Новости

«Авиадартс-2014»: мирный конкурс, международные планы.

Международный конкурс по воздушной выучке летных экипажей авиации «Авиадартс-2014» и его Всероссийский этап с участием самолетов и вертолетов Военно-воздушных сил РФ официально открылся 21 мая на базе Военно-воздушной академии в Воронеже. Этап продлится до 26 мая. Соревнования прошли под руководством главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-лейтенанта Виктора Бондарева.

Корреспондент РИА Новости провел несколько дней в компании лучших летчиков страны, главнокомандующего ВВС РФ и министра обороны и проследил за тем, как выбирали главных авиационных асов России, которым предстоит защищать честь страны на международном этапе соревнований в июле.

Многодневная гонка авиаторов

Впервые такой конкурс проводился летом 2013 года в Липецке с участием лучших летчиков Вооруженных сил РФ. В этом году асы соревнуются на базе Липецкого авиацентра, где базировалась истребительная авиация, аэродрома «Балтимор» в Воронеже, где из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы может базироваться только армейская авиация, потому что вертолеты не требуют разгона перед взлетом, и полигона «Погоново» в Воронежской области, где происходило основное действо. Военно-транспортная авиация базировалась на аэродроме в Рязанской области, куда журналисты, к сожалению, не попали, но это не помешало им проследить за точностью отработки авиагигантами своих миссий на конкурсе.

Накануне открытия Всероссийского этапа соревнований, МИД Украины переполошился от сообщений ряда СМИ о подготовке «масштабных учений» ВВС РФ «Авиадартс» в недалеких от их границы районах в период перед выборами президента страны и призвал Россию отменить «Авиадартс», считая, что это способствует эскалации обстановки.

Главком ВВС РФ поспешил ответить соседям, что «они лезут не в свое дело», прося о подобном, и популярно пояснил, что же такое конкурс «Авиадартс» и для чего он нужен.

Воздушная выучка, которую призваны продемонстрировать на соревнованиях, — это комплекс навыков летчиков ВВС по ведению боевых действий в различной обстановке и уровень его профессиональной подготовке. Это своего рода показательные выступления летчиков с боевой стрельбой по мишеням.

К слову, о времени проведения одного из этапов «Авиадартса-2014» стало известно задолго до озвучивания планов о проведении досрочных выборов президента Украины. А цель этого конкурса не испугать соседей, а развить системы боевой подготовки летчиков, состязательность и популяризация военной службы, чем активно занимается министр обороны Сергей Шойгу.

Летчики соревнуются в точности стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами, а также в стрельбе из авиационных пушек по наземным целям, мастерски преодолевают систему ПВО, представленную новейшими ЗРПК «Панцирь-С1».

«Авиадартс» — не просто соревнования, это марафон — уже за несколько месяцев до Всероссийского этапа международного конкурса летчики всех военных округов, видов и родов авиации начали подготовку и отборы участников, которые представят их на общероссийском отборе. В финальный этап соревнований ВВС РФ вышел 71 экипаж истребительной, штурмовой, бомбардировочной, дальней, военно-транспортной и армейской авиации.

Как сообщал официальный представитель ВВС РФ полковник Игорь Климов, российская военная авиация будет представлена самолетами штурмовиками Су-25СМ, Су-25, истребителями МиГ-29СМТ, МиГ-29, Су-27СМ, Су-27, Су-24, Су-34, транспортниками Ил-76МД, ракетоносцами Ту-22М3 и вертолетами Ка-52, Ми-24, Ми-28Н, Ми-8МТ, Ми-8МТВ5.

Но прежде чем сесть за штурвалы крылатых и винтокрылых машин мастера авиационного дела должны были сдать нормативы по теоретической и физподготовке.

Активная фаза Всероссийского отбора началась 24 мая на полигоне «Погоново» в Воронежской области — гостям, судьям и главному арбитру — министру обороны РФ Сергею Шойгу в этот день предстояло оценить технику пилотирования, мастерство воздушной навигации, элементов воздушной разведки и спецпрограмму «Авиамикс» в исполнении наиболее подготовленных экипажей всех родов авиации.

«Коктейль» для министра

Идея «Авиадартса» принадлежит министру обороны Сергею Шойгу. Именно он был инициатором и вдохновителем первого конкурса военно-воздушного мастерства, который прошел в июне 2013 года. Имевшие успех соревнования прошли еще до более раскрученного в СМИ «танкового биатлона», также придуманного министром. Решено было сделать «Авиадартс» ежегодным.

В день открытия «Авиадартса-2014» 21 мая главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев рассказал журналистам, что идейный вдохновитель конкурса может приехать на активную фазу соревнований и для него подготовлена специальная программа, представляющая всю линейку боевых самолетов и вертолетов ВВС РФ.

Программа, демонстрирующая всю красоту и боевую мощь отечественной военной авиации, получила название «Авиамикс». Как пояснили корреспонденту РИА Новости представители ВВС, участники «выполняют полеты по линии заданного пути с оценкой точности полета, выход на цель в заданное время, фигуры пилотажа одиночного и в составе пары и прохождения»Авиационного слалома«.

Сергей Шойгу прибыл на полигон в вертолете, в сопровождении практически всех своих заместителей, главкома ВВС, а также командующих родов войск, непосредственно связанных и взаимодействующих с авиацией — это Воздушно-десантные войска и войска Воздушно-космической обороны.

Пока порядка 500 гостей мероприятия, не пугаясь жары более чем в 30 градусов, наслаждались авиамастерством и шашлыками на полигоне, к трибунам подлетал»кортеж«из трех вертолетов. Примерно в 14:00 винтокрылый транспорт министра приземлился в облаке пыли на площадку прямо перед трибунами. Комментатор объявил прибытие высокопоставленного гостя, а зрители приветствовали его аплодисментами.

Почти полуторачасовой авиационный»коктейль«, подаренный Шойгу, начался с пролета трех штурмовиков Су-25 с цветными дымами — летчики прошли авиационный слалом. За ними на дистанцию вышел истребитель поколения 4++ Су-35С, скрутивший»Петлю Нестерова«, вираж»в предельном подтягивании«на полном форсаже, перевернутый полет, боевой разворот»Ухо«, две горизонтальные»Бочки«и косую петлю.

»Это тот, у которого еще маленькие крылья?« — интересуется один из гостей.»Нет — это л4++« — почти пятое поколение», — отвечает его спутник.

Су-35 на минимальной скорости в 250 км/ч стреляет неуправляемыми авиационными ракетами С-13 калибра 122 мм — прямое попадание. Зрители, увидев дым от пораженной мишени на горизонте, ликуют.

На очереди четверка истребителей Су-27 пилотажной группы «Соколы России» Липецкого авиацентра.«Соколы» не так раскручены, как их коллеги из групп высшего пилотажа «Русские витязи» и «Стрижи», но часто участвуют в российских и международных показательных выступлениях и срывают овации.«Сушки» исполняют групповую «бочку», «горки».

«Летают красиво», — комментируют зрители, а «Соколы» начинают розыгрыш дуэльной ситуации на встречном курсе. Такие маневры не только помогают отработать элементы пилотажа, но и тренируют летчиков с психологической точки зрения.

Под палящим солнцем зрители начинают доставать зонтики, чтобы создать какую-то тень, особенно трогательно выглядит юноша, бережно прикрывающий свою спутницу черным зонтом.

К групповому бомбометанию приступают тактические истребители-бомбардировщики Су-34, используя 16 осколочных авиабомб — цели поражены.

Впервые в конкурсе участвует сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М3 Дальней авиации ВВС РФ, 14 авиабомбами он осуществляет прямое попадание по параллельным целям.

В небе над «Погоново» появляются фронтовые бомбардировщики Су-24М, за ними воздушный бой разыгрывает пара легких многоцелевых МиГ-29.

Любители авиации чем-то напоминают зрителей футбольного матча — им всегда лучше известно, как самолетам выполнять элементы. Пара знатоков увлеченно обсуждает азимуты и показывают друг другу, как и почему истребителям лучше лететь.

МиГи летят очень близко параллельно друг другу — один в обычном положении, другой — вниз головой, в один момент машины разворачиваются, едва не задевая друг друга, но все хорошо — смотрится эффектно, зрители с восторгом взвизгивают, хлопают, кричат «Молодцы!».

Медленно и плавно над полигоном движется тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. Сразу чувствуется разница с истребителями, кажется, будто транспортник продирается сквозь небесную гладь. В заданный момент основной самолет российских ВДВ начинает выполнять десантирование груза — из грузового отсека появляются парашюты, а за ними и платформа, имитирующая боевую машину.

За ним уже летит первый в мире серийный сверхманевренный истребитель Су-30СМ, исполняя «петлю Нестерова» с поворотом на 90 градусов и восходящую «катушку».

На очереди армейская авиация. Единственная в России пилотажная группа на вертолетах — «Беркуты» представлена на «Авиамиксе» четверкой «Ночных охотников» Ми-28Н. Группа из города Торжок Тверской области демонстрирует эффектный роспуск.

«Ээээ, винты — винты», — волнуется публика.

А перед зрителями уже появляется гигант Ми-26, его участие особенно должно порадовать министра обороны, много лет руководившего МЧС, — этот вертолет выполняет забор и сброс воды и применяется для тушения пожаров с воздуха.

Над полигоном пролетают воздушные «рептилии» — вертолеты Ми-24 «Крокодил», а затем Ка-52 по кличке «Аллигатор» — они выполняют залпы противотанковых управляемых ракет.«Вот это мощь», — слышится из толпы, когда «Аллигатор» выполняет «горку» хвостом вперед.

Самый долгожданный участник спецпрограммы в рамках «Авиадартса» — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. Этих истребителей пятого поколения пока всего шесть, один уже проходит госиспытания на полигоне ГЛИЦ ВВС в Ахтубинске Астраханской области, скоро к нему присоединится второй. Главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев уверяет, что на вооружение запущенный в серию Т-50 поступит в 2016 году. Некоторые зрители не знают, что Т-50 — это перспективный боевой самолет, и по аналогии с Т-34 и Т-90 воспринимают это название как танк.

Замыкают линейку самолетов — легкие учебно-боевые Л-39, закупленные некогда в Чехии, выполняют «авиационный слалом», которым начиналось представление в исполнении Су-25. И напоследок под бурные аплодисменты снова «машет зрителям крылом» Т-50.

Гордость за летчиков

Пожалуй, больше всех за результаты переживает главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев — это его летчики, ему за них отвечать. Генерал остался доволен, в особенности положительным впечатлением от представленной программы министра обороны.

«Самое приятное, что товарищ министр оценил качество техники пилотирования и боевого применения. Если министр сказал»спасибо«, значит впечатление хорошее», — сказал он журналистам.

«Я горжусь своими летчиками», — добавил главком: «Больше всего удивила армейская авиация — хорошо стреляли».

Сам Шойгу из-за насыщенного графика уделить внимание прессе не смог, но улетал с полигона с улыбкой на лице, несмотря на то что несколько часов на жаре следил за воздушными асами, а потом с гордостью вручал лейтенантские погоны 17 ефрейторам первого набора научной роты ВВС, пожелавших продолжить службу в Вооруженных силах РФ.

Судейство конкурса производится специальной бригадой, а чистота выполнения контролируется беспилотниками.

«Оценка теоретической подготовки производится по результатам индивидуального тестирования на технических средствах обучения, воздушная навигация — по точности и времени выхода на контрольный ориентир или поворотный пункт маршрута, а визуальная воздушная разведка — по количеству обнаруженных наземных объектов в районе поиска и точности определения координат объектов», — пояснил корреспонденту РИА Новости представитель судейской бригады.

Важным элементом, который оценивали уже в заключительный день Всероссийского этапа соревнований, было преодоление систем ПВО.

«Экипажам выставляются баллы в зависимости от дальности их нахождения от средства ПВО в момент выполнения электронного пуска», — объяснили судьи.

Результат выполнения группового воздушного боя оценивают по системе баллов — по принципу «Бой выигран», «Бой проигран».

Как отметил генерал Бондарев, «все результаты запечатлены на камеры, их будут анализировать, на данный момент ниже оценки»хорошо«не было».

Нет претензий у главкома и к технике.«Оценка промышленности очень высокая, пока не было ни одного отказа. В такую температуру, с таким напряжением работы все работало штатно, без замечаний», — сказал он.

Ожидание итогов и международного этапа

После этапа боевого применения, судьи поедут «на мишени», посмотрят, кто стрелял точнее, подсчитают баллы, к этому добавят «теорию» и результаты сдачи нормативов по физподготовке. Победители этапа продолжат гонку в июле. С 20 по 26 июля пройдет заключительный — международный этап авиачемпионата. К сожалению, от участия в нем отказалась сборная ВВС Франции. Но есть шанс, что на будущие годы в «Авиадартс» вовлекутся другие страны, ведь в качестве наблюдателей этим летом в Россию приедут делегации Египта, Пакистана и Индии.

«Количество участников на международном этапе, конечно, расширится. Будут белорусы, казахи, китайцы. Авиация ФСБ, МЧС, МВД, планируем пригласить морскую авиацию», — поделился с журналистами руководящий соревнованиями главком ВВС РФ.

К участию планируется привлечь Су-24, палубные истребители Су-27 и МиГ-29, но упрощать условия участия для авиации ВМФ не планируется.

Изменится и система мишеней на международном этапе. По словам начальника отдела полигонов ВВС Игоря Зацепина, они обновятся и количество их увеличится, главное, чтобы они имитировали реальную авиа и бронетанковую технику противника.

Уровень призового фонда международного этапа также вырастет: если на российском этапе — это будут телевизоры, телефоны и компьютеры, то с международного — «победители уедут на своем транспорте», — пообещал главком Бондарев.

Источник.

26 мая 2014 г.