О низких разворотах

«Я летаю осторожно. Я никогда не делаю низких разворотов.»

Вы, вероятно, слышали, как кто-то говорил это. Вы могли бы даже сказать так о себе. Возможно, вы думаете, что большинство тех, с кем произошли несчастные случаи из-за поворота на малой высоте — горячие головы, выполняющие скоростные приземления на высоконагруженных куполах, и что эти несчастные случаи могли бы прекратиться, если люди учтут предупреждение, которое делается большинству студентов перед первым прыжком: повороты на малой высоте опасны. Не делайте их.

Многие ДЗ повторяют это предупреждение каждый уик-энд. Некоторые ДЗ даже запретили «хуктёрны» полностью. Все же парашютисты продолжают травмироваться под полностью рабочими куполами. Что, и вправду большинство их — горячие головы, которые игнорируют предупреждения и нарушают правила? Удивительно, но часто верно противоположное.

Представьте: вы только что сделали в падении нечто классное и теперь привычно заходите на посадку. Вы оказываетесь против ветра на ста футах и уверены, что прекрасно сделаете подушку и мягко приземлитесь на ноги. Все хорошо.

Внезапно вы замечаете что-то боковым зрением. Вы смотрите налево и видите на одной высоте с вами другой купол, он слишком близко и собирается садиться туда же, куда и вы. Другой парашютист не видит вас. Приближается столкновение.

Инстинктивно вы тянете правую клеванту, чтобы уйти в сторону. Столкновения не будет, но теперь ваш купол, разогнавшийся в результате потери высоты в повороте, пикирует. Земля приближается слишком быстро. Едва успев понять, что вот-вот случится что-то очень плохое, вы втыкаетесь в землю. Несколько мгновений спустя кто-то смотрит на вас сверху, спрашивая: «Вы меня слышите? Не двигайтесь, хорошо?» Еще кто-то вопит: «Звоните 911!»

Есть множество историй вроде этой, историй о парашютистах, которые поломались в результате поворотов на малой высоте, стараясь отвернуть от препятствий, других куполов или просто стараясь встать против ветра. Большинство этих людей прыгали не с крошечными эллиптическими куполами. Фактически в большинстве случаев их купола соответствовали их весу и опыту. То есть часто эти парашютисты — как раз те, кто «обычно не делает низких поворотов».

Легко предупредить людей об опасностях низких поворотов или даже запретить их, но очевидно, что эти предупреждения и запреты не учитывают истинную природу проблемы. Большинство тех, кто травмировался в таких поворотах, на самом деле не намеревались их делать; они просто попали в плохую ситуацию и среагировали неправильно.

Хотя, разумеется, всегда надо избегать сближения со всевозможными препятствиями и другими куполами и делать крайний разворот на безопасной высоте, мы должны также знать, как реагировать, когда нечто неожиданное всё-таки случается. Мы не можем «просто сказать нет» низким поворотам. Их нужно принять такими, каковы они есть: это маневр, который каждый скайдайвер может и должен научиться делать правильно и безопасно.

Низкий поворот против хуктёрна

Перед тем, как двигаться дальше, надо понять различие между низким поворотом и тем, что обычно называется «хуктёрн». При выполнении хуктёрна парашютист преднамеренно тянет вниз передний свободный конец или клеванту на относительно малой высоте. Купол поворачивает, пикирует и набирает скорость, в то время как парашютист выбрасывается центробежной силой из-под купола, а затем возвращается обратно. Если высота и скорость снижения оценены правильно, дополнительная скорость дает куполу увеличение подъемной силы и позволяет парашютисту совершить пролёт в течение некоторого времени перед приземлением.

Когда парашютист старается избежать столкновения с препятствием или другим куполом или посадки по ветру, делая резкий поворот на клеванте, купол реагирует так же. К сожалению, этот парашютист обычно не думает заранее о высоте или скорости снижения, так как не предвидел необходимости низкого разворота, и может врезаться в землю, даже прежде чем вернется назад под купол. В худшем случае носовая часть купола ударится о землю раньше, чем парашютист.

Ох. Давайте попробуем что-то другое.

Предположим, парашютист, который должен сделать низкий поворот, может выполнить его без пикирования. Предположим, что он может сделать медленный, плоский разворот, не вылетая вбок из-под купола и сохраняя низкую скорость снижения. Предположим, что парашютист может повернуть на 90 градусов или больше, теряя немного высоты. Если бы он мог сделать всё это, то и не столкнулся бы с препятствием, и приземлился бы мягко.

«Плоские развороты» — одна из самых полезных вещей, которые вы можете сделать в полёте на парашюте и которая может оказаться единственным способом избежать опасности, развернувшись на малой высоте и не стукнувшись при этом о землю. К сожалению, многие скайдайверы никогда не учились их делать, а инструкторы обычно тратят много времени фактически на то, чтобы воспрепятствовать студентам научиться этому.

Боязнь медленного полета

Студенты часто имеют привычку непроизвольно вытягивать клеванты до ушей вместо того, чтобы позволить куполу лететь в полном режиме, особенно при заходе на приземление. В результате инструкторы постоянно убеждают их «дать ему скорость». Некоторые студенты озабочены тем, что их купола поворачивают слишком быстро, так что инструкторы поощряют их «вытягивать клеванту полностью вниз», чтобы они привыкли к быстрым поворотам и не пугались их.

Совет студенту летать в среднем режиме и поворачивать медленно часто расценивается как попытка научить его чему-то неправильному.

После нескольких прыжков и привыкания к куполу студенты быстро узнают, что вытягивание клеванты полностью вниз приводит их инструкторов чуть ли не в полный восторг. К тому же это большое удовольствие для них самих. Скручиваться на 360 градусов — самое то! Студенты также понимают, что их приземления улучшаются, когда на глиссаде они поднимают руки вверх и «дают ему скорость» перед выполнением подушки.

К сожалению, многие из нас никогда не обучаются ничему более серьёзному, чем этот студенческий заход. Мы летаем в среднем режиме совсем немного, если вообще когда-нибудь так делаем, и обычно игнорируем существенную часть диапазона управления купола. Затем однажды мы оказываемся в сложной ситуации на малой высоте без навыков, необходимых для безопасного выхода из неё. Мы умеем летать в полном режиме, скручиваться и делать подушку — и всё! Привычка поворачивать из полного режима предаёт нас в самый ответственный момент.

Полёты в «тормозах»

Потратив некоторое время на полеты в среднем режиме, вы исследуете диапазон маневренности, о котором многие парашютисты даже не знают. Вы можете изучить целую область новых для вас возможностей вашего купола и развивать навыки, которые могут спасти вашу жизнь в серьёзной ситуации. Освоив следующие ниже приёмы, вы почувствуете себя под куполом ещё увереннее и выйдете на новый уровень пилотирования.

Сначала вытяните клеванты до уровня груди, войдя в средний режим. Горизонтальная скорость уменьшится, как и скорость снижения. Попробуйте повернуть, вытягивая немного дальше клеванту со стороны поворота, или немного отпуская другую клеванту, или делая и то и другое. Заметьте, что купол поворачивается, но при этом не пикирует. У вас получится меньшая скорость снижения, чем в полном режиме.

Из среднего режима возможно повернуть на 90 градусов или даже на 180 с очень небольшой потерей высоты. Вытянув клеванты до талии, то есть на 3/4, вы можете повернуть без пикирования еще быстрее. В этом случае для поворота лучше немного отпускать одну клеванту вместо того, чтобы тянуть дальше другую, так как может быть, что в этом режиме купол недалёк от свала, и тогда можно нечаянно войти в него. Если вы ещё не сваливали тот купол, с которым прыгаете сейчас, перед тренировкой поворотов из режима ¾ сначала нужно отработать свал.

Для этого сначала вытяните клеванты на три четверти. Затем тяните их дальше медленно и равномерно, сохраняя направление полёта. Купол замедлится, затем качнется назад, поскольку подъемная сила близка к нулю. Если вы продолжите давить клеванты, то купол потеряет наполнение и начнет лететь по горизонту туда, куда дует ветер, и быстро снижаться. Концевые секции могут даже опуститься так, что купол сложится в форме перевёрнутой буквы U. Не тревожьтесь. Сначала может быть немного не по себе, зато вы научитесь чувствовать приближение свала.

Чтобы выйти из свала, просто медленно и равномерно отпустите клеванты. Купол опять наполнится и полетит как обычно. Если вы отпустите клеванты слишком быстро или неравномерно, купол может нырнуть вперед или повернуть. Может также быть схлопывание концевых сопел. Если это случится, прокачайте клеванты несколько раз, как после раскрытия.

Если все это немного пугает вас, попробуйте сначала свал на задних свободных концах. Если регулировка строп управления такая, что и при полном вытягивании клевант свала не происходит, то в любом случае свал на задних свободных концах тоже нужно отработать.

Свал при вытягивании задних свободных концов обычно происходит быстрее, что, возможно, поможет вам и быстрее освоить управление им. Просто ухватитесь за задние свободные концы так высоко, как можете, и медленно потяните. Для восстановления из свала медленно отпустите их.

Всё это надо делать для того, чтобы понять, на что это похоже, когда купол вот-вот войдёт в свал. Запомнив это ощущение, вы сможете не допускать свала, в нужный момент осторожно отпуская клеванты или свободные концы.

Эти приёмы помогут вам уверенно чувствовать себя при полёте в среднем режиме и в режиме 3/4. Как и любые новые для вас маневры, свал, медленный полет и плоские развороты нужно сначала тренировать на довольно большой высоте. Всегда при этом следите, что делается вокруг вас, и не забывайте, что полёт должен закончиться безопасным приземлением на некий свободный участок.

Выполнение полного свала на клевантах на эллиптическом куполе обычно не рекомендуется. Слишком велика вероятность закрутки строп, сопровождаемой быстрым штопором. Чтобы восстановиться из неё, может потребоваться несколько тысяч футов высоты, если это вообще получится. Свал на задних свободных концах на «эллипсах» может быть выполнен безопасно, но со свалом на клевантах нужно экспериментировать на менее строгом в управлении куполе, прежде чем переходить на эллиптический.

Набравшись уверенности и опыта, можно попробовать плоские развороты на меньшей высоте, в том числе и при заходе на посадку. На малой высоте лучше всего видно, как мало снижается купол в таких поворотах. Но делать это нужно, только если вы, всё отработав на высоте, точно знаете, как купол будет реагировать на ваши действия. Чрезвычайно важно не допускать свала около земли. Кроме того, удостоверьтесь, что не мешаете другим.

Разумеется, перед выполнением подушки клеванты желательно отпустить, но помните, что при этом неизбежен некоторый «нырок», то есть кратковременное пикирование, и если сделать это слишком низко, куполу может не хватить высоты, чтобы выйти из пикирования. Всегда отпускайте клеванты медленно и равномерно, чтобы уменьшить «нырок», и старайтесь вернуться в полный режим по крайней мере за 10 секунд до того, как начнёте выполнять подушку. Избегайте внезапных, судорожных движений клевантами (как при их отпускании, так и при выполнении подушки) и будьте готовы сделать перекат при приземлении на случай, если вы отпустили клеванты поздновато, купол не успел толком разогнаться и подушка вышла неэффективной. Можно посадить купол и в среднем режиме, не возвращаясь в полный, но приземление может выйти недостаточно мягким, чтобы встать на ноги.

Тем не менее желательно освоить приземление в среднем режиме. Если когда-нибудь придётся сделать плоский разворот на малой высоте, чтобы избежать столкновения с другим парашютистом, то потом у вас может быть недостаточно высоты для перехода в полный режим и обычного выполнения подушки.

Таким образом, освоив плоские развороты на малых высотах, вы узнаете, насколько круто вы можете так повернуть и насколько это безопасно с точки зрения потери высоты. Вы будете лучше подготовлены к неприятным неожиданностям, и их фатальные последствия окажутся гораздо менее вероятны.

«Уловка 22» купола

Способы управления, описанные здесь, должны бы осваиваться в самом начале обучения пилотированию. Обучение плоским разворотам столь же важно для начинающего парашютиста, как обучение выполнению подушки, если не ещё важнее. Лучше изучать их, ещё прыгая со сравнительно большим парашютом, прощающем многие ошибки, возможно, даже студенческим. Идеальна загрузка 1 или меньше. В наши дни, однако, многие новички покупают небольшие купола, на которых загрузка получается намного больше.

Вот тут и кроется опасность. Меньший купол разгоняется до большей скорости и имеет более высокую скорость снижения даже в среднем режиме. Он сильнее «ныряет» при переходе из среднего режима в полный, требуя более плавного отпускания клевант. Приземление в среднем режиме может оказаться не очень-то комфортным, поскольку потребует очень точных действий при выполнении подушки. Для освоения их могут понадобиться сотни прыжков. То есть если вы попробуете такое приземление под небольшим куполом, то, возможно, окажетесь несколько ошарашены результатом, разочаруетесь в вышеописанных способах управления и не будете надеяться когда-либо их освоить. К сожалению, именно при прыжках на небольшом куполе более важно уметь летать и приземляться в среднем режиме, чем на большом. Меньший купол быстрее входит в свал, «критический режим» перед свалом у него менее заметен, он теряет высоту в повороте намного больше, и ему гораздо легче вмазать вас в землю, стоит лишь на малой высоте сделать что-то не так.

Это — серьёзная причина для того, чтобы на первые несколько сотен прыжков задержаться на сравнительно больших куполах. На них безопаснее экспериментировать и легче развить навыки, нужные для успешного пилотирования меньших, более скоростных парашютов.

На каком бы куполе вы ни летали, надо изучить, как он управляется во всех режимах и как реагирует на разные управляющие действия на разных скоростях. Вы должны чувствовать себя комфортно и на грани свала, и в пикировании на передних свободных концах.

Слишком уж часто кто-нибудь, избежав неприятностей на приземлении, говорит: «Мне повезло, я не поломался.» Удача — прекрасная штука, когда вы играете в покер, но одной её не хватит, чтобы безопасно посадить парашют. Умение летать в среднем режиме и правильно делать плоские развороты даст вам несколько тузов в рукаве на случай, если удача отвернётся от вас.

Эта статья была впервые опубликована в журнале Skydiving (том 17, № 6, январь 1998).


Пилотирование парашютов типа «Крыло»