Правила вида спорта «Вертолетный спорт» от «28» апреля 2010 г. № 408
2. Дисциплина — Полет на точность
2.1. Описание упражнения
Полет выполняется на постоянной малой высоте с маневрами на площадке, основные параметры которого известны, а отдельные детали объявляются Организатором в день регистрации участников. Размеры прямоугольной площадки, а также места и направления разворотов выбираются жеребьевкой. Перечень возможных вариантов приведен в п. 2.10.
2.2. Общие требования
2.2.1. Все двери должны быть установлены на вертолет и закрыты. Выпуклые двери кабины, сертифицированные изготовителем, могут использоваться. Устанавливать в дверях специальные выпуклые блистера запрещается.
2.2.2. Член экипажа находится внутри вертолета, на своем месте в нормальном положении. Он не имеет права управлять вертолетом, за исключением случаев крайней необходимости, что ведет к дисквалификации экипажа.
2.2.3.Участники до начала соревнований устанавливают на вертолет приспособления для крепления грузов и ленты для определения точности посадки на обе стороны фюзеляжа, лыжи или колес.
2.2.4. Когда вертолет находится на земле, нижние концы этих приспособлений должны касаться поверхности земли. На конце каждого приспособления находится петля для крепления груза. Каждое приспособление должно выдерживать вес не менее 5 кг. Точка крепления короткого груза должна быть ярко промаркирована.
2.3. Маршрут полета
2.3.1. Площадка представляет собой прямоугольник периметром 200 м по осям коридоров и примыкающую к нему диагональ длиной 70 м, расположенную под углом 45 градусов к линии А/В. Размеры прямоугольника объявляются Организатором в день регистрации участников (см. рис.2.0 и п.5.2.9).
2.3.2. По сторонам прямоугольника на земле размечены коридоры шириной 1 м.
2.4. Контроль высоты полета
Шнуры с грузами или цепями, или комбинация одних и других, прикрепляются к вертолету судьями/помощниками судей: короткий — к фюзеляжу вертолета под сидением пилота и длинный — к задней части лыжи (заднему колесу) с противоположной от пилота стороны, как можно дальше от первого груза (см. рис.2.2 и 2.3). Длина короткого груза — около 2 метров и длинного груза — точно 3 метра, считая от нижней точки шасси (лыжи или колеса) до нижней точки груза. Для лучшего распознавания грузы/цепи окрашиваются в красный или оранжевый цвет. Длина короткого груза варьируется в зависимости от типа вертолета. Важно, чтобы разница между нижними точками обоих грузов составляла точно 1 метр.
2.5. Предварительный старт
2.5.1. Участник подлетает на линию предварительного старта «Р».
2.5.2. Судьи закрепляют грузы в приспособлениях для крепления, установленных участником до начала соревнований, и проверяют размещение отметок для определения точности посадки, которые участники наносят на фюзеляж, лыжи или колеса (на обе стороны вертолета) по своему выбору.
2.5.3. На линии предварительного старта «Р» экипажу можно поднять вертолет и зависнуть, при этом член экипажа может находиться как внутри вертолета, так и на земле, с тем, чтобы показать летчику высоту вертолета над землей и положение грузов. Разрешается выполнить один разворот влево и один разворот вправо на 360о, чтобы убедиться, что грузы прикреплены надежно. После этого вертолет должен снова приземлиться.
2.5.4. Судьям не разрешается подавать экипажу какие-либо знаки во время этой процедуры.
2.6. Исполнительный старт
При освобождении стартовой позиции участник по знаку судьи перемещается с предварительного старта «Р» на линию «D». После знака пилота или члена экипажа о готовности и при условии, что площадка уже освобождена предыдущим участником, судья дает сигнал старта отмашкой зеленым флажком или другим установленным знаком. (Система подачи сигнала должна быть продемонстрирована участникам на утреннем брифинге). С отмашки производится отсечка времени.
2.7. Полет на площадке
2.7.1. После сигнала судьи участник производит взлет с линии исполнительного старта и выполняет полет по размеченному на земле маршруту, выдерживая постоянное направление и удерживая продольную ось вертолета параллельно линиям АВ и СD и перпендикулярно линиям ВС и АD на высоте
2.7.2. При прохождении площадки нижний груз должен находиться на земле, а верхний — над землей.
2.7.3. В двух угловых точках (В, С, D или А) участник должен выполнить развороты на 360о вокруг своей вертикальной оси, один из разворотов — по часовой стрелке, второй — против часовой стрелки. В день регистрации участников Организатор объявляет, в каких углах и в какую сторону будут производиться развороты.
2.7.4. Минимальное время каждого разворота — 15 секунд. Если по жеребьевке выпал угол А, то разворот в нем выполняется в конце прямоугольного маршрута.
2.7.5. После прохождения точки «А» участник входит в коридор выхода (диагональ), продолжая лететь с постоянной высотой и направлением. В конце выходного коридора, сохраняя направление параллельное линиям А/В и С/D, он производит посадку с одной попытки точно на линию прибытия, ширина которой 5 см, а длина такова, что ее концы хорошо видны обоим членам экипажа. Скользящие и двойные посадки штрафуются.
2.8. Измерения
2.8.1. Нарушения коридоров и высоты фиксируются по времени с накоплением с точностью 0,1 секунды. Суммарное время нарушений округляется до ближайшей десятой секунды, как описано в Главе 2, п.13.14.
2.8.2. Граница коридора считается нарушенной, если точка подвески короткого груза (длиной 2 метра) выйдет за пределы границы коридора, размеченного на земле.
2.8.3. Нарушениями высоты считается касание о землю короткого груза и отрыв от земли длинного груза длиной 3 метра.
2.8.4. Измерение на линии посадки производится от переднего края лент, установленных на вертолет (лыжи или фюзеляж), до ближайшего края
2.8.5.Если ленты установлены на фюзеляже или над уровнем земли, для точности измерений следует пользоваться отвесом.
2.9. Отсечка времени
Отсчет времени полета начинается по сигналу судьи на исполнительном старте и заканчивается в момент первого касания земли органами приземления.
2.10. Варианты по жеребьевке
2.10.1. Варианты жеребьевки по размерам прямоугольника:
- АВ и СD = 30 м , BC и DA = 70 м
- АВ и СD = 35 м , BC и DA = 65 м
- АВ и СD = 40 м , BC и DA = 60 м
- АВ и СD = 45 м , BC и DA = 55 м
- АВ и СD = 50 м , BC и DA = 50 м
- АВ и СD = 55 м , BC и DA = 45 м
- АВ и СD = 60 м , BC и DA = 40 м
- АВ и СD = 65 м , BC и DA = 35 м
- АВ и СD = 70 м , BC и DA = 30 м
2.10.2. Варианты жеребьевки по местам разворотов:
- В и С
- В и D
- В и А
- C и D
- C и A
- D и A
2.10.3. Варианты жеребьевки по направлениям разворотов на 360:
- первый разворот — по часовой стрелке, второй — против часовой стрелки
- первый разворот — против часовой стрелки, второй — по часовой стрелке
2.11. Одинаковые результаты
Если два или несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа с меньшим временем полета.
2.12. Подсчет результата
300 очков — штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат — 0 очков за упражнение.
2.13. Размеры площадки и оборудования (см. рисунки)
2.13.1. Разметка площадки выполняется согласно схеме (рис. 2.0.).
2.13.2. По сторонам квадрата (прямоугольника) на земле линиями размечены коридоры шириной 1м (рис. 2.0). Ширина линии входит в ширину коридора. Коридоры обозначаются белой линией (известью, мелом, краской, лентой).
2.13.3. Поверхность для разметки площадки должна быть ровной. Коридоры и места посадки должны находиться на одном уровне с остальной поверхностью площадки.
Оценка дисциплины № 2 (Полет на точность)
Нарушения | Штрафные очки |
---|---|
На линии предварительного старта выполнены лишние элементы | 50 |
Взлет раньше сигнала старта (фальстарт) | 30 |
Незакрытие дверей (форточки) | 30 |
Члены экипажа не сидят или не пристегнуты | 50 |
Выход точки подвески короткого груза за границы коридоров, за каждую десятую секунды* | 0,1 |
Отрыв длинного груза от земли, за каждую десятую секунды* | 0,1 |
Касание коротким грузом земли, за каждую десятую секунды* | 0,1 |
Выполнение разворотов на 360о менее чем за 15 сек.* * | 15 |
Разворот выполнен не в заданном направлении | 10 |
За каждое отклонение от курса более чем на 30о | 10 |
Каждая десятая секунды свыше установленных 2мин. 15сек. (135сек) от момента сигнала старта и до момента приземления * | 0,1 |
За пропуск любого маневра | 15 |
За отклонения при посадке до 5см. после 5см. (максимум 60 очков) | 1 |
0,5 | |
Двойная посадка (после касания любой частью вертолета о землю — после отсечки общего времени полета — вертолет полностью отрывается от земли перед следующим касанием) | 25 |
Скольжение при посадке (видимое и измеримое движение вперед, или поворот фюзеляжа, лыж, колес после первого касания о землю) | 25 |
Обрыв груза во время полета по вине экипажа | 30 |
Прекращение полета | 300 |
Небезопасный маневр, нарушение или действие до, во время или после выполнения упражнения | 300 |
Членами экипажа сняты печати с опечатанных приборов, пультов, использовано в полете спец. оборудование | 300 |
Член экипажа находится на месте летчика или работает рычагами управления | 300 |
*Округляется до ближайшей десятой секунды.
* *То есть продолжительность разворота менее или равна 14, 94 секунды