Загрузка купола
Понимание термина «загрузка купола» сделает вас более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет развить навыки пилотирования и увеличит знания о летных характеристиках парашютов.
Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола. Для расчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный «полный» вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 — прим. пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат — и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1. Что эта цифра на самом деле означает?
Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврата на глиссаду — все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка — единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или — если уж на это пошло дело — увеличиваться). Если вы меняете тип купола — с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку — это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются в численном выражении — купол лучше летит по горизонту, быстрее снижается, и становится более агрессивным в разворотах. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок.
Производитель куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем — вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик.
Летные характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до
При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним, и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят
На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с
Еще один фактор — полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленнее, чем тяжелого. Эта диспропорция, опять же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки.
Загрузка влияет на скорости купола — в том числе, на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода в свал.
Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, можно сопоставить данные цифры со своими ощущениями от летных характеристик этих куполов, и использовать информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте также учитывать различия в его форме и конструкции.
Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе, или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками — прежде всего спросите себя: «Умею ли я все, чему меня может научить нынешний купол?». Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полной скорости до глубокого торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если честно отвечаете «да», то следующим шагом будет выяснение своей текущей загрузки, а также загрузки под куполом, который планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным инструктором ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя — а зачем, собственно, хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной парашют. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера — это позволит точно подобрать загрузку, а не быть «
Подсчет текущей загрузки и сравнение ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола!
Автор:
Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) — 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и
Источник: http://skycenter.aero/. Перевод: Федор Мозговой.