Руководство по летной эксплуатации самолета Як-18Т


5. Особые случаи в полете


5.1. Действия пилота при отказе двигателя

1. При отказе двигателя на разбеге до отрыва самолёта пилот должен немедленно перевести РУД полностью на себя, приступить к энергичному торможению самолёта, выключить магнето.

В случае если не удаётся избежать встречи с препятствиями, необходимо торможением одного из колёс развернуть самолёт так, чтобы избежать лобового удара. Если и отворот не обеспечивает возможности избежания удара, закрыть пожарный кран, выключить аккумулятор, аварийно сбросить дверь и убрать шасси.

2. При отказе двигателя в наборе высоты до первого разворота немедленно перевести самолёт на планирование, выключить магнето, генератор, аккумулятор, закрыть пожарный кран, посадку производить прямо перед собой. На выдерживании аварийно сбросить дверь кабины. Если посадка по прямой явно угрожает жизни экипажа из-за возможности лобового удара о препятствие, пилот должен изменить направление посадки.

3. При загорании на приборной доске сигнальной лампы СТРУЖКА В ДВИГАТ. (появление стружки в маслосистеме двигателя) необходимо проверить по показанию приборов температуру и давление масла, обороты двигателя.

Убедившись в нормальной работе двигателя, продолжить полёт, тщательно контролируя параметры работы двигателя.

В случае если один из параметров не будет соответствовать инструкции по эксплуатации необходимо произвести посадку на ближайший аэродром.


5.2. Действия пилота при падении давления масла в двигателе

1. При обнаружении падения давления масла в двигателе пилот должен проверить температуру масла. Если температура масла растёт, то при полёте в районе аэродрома немедленно произвести посадку на аэродром и выключить двигатель.

2. При полёте вне аэродрома произвести посадку на запасной аэродром или выбрать площадку и, сообщив своё местонахождение диспетчеру, произвести посадку.

Примечание. При выполнении вынужденной посадки пилоту руководствоваться указаниями, приведенными в пункте 5.7.


5.3. Действия пилота при падении давления бензина и неравномерном расходе топлива из баков

1. Признаками падения давления бензина могут быть:

  • перебои в работе двигателя, сопровождаемые падением оборотов, падением наддува и тряской двигателя;
  • падение давления бензина по прибору.

2. При падении давления бензина пилот обязан:

  • повернуть рукоятку заливочного шприца ЗАЛИВКА МОТОРА влево в положение МАГИСТР. и начать подкачивать бензин в бензосистему, контролируя давление по манометру;
  • доложить диспетчеру и произвести посадку на свой или ближайший запасной аэродром (площадку);
  • если давление бензина по прибору не восстанавливается и продолжаются перебои в работе двигателя, необходимо шприц переключить в положение ЦИЛИНДР и ручной подкачкой подобрать режим работы двигателя.

3. При возникновении разницы в показаниях топлива в баках необходимо создать крен 5-7 гр. в сторону бака с меньшим запасом топлива и продолжать полёт до его выравнивания.

Предупреждение. При возникновении уверенности в том, что действия по выравниванию топлива в баках не приводят к положительному результату (закупорка дренажной трубки или залипание лепесткового клапана), необходимо уточнить оставшееся расстояние до аэродрома назначения и принять решение о возможности продолжения полёта или посадке на ближайшем запасном аэродроме, учитывая остаток топлива только в том баке, из которого идёт расход.


5.4. Действия пилота при появлении тряски двигателя

При появлении тряски двигателя пилот должен:

  • во всех случаях (за исключением падения давления топлива) убрать РУД полностью на себя и, переведя самолёт на планирование, установить необходимую скорость полёта;
  • если после этого тряска прекратится, плавно переместить РУД вперёд и установить необходимый для горизонтального полёта режим работы двигателя;
  • если после изменения режима работы двигателя тряска не прекратится, то необходимо рычагами управления двигателем увеличить обороты до 72% и прожечь свечи;
  • если тряска и после этого не прекратится, то рычагами управления двигателем подобрать такой режим, при котором она будет минимальной, и на этом режиме произвести посадку на своём или запасном аэродроме, предварительно доложив по радио диспетчеру.

5.5. Действия пилота при раскрутке винта

1. Основные признаки раскрутки винта:

  • мелкая тряска двигателя;
  • увеличение оборотов двигателя;
  • резкое изменение звука работающего двигателя.

2. Если раскрутка винта произошла при взлёте (что обнаруживается, как правило, на выдерживании), пилот должен:

  • небольшим движением рычага управления шагом винта на себя затяжелить винт;
  • продолжать взлёт, не сбавляя наддува;
  • на высоте 5-10 метров убрать шасси;
  • доложить диспетчеру;
  • выполнить нормальный полёт по кругу и произвести посадку.

3. При раскрутке винта на пикировании пилот должен:

  • убрать полностью наддув, затяжелить винт;
  • вывести самолёт из пикирования;
  • прекратить выполнение задания, доложить диспетчеру и произвести посадку на своём аэродроме.

5.6. Действия пилота при возникновении пожара в воздухе

При пожаре, возникшем на самолёте в воздухе, пилот обязан:

  • закрыть пожарный кран, выключить магнето и АЗС ЗАЖИГ.
  • при возможности доложить диспетчеру о случившемся, указав местонахождение самолёта;
  • перевести самолёт на планирование и применить, если необходимо, скольжение для срыва пламени;
  • при невозможности посадки на аэродром выбрать площадку и произвести посадку вне аэродрома (см. подразд. 5.7.);
  • если самолёт оборудован спасательными парашютами при невозможности выполнения посадки экипажу покинуть самолёт на парашютах.

В случаях, когда источником загорания (дыма) являются неисправности бортовой электрической сети или потребителей электроэнергии, в первую очередь необходимо выключить неисправное оборудование и соответствующие АЗС. Если дымление не прекратилось, при полёте днём в условиях хорошей видимости необходимо выключить генератор и аккумуляторную батарею.

Если в результате этих действий поступление дыма в кабину не прекратилось, необходимо действовать, как указано выше при возникновении пожара.


5.7. Действия пилота при вынужденной посадке

1. При принятии решения о вынужденной посадке пилот обязан сообщить об этом по радио диспетчеру.

2. При вынужденной посадке на аэродром с неработающим двигателем планировать при заходе на посадку с убранным шасси и посадочным щитком на приборной скорости 160-170 км/ч. Шасси и посадочный щиток выпускать только при полной уверенности в правильном расчёте на посадку.

3. Вынужденную посадку вне аэродрома на неизвестную (неподготовленную) площадку производить только с убранным шасси, посадочный щиток выпускается по усмотрению пилота, в зависимости от конкретных условий.

4. При вынужденной посадке вне аэродрома на неизвестную площадку необходимо:

  • установить приборную скорость планирования 160-170 км/ч.;
  • наметить площадку для посадки;
  • убрать шасси (если выпускалось);
  • закрыть пожарный кран;
  • выключить магнето, АЗС ЗАЖИГ. и аккумуляторную батарею (ночью и при плохой или ухудшенной видимости аккумуляторную батарею не выключать);
  • при полной уверенности в расчёте на посадку, выпустить посадочный щиток;
  • ночью и при плохой видимости включить большой свет фары;
  • расчёт на посадку производить с небольшим избытком высоты для уточнения расчёта скольжением;
  • перед началом выравнивания аварийно сбросить дверь кабины.

После принятия решения о вынужденной посадке пилот обязан сообщить об этом по радио диспетчеру.


5.8. Действия пилота при аварийном выпуске шасси

1. При аварийном выпуске шасси необходимо:

  • проверить давление воздуха в аварийном баллоне;
  • закрыть вентиль основной системы ЗАРЯДКА СЕТИ (чтобы предупредить стравливание воздуха на случай отказа обратного клапана);
  • поставить кран шасси в положение НЕИТР.;
  • открыть вентиль аварийного выпуска шасси АВАР. ШАССИ;
  • проверить выпуск шасси по загоранию трёх зелёных сигнальных ламп и по механическим указателям;
  • поставить кран шасси в положение ВЫП.;
  • вентиль аварийного выпуска АВАР. ШАССИ оставить в открытом положении до окончания полёта;
  • после посадки и окончания пробега освободить ВПП и, убедившись, что тормоза действуют эффективно, зарулить на стоянку.

Предупреждение. Убирать шасси в полёте после аварийного выпуска запрещается. Аварийный выпуск в учебных целях производить с противодавлением от основной системы.

2. В случае невыпуска шасси ни основным, ни аварийным способом посадку производить с убранным шасси только на грунтовую полосу.

Примечание. Если после выпуска шасси аварийным способом возникла необходимость произвести вынужденную посадку вне аэродрома, при которой шасси должно быть снова убрано, следует:

  • закрыть вентиль АВАР. ШАССИ;
  • убедиться в закрытии вентиля основной воздушной сети ЗАРЯДКА СЕТИ;
  • поставить кран шасси в нейтральное положение;
  • стравить противодавление многократным нажатием на тормозную гашетку (манометр основной воздушной сети должен показать 0 кгс/см.кв);
  • открыть вентиль основного воздушного баллона ЗАРЯДКА СЕТИ;
  • поставить кран шасси в положение УБРАНО;
  • проверить уборку шасси по электрической и механической сигнализации.

5.9. Действия пилота при аварийном выпуске посадочного щитка

При аварийном выпуске посадочного щитка необходимо:

  • проверить давление воздуха в аварийном баллоне;
  • закрыть вентиль основной сети ЗАРЯДКА СЕТИ;
  • открыть вентиль аварийного выпуска шасси АВАР. ШАССИ;
  • поставить кран щитка в положение ВЫП.;
  • проверить выпуск посадочного щитка по загоранию красного светового табло ЩИТОК ВЫПУЩЕН.

5.10. Посадка с убранным посадочным щитком

Если в полёте посадочный щиток не выпускается ни основным, ни аварийным способом, посадку выполнять с убранным щитком.

Приборная скорость планирования после четвёртого разворота должна быть 150-160 км/ч. Техника выполнения посадки с убранным посадочным щитком не имеет существенных отличий от посадки с выпущенным щитком.

В этом случае необходимо иметь в виду, что дальность планирования, время выдерживания и скорость приземления будут несколько больше, чем при посадке с выпущенным щитком.


5.11. Действия пилота при отказе тормозов

1. При отказе тормозов на выруливании необходимо прекратить руление, выключить двигатель и выяснить причину отказа.

2. При отказе тормозов на пробеге после посадки необходимо:

  • по окончании пробега доложить диспетчеру об отказе тормозов и освободить по возможности ВПП;
  • на рулёжной полосе проверить давление воздуха в основной воздушной сети и, если оно нормальное,

выключить двигатель. Если давления воздуха в системе нет, закрыть вентиль ЗАРЯДКА СЕТИ и открыть вентиль АВАР. ШАССИ, после чего, убедившись в исправной работе тормозов, продолжить руление на минимальной скорости. Во время руления следить за давлением воздуха в аварийной системе. Если при открытии вентиля АВАР ШАССИ тормоза не заработали или воздуха для торможения недостаточно, выключить двигатель.


5.12. Действия пилота при отказе радиостанции

1. Во всех случаях внезапного прекращения радиосвязи пилот должен:

  • проверить соединение переходного шнура авиагарнитуры или шлемофона;
  • проверить, переведён ли регулятор громкости на максимальную слышимость;
  • проверить радиосвязь на других каналах связи;
  • проверить, не выключились ли АЗС СПУ и УКВ;
  • при возможности заменить предохранитель на подставке блока радиостанции в приборном отсеке.

2. Убедившись в отказе радиосвязи, пилот обязан выполнение задания прекратить, усилить внимание и произвести посадку на своём аэродроме или действовать в соответствии с рекомендациями НПП ГА.


5.13. Действия пилота при отказе генератора

1. Отказ генератора определяется по загоранию красного светосигнализатора на световом табло ОТКАЗ ГЕНЕР. и по показанию амперметра. Амперметр покажет появление тока разрядки аккумулятора (стрелка отклонится вправо от нулевого значения шкалы).

2. В случае отказа генератора пилот должен:

  • выключить генератор;
  • в визуальном полёте выключить максимальное число электропотребителей, за исключением АЗС ЗАЖИГ., СИГН. ШАССИ, ПРИБ. ДВИГ. ЭУП, проблескового маяка, а ночью — и АНО;
  • прекратить выполнение задания и произвести посадку на основном или запасном аэродроме.

3. Передатчик радиостанции и радиокомпас включать кратковременно, поочерёдно, при необходимости.

Примечание. Бортовая аккумуляторная батарея 20НКБН-25 обеспечивает питание потребителей в ночных условиях в течении 35-40 мин., в дневных условиях в течении 50 мин. при выключенном генераторе.


5.14. Действия пилота при отказе преобразователя ПО-250А

При отказе преобразователя ПО-250А одновременно отключаются АРК-9, радиовысотомер, маркерный радиоприёмник МРП-56П.

Обнаружив отказ преобразователя ПО-250А, пилот должен:

  • выключить на электрощитке АЗС ПО-250, РВ, АРК, МРП.

Вывод самолёта на аэродром посадки осуществлять по курсовой системе ГМК-1АЭ в сочетании с запросом радиопеленгатора или методом визуальной ориентировки.


5.15. Действия пилота при отказе преобразователя ПТ-200Ц

1. При отказе преобразователя ПТ-200Ц одновременно отключаются пилотажно-навигационные приборы:

  • авиагоризонт АГД-1К, курсовая система ГМК-1АЭ и АРК (на самолётах, оборудованных радиокомпасом АРК-15М).

Обнаружив отказ преобразователя ПТ-200Ц по загоранию на приборной доске красного светосигнализатора ОТКАЗ ПТ-200, пилот обязан:

  • выключить на электрощитке АЗС ПТ-200, АРК (АРК-15М), ГМК, АГД.

2. Пилотирование самолёта осуществлять визуально и по прибору ЭУП-53. Вывод самолёта на аэродром посадки осуществлять визуально, по компасу КИ-13К, радиокомпасу АРК-9 и по запросам радиопеленгатора.


5.16. Действия пилота при отказе указателя скорости

При отказе указателя скорости необходимо:

  • прекратить выполнение задания и следовать на аэродром назначения или запасной;
  • проверить включение АЗС обогрева ПВД;
  • пилотировать самолёт по положению капота относительно горизонта, показаниям вариометра, авиагоризонта, высотомера и по режиму работы двигателя.

Особое внимание обратить при планировании на положение капота относительно горизонта, чтобы не допускать потери скорости.


5.17. Действия пилота (экипажа) при вынужденном покидании самолёта с парашютом

Полёты, связанные с первоначальным обучением лётного состава, включающим выполнение учебно-тренировочных полётов в зону на отработку простого и сложного пилотажа, члены экипажа обязаны выполнять с надетыми и предварительно подогнанными на земле парашютами.

1. Вынужденное покидание самолёта Як-18Т с парашютом производится:

  • при возникновении пожара на самолёте;
  • в случае невыхода самолёта из штопора до высоты 1000 метров;
  • в случае невозможности восстановить управляемость самолёта;
  • во всех случаях, когда вынужденная посадка не гарантирует сохранение жизни экипажа.

Примечание. Безопасное покидание самолёта в прямолинейном горизонтальном полёте и на режиме планирования обеспечивается до приборной скорости 220 км/ч.

Минимальная безопасная высота покидания в прямолинейном горизонтальном полёте 150 метров.

2. Порядок поступления команд и их исполнения. КВС подаёт команду: «Приготовиться к покиданию самолёта» и исполнительную команду: «Покинуть самолёт».

Члены экипажа покидают самолёт в следующей очерёдности:

  • обучаемый (второй пилот);
  • КВС.

При покидании неуправляемого самолёта подаётся только исполнительная команда: «Покинуть самолёт».

При отделении от самолёта парашют вводится в действие автоматом КАП-3П (ППК-3П) или вручную кольцом на подвесной системе.

Автомат устанавливается на 3 с. и на высоту 1000 м.

3. Действия экипажа при покидании самолёта (при управляемом самолёте).

Перед покиданием управляемого самолёта перевести его в горизонтальный полёт и уменьшить приборную скорость до 220 км/ч.

При покидании самолёта с левого кресла по команде «Приготовиться к покиданию самолёта» необходимо:

  • отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;
  • установить кресло в крайнее заднее положение;
  • расстегнуть привязные ремни;

По команде «Покинуть самолёт»:

  • аварийно сбросить левую входную дверь;
  • снять ноги с педалей;
  • повернуться в левую сторону;
  • правой рукой взяться за передний обрез дверного проёма, левой — за задний обрез дверного проёма;
  • поставить левую ногу на крыло, приподняться с кресла, нагнуть голову и энергичным рывком отделиться от кресла;
  • оказавшись на крыле, сгруппироваться и соскользнуть с него.

При покидании самолёта с правого сидения необходимо:

  • отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;
  • установить кресло в крайнее заднее положение;
  • расстегнуть
  • привязные ремни;
  • аварийно сбросить правую входную дверь;
  • снять ноги с педалей;
  • повернуться в правую сторону;
  • левой рукой взяться за передний обрез дверного проёма, правой — за задний обрез дверного проёма;
  • поставить правую ногу на крыло, приподняться с кресла, нагнуть голову и энергичным рывком отделиться от кресла;
  • оказавшись на крыле, сгруппироваться и соскользнуть с него.

4. Рекомендации экипажу при вынужденном аварийном покидании самолёта в перевёрнутом полёте, штопоре, при пикировании и на спирали. При покидании самолёта в этих случаях необходимо:

  • аварийно сбросить дверь;
  • отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;
  • снять ноги с педалей;
  • расстегнуть привязные ремни;

Покидание самолёта в штопоре и спирали выполнять поочерёдно в одну дверь внутрь фигуры энергичным толчком рук и ног с обреза дверного проёма и вдоль крыла.

Подготовка к покиданию самолёта такая же, как указано в пунктах 2 и 3.


Самолет Як-18Т