протяжении последних 2 км до линии прибытия «А» начисляются штрафные очки (за каждое нарушение).
Посадочные огни должны быть включены на протяжении двух последних километров.
1.13. Линия прибытия «А»
Линия прибытия «А» будет обозначена на земле двумя полотнищами 15×1 м желтого цвета с расстоянием между ними 5 м.
1.14. Определение времени прибытия
Отсечка общего времени полета производится по моменту пересечения носом вертолета линии прибытия «А» или ее продолжения с левой или правой стороны. Время прибытия должно соответствовать заданному времени полета, определенному (до начала упражнения) для данного типа вертолета (см. п.12.10, Глава 2).
1.15. «Коробочка» между линиями «А» и «F»
После пересечения линии «А» вертолет выполняет полет по коробочке.
Все участники выполняют развороты на «коробочке» в направлении, которое уточняется на брифинге перед выполнением упражнения (см. рис.1.0)
Полет по «коробочке» выполняется с отсечкой времени. Заданное время полета между линиями «А» и «F» составляет 1 минуту. Отсечка времени производится при пересечении линий «А» и «F» носом вертолета.
Полет по коробочке, включающий 3 разворота на угол около 90о, выполняется со снижением. Каждое зависание между линиями «А» и «F» будет штрафоваться.
1.16. Линия «F»
Вертолет проходит линию «F» на высоте 15 +/- 5 м. Пройдя над линией «F», участник продолжает двигаться по прямой, пока не достигнет крыши, установленной на расстоянии 50 м от линии «F» (см. рис.1.0), где производит сброс груза.
1.17. Крыша и сброс груза
Крыша состоит из двух белых панелей 2×2 м (см. рис.1.1), установленных под углом 90о друг к другу, стоящих на земле и образующих два ската крыши под углом 45о к земле. Отверстие для сброса груза представляет собой квадрат размером 0,4×0,4 м, центр которого находится на расстоянии 1 м от земли. Правильным для сброса считается отверстие, обращенное в сторону, с которой подлетает вертолет.
После пролета линии «F» член экипажа стравливает с противоположной от пилота стороны фал длиной 7 м (см. рис.1.1), к концу которого прикреплен груз-кегля.
Сброс груза выполняется с отсечкой времени. Заданное время между линией «F» и сбросом фала — 20 секунд.
Фал должен быть выпущен полностью и свободен от узлов до пересечения линии, расположенной за 5 м до крыши. Зависание между линиями «F» и «С» разрешается.
Член экипажа держит фал за скобу, при этом обе его руки должны быть видны.
Разрешается манипулирование фалом при условии, что его не разрешается укорачивать ниже верхнего шарика никакой частью тела.
Член экипажа должен постоянно сидеть на своем месте, пристегнутый ремнями безопасности.
Экипаж должен опустить кеглю в квадратное отверстие крыши, не касаясь ее поверхности, и сбросить фал сразу же после выполнения упражнения. Кромки отверстий и крыши не считаются частью крыши. Отсечка времени производится по моменту сброса фала.
Если кегля сброшена в отверстие крыши, штрафные очки начисляются за каждую десятую секунды свыше 20 секунд от момента пересечения линии «F». За кеглю, сброшенную вне крыши, начисляется штраф в размере 200 очков.
1.18. Зона посадки
За крышей расположена
Зона посадки расположена на безопасном расстоянии от крыши (примерно в
Немедленно после посадки в Зоне посадки член экипажа должен передать судье конверт, в котором должны находиться карточка с опознанными 10 целями и поворотными пунктами и полетная карта участника. Номер и фамилия участника должны быть четко обозначены на наружной стороне конверта, на карте и на карточке с целями.
1.19. Черный флаг/Дисквалификация
Участнику будет показан черный флаг в процессе выполнения упражнения, если возникнет одна из следующих ситуаций:
- все переговоры (контакты) до, во время и после выполнения упражнения строго запрещены, в случае нарушения дисквалифицируются все вовлеченные в переговоры экипажи. Контроль будет осуществляться судьями/уполномоченными лицами, при этом особое внимание будет обращено на экипажи, использующие один вертолет.
- участнику будет показан черный флаг на линии «А», если он превысил предел в 200 секунд, прибыв раньше или позже назначенного времени. Участнику, превысившему предел в 200 секунд, будет дан знак удалиться, он должен освободить зону линии прибытия «А» немедленно во избежание столкновения со следующим вертолетом и направиться напрямую в зону посадки.
- если фал после сброса цепляется за вертолет, и вертолет, отходя от крыши, вытаскивает кеглю или тащит крышу за собой, это расценивается как нарушение безопасности полета.
- любое нарушение безопасности полета и/или небезопасный маневр/действие в процессе выполнения упражнения, включая движение вертолета в сторону стоянки или от стоянки, то есть от стоянки к линии предварительного старта или от зоны посадки в сторону стоянки.
1.20. Одинаковые результаты
Если несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа, показавшего более точное время прибытия на линию «А». В случае если и это время у экипажей одинаковое, тогда лучшее место определяется по меньшему времени между линиями «F» и «С».
1.21. Подсчет результата
300 очков — штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат — 0 очков за упражнение.
Скорости вертолетов для расчета времени полета по маршруту
Тип вертолета | Скорость на соревнованиях | Крейсерская скорость | |
---|---|---|---|
узлы | км/час | узлы | |
Robinson R22 — Alpha или Beta | 64 | 118 | 80 |
Robinson R22 — Mariner | 56 | 104 | 70 |
Robinson R22 — Astro | 80 | 148 | 100 |
Robinson R44 — Astro | 80 | 148 | 100 |
Robinson R44 — Raven | 90 | 166 | 113 |
Bell 47 | 56 | 104 | 70 |
Bell 205 (UN-1H) | 80 | 148 | 100 |
Bell 206 I Jet Ranger | 80 | 148 | 100 |
Bell 206 II Jet Ranger | 80 | 148 | 100 |
Bell III Jet Ranger | 80 | 148 | 100 |
Bell 206 Long Ranger | 80 | 148 | 100 |
Bell 212 | 80 | 148 | 100 |
Bell 214 | 90 | 166 | 115 |
Hughes 300A или 300B или 300C | 60 | 111 | 75 |
Schweizer 300 | 60 | 111 | 75 |
Schweizer 300CB | 56 | 104 | 70 |
Schweizer 330 | 72 | 133 | 90 |
Hughes 500HS, 500C | 80 | 148 | 100 |
Hughes 500D или MDHC 500D | 90 | 166 | 120 |
Hughes 500 oили MDHC 500E или F | 90 | 166 | 120 |
Hughes 500 или MDHC 530N или F | 90 | 166 | 120 |
Aerospatiale Gazelle | 90 | 166 | 140 |
Aerospatiale Ecureuil или ASTAR AS350B | 90 | 166 | 115 |
Aerospatiale Ecureuil или ASTAR AS350B2 | 90 | 166 | 120 |
Aerospatiale Dauphin (HH-65) | 90 | 166 | 140 |
Mil Mi — 2 | 72 | 133 | 90 |
Enstrom F28A | 56 | 104 | 70 |
Enstrom F28C или F | 64 | 118 | 80 |
Enstrom F280C | 64 | 118 | 80 |
Enstrom 280 FX | 72 | 133 | 90 |
Alouette II | 64 | 118 | 80 |
Alouette III | 72 | 133 | 90 |
Eurocopter EC 120 | 80 | 148 | 100 |
BO-105 | 90 | 166 | 120 |
Скорость вертолета на соревнованиях — 80% от максимальной безопасной крейсерской скорости в прямолинейном полете на постоянной высоте с двумя летчиками среднего веса и запасом топлива на борту на 1 час 30 минут.
Обязательное оборудование
Основные часы, часы на старте, часы на ТР1, часы на ТР2, часы на ТР3, часы на выходе из зоны поиска, часы на линии «А». Организатор должен продемонстрировать, что все часы, задействованные в судействе, обладают достаточно высокой точностью и синхронизированы с основными часами, с точностью до 0,1 сек.
Дополнительное оборудование
Для измерения судьями скорости и изменения курса на 30о и более на последнем отрезке.
GPS регистраторы — для измерения судьями места, времени, высоты и скорости полета на маршруте.
Чтобы избежать возможных жалоб и протестов, Организатор должен подтвердить, что для судей существует четкое обозначение границы последних 2км до линии «А».
Оценка дисциплины № 1 (Навигация)
Нарушения | Штрафные очки |
---|---|
Ранний вылет с линии «D» | 20 |
Невылет с линии «D» в пределах 10 секунд от назначенного времени | 50 |
Невылет с линии «D» в пределах 15 секунд от назначенного времени | 200 |
Каждый пропущенный или неправильно опознанный Поворотный Пункт | 50 |
Непроход входных ворот в зону поиска | 20 |
Непроход выходных ворот из зоны поиска | 20* |
Каждая неопознанная или неправильно опознанная цель в зоне поиска | 15 |
За каждую 0,1 секунды опоздания на выходе из зоны поиска (макс.100 очков) | 0,1* |
За каждые 10 см отклонения от центра мишени. Максимум 30 очков за каждый мешок. Все замеры округляются в сторону следующих полных 10 см | 1 |
Нарушение минимальной высоты при сбросе мешка | 20 |
Нарушение минимальной скорости при сбросе мешка. Более 12 секунд между касаниями мешков | 20 |
Несброс мешка или мешки, сброшенные в обратном порядке | 30 |
Каждое изменение курса более чем на 30о на последних 2 км до линии «А» | 15 |
Скорость относительно земли менее 30 км/час на последних 2 км | 15 |
Непроход линии «А» (пересечение ее за пределами 35 м, обознач. на земле) | 20 |
Невключение огней на последних 2 км до линии «А» | 5 |
Зависание на точке сброса или на последних 2 км до линии «А» (отсутствие видимого или измеримого движения вперед) | 50 |
За каждую десятую секунды опережения или опоздания на линии «А» | 0,1 |
Раннее или позднее прибытие на линию «А» (более 200 сек) (дисквалификация) | 400 |
За каждую десятую секунды опережения или опоздания на линии «F» | 0,1 |
За каждую десятую секунды более 20 секунд между линиями «F» и «С» | 0,1 |
Каждое зависание (отсутствие видимого или измеримого движения вперед) между линиями «А» и «F» | 50 |
Каждое касание кеглей земли между линиями «F» и «С» | 15 |
Члены экипажа не сидят или не пристегнуты (обе руки и ноги не видны) | 50 |
Фал укорочен или имеет узлы или удерживается ниже шарика | 50 |
Фал не выпущен полностью за 5 м до крыши | 20 |
Каждое касание кегли о поверхность крыши | 3 |
Кегля сброшена вне крыши | 200 |
Небезопасный маневр, нарушение или действие до, во время и после выполнения упражнения | 400 |
Посадка вне | 50 |
* Если судьи видят вертолет, пролетающий вне