Самолёт Як-52

Самолет ЯК-52

ЯК-52 — двухместный учебно-тренировочный спортивный самолёт, предназначен для первоначального обучения и тренировки летчиков.

На самолёте установлен двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. с винтом В530ТА-Д 35.

Наличие на самолёте радиостанции, переговорного устройства, комплекса пилотажно-навигационного оборудования, посадочных щитков убирающегося шасси с тормозными колесами дает возможность обучающимся получить необходимые навыки в пользовании оборудованием, присущим современным самолётам.

Большая энерговооруженность и хорошая управляемость позволяют обучать летчиков-спортсменов выполнению фигур простого, сложного и высшего пилотажа.

Сочетание простоты конструкции с высокой прочностью и надежностью делает полеты на самолёте вполне безопасными.


Геометрические характеристики

Крыло:
профиль Clark YH
площадь 15,0 м2
размах 9,300 мм
длина средней аэродинамической хорды (САХ) 1640 мм
поперечное «V» крыла по линии хорд
угол установки крыла +2°
площадь элеронов 198 м2
Отклонение элеронов:
вверх 22°
вниз 16°
площадь щитков 1,03 м2
отклонение щитков 45°
Горизонтальное оперение:
площадь 2,86 м2
размах 3160 мм
поперечное
угол установки 1’30
площадь руля высоты с триммером 1,535 м2
Отклонение руля высоты:
вверх 25°
вниз 25°
Отклонение триммера руля высоты:
вверх 12°
вниз 12°
Вертикальное оперение:
площадь вертикального оперения 1,48 м2
площадь руля направления 0,871 м2
Отклонение руля направления:
влево 27°
вправо 27°
Прочие размеры:
длина самолета 7745 мм
стояночный угол самолета
колея шасси 2715 мм
база шасси 1860 мм
высота самолета 2700 мм
наибольшая высота кабины 1110 мм
наибольшая ширина кабины 800 мм

Самолет ЯК-52


Характеристики самолета вариант с колесными шасси вариант с лыжными шасси
Вес пустого самолета, кг. 1035 1075
Максимальный взлетный вес, кг 1315 1355
Полная нагрузка, кг
экипаж с парашютом 180 180
топливо 90 90
масло 10 10
Допустимый эксплуатационный диапазон центровок % САХ 17,5-27 17,5-27
Центровка пустого самолета с выпущенными шасси, % САХ 19,0 18,8
ПРИМЕЧАНИЕ
Допуск: на вес пустого самолета ± 1%
Допуск: на центровку пустого самолета ± 0,5%
Выпуск шасси смещает положение центра тяжести самолета примерно на 0,5%
Выработка топлива в полете смещает положение центра тяжести самолета назад на 0,3% САХ при пилотировании двумя летчиками и вперед на 0,1% при пилотировании одним летчиком.

Основные летные характеристики самолета

Максимальная скорость горизонтального полета при весе 1 315 кг на высоте Н = 1 000 м 270 км/час
Максимальная рабочая высота 4 000 м
Время набора высоты Н = 4 000 м на I номинальном режиме работы двигателя 15 мин
Практическая дальность полета
на высоте Н = 500 м при взлетном весе 1315 кг с полной заправкой топливом при крейсерской скорости V пр. = 190 км/час с 10% резервным остатком топлива
500 км
Максимально-допустимые эксплуатационные перегрузки, д. -5, +7
Максимально-допустимая скорость пилотирования 360 км/час
Длина разбега с бетонной ВПП при взлетном весе 1315 кг и скорости отрыва V отр -= 120 км/час 180 —200 м
Длина пробега по бетонной ВПП при посадочном весе 1315 кг и скорости касания V кас = 120 км/час: посадочные щитки выпущены 260 м
Максимально-допустимая скорость боковой составляющей ветра под углом 90° к ВПП при взлете и посадке самолета 6 м/сек

Основные данные двигателя

Условное обозначение двигателя М-14П
Систола охлаждения воздушная
Число цилиндров и их расположение звездообразное в один ряд
Порядок нумерации цилиндров против часовой стрелки, верхний цилиндр № 1
Степень сжатия 6,3 +0,1
Направление вращения вала винта (левое по направлению полета)
Винт воздушный В 530 ТА-Д 35
Высотность двигателя невысотный
Мощность двигателя у земли 360 — 2 л.с.
Число оборотов коленчатого вала в мин 2900+ 1%
Время непрерывной работы двигателя:
   на взлетном режиме, не более 5 мин
   на максимально-допустимых, не более 1 мин
   на остальных не ограничено.
Время перехода (приемистость) от 700 об/мин (малый газ) до взлетного режима на неподвижном самолете, не более 3 сек
Система запуска двигателя (воздушная)
Сорт топлива, бензин Б-91/115 октановое число не менее 91
Сорт масла МС-20
Давление масла на входе в двигатель 4 — 6 кг/см/2
Минимально-допустимое давление масла ³1 кг/см2
Давление топлива перед карбюратором:
   на рабочих режимах 0,2-0,5 кг/см2
   на минимальном числе оборотов, не менее 0,15 кг/см2
Температура масла на входе в двигатель:
   минимально-допустимая 40°С
   рекомендуемая 50 — 65°С
   максимальная при длительной работе двигателя, не более 75°С
   максимально-допустимая в течение
не более 15 мин непрерывной работы двигателя 85°С
Температура головок цилиндров:
   рекомендуемая 140°-190°С
   минимально-допустимая для нормальной работы двигателя 120°С
   максимальная при длительной работе двигателя 220°С
   максимально-допустимая при взлете и наборе высоты не более — 15 мин и не более 5% от ресурса 240°С

Дополнительная информация