Парашюты
Парашют в переводе с французского — устройство, предотвращающее падение.
Спортсмены-парашютисты прыгают с парашютами типа «крыло» — у них прямоугольная форма и аэродинамические свойства, как у крыла самолета.
Для обучения начинающих парашютистов, для спасения людей в случае аварийного покидания воздушного судна (самолетов, вертолетов, дельтапланов, парапланов, воздушных шаров), а также для десантирования военных, грузов и техники, чаще применяются круглые парашюты — они надежнее и проще в управлении.
История создания парашюта
Принцип парашюта был впервые сформулирован в XIII веке Роджером Беконом. В сочинении «О секретных произведениях искусства и природы» он признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности.
Леонардо да Винчи развил эту идею. В его рукописях есть рисунок парашюта пирамидальной формы и надпись: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Поверхность такого устройства равна примерно 60м2. Эти данные близки современному круглому парашюту.
Рисунок Леонардо да Винчи
Дальнейшее развитие парашютов было связано с развитием воздухоплавания. Частые катастрофы несовершенных аэростатов побудили изобретателей заняться изобретением аппарата для благополучного спуска человека с высоты. В 1783 французский физик Себастиан Ленорман изготовил и испытал такое устройство, прыгнув с обсерватории. Он назвал свое изобретение «парашют» — произведение от двух слов: греческого «para» и французского «chute», что обозначает «против падения».
В течение XIX века прыжки с парашютом были популярны на праздниках и народных гуляниях. Парашюты совершенствовались, но существенных изменений не было.
Ситуация изменилась с развитием авиации в XX веке. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. Именно ранцевые парашюты и используются сейчас для спасения летчиков, выброски военных и спасателей, доставки грузов и продовольствия, а также для спортивных прыжков.
Глеб Евгеньевич Котельников со своим изобретением
Применяемые в настоящее время парашюты разделяются на группы:
- людские — тренировочные, спортивные и спасательные для безопасного снижения в воздухе, приземления или приводнения людей;
- грузовые — для безопасного спуска на землю десантируемых с самолета грузов;
- тормозные — для торможения различных тел, движущихся в воздушной среде;
- специального назначения — для стабилизации движения различных тел в воздухе, безопасного спуска космических аппаратов и других целей;
- вспомогательные — для обеспечения надежности работы куполов основного назначения.
Тренировочные и спортивные парашюты разделяются на круглые (в форме полусферы) и парашюты типа «Крыло».