ПО-16: Методика регулировки строп
Методика регулировки строп (рис. 1)
Рис. 1. Регулировка длин строп купола
Перед началом регулировки строп необходимо осмотреть парашют и проверить длину основных строп. Основные стропы делятся на центральные, закрепленные на силовых нервюрах парашюта, и боковые — на боковых нервюрах. Центральные основные стропы делятся на четыре ряда, в каждом ряду по шесть строп:
Боковые стропы: 4П, 4Л, 5П, 5Л, 12П, 12Л, 13П, 13Л.
Цель регулировки строп, учитывая вес парашютиста и особенности его управления парашютом, — получить наилучшие спортивные характеристики парашютной. системы.
При регулировке длина строп измеряется от колец на свободных концах подвесной системы до нижнего полотнища по силовым лентам клиньев. Хорошие спортивные характеристики парашюта достигаются при длине строп
В основу регулировки берется длина первого ряда центральных строп, которая должна быть не менее 2800 мм.
Устойчивость парашютной системы во всем диапазоне работы стропами управления зависит от размеров длин боковых строп, прикрепленных к боковым нервюрам парашюта, а также от длины дополнительных строп управления. Длина боковых строп измеряется от колец до нижнего полотнища парашюта, длина дополнительных строп управления — от коуша до задней кромки парашюта.
Длина боковых строп зависит от длины каждого ряда основных строп парашюта.
Длина строп 4Л и 4П должна быть на 100 мм больше длины основных строп первого центрального ряда. Длина этих строп влияет на управляемость парашютной системы, особенно в условиях повышенной турбулентности воздушной массы. Длина строп 5Л и 5П должна быть на
Длина строп 12Л и 12П должна быть на
Для парашютистов массой
Изменение длины строп производится развязыванием узлов крепления строп на пряжках свободных концов подвесной системы.
При подборе необходимой длины строп после каждого изменения на
Регулировка дополнительных строп управления куполом производится с целью получения требуемых динамических характеристик парашютной системы, индивидуальных для каждого спортсмена.
Подбирая длину каждой стропы, изменяя их количество и место пришивки к задней кромке купола, можно изменять следующие параметры:
- диапазон хода строп (для эффективного управления парашютной системой);
- время разворота и время перехода парашютной системы с одного скоростного режима на другой;
- радиус разворота;
- путевую устойчивость парашютной системы при движении с минимальной горизонтальной скоростью.
Как регулировка длины основных строп, так и регулировка длины дополнительных строп управления зависит от массы парашютиста. Установленная на парашютной системе
Регулировка хода строп управления (рис. 2, 3). Величина диапазона зависит прежде всего от длины центральной дополнительной стропы управления по отношению к остальным стропам. Укорачивание стропы приводит к уменьшению диапазона. Для спортсменов массой
Необходимо помнить, что динамические нагрузки при введении парашютной системы в действие больше у парашютов, имеющих более короткие центральные дополнительные стропы управления и с расположением их на
Рис. 2. Расположение строп управления на задней кромке купола парашютной системы ПО-16:
1 — первая дополнительная стропа управления; 2 — вторая дополнительная стропа управления; 3 — третья дополнительная стропа управления; 4 — четвертая дополнительная стропа управления; 5 — основная стропа управления; 6 — номера петель для привязки дополнительных строп управления.
Рекомендуемая длина дополнительных строп:
Д1 = 2460 мм; Д2= 2340 мм; Д3= 2300 мм; Д4 = 2520 мм
Рис. 3. Расположение строп управления на задней кромке парашютной системы ПО-16:
А — установка пятой дополнительной стропы управления; 1 — пятая дополнительная стропа; Б, В — варианты крепления дополнительной стропы А для уменьшения радиуса разворота парашюта; Д5=Д2 — (0… 100 мм)
На изменение времени разворота парашютной системы в основном влияет длина строп боковых нервюр (4Л, П; 5Л, П; 12Л, П; 13Л, П).
Уменьшения времени разворота можно добиться также последовательным укорачиванием строп 2, 3, 4 (так называемая «ступенька строп») по следующей схеме:
- длина стропы 1 выбирается базовой (Д1);
- длина стропы 2 — Д2 может равняться длине Д1 — (100… 150 мм);
- длина стропы 3 — Д3 может равняться длине Д2 — (0… 100 мм);
- длина стропы 4 — Д4 может равняться длине Д2 — (0… 100 мм).
Изменение времени перехода парашютной системы с большей горизонтальной скорости на меньшую достигается в основном за счет регулировки длины 3-й стропы.
С уменьшением ее уменьшается и время перехода. Длина этой стропы может изменяться в пределах от +50 до -100 мм. Для парашютистов массой 70-80 кг при недостаточной эффективности остановки парашюта при обработке цели рекомендуется установить
Она привязывается к петле 3, ее длина может быть равной длине Д2 — (0… 100 мм).
Радиус разворота парашютной системы в основном зависит от скоростного режима по траектории снижения. Это необходимо учитывать при построении коробочки для обработки цели.
Следует добиваться такой регулировки строп, которая обеспечивала бы парашютисту возможность выполнения доворотов на цель вокруг оси, близкой к оси тела парашютиста, при выбранном им скоростном режиме. Это частично достигается изменением места крепления дополнительных строп управления на задней кромке парашюта. Целесообразно располагать стропы таким образом, чтобы незаполненный стропами сектор задней кромки парашюта располагался ближе к середине парашюта.
На устойчивость парашютной системы по крену влияет длина строп 5Л, П; 12Л, П; 13Л, П, а также расположение дополнительных строп управления на задней кромке парашюта. Некоторое влияние оказывает также длина 1-й дополнительной стропы управления.
На парашютной системе ПО-16 стропы управления расположены таким образом, чтобы обеспечивалась ее максимальная устойчивость по крену при снижении с минимальной скоростью планирования, близкой к сваливанию парашюта.
На рис.
Рис. 4. Расчет прыжка при обработке цели (ветер до 2 м/с)
Рис. 5. Расчет прыжка при полетной массе системы парашютист-парашют до 100 кг (ветер 8 м/с)
Рис. 6. Расчет прыжка при полетной массе системы парашютист-парашют до 80 кг (ветер 8 м/с)
Рис. 7. График допустимого удаления парашютиста от цели в зависимости от скорости ветра и массы парашютиста