Правила вида спорта «Вертолетный спорт» от «29» ноября 2018 г. № 969


6. Описание спортивных дисциплин



6.1. Спортивная дисциплина № 1 (навигация)


6.1.1. Описание спортивной дисциплины.

Упражнение объединяет два элемента: навигацию и прибытие по времени со сбросом груза.

Упражнение включает в себя: маршрут, зону поиска на 2-ом или 3-ем отрезке маршрута, место сброса грузов между исполнительным стартом и MFO1 или на первом отрезке «коробочки», точное прибытие по времени на линию «А», пролет по «коробочке» между линиями «А» и «F», сброс кегли на линии «С» и зону посадки в конце дисциплины.

6.1.2. Маршрут (Приложение № 1).

Маршрут состоит из шести отрезков с тремя поворотными пунктами и двумя пунктами обязательного пролета (МFO1, MFO2) (Таблица № 3).

Таблица № 3. Маршрут

Этап Поворотный пункт (начало) Поворотный пункт (окончание)
1 отрезок Линия «D» MFO1
2 отрезок MFO1 TP1
3 отрезок TP1 TP2
4 отрезок TP2 TP3
5 отрезок TP3 MFO2
6 отрезок MFO2 Линия «A»

Поворотные пункты ТР1, ТР2, ТР3 будут обозначены на земле треугольными полотнищами размером 3×3×3м оранжевого цвета с обозначенными на них цифрами черного цвета. Участники должны будут распознать знаки строго в местах их размещения. Время пролета поворотных пунктов будет засекаться исключительно в целях контроля.

Длина маршрута, включая облет целей, составляет 70-90 км. Длина маршрута и место сброса грузов объявляется на брифинге по упражнению.

6.1.3. Высота полета.

Высота полета по маршруту и над пунктами обязательного пролета МFO1, MFO2 составляет около 250 м +/- 100 м над уровнем земли.

6.1.4. Время полета.

Время полета одинаково для всех участников, выступающих на вертолетах одного типа. Время полета рассчитывается Организатором, исходя из скоростей по типам вертолетов (Таблица № 4).

Таблица № 4. Скорости вертолетов для расчета времени полета по маршруту

Тип вертолета Скорость на соревнованиях Крейсерская скорость
Узлы км/час Узлы
Robinson R22 — Alpha или Beta 64 118 80
Robinson R22 — Mariner 56 104 70
Robinson R22 — Astro 80 148 100
Robinson R44 — Astro 80 148 100
Robinson R44 — Raven 90 166 113
Bell 47 56 104 70
Bell 205 (UN-1H) 80 148 100
Bell 206 I Jet Ranger 80 148 100
Bell 206 II Jet Ranger 80 148 100
Bell III Jet Ranger 80 148 100
Bell 206 Long Ranger 80 148 100
Bell 212 80 148 100
Bell 214 90 166 115
Hughes 300A или 300B или 300C 60 111 75
Schweizer 300 60 111 75
Schweizer 300CB 56 104 70
Schweizer 330 72 133 90
Hughes 500HS, 500C 80 148 100
Hughes 500D или MDHC 500D 90 166 120
Hughes 500 oили MDHC 500E или F 90 166 120
Hughes 500 или MDHC 530N или F 90 166 120
Aerospatiale Gazelle 90 166 140
Aerospatiale Ecureuil или ASTAR AS350B 90 166 115
Aerospatiale Ecureuil или ASTAR AS350B2 90 166 120
Aerospatiale Dauphin (HH-65) 90 166 140
Ми — 2 72 133 90
Enstrom F28A 56 104 70
Enstrom F28C или F 64 118 80
Enstrom F280C 64 118 80
Enstrom 280 FX 72 133 90
Alouette II 64 118 80
Alouette III 72 133 90
Eurocopter EC 120 80 148 100
BO-105 90 166 120

В целях безопасности и принимая во внимание различные погодные условия, к расчетному времени для каждого участника будет добавлено не менее 3-х минут дополнительного времени.

6.1.5. Время старта.

Стартовое время дается точно в минутах и секундах. За ранний и поздний вылет начисляются штрафные очки. Во время брифинга перед выполнением упражнения каждому участнику будет сообщено точное время прибытия его вертолета на линию предварительного старта (линию «Р») и точное время вылета вертолета с линии исполнительного старта (линии «D»), т.е. пересечения вертолетом линии «D». Стартовое время будет рассчитано таким образом, чтобы обеспечить безопасные интервалы между вертолетами.

6.1.6. Линия предварительного старта «Р».

За 10 минут до момента вылета участник должен прибыть на предварительный старт (линию «Р»). На предварительном старте лицо, уполномоченное Организатором, выдает участникам кеглю с привязанным к ней фалом, два пронумерованных тканых мешка (наполненных рисом или песком, весом 1 кг каждый) и логгер для измерения высоты полета, скорости и местоположения относительно обоих MFO1, MFO2, поворотных пунктов, а также входных и выходных ворот из зоны поиска.

Главный судья должен обеспечить проверку вертолета и экипажа на предмет наличия запрещенных предметов (например, мобильных телефонов или других средств связи), которые должны быть либо изъяты, либо, в случае их необходимости с точки зрения безопасности, находиться в вертолете в опечатанном конверте или коробке. Печати проверяются после посадки. Нарушение карается дисквалификацией.

6.1.7. Исполнительный старт «D».

После этого вертолет перемещается вперед и производит посадку перед линией исполнительного старта (линия «D»). Точно за 5 минут до момента старта согласно плановой таблице члену экипажа выдается на линии «D» заклеенный конверт с полетной картой и инструкциями.

Конверт сохраняется для вложения в него выполненного задания по окончании упражнения. Все двери должны быть установлены на вертолет.

6.1.8. В конверте будет содержаться следующая информация:

6.1.8.1. Полетное время между линиями «D» и «A» и номер участника будут указаны на внешней стороне конверта.

6.1.8.2. Время полета от старта до выхода из зоны поиска, рассчитанное в соответствии с пунктом 6.1.4. настоящих правил и расстоянием.

6.1.8.3. Направление полета от линии исполнительного старта до MFO1.

6.1.8.4. Географические координаты ТР1 и ТР3, широта и долгота.

6.1.8.5. Схема зоны поиска.

6.1.8.6. Полетная карта, на которой обозначены:

  • а) местоположение MFO1 и MFO2 — обозначены квадратом с точкой в центре;
  • б) местоположение ТР2 — обозначен треугольником с точкой в центре;
  • в) зона поиска;
  • г) ворота входа и выхода из зоны поиска;
  • д) расположение полотнищ-целей.

Во время выполнения упражнения не разрешается иметь на борту никаких карт, кроме карты для выполнения упражнения, выданной организатором. Другие карты должны быть сданы. За нарушение начисляется штраф в размере 100 штрафных очков. В целях безопасности на борту в опечатанном конверте или коробке разрешается иметь карту 1:500 000 стандарта ИКАО.

6.1.8. Вылет.

Вертолет стартует с линии «D» в заданное время. Ранний и поздний старт — штрафуются.

6.1.9. Зона поиска (Приложение № 2).

В зоне поиска расположены десять целей — оранжевых полотнищ размером 3×2 м с нанесенными на них черными буквами и/или знаками (Приложение № 3). Входные и выходные ворота зоны поиска обозначаются на земле двумя белыми полотнищами размером 15×1 м с промежутком между ними в 5 м, в центре которого выкладывается оранжевое полотнище с буквой «I» (вход) и «О» (выход).

Участники должны будут распознать цели строго в местах их размещения. Время полета от старта до выхода из зоны поиска будет указано в конверте с целью обеспечения безопасного интервала между вертолетами.

Штрафные очки будут начисляться в случае, если вертолет не покинет зону поиска вовремя, а также за неправильные вход в зону поиска и выход из нее через входные и выходные 35-метровые ворота. Полотнища целей должны быть расположены таким образом, чтобы расстояние, которое вертолет пролетает для «обхода» всех целей, было не более 18,5 км (10 морских миль).

6.1.10. Отрезок между ТР3 и MFO2.

Полет между ТР3 и MFO2 выполняется по прямой линии.

6.1.11. Зона сброса мешков.

В обозначенной зоне сброса, участник должен сбросить мешки с рисом в каждую из двух мишеней диаметром 5 м, обозначенных на земле и отстоящих друг от друга на расстоянии 100 м точно по направлению полета.

Сброс мешков с рисом производится на высоте не менее 10 м над уровнем земли при минимальной скорости относительно земли — 30 км/час.

Правильный порядок сброса: сначала «Мишень 1», затем «Мишень 2».

Точкой попадания (для подсчета очков) считается точка остановки мешка. Если мешок падает вне круга, расстояние между ним и кругом замеряется как наикратчайшее от любой части мешка до внешней границы круга.

6.1.12. Отрезок между MFO2 и линией «А».

Полет между MFO2 и линией «А» выполняется по прямой линии.

Снижение должно быть постепенным на протяжении последних 3 км с тем, чтобы пересечь линию «А» на высоте 30 +/-15 м над уровнем земли.

За любое изменение курса более чем на 30о, и/или снижение скорости относительно земли до значения меньшего, чем 30 км/час, на протяжении последних 2 км до линии прибытия «А» начисляются штрафные очки (за каждое нарушение).

Посадочные огни должны быть включены на протяжении двух последних километров.

6.1.13. Линия прибытия «А».

Линия прибытия «А» будет обозначена на земле двумя полотнищами 15×1 м желтого цвета с расстоянием между ними 5 м.

6.1.14. Определение времени прибытия.

Отсечка общего времени полета производится по моменту пересечения носом вертолета линии прибытия «А» или ее продолжения с левой или правой стороны. Время прибытия должно соответствовать заданному времени полета, определенному (до начала упражнения) для данного типа вертолета.

6.1.15. «Коробочка» между линиями «А» и «F».

После пересечения линии «А» вертолет выполняет полет по коробочке.

Все участники выполняют развороты на «коробочке» в направлении, которое уточняется на брифинге перед выполнением упражнения.

Полет по «коробочке» выполняется с отсечкой времени. Заданное время полета между линиями «А» и «F» составляет 1 минуту. Отсечка времени производится при пересечении линий «А» и «F» носом вертолета.

Полет по коробочке, включающий 3 разворота на угол около 90о, выполняется со снижением. Каждое зависание между линиями «А» и «F» будет штрафоваться.

6.1.16. Линия «F».

Вертолет проходит линию «F» на высоте 15 +/- 5 м. Пройдя над линией «F», участник продолжает двигаться по прямой, пока не достигнет крыши, установленной на расстоянии 50 м от линии «F», где производит сброс груза.

6.1.17. Крыша и сброс груза (Приложение № 4).

Крыша состоит из двух белых панелей 2×2 м, установленных под углом 90о друг к другу, стоящих на земле и образующих два ската крыши под углом 45o к земле. Отверстие для сброса груза представляет собой квадрат размером 0,4×0,4 м, центр которого находится на расстоянии 1 м от земли. Правильным для сброса считается отверстие, обращенное в сторону, с которой подлетает вертолет.

После пролета линии «F» член экипажа стравливает с противоположной от пилота стороны фал длиной 7 м, к концу которого прикреплен груз — кегля.

Сброс груза выполняется с отсечкой времени. Заданное время между линией «F» и сбросом фала — 20 с.

Фал должен быть выпущен полностью и свободен от узлов до пересечения линии, расположенной за 5 м до крыши. Зависание между линиями «F» и «С» разрешается.

Член экипажа держит фал за скобу, при этом обе его руки должны быть видны.

Разрешается манипулирование фалом при условии, что его не разрешается укорачивать ниже верхнего шарика никакой частью тела.

Член экипажа должен постоянно сидеть на своем месте, пристегнутый привязными страховочными ремнями.

Член экипажа должен опустить кеглю в квадратное отверстие крыши, не касаясь ее поверхности, и сбросить фал сразу же после выполнения упражнения. Кромки отверстий и крыши не считаются частью крыши. Отсечка времени производится по моменту сброса фала.

Если кегля сброшена в отверстие крыши, штрафные очки начисляются за каждую десятую секунды свыше 20 с, от момента пересечения линии «F». За кеглю, сброшенную вне крыши, начисляется штраф в размере 200 очков.

6.1.18. Зона посадки.

За крышей расположена 10-метровая зона посадки, где участник должен передать свой конверт с заданием.

Зона посадки расположена на безопасном расстоянии от крыши (примерно в 25-30 м). Участники, которые не произведут посадку в 10-метровой посадочной зоне, получат 30 штрафных очков.

Немедленно после посадки в зоне посадки член экипажа должен передать судье конверт, в котором должны находиться карточка с опознанными 10 целями и поворотными пунктами и полетная карта участника. Номер и фамилия участника должны быть четко обозначены на наружной стороне конверта, на карте и на карточке с целями.

6.1.19. Черный флаг.

Участнику будет показан черный флаг в процессе выполнения упражнения, если возникнет одна из следующих ситуаций:

а) участнику будет показан черный флаг на линии «А», если он превысил предел в 200 секунд, прибыв раньше или позже назначенного времени. В этом случае участнику будет дан знак удалиться, и он должен немедленно освободить зону линии прибытия «А» во избежание столкновения со следующим вертолетом и направиться напрямую в зону посадки;

б) если фал после сброса цепляется за вертолет, и вертолет, отходя от крыши, тащит крышу за собой, это будет расцениваться как нарушение безопасности полета;

в) любое нарушение безопасности полета и/или небезопасный маневр/действие в процессе выполнения упражнения, включая движение вертолета в сторону стоянки или от стоянки, то есть от стоянки к линии предварительного старта или от зоны посадки в сторону стоянки.

6.1.20. Одинаковые результаты.

Если несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа, показавшего более точное время прибытия на линию «А». В случае если и это время у экипажей одинаковое, тогда лучшее место определяется по меньшему времени между линиями «F» и «С».

6.1.21. Подсчет результатов.

300 очков — штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат — 0 очков за упражнение.

6.1.22. Оценка спортивной дисциплины № 1 (Таблица № 5).

Таблица № 5. Нарушения и штрафные очки

Нарушения Штрафные очки
Ранний вылет с линии «D» 100
Не вылет с линии «D» в пределах 15 секунд от назначенного времени 50
Каждый пропущенный или неопознанный поворотный пункт 20**
Не проход поворотного пункта, MFO в радиусе 500 м 20**
Не проход MFO в радиусе 250 м 10
Не проход входных ворот в зону поиска шириной 500 м 10
Окончательный выход из зоны поиска вне выходных ворот шириной 500м 10*
Каждая неопознанная или неправильно опознанная цель в зоне поиска 10
За каждую 0,1 сек опоздания на выходе из зоны поиска (макс. 50 очков) 0,1*
Ранний выход из зоны поиска — более чем на 5 минут (300 сек) 50
Непопадание мешка в мишень 5
Нарушение минимальной высоты при сбросе мешка 10
Нарушение минимальной скорости при сбросе мешка. Более 12 секунд между касаниями мешков 10
Мешки сброшены в обратном порядке 5
Отклонение от прямолинейной линии пути между MFO2 и линией «А» (+/-30º) 10
Скорость относительно земли менее 30 км/ч на последних 2 км 10
Не проход линии «А» (пересечение ее за пределами 35 м, обозначенной на земле) 10
Не включение огней на последних 2 км до линии «А» 5
Зависание на последних 2 км до линии «А» (отсутствие видимого или измеримого движения вперед) 30
За каждую десятую секунды опережения или опоздания на линии «А» 0,1
Раннее или позднее прибытие на линию «А» (более 200 сек) (дисквалификация) 300
Пропуск любого маневра после пересечения линии «A» 30
За каждую десятую секунды опережения или опоздания на линии «F» 0,1
За каждую десятую секунды более 20 секунд между линиями «F» и «С» 0,1
Каждое зависание (отсутствие видимого или измеримого движения вперед) между линиями «А» и «F» 30
Каждое касание кеглей земли между линиями «F» и «С» 5
Члены экипажа не сидят или не пристегнуты (обе руки и ноги не видны) 30
Фал укорочен или имеет узлы или удерживается ниже красного флажка 30
Фал не выпущен полностью за 5 м до крыши 10
Каждое касание кегли о поверхность крыши 2
Кегля сброшена вне крыши 30
Небезопасный маневр, нарушение или действие до, во время и после выполнения упражнения 300
Посадка вне 10-метровой зоны посадки 30
Не подписаны схема зоны поиска и/или карта 5

*Если судьи видят вертолет, пролетающий вне 500 метровой зоны выходных ворот, они останавливают часы, когда вертолет пересекает продолжение линии ворот с левой или правой стороны. Если судьи не видят вертолет, вылетающий из зоны поиска, участник штрафуется 50 очками.

**Максимальный штраф за один поворотный пункт 20 очков.


6.2. Спортивная дисциплина № 2 (полет на точность)


6.2.1. Описание дисциплины.

Упражнение выполняется двумя участниками одновременно на параллельных площадках. Полет выполняется на постоянной малой высоте с маневрами на площадке. Перечень возможных вариантов направления разворотов на 360о приведен в пункте 6.2.10 настоящих правил, и вариант жеребьёвки объявляется директором соревнования на общем брифинге. Площадка должна разбиваться против ветра.

6.2.2. Общие требования.

Все двери должны быть установлены на вертолет и закрыты. Выпуклые двери кабины, сертифицированные изготовителем, могут использоваться. Устанавливать в дверях специальные выпуклые блистера запрещается.

Члены экипажа находится внутри вертолета, на своем месте в нормальном положении. Участники до начала соревнований устанавливают на вертолет приспособления для крепления грузов и метки для определения точности посадки на обе стороны фюзеляжа, лыжи или колеса. Когда вертолет находится на земле, нижние концы этих приспособлений касаются поверхности земли. На конце каждого приспособления находится петля для крепления груза. Каждое приспособление должно выдерживать вес не менее 5 кг. Место крепления удлинителя для короткого груза на фюзеляже под сидением пилота должно быть четко обозначено. Во время утреннего брифинга участникам будет сообщено время прибытия вертолетов на линию предварительного старта «Р».

6.2.3. Маршрут полета (Приложение № 5).

6.2.3.1. Площадка представляет собой два параллельных коридора, размеченных на земле, длиной 50 м и шириной 1 м. Все размеры даны по внешним границам линий. Расстояние между коридорами не менее 60 м.

В начале и в конце каждого коридора, слева и справа, размечены перпендикулярные коридоры длиной по 10 м в обе стороны. В их торцах устанавливаются флажки с шагом 10 м (три между двумя площадками и по два с внешних сторон площадок). Эти дополнительные коридоры и флажки призваны помочь пилотам удерживать вертолет в квадрате 1×1 м при выполнении разворотов в начале или конце коридоров. Линии прибытия «A» находятся на расстоянии 20 м от концов каждого коридора. Ширина каждой линии прибытия 5 см, а длина такова, что её концы хорошо видны обоим членам экипажа.

6.2.4. Контроль высоты полета (Приложение № 6).

Шнуры с грузами или цепями, или комбинация одних и других, прикрепляются к вертолету судьями/помощниками судей: короткий — к фюзеляжу вертолета под сидением пилота и длинный — к задней части лыжи (заднему колесу) с противоположной от пилота стороны, как можно дальше от первого груза. Длина короткого груза — около 2 метров и длинного груза — точно 3 метра, считая от нижней точки шасси (лыжи или колеса) до нижней точки груза. Для лучшего распознавания грузы/цепи окрашиваются в красный или оранжевый цвет. Длина короткого груза варьируется в зависимости от типа вертолета. Важно, чтобы разница между нижними точками обоих грузов составляла точно 1 метр (Приложение № 7).

6.2.5. Предварительный старт.

Участник подлетает на линию предварительного старта «Р».

Судьи закрепляют грузы в приспособлениях для крепления, установленных участником до начала соревнований, и проверяют размещение отметок для определения точности посадки, которые участники наносят на фюзеляж, лыжи или колеса (на обе стороны вертолета) по своему выбору.

На линии предварительного старта «Р» экипажу можно поднять вертолет и зависнуть, при этом член экипажа может находиться как внутри вертолета, так и на земле, с тем, чтобы показать летчику высоту вертолета над землей и положение грузов. Разрешается выполнить один разворот влево и один разворот вправо на 360о, чтобы убедиться, что грузы прикреплены надежно. После этого вертолет должен снова приземлиться.

Судьям не разрешается подавать экипажу какие-либо знаки во время этой процедуры.

6.2.6. Исполнительный старт.

При освобождении стартовой позиции участник по знаку судьи перемещается с предварительного старта «Р» на линию «D». После знака пилота или члена экипажа о готовности и при условии, что площадка уже освобождена предыдущим участником, судья дает сигнал старта отмашкой зеленым флажком или другим установленным знаком. (Система подачи сигнала должна быть продемонстрирована участникам на утреннем брифинге). С отмашки флажком производится отсечка времени.

6.2.7. Полет на площадке.

После сигнала судьи участники выполняют полет по размеченному на земле маршруту на высоте 2-3 м, удерживая нижний груз на земле, а верхний — над землей.

Участники проходят коридор пять раз. Первый раз — от линии «D» вперед с выполнением в конце коридора разворота на 360о. Второй раз: после выполнения разворота вертолет перемещается назад, к началу коридора, где выполняет разворот на 90о. Третий раз: после разворота на 90о, вертолет выполняет боковое смещение и в конце коридора выполняет второй разворот на 360о. Четвертый раз вертолет выполняет боковое смещение к началу коридора, где выполняет разворот на 90о. Пятый раз вертолет перемещается вперед и производит посадку с одной попытки точно на линию прибытия. Скользящие и двойные посадки штрафуются.

Участники должны выполнить развороты на 360о вокруг своей вертикальной оси, один из разворотов — по часовой стрелке, второй — против часовой стрелки. Минимальное время каждого разворота — 15 с.

Первый разворот на 90° выполняется против часовой стрелки, второй разворот на 90° — по часовой стрелке.

6.2.8. Измерения.

Нарушения коридоров и высоты фиксируются по времени с накоплением с точностью 0,1 секунды. Суммарное время нарушений округляется до ближайшей десятой секунды.

Граница коридора считается нарушенной, если точка подвески короткого груза (длиной 2 метра) выйдет за пределы границы коридора, размеченного на земле.

Нарушениями высоты считаются касание о землю короткого груза и отрыв от земли длинного груза длиной 3 метра.

Измерение на линии посадки производится от переднего края меток, установленных на вертолет (лыжи или фюзеляж), до ближайшего края пятисантиметровой линии прибытия. Если передний край метки попадает в пределы пятисантиметровой линии прибытия, штрафные очки не начисляются (Приложение № 8).

Если метки установлены на фюзеляже или над уровнем земли, для точности измерений следует пользоваться отвесом.

6.2.9. Отсечка времени.

Отсчет времени полета начинается по сигналу судьи на исполнительном старте и заканчивается в момент первого касания земли органами приземления.

6.2.10. Варианты направлений разворотов на 360o:

6.2.10.1. Первый разворот — по часовой стрелке, второй — против часовой стрелки.

6.2.10.2. Первый разворот — против часовой стрелки, второй — по часовой стрелке.

6.2.11. Одинаковые результаты

Если два или несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа с меньшим временем полета.

6.2.12. Подсчет результата.

300 очков — штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат — 0 очков за упражнение.

6.2.13. Поверхность для разметки площадки должна быть ровной. Коридоры и места посадки должны находиться на одном уровне с остальной поверхностью площадки.

6.2.14. Оценка спортивной дисциплины № 2 (Таблица № 6).

Таблица № 6. Нарушения и штрафные очки

Нарушения Штрафные очки
Выход точки подвески короткого груза за границы коридоров, за каждую десятую секунды* 0,1
Отрыв длинного груза от земли, за каждую десятую секунды* 0.1
Касание коротким грузом земли, за каждую десятую секунды* 0,1
Выполнение разворота на 3600 менее чем за 15 с.** 15
Разворот выполнен не в заданном направлении 10
За каждое отклонение курса более чем на 300 10
Каждая десятая секунды свыше установленного времени — 2 мин. 15 с. (135 с.) 0,1
За пропуск любого маневра 25
За отклонение при посадке*** 0-120
Двойная посадка (после касания любой частью вертолета о землю — после отсечки общего времени полета — вертолет полностью отрывается от земли перед следующем касанием) 25
Скольжение при посадке (видимое или измеримое движение вперед, или поворот фюзеляжа, лыж, колес после первого касания о землю) 25
Обрыв груза во время полета по вине экипажа 30

*Округляется до ближайшей десятой секунды.

**Продолжительность разворота менее или равна 14,94 с.

***Замеряются расстояния от каждой лыжи (от меток на лыжах/фюзеляже — примеч. пер.) до ближайшего края 5-ти сантиметровой линии прибытия в см и складываются вместе из расчета 1 штрафное очко за каждый сантиметр. Максимальный штраф — 120 очков. Десятая часть сантиметра округляется до следующего полного сантиметра.


6.3. Спортивная дисциплина № 3 (развозка грузов)


6.3.1. Описание дисциплины.

Упражнение выполняется двумя участниками на двух параллельных площадках одновременно. Упражнение предусматривает выполнение полета на точность с грузом, прикрепленным к фалу, при этом используется разная длина фала — 4, 6 и 8 метров; полетное время составляет 60 с.

6.3.2. Общие требования.

Дверь со стороны пилота должна быть закрыта. Запрещается устанавливать в дверях специальные блистера выпуклой формы. Запрещается использование наружных зеркал и других технических приспособлений, таких как радиовысотомеры. Нарушение влечет за собой дисквалификацию экипажа. Экипаж должен быть правильно пристегнут привязными страховочными ремнями. Член экипажа должен сидеть в нормальном положении, обе его ноги должны находиться в кабине. Во время утреннего брифинга участникам будет сообщено время прибытия вертолетов на линию предварительного старта «Р».

6.3.3. Исполнительный старт.

Когда старт освобождается, ответственный судья дает команду очередным участникам переместиться вперед с линий предварительного старта «Р» на линии исполнительного старта «D». Вертолеты должны произвести посадку перед линиями исполнительного старта. Помощники судей вручают членам экипажа грузы с прикрепленными к ним фалами. На каждом фале находятся 3 красных флажка на расстоянии 4, 6 и 8 метров от верха груза. Имеются также два дополнительных деревянных шарика, чтобы за них можно было держаться, установленные на расстоянии 20 см над красными флажками (Приложение № 9).

На конце фала, на расстоянии 20 см от флажка, обозначающего 8 метров, устанавливается скоба. Груз остается снаружи вертолета на земле. Член экипажа должен удерживать конец фала за шарик или скобу в соответствии с заданной длиной фала.

По знаку о готовности от летчиков (или членов экипажа) судья дает старт участникам отмашкой флагом или с помощью другой сигнальной системы. (Такая система должна быть продемонстрирована участникам на брифинге). Время полета по упражнению отсчитывается с момента отмашки.

6.3.4. Полет на площадке.

Летчики производят взлет и после прохождения ворот «D» (обозначенных флажками) направляются к входным воротам. Член экипажа должен пронести груз через ворота «D», входные ворота и опустить его в контейнеры. Фал должен быть полностью выпущен и свободен от узлов до пересечения линии исполнительного старта «D». Летчик направляет вертолет к первой площадке с контейнером, и член экипажа опускает груз в первый контейнер. Фал удерживается членом экипажа за шарик или скобу, расположенные над соответствующим красным флажком, при этом обе руки члена экипажа должны быть видны. Разрешается манипулировать фалом при условии, что он не будет укорачиваться или удлиняться. После опускания груза в первый контейнер член экипажа стравливает фал на необходимую длину для захода на второй контейнер и затем вынимает груз из контейнера. После этого летчик направляет вертолет к следующей площадке. Член экипажа должен пронести груз через входные ворота и опустить груз во второй контейнер. После опускания груза во второй контейнер член экипажа стравливает фал на необходимую длину для захода на третий контейнер и затем вынимает груз из контейнера. После опускания груза в третий контейнер и сброса фала вертолет должен покинуть площадку через выходные ворота.

6.3.5. Отсечка времени.

Отсчет времени полета начинается по сигналу судьи на исполнительном старте и заканчивается в момент сброса груза в последний контейнер, а именно сброса фала членом экипажа. Максимальное время полета — 60 с.

6.3.6. Одинаковые результаты.

Если несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа, показавшего минимальное время полета.

6.3.7. Подсчет результатов.

300 очков — штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат — 0 очков за дисциплину.

6.3.8. Оценка спортивной дисциплины № 3 (Таблица № 7).

Таблица № 7. Нарушения и штрафные очки

Нарушения Штрафные очки
Фальстарт, взлет раньше сигнала судьи 10
Каждая десятая секунды свыше установленного общего лимита времени 0,1*
Касание грузом внешней стороны контейнера и его верхней части, за каждое (штраф не начисляется, если после касания верхней части груз опущен в контейнер) 3
Касание грузом земли между линией «D» и контейнерами, за каждое 10
Не опускание груза в контейнер, за каждый 50
Потеря груза на площадке 300
Опускание груза на неправильной длине фала, фал укорочен или удлинен, за каждое нарушение 20
Экипаж не сидит или не пристегнут 50
Фал не выпущен на полную длину или имеет узлы в момент пересечения линии «D» или вынимания груза из контейнеров, за каждое нарушение 20
Нос вертолета пересекает выходные ворота позже, чем другие части вертолета, или вертолет вообще не проходит ворота 10
Не проход груза через ворота «D» 10
Не проход груза через входные ворота или пронос груза выше входных ворот, за каждое нарушение 15

*Дисквалификация (черный флаг), если общее время превышает 5 мин.

6.3.9. Зона соревнований состоит из двух параллельных площадок, расстояние между которыми 30 метров. Элементы каждой площадки (Приложение № 10):

  • а) линия предварительного старта «Р»: два флажка на расстоянии 5 м друг от друга;
  • б) линия исполнительного старта «D»: два флажка на расстоянии 3 м друг от друга; размещена на расстоянии 30 м от линии предварительного старта «Р»;
  • в) трое входных ворот: внутренняя ширина — 1 м, образуются двумя штангами высотой 2 м;
  • г) три площадки для контейнеров: каждая площадка — квадрат 40×40 м, четко обозначена, первая площадка — на расстоянии 20 м от линии исполнительного старта «D».
  • д) три контейнера: размещаются в пределах площадки для контейнеров и заполняются водой или другим тяжелым материалом для предотвращения опрокидывания.
  • е) Размеры каждого из контейнеров:
    • высота — не более 1,2 м;
    • диаметр отверстия контейнера — 48 см +/- 2 см.
  • ж) Размеры груза:
    • диаметр — 30 см;
    • высота — 0,8 м — 1 м;
    • вес груза (регулируется заполнением водой или песком):
    • 5,5 — 6,5 кг;
    • длина фала — 8,2 м от верха груза до скобы;
    • три красных флажка на расстоянии 4, 6 и 8 метров от верха груза;
    • деревянные шарики на расстоянии 20 см над красными флажками, обозначающими 4 и 6 метров.

Контейнеры и грузы изготавливаются из любого материала любого цвета, при этом они должны быть одинаковыми.


6.4. Спортивная дисциплина № 4 (слалом)


6.4.1. Описание дисциплины.

Упражнение выполняется двумя участниками одновременно на параллельных площадках. Упражнение включает в себя полет на точность с проносом ведра, прикрепленного к фалу, дважды через шесть пронумерованных ворот с последующей установкой ведра в центр стола. Дверь со стороны пилота должна быть закрыта.

Полетное время ограничивается 2 мин 15 с (135 с).

6.4.2. Подготовка.

Дверь со стороны пилота должна быть закрыта, а со стороны члена экипажа снята с вертолета. Экипаж должен быть пристегнут привязными страховочными ремнями. Член экипажа (оператор) должен сидеть в нормальном положении на сиденье, обе его ноги должны находиться в кабине.

Участники прибывают на предварительный старт и ожидают, пока предыдущие участники не закончат выполнение упражнения.

По сигналу судей вертолеты перемещаются на линию исполнительного старта. Судьи, помощники судей вручают каждому члену экипажа фал с закрепленным на нем пустым ведром. Уровень воды в ведре после набора определяется 9 отверстиями, просверленными в его стенке. Диаметр каждого отверстия — 1 см, центр отверстий расположен на расстоянии 13 см от основания ведра (Приложение № 11).

Член экипажа держит фал в руке, сидя на своем месте рядом с пилотом в нормальном положении, правильно пристегнутый ремнями безопасности. Члены экипажа не имеют права вставать. Фал размещается на полу кабины и удерживается между обрезом двери и лыжами или за лыжами, если они имеются.

6.4.3. Старт.

После сигнала о готовности со стороны пилотов или членов экипажа судья дает старт участникам отмашкой флагом или с помощью другой сигнальной системы. (сигнальная система должна быть продемонстрирована участникам на брифинге). Вертолеты производят взлет с линии исполнительного старта, при этом ведро находится на земле, а оператор удерживает фал выше первого красного флажка (3 м).

Пилот выполняет подлет к бочке с водой. Оператор наполняет ведро водой.

Разрешается манипулирование фалом при условии, что он не будет укорачиваться ниже первого красного флажка любой частью тела. После наполнения ведра водой пилот набирает высоту, а член экипажа выпускает 5-метровый фал. Пилот направляет вертолет к первым воротам, а член экипажа удерживает фал за шарик. Обе его руки должны быть видны.

6.4.4. Площадка и ворота (Приложение № 12).

Шесть пронумерованных ворот размещаются на площадке, при этом полет производится последовательно от 1-х ворот к 6-ым и в обратном порядке к 1-ым. Направление прохода каждых ворот и точное местоположение 5-х и 6-х ворот будут определены жеребьевкой, которую проводит главный судья на общем брифинге. Стрелки-указатели будут установлены на земле.

Ворота считаются пройденными правильно, если верх ведра прошел ниже верха стоек. Если ведро не прошло ворота, то прежде чем повторить попытку, оно должно вернуться назад вокруг внешней стороны стойки. Разрешаются повторные попытки для правильного прохождения ворот. Судья засчитывает проход или не проход ворот после того, как ведро уходит к другим воротам.

6.4.5. Выход с площадки и стол (Приложение № 13).

После прохождения 1-х ворот во второй раз член экипажа выпускает 11-метровый фал, и летчик набирает высоту. Фал должен быть выпущен полностью и свободен от узлов до границы круга радиусом 5 м, центром которого является центр стола.

При заходе на стол член экипажа удерживает фал за скобу на его конце. Разрешается манипулирование фалом, при условии, что он не будет укорачиваться ниже верхнего флажка любой частью тела. Обе руки члена экипажа должны быть видны.

Ведро должно быть поставлено в пределах или как можно ближе к центру стола, обозначенного кругом диаметром 30 см, за одну попытку, после чего фал сбрасывается.

6.4.6. Отсечка времени.

Отсчет времени полета начинается по сигналу судьи на исполнительном старте и заканчивается в момент сброса фала над столом.

6.4.7. Измерения.

Выход основания ведра за пределы центра стола (круга диаметром 30 см) штрафуется.

Вода, оставшаяся в ведре, замеряется после того, как участник закончит упражнение.

Замер оставшейся воды будет производиться на столе, после чего ведро снимается со стола, и стол вытирается насухо.

Разница в уровнях воды на старте и на финише оценивается штрафными очками.

Для определения удаления ведра измеряется расстояние от ближнего края ведра до дальнего края центрального круга. Если ведро падает со стола, измерение расстояния от днища ведра до дальнего края центрального круга стола выполняется с помощью отвеса.

6.4.8. Возможные варианты прохода ворот.

Главный судья определяет направление прохода ворот. Возможные варианты прохода ворот — вверх, вниз, влево и вправо, при этом за направление вверх принимается направление снизу к верхнему краю схемы.

Ворота № 1 — всегда вверх при прохождении в первый раз и вниз — во второй раз.

Ворота № 2, № 3, № 4 — всегда влево или вправо.

Ворота № 5, № 6 — вверх или вниз, ворота № 6 проходятся только один раз.

Местоположение ворот № 5, № 6 может меняться в пределах 30 м по ширине площадки.

Все варианты одинаковы для обеих площадок.

6.4.9. Одинаковые результаты.

Если несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа, показавшего минимальное время полета.

6.4.10. Подсчет результатов.

300 очков — штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат — 0 очков за дисциплину.

6.4.11. Оценка спортивной дисциплины № 4 (Таблица № 8).

Таблица № 8. Нарушения и штрафные очки

Нарушения Штрафные очки
Фальстарт, взлет раньше сигнала судьи 10
Прохождение ворот в ином порядке или в ином направлении 20
Непроход ворот ведром или ведро пронесено выше стоек ворот 10
Выход ведра за пределы центра стола диаметром 30 см 10
Выход ведра за пределы окружности диаметром 60 cм, обозначенной на столе 20
Выход ведра за пределы площадки 185×50 м 10
Уровень воды, отсутствие каждого мм* 0,1
За каждую десятую секунды, затраченную на выполнение дисциплины свыше 135 секунд** 0,1
Установка ведра вне стола* 80
Потеря ведра во время полета 300
Фал не выпущен полностью перед входом ведра в 5 м круг 10
Каждая лишняя попытка поставить ведро на стол 15
Члены экипажа не сидят или не пристегнуты (обе руки и ноги не видны) 50
Фал укорочен или удлинен, имеет узлы или удерживается ниже красного флажка, за каждое нарушение 30

*Если ведро упало со стола или установлено на землю, любое количество оставшейся в нем воды будет замерено, и за ее утерю будут начислены обычные штрафные очки.

**Дисквалификация (черный флаг), если общее время превышает 4 минуты.

6.4.12. Размеры площадки и оборудования:

Площадка для выполнения дисциплины — прямоугольник размером 185×130 м, где маркируются 2 площадки.

Двенадцать ворот — образованы двумя стойками высотой 2 м, ширина ворот в чистоте — 1 м.

Два круглых стола диаметром 1 м и высотой 1 м. В центре каждого стола — черный круг диаметром 30 см, второй круг диаметром 60 cм, окрашен в белый цвет, и оставшаяся поверхность стола красного цвета. Поверхность стола должна быть гладкой, на ней не должно быть никаких отверстий.

Два фала с тремя красными флажками: 1-ый крепится на высоте 3 м, 2-ой— на высоте 5 м и 3-ий — на высоте 11 м. В 20 см над 2-м флажком (5 м) находится шарик, который служит для удержания фала, и на конце фала прикреплена скоба (ручка), за которую фал удерживается над столом. (Скоба (ручка) в длину фала не входит).

Два ведра из прочного материала цилиндрической формы емкостью 4 литра +/- 2% с максимальным полным весом 7,0 кг.

Два контейнера для воды емкостью прибл. 200 л, высотой от 80 см до 100 см с диаметром отверстия 55 см — 70 см. На внутренней поверхности контейнера от верхнего края нанесена полоса шириной 10 см для контроля уровня воды. Контейнер заполняется водой до 10 см полосы.

Ведро металлическое цилиндрической формы, окрашено в черный цвет, емкостью 6,5 литров ± 2% .

Вертолет должен быть оборудован СПУ и привязными страховочными ремнями.


6.5. Спортивная дисциплина «Многоборье»


6.5.1. Определяется в зачете по наибольшей сумме очков, начисленных экипажу по четырем спортивным дисциплинам. Спортивные дисциплины: № 1 — навигация, № 2 — полет на точность, № 3 — развозка грузов, № 4 — слалом.

6.5.2. При одинаковом количестве очков, начисленных нескольким экипажам, лучшее место в многоборье присуждается экипажу, имеющему наименьшую сумму занятых мест по четырем дисциплинам программы соревнований (спортивные дисциплины: № 1 — навигация, № 2 — полет на точность, № 3 — развозка грузов, № 4 — слалом).


6.6. Спортивная дисциплина «Командные соревнования»


6.6.1. Команда состоит из двух экипажей, в каждом экипаже два спортсмена — летчик и оператор (второй пилот).

6.6.2. Определяются по наибольшей сумме очков, начисленных экипажам команды по четырем дисциплинам программы соревнований (спортивные дисциплины: № 1 — навигация, № 2 — полет на точность, № 3 — развозка грузов, № 4 — слалом).

6.6.3. При одинаковом количестве очков, начисленных нескольким командам, лучшее место присуждается команде, имеющей наименьшую сумму занятых мест по четырем видам программы соревнований (спортивные дисциплины: № 1 — навигация, № 2 — полет на точность, № 3 — развозка грузов, № 4 — слалом).


6.7. Спортивная дисциплина № 5 (фристайл)


6.7.1. Целью проведения соревнований, по необязательному упражнению программы «фристайл», является демонстрация максимальной маневренности вертолета и высочайшего уровня летного мастерства.

6.7.2. Определяется в зачете на отдельный приз.

6.7.3. Не является обязательной дисциплиной, не идет в зачет многоборья и командных соревнований.

6.7.4. Может быть использован любой тип вертолета, но при этом все маневры должны выполняться в рамках ограничений, накладываемых инструкцией экипажу и сертификатом годности воздушного судна, и ни в коей мере не нарушать летную безопасность.

6.7.5. Спортсмены могут использовать дымы и/или музыку, чтобы усилить впечатление от своего выступления.

6.7.6. Спортсмены должны составить и представить судейской коллегии краткое и точное описание своего полета не позднее, чем за 48 часов до начала полетов по упражнению.

6.7.7. Судейская коллегия проводит оценку предлагаемой программы полета, и информирует спортсмена о возможных возражениях со своей стороны не позднее, чем за 24 часа до начала упражнения. От спортсмена могут потребовать исключить или изменить какой-либо из элементов полета, который оценивается судьями как небезопасный.

6.7.8. Перед выполнением упражнения должен быть проведен брифинг.

6.7.9. Каждый полет должен продолжаться максимум 4 минуты, но не менее 3 минут 45 секунд.

6.7.10. В спортивной дисциплине № 5 (фристайл) может участвовать любой летчик или экипаж, который оплатил заявочный взнос независимо от того, принимает ли он участие в упражнениях № 1, № 2, № 3, № 4.

6.7.11. Полет по упражнению выполняется в пределах площадки в форме квадрата со стороной 600 м, размеченной на земле полотнищами, расположенными в четырех углах и в центре, и на высоте, не превышающей 300 м (1000 футов) над уровнем земли.

6.7.12. Размеры угловых полотнищ: 5×1 м. Квадрат в центре площадки — 5×5 м.

6.7.13. В каждом углу площадки должны находиться судьи, фиксирующие выходы за ее пределы. Двое судей отвечают за судейство времени полета.

6.7.14. Спортсмен может начинать выступление с земли в любом месте в пределах площадки.

6.7.15. Время отсчитывается с момента взлета.

6.7.16. Спортсмен завершает выступление на земле, в центральном квадрате, после исполнения своей 4-х минутной программы. Отсечка времени производится в момент касания вертолетом земли в соответствии с представленной программой.

6.7.17. Для судейства спортивной дисциплины № 5 (фристайл), главный судья выбирает из состава судейской коллегии опытных судей. Возможно включение в судейство делегатов FAI, члены жюри не участвуют в судействе.

6.7.18. Оценка спортивной дисциплины № 5 (Таблица № 9).

Таблица № 9. Нарушения и штрафные очки*

Нарушения Очки
Уровень сложности программы 0-70
Летная техника / мастерство 0-70
Общее впечатление 0-60
Штраф за нарушение границ площадки (за каждое) 20
Полет над зрителями дисквалификация
Штраф за время более 240 секунд или менее 225 секунд, за каждую секунду 1

*Самое высокое и самое низкое количество очков отбрасываются, вычисляется среднее арифметическое оставшихся оценок, из которого отнимаются штрафные очки.


Правила вида спорта «Вертолетный спорт»