Выпуск #33

об арктическом перелете, космических парашютах, самом большом гидросамолете и скорости полета в вингсьюте

Закрутка

Привет!

Чемпионат Европы по полетам в аэротрубе завершился. Сборная России завоевала 5 медалей:

  1. золото — VFS 4-way Open (вертикальные четверки)
  2. серебро — FS 4-way Open (горизонтальные четверки)
  3. бронза — FS 4-way Female (горизонтальные четверки, женщины)
  4. бронза — FS 4-way Junior (горизонтальные четверки, юниоры)
  5. бронза — Матвей Силаев, Freestyle Junior (фристайл, юниоры)

* * *

В июле стартует кругосветный перелёт на самолетах-амфибиях. Перелет посвящён советской авиационной спасательной экспедиции начала прошлого века, проходившей на Чукотке.

Уникальность перелёта заключается в том, что он пройдёт в условиях крайнего севера, на самолётах-амфибиях российского производства. В перелёте будут задействованы самолёты Borey, La-8, La-8T и Ан-2. Российско-французские экипажи самолетов полетят под командованием частных пилотов Валерия Токарева и Олега Атькова.

Длина маршрута более 18 тысяч километров.

Идея перелета родилась из желания почтить память членов экипажа американского самолета, погибших в 1929 году, а также привлечь внимание россиян к доблести и героизму советских людей, участвовавших в спасательной операции 1930 года. Также целью является отработка технологии полётов в условиях Арктики, выполнение ряда научных работ, а также проверка отечественных самолетов в суровых условиях севера.

Информация по перелету будет публиковаться на сайте ru.oceanicflight.com, в Живом Журнале и, разумеется, в моем дайджесте.


* * *

В прошлом выпуске я писал о первом отряде космонавтов. А вот удивительная история человека, который снимал вернувшегося из космоса Гагарина.

Махмуду Рафикову 94 года. Он был единственным кинооператором, который снимал первый полет Гагарина в космос. Он также снимал первые ядерные испытания и первую ядерную подлодку, из-за чего дал расписку о неразглашении, а в качестве названий картин были номера.

<...>

Я снимал Юрия Алексеевича сразу после приземления, после того как привезли его в Энгельс, в помещении руководства авиационного дивизиона. Гагарин сначала был молчалив, сидел так, чуть-чуть призадумавшись. Но вдруг раздался телефонный звонок, сказали, что Брежнев хочет с ним поговорить. Я, естественно, вскочил и начал это снимать. Потом фотография моего кинокадра представляла все центральные газеты Советского Союза. У меня сохранился мой «Конвас» — один из самых известных и массовых советских киноаппаратов, которым я снимал Гагарина.

Само приземление было снять невозможно. Дело в том, что полоса приземления Гагарина была тысячу километров. Мы знали лишь примерно, где он приземлился: где-то между Самарой и Энгельсом. Ну ближе к Энгельсу. Мы даже когда летели из Куйбышева (так называлась Самара с 1935 по 1991 годы. — прим. ред.) в Энгельс, посматривали, нет ли там приземляющегося кого-нибудь. Одному оператору это поймать невозможно, да даже ста кинооператорам поймать его было бы делом случая. Но когда я прилетел в Энгельс, буквально через пять минут привезли туда же Гагарина.

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин

Есть еще одна фотография, где видно уже состояние космонавта, когда он отчитался перед Никитой Сергеевичем, что полет состоялся. На ней он сидит отдыхает. Просто ждет следующего действия, чтобы перебраться в Куйбышев.

<...>

Мы вместе летели в Куйбышев. В кармане у меня оказалась простенькая записная книжка, я протянул ему и говорю: «Юрий Алексеевич, пожалуйста, распишитесь». Он написал: оператору (конечно, он не знал, как меня зовут), дальше была его подпись и дата — двенадцатое ноль четвертое, шестьдесят первый год.

Когда мы прилетели в Куйбышев, было понятно, что этот самолет будут встречать операторы, поэтому первым должен был из самолета выйти Гагарин. Мне тоже хотелось снять, как он выходит из самолета, но не разрешили.


* * *

На сайте Скайцентра вышла новая статья о полетах в вингсьюте — «С какой скоростью летать». Цель статьи — прояснить некоторые особенности полёта в вингсьюте и сподвигнуть пилотов научиться летать быстро. Авторы постарались объяснить два фундаментальных понятия о полётах в винге: Угол Атаки и Конфигурация Вингсьюта.

Вингсьют

Вингсьют



* * *

Краткий путеводитель по внеземному парашютному спорту. Нет, ну а чем Илон Маск не шутит?)


* * *

Фото-рассказ о самом большом в мире гидросамотеле.

Hughes H-4 Hercules

Hughes H-4 Hercules — деревянная летающая лодка. Была построена в США в 1940-х годах под руководством Говарда Хьюза — помните его по фильму «Авиатор»?

H-4 Hercules,получивший неофициальное прозвище Spruce Goose (дословно «Еловый гусь»), и сейчас остаётся самым большим в мире гидросамолетом, самым большим неметаллическим (точнее — деревянным) и самым большим самолётом с поршневыми двигателями.

  • вес 136 тонн — в 7 раз больше любого самолёта, построенного до него.
  • размах крыла 98 метров — больше, чем у А-380 или Ан-225 «Мрия».
  • высота самолёта 24 метра — как 8-этажный дом.

* * *

Как с одного взгляда различать самые популярные самолеты: «Боинг 737» и «Эйрбас А320».


* * *

Последнее дело для пилота: как прыгать с парашютом из падающего истребителя — учебный мультфильм авиации Флота США.

Появившись в военной авиации на исходе Первой мировой войны, парашют по сей день остаётся крайне противоречивым для лётчика средством спасения жизни. Случаев гибели экипажей самолётов, которые вполне могли спастись, «выйдя с зонтиком», но предпочитали до последнего оставаться в кабинах и упускали свой шанс, множество, и так, вероятно, будет всегда. Тем не менее парашют спас тысячи жизней. Разумеется, искусству парашютного прыжка надо было учиться.

В учебном мультфильме, снятом для лётчиков ВМФ США в 1949 году, пилот карикатурного, но вполне узнаваемого «Корсара» попадает в грозу и сталкивается с птицей, теряет сначала хвостовое оперение, а затем и присутствие духа. Пока истребитель стремительно теряет высоту, лётчику сначала демонстрируют эксперименты предков — Леонардо да Винчи и Жан-Пьера Бланшара, — а затем напоминают о том, что подвесная система парашюта должна быть подогнана под лётчика.

Следом идёт описание техники прыжка — нужно уменьшить скорость и угол планирования, открыть фонарь кабины, отсоединить провода и шланги радио- и кислородного оборудования, привязные ремни сидения, опустить защитные очки. Затем встать на сидение и, сгруппировавшись, как можно быстрее скользнуть вдоль борта кабины вниз — это поможет уменьшить риск удара о хвостовое оперение. Сделав задержку в десяток секунд, чтобы разминуться с падающим самолётом, можно дёргать вытяжное кольцо. Всё просто... если бы впереди не ждало приземление, при котором надо помнить, что земля твёрдая, а парашют способен протащить человека по земле сильнее, чем зонтик в ветреную погоду.



* * *

Спортсмены Редбулл отжигают: приземление дельтаплана на крыло планера.


* * *

И напоследок: «Думайте о детях»... Или как принимать неудобные решения.


* * *

Летайте безопасно!


20 апреля 2018 г.


Архив выпусков

Канал Авиатуса в телеграме, чтобы не пропустить новые выпуски и объявления на Барахолке.