Организационно-методические указания ДОСААФ в 2018-2020 годах



Организационно-методические указания ДОСААФ в 2018-2020 годах

5. Организация проведения летной и методической работы в авиационных организациях ДОСААФ России


5.1. Организация планирования работы (подготовки) авиационных организаций на учебный год

Планирование работы (подготовки) авиационных организаций осуществлять согласно требованиям настоящих ОМУ, положений нормативных правовых актов и служебных документов регламентирующих деятельность в области государственной авиации.

Основной задачей планирования является дальнейшее повышение теоретической, методической и летной подготовки постоянного состава и обеспечение высокой организации теоретического и практического обучения переменного состава.

Период учебного года соответствует периоду календарного года (с 1 января по 31 декабря), а в детско-юношеских спортивных формированиях — согласно Положениям об этих организациях.

Отработку и утверждение установочных (организационных) документов работы (подготовки) АО в новом учебном году завершать к 20 декабря текущего года, приложение 2.

Планы работы (подготовки) АО на новый учебный год утверждаются руководителями по согласованию с председателями РО ДОСААФ России.

Планы работы (подготовки) на учебный год АО ДОСААФ России центрального подчинения согласовываются в Департаменте авиации и представляются на утверждение Председателю ДОСААФ России до 25 декабря.

5.2. Организация производства полетов (прыжков с парашютом)

Производство полетов осуществлять согласно требованиям ФАППП ГА, а в АУЦ — с учетом требований ФАП гражданской авиации.

Инженерно-авиационное обеспечение полетов осуществлять согласно требованиям ФАП ИАО:

  • в соответствии с решением руководителя АО на проведение полетов выполнить расчет необходимых сил и средств для подготовки АТ к полетам, отработать заявку на выделение необходимых средств наземного обеспечения полетов;
  • провести инструктаж руководящего ИТС, участвующего в подготовке и обеспечении полетов, довести особенности подготовки АТ к полетам;
  • определить руководителей, исполнителей и наряд ИТС (на технические посты, в команду технической помощи) на полеты, порядок использования по назначению СНО;
  • накануне летного дня (ночи) назначить старшего инженера полетов и старшего (начальника) позиции подготовки ВС, провести контроль готовности АТ и ИТС, привлекаемого на полеты.

Выполнение подготовки ВС к полетам неукомплектованными технологическими расчетами, в которых количество специалистов меньше числа маршрутов данного вида подготовки к полету, запрещается.

Совмещать выполнение периодических работ (предварительной подготовки) и предполетной подготовки, а также выполнять их последовательно в течение суток, за исключением подготовки ВС в экстренном случае (угроза теракта, пожара, наводнения), запрещается.

Подготовка ВС к полетам в общем случае включает следующие виды подготовки: предварительную, предполетную, к повторному полету и послеполетную. Каждый вид подготовки представляет собой совокупность работ по техническому обслуживанию и непосредственной подготовки ВС к выполнению задания.

День (ночь) производства полетов (летная смена) в АО осуществляется в соответствии с Планом-графиком распределения летных смен, дней теоретической подготовки и парковых дней (план-график представляется ежемесячно к 28 числу на ЦКДП Департамента авиации ДОСААФ России).

Принятие решения руководителями АО, постановка задач на подготовку и проведение полетов руководящему составу АО, командирам структурных подразделений и подразделений (групп) обеспечения выполняется согласно требованиям пп. 249-250 ФАППП ГА.

Старшим летной смены назначается должностное лицо АО из числа летного состава, не ниже заместителя руководителя АО.

Для проведения полетов на каждую летную смену составляется плановая таблица полетов, а также плановая таблица (посадочный лист) для выполнения прыжков с парашютом.

При одновременном выполнении полетов несколькими АО базирующимися на одном аэродроме, составляется сводная плановая таблица. Сводную плановую таблицу полетов составляет заместитель руководителя АО по летной подготовке, начальник которого является старшим авиационным начальником аэродрома.

При составлении плановой таблицы должен соблюдаться порядок, определенный пп. 252-254 ФАППП ГА. Плановые таблицы полетов и парашютных прыжков, журналы (листы) подготовки к прыжкам с парашютом и посадочные листы хранятся в штабе АО в течение следующего календарного года (один год) и являются основными отчетными документами авиационной деятельности.

Количество полетов и налет в летную смену на экипаж (летчика, курсанта) определяется курсами летной (учебно-летной) подготовки (руководствами, программами).

Предельные нормы налета на экипаж (летчика) в летную смену не должны превышать (час.):

  1. Требований п.13 КЛП ТС-2010 на транспортных самолетах.
  2. Требований п. 7, таблица 1, КЛП В-2014 на вертолетах.
  3. Днем в простых метеорологических условиях:
    1. На ВС с одним управлением (спортивные и учебные самолеты (учебно-тренировочные), буксировщики и планеры) — 4 часа 30 минут.
    2. На ВС с двойным управлением (спортивные и учебные самолеты (учебно-тренировочные), буксировщики и планеры) — 5 часов.
  4. Днем в сложных и ночью в простых метеорологических условиях:
    1. На ВС с одним управлением (спортивные и учебные самолеты(учебно-тренировочные), буксировщики, планеры (только ДСМУ)) — 4 часа.
    2. На ВС с двойным управлением (спортивные и учебные самолеты (учебно-тренировочные), буксировщики, планеры (только ДСМУ)) — 4 часа 30 минут.
    3. При выполнении полета одним летчиком на самолете с двойным управлением — 4 часа.
  5. На учебно-тренировочных самолетах (Л-29 и Л-39) ночью в СМУ — 3 часа 30 минут.
  6. Предельные нормы налета в летную смену переменного летного состава (учащихся школ, воспитанников ШИ с ПЛП, пилот-спортсмен, курсантов) определяются соответствующими курсами учебно-летной подготовки и программами.
  7. При выполнении полетов только в качестве летчика-инструктора, максимальный налет в летную смену увеличивается на 1 (один) час днем в простых метеорологических условиях и на 30 (тридцать) минут днем в сложных и ночью в простых метеорологических условиях, а также количество полетов — пропорционально установленной продолжительности полетных заданий (например: 12 кругов*5 минут = 1 часу или 2 зоны*0,30 мин = 1 часу).
  8. При выполнении перелетов (перегонки авиационной техники), а также при выполнении авиационных работ разрешается:
    • продолжительность стартового времени не более 12 часов, при этом для ВС с одним управлением 10 часов;
    • налет на воздушных судах с двойным управлением не более 8 часов, а с одним управлением не более 6 часов.
  9. Нормы налета и отдыха в части, касающейся летного состава не должны превышать значений, установленных пп. 67-76 ФАППП ГА.

При производстве полетов по задачам летной и парашютной подготовки продолжительность стартового времени не должна превышать:

  • при планировании двух летных смен в сутки, общая продолжительность не более 14 (четырнадцать) часов, при этом продолжительность одной из летных смен не более 8 (восемь) часов;
  • при выполнении одной летной смены в сутки, где регламентом полетов после каждой летной смены (летного дня) в течение следующего дня (следующих суток) выполняется предварительная подготовка к полетам авиационного персонала — стартовое время не более 10 (десять) часов;
  • при выполнении нескольких летных смен (по одной летной смене в сутки — день (ночь) в течение 4 (четырех) суток), где в распорядке летной смены второй и последующих, предоставляется время на дополнительную подготовку экипажей (уточнение плановых таблиц и контроль готовности к полетам), применительно к требованиям п. 267 ФАППП ГА — не более 9 (девять) часов.

Летную подготовку (парашютные прыжки) в АО разрешается планировать до пяти дней в неделю, но не более четырех дней подряд. При этом учащимся школ, воспитанникам ШИ с ПЛП, летчикам-спортсменам (пилот-спортсмен) и курсантам проходящим программу первоначальной летной подготовки, планировать не более трех летных дней подряд.

Лицам ГРП разрешается руководить полетами до пяти летных смен в неделю, из них подряд не более четырех.

Выполнение полетов и руководство полетами всему авиационному персоналу АО (постоянный и переменный состав) в течение суток, разрешается только в одну летную смену.

Обслуживать на полётах более одного воздушного судна одним специалистом по планеру и двигателю (техником воздушного судна, за которым он закреплён приказом по АО), запрещается.

При привлечении (эксплуатации) воздушного судна на полеты в две летные смены, воздушное судно закрепляется за двумя техниками воздушных судов. При производстве полётов на планерах, допускается закреплять за одним техником до пяти планеров.

Количество прыжков с парашютом в летную смену планировать не более:

  • одного — начинающим парашютистам, совершающим первый прыжок с парашютом;
  • двух — начинающим парашютистам, с общим количеством выполненных прыжков до 10;
  • трех — парашютистам с общим количеством выполненных прыжков от 11 до 50;
  • четырех — парашютистам с общим количеством выполненных прыжков от 51 до 100;
  • пяти — парашютистам с общим количеством выполненных прыжков от 101 до 150;
  • шести — парашютистам с общим количеством выполненных прыжков от 151 до 300;
  • восьми — парашютистам с общим количеством выполненных прыжков более 300;
  • десяти — парашютистам-спортсменам, имеющим звание «Мастер спорта по парашютному спорту», а также парашютистам, имеющим звание «Инструктор ПДП», в период прохождения сборов;
  • двенадцати (в том числе допускается до пяти ночью) — парашютистам-спортсменам являющимся членами сборных команд АО, на сборах по подготовке к всероссийским и международным соревнованиям и попытке установления рекордов.

Для парашютистов, обучающихся по программе № 4 СПП-2010 при прыжках с инструктором, отрабатывать не более трех упражнений в летную смену.

Продолжительность рабочего времени работников в неделю не должна превышать норм, определенных служебными документами и трудовым законодательством Российской Федерации.

При проведении учебно-тренировочных сборов сборных команд и международных соревнований по авиационным видам спорта на базе АО, количество летных смен подряд и продолжительность стартового времени определяются программой соревнований и согласовываются с директором Департамента авиации ДОСААФ России.

Одновременное выполнение парашютных прыжков и других полетов воздушных судов по планам летной подготовки в районе выброски и приземления парашютистов, запрещается.

При производстве полетов на планерах полеты планировать с учетом времени, необходимого на эвакуацию планеров, совершивших посадки на площадки вне аэродромов. Во всех случаях эвакуация планеров, с привлечением авиационной техники должна быть закончена за 30 минут до захода солнца.

Предварительная подготовка летного состава к полетам может проводиться на одну (две) или несколько летных смен (пп. 258, 267 ФАППП ГА).

При подготовке к полетам на одну (две) летные смены, контроль готовности летного состава к полетам проводится на одну (две) летные смены соответственно, для других вариантов количества летных смен (например, последовательно запланированных 3 или 4), обязательно ко второй и последующим летным сменам определяется время на дополнительную подготовку экипажей (уточнение плановых таблиц и контроль готовности к полетам).

Разрешается предварительная подготовка экипажей (постоянный летный состав АО) в полном объеме к нескольким летным сменам (не более четырёх), при условии выполнения однородных (однотипных) полетных заданий в каждую летную смену (выброска ПТП-2 и парашютистов).

В случаях изменения полетных заданий (перечня однородных упражнений КУЛП) обязательно предусматривается дополнительная подготовка экипажей, применительно к требованиям п. 267 ФАППП ГА.

Предварительная подготовка с переменным составом организуется согласно требованиям п. 91 — 96 РОПТЛО-2012.

Предварительная подготовка к парашютным прыжкам и контроль готовности парашютистов проводятся на каждый день выполнения прыжков.

Тренажная подготовка летного состава к полетам проводится в день предварительной подготовки к полетам или в период предполетной подготовки. После выполнения предполетной подготовки проведение тренажей на подготовленных ВС запрещается.

Для проведения тренажей в кабине воздушного судна в процессе летной смены, при наличии возможности, выделять воздушное судно и назначать подготовленного инструктора для проведения занятий в соответствии с плановой таблицей тренажа.

В целях обеспечения качественной воздушно-десантной подготовки специалистов ВУС-100Д «Стрелок-парашютист» наземную отработку элементов прыжка с парашютом осуществлять на снарядах тренировочного парашютного городка (ВДК — воздушно-десантного комплекса) имеющего в своем составе старт подготовки парашютистов, наземный макет самолета Ан-2, стапель подвесных систем, парашютный трамплин, тренажер для укрепления голеностопных суставов и площадку для тренировки в сборке парашюта после приземления. Территория ВДК размером 50×80 метров должна быть спланированной, огороженной, иметь освещение и обеспечивать проведение занятий одновременно с группой в количестве 30 человек.

Перед каждой летной сменой руководители АО по сети интернет (телефону) представляют:

  • оперативному дежурному ЦКДП Департамента авиации «План полетов и перелетов ВС АО ДОСААФ России» — перечень запланированных задач, указание типа и № воздушных судов, фамилии летного состава и др. (допускается представление данных на несколько летных смен, при условии выполнения одновидовых полетных заданий).
  • начальнику отдела летно-методической работы «Выписка данных (указаний) постановки задач на летную смену».

После принятия решения на проведение летной смены докладывается:

  • оперативному дежурному ЦКДП Департамента авиации — руководителями АО (старшим летной смены) о готовности к полетам, соответствии метеорологических условий варианту полетов, исправности контроллеров системы спутникового наблюдения GPS/ГЛОНАСС «Автограф»;
  • начальнику отдела парашютно-десантной подготовки — начальниками ПС и ПДС аэроклубов — о готовности к парашютным прыжкам, задачи и аэродром парашютных прыжков (площадка приземления).

Запись о работоспособности контроллера ВС, привлекаемых к полетам, выполняется в журналах подготовки самолетов (вертолетов), в журнале РП и на магнитофон при проведении предполетных указаний.

Выполнение полетов на воздушных судах с неустановленным (отключенным или неисправным) контроллером системы GPS/ГЛОНАСС «Автограф» запрещается.

По завершении полетов (не позже 30 минут) докладываются результаты летной смены:

  • общее количество полетов, парашютных прыжков и выполненный налет;
  • вопросы требующие управленческих решений Департамента авиации;
  • другие результаты и события, при необходимости.

При планировании перелетов к месту проведения авиаработ и возвращения воздушного судна в пункт постоянной дислокации (перегонки авиационной техники) руководители АО запрашивают разрешение в Департаменте авиации с представлением — маршрута и цели перелета, типа воздушного судна и срока действия СЛГ ВС, Ф.И.О. и уровня подготовки командира экипажа, копии заключенного договора.

Командир экипажа, выполняющий полетные задания в отрыве от места постоянного базирования обязан докладывать руководителю АО и оперативному дежурному ЦКДП Департамента авиации:

  • план полетов (перелетов) в соответствии с заданием на полет (договором выполнения авиаработ) накануне полетов — до 16.00 мск., а также за 1 час до начала выполнения авиаработ (перелетов) и не позднее 30 мин. после посадки — о результатах выполнения авиаработ (перелета).

Перелеты ВС в государственные праздничные дни запрещаются.

Полеты на авиаработы и перегонку авиационной техники планировать:

  • в рабочие и предпраздничные дни — начало через 10 минут после восхода солнца и завершать за 30 минут до захода солнца на аэродроме посадки;
  • после праздничных дней — начало не ранее 10.00 местного времени и завершать за 30 минут до захода солнца;
  • авиаработы в полярных районах Северного полушария (в условиях полярного дня) разрешаются в течении всего времени астрономических суток, то есть в условиях не заходящего Солнца (наличия естественного освещения местности) с учетом соблюдения требований норм налета и отдыха летного состава применительно к пп.67 — 75 и выполнения требований пп.372 — 373 ФАППП ГА.

Первый летный день в новом учебном году, а также первые полеты переменного состава в АО проводить как показные с оформлением установленной документации (отчетные материалы показной летной смены хранить в течение учебного года).

Командирам экипажей и летно-инструкторскому составу (штатному летному составу) общий налет по плану летной подготовки на учебный год, на всех типах ВС, установить согласно квалификационных разрядов «Летчик (летчик-инструктор), без учета инструкторского налета:

  • 1 класса — не менее 15 часов;
  • 2 класса — не менее 20 часов;
  • 3 класса и без класса — не менее 25 часов.

В планерных клубах годовой налет установить (без учета инструкторского налета):

  • для выполняющих полеты на самолете-буксировщике и планере — не менее 7 и 13 часов соответственно, из которых не менее 3 часов 30 минут на одноместном планере;
  • для выполняющих полеты на планере — не менее 15 часов, из которых не менее 5 часов на одноместном планере.

Летному инструкторскому составу, выполняющему полеты на спортивных пилотажных самолетах (типа «Экстра», «Экстрим», Як-52, Як-54, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31), для поддержания летной натренированности и инструкторских навыков в течение года планировать:

  • не менее одного полета в месяц (тренировочного, контрольного, методического, инструкторского) в зону на высший пилотаж с учетом ранее достигнутого уровня подготовки (отработка элементов и фигур обратного пилотажа, порядка ввода и вывода из всех видов штопора (прямого, плоского и перевернутого);
  • не менее одного тренировочного полета в квартал по маршруту с визуальной ориентировкой (без использования РТС в полете).

К инструкторским полетам на высший пилотаж с использованием элементов и фигур обратного пилотажа на самолетах типа «Экстра», «Экстрим», Як-52, Як-54, Су-29 допускать летный состав, прошедший соответствующую подготовку и имеющий общий налет на данном типе воздушного судна не менее 100 часов.

Летчиков-инструкторов к первоначальной летной подготовке учащихся школ, воспитанников ШИ с ПЛП и курсантов допускать:

  • после прохождения программы подготовки инструкторов и проверки летно-методических навыков;
  • наличия общего налета не менее 250 часов;
  • после выполнения не менее 5 полетов с рабочего места инструктора с опытными летчиками в качестве обучаемых.

Организацию обучения переменного летного состава в АО осуществлять в соответствии с требованиями «Руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России (РОПТЛО-2012)» и Федеральных авиационных правил государственной авиации, а в АУЦ — Федеральных авиационных правил гражданской авиации.

Летную подготовку на самолетах Л-29, Л-39 постоянного летного состава ДОСААФ России и переменного состава из числа летного состава ВКС Минобороны и других структур, имеющих государственную авиацию, осуществлять согласно КЛП ПС-2014, а на самолетах Як-18т — согласно КУЛП С и УС-2010, исключив разделы полетов на сложный и высший пилотаж.

Максимальное количество полетов по видам летной подготовки и метеоусловиям для летного состава в летную смену определяются курсами летной (учебно-летной) подготовки и требованиями «Руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России (РОПТЛО-2012)».

При этом дополнительно учитывать и планировать:

  • полеты на личное совершенствование летно-инструкторского состава в первые пять часов летной смены;
  • всего полетов в зону на обратный пилотаж — 2 (два) с перерывом после каждого полета;
  • полетов в зону на простой пилотаж, по приборам под шторкой и по маршруту — подряд не более 2 (двух) и последующим перерывом;
  • после каждого полета в зону на сложный и высший пилотаж, групповую слетанность предусматривать перерыв в полетах.

Время перерыва между полетами должно быть не менее 30 минут.

Руководящему летному и инструкторскому составу допущенному к полетам на нескольких типах воздушных судов, в летную смену разрешается выполнять полеты на двух типах ВС (по плану личной летной подготовки и инструкторские), при этом самостоятельные (тренировочные) полеты только на одном из типов ВС.

В период проведения сборов и соревнований разрешается выполнять полеты в летную смену до трех типов ВС, не имеющих существенных отличий в аэродинамической компоновке и управлении (например: самолеты Су-26, Су-29, Су-31 или Як-52, Як-54, Як-55, при этом самостоятельные (тренировочные) полеты только на одном из типов ВС).

Запрещается выполнение полетов в одну летную смену (в один летный день) на воздушных судах, имеющих существенные отличия в аэродинамической компоновке и управлении (например: полеты на самолетах и вертолетах или полеты на вертолетах, имеющих противоположное направление вращения несущего винта).

Летному составу, допущенному к полетам на нескольких типах ВС, руководитель АО определяет:

  • количество и вид проверок на каждом из однотипных ВС;
  • все виды проверок согласно КЛП (КУЛП) на разнотипных ВС.

При этом, проверку техники пилотирования на имитацию отказа двигателя (пилотирование с одним выключенным (задросселированным) двигателем) планировать на каждом типе ВС.

Проверки, выполненные на самолетах со спаренным управлением (типа Як-52, Як-54, Су-29 и других подобных одноместным), считать основанием для допуска к полетам на одноместных самолетах, сходных с ними (Як-55, Су-26, Су-31, Экстрим).

Разрешается совмещать в одном полете несколько проверок по видам летной подготовки (не более трех), при этом время на выполнение полета должно предусматривать полноту выполнения планируемых проверок.

Проверки летного состава, выполняющего полеты на планерах, проводить на планерах с двойным управлением, близких по конструкции к эксплуатируемым типам воздушных судов (планеров).

Проверки летного состава по видам летной подготовки и установленной периодичностью осуществлять:

  1. На ВС (учебно-тренировочные Л-29 и Л-39) согласно требованиям п.1 главы 4 (стр. 21) КЛП ПС-14.
  2. На ВС (транспортные самолеты) согласно требованиям п.12, по упражнениям Таблицы 2 (стр. 8 — 9) и Программы 5 (стр. 115 — 116) КЛП ТС-2010.
  3. На вертолетах согласно требованиям п.11 и 12.4 (стр. 14-16) КЛП В-2014.
  4. На ВС в части, касающейся буксировщик и планер:
    • согласно требованиям п.47 (стр. 64-65) КУЛП ПСБ — 2013;
    • на самолетах буксировщиках дополнительно — проверка техники пилотирования в выполнении захода и посадки на площадку подобранную с воздуха на эвакуацию планера — не реже одного раза в 12 месяцев.
  5. На ВС (спортивные и учебные самолеты) по упражнениям КУЛП С и УС — 2010.
    1. Техника пилотирования на простой (сложный или высший) пилотаж (в соответствии с уровнем подготовки):
      • для летчиков 1-го и 2-го класса — не реже одного раза в 12 месяцев;
      • для летчиков 3-го класса и без класса — не реже одного раза в 6 месяцев.
    2. Воздушная навигация — не реже одного раза в 12 месяцев.
    3. Специальное (боевое) применение, в том числе авиационные работы — не реже одного раза в 12 месяцев.
    4. Техника пилотирования по дублирующим приборам (под шторкой):
      • для летчиков 1-го и 2-го класса — не реже одного раза в 12 месяцев;
      • для летчиков 3-го класса и без класса — не реже одного раза в 6 месяцев.
    5. 5.5. Техника пилотирования в заходе на посадку с применением посадочных систем:
      • для летчиков 1-го и 2-го класса не реже одного раза в 12 месяцев;
      • для летчиков 3-го класса и без класса — не реже одного раза в 6 месяцев.
    6. Техника пилотирования с выполнением захода на посадку с имитацией отказа двигателя (выключенным или задросселированным двигателем) — не реже одного раза в 12 месяцев.
    7. Техника пилотирования с инструкторского сиденья (для летчиков, имеющих инструкторский допуск) засчитывается как проверка техники пилотирования по соответствующему виду летной подготовки (кроме дублирующих приборов) — не реже одного раза в 12 месяцев.

В целях поддержания натренированности и практических навыков летного состава по действиям в экстремальных условиях, проводить:

  • один раз в 6 (шесть) месяцев (полугодовой тренаж):
    • зачетный тренаж по правилам эксплуатации авиационной техники и действиям в особых случаях полета. Летному составу, допущенному к полетам на нескольких типах ВС, указанный тренаж проводить на каждом типе ВС;
  • один раз в год:
    • зачетный тренаж по вынужденному покиданию ВС с парашютом, действиям при снижении под куполом парашюта и после приземления (приводнения) или вынужденной посадки.

Результаты зачетных тренажей записывать в летную книжку и журнал учета тренажей.

5.3. Особенности организации и выполнения полетов на авиаремонтных заводах

При производстве полетов на авиаремонтных заводах (далее — АРЗ) руководствоваться пп. 309 — 311 ФАППП ГА, Инструкцией по организации летных испытаний ВС на АРЗ Министерства обороны Российской Федерации (далее — Инструкции), введенной в действие приказом главнокомандующего ВВС от 6 августа 2005 г. № 322.

Летные испытания ВС проводить штатными экипажами станции наземных и летных испытаний АРЗ или специально подготовленными и проверенными в полете в объеме программы испытательных полетов летчиками авиационных организаций ДОСААФ России, имеющими квалификационный разряд не ниже 1-го класса, допущенными к испытательным полетам заместителем Председателя ДОСААФ России — директором Департамента авиации.

Летному составу АРЗ разрешается выполнять полеты на испытания и личное совершенствование на всех типах ВС, ремонт которых производится на заводе, но не более чем на двух типах в летную смену.

Программы летных испытаний авиационной техники разрабатываются должностными лицами АРЗ на основании руководства по ремонту типа ВС, типовых программ облетов ВС применительно к району полетов и условиям базирования. Программы согласовываются с заместителем директора Департамента авиации — главным инженером и начальником управления авиационной деятельности, утверждаются заместителем Председателя ДОСААФ России — директором Департамента авиации.

Летные испытания ВС гражданской авиации после ремонта на АРЗ проводятся по соответствующим программам гражданской авиации.

При выполнении на АРЗ доработок (модернизации) ВС, связанных с установкой нового оборудования без выполнения ремонта ВС, необходимость проведения летных испытаний и их объем определяются решением заместителя директора Департамента авиации — главным инженером.

Летные испытания проводятся днем при метеорологических условиях:

при выполнении висения на высоте 5-10 м. (Нобл.>50м. и видимость >500м.);

первый испытательный полет (полет по кругу, Нп.= 300 м.) — 350×4,5;

последующие испытательные полеты (полет в зону): при облачности не менее чем на 100 м., превышающей максимальную высоту полета, предусмотренную полетным заданием и видимости не менее 4 километров.

Ознакомительные полеты летного состава принимающего ВС на АРЗ выполняются визуально, при метеорологических условиях не ниже чем 300×3.

Полеты летно-испытательского состава АРЗ на личное совершенствование осуществляются по курсам летной (учебно-летной) подготовки типа ВС на отремонтированных, прошедших облет воздушных судах и признанных годными к эксплуатации установленным порядком (допускается использование ресурса (налета) ВС — не более 5% межремонтного ресурса).

Допуск летно-испытательного состава осуществляется в порядке, определенном статьями 16-19 Инструкции.

Проверки летно-испытательного состава по видам летной подготовки осуществляются в соответствии с требованиями курсов летной (учебно-летной) подготовки по типам ВС (применительно к разделу 6.2. настоящих ОМУ). Кроме того, один раз в 12 месяцев выполняется проверка по полетному заданию одного из испытательных полетов.

Проверка летной подготовки начальника станции наземных и летных испытаний АРЗ проводится руководящими должностными лицами Департамента авиации ДОСААФ России, в соответствии с требованиями п. 52 и 53 ФАППП ГА.

Летно-испытательскому составу наземных и летных испытаний АРЗ в летную смену разрешается выполнять не более 6 (шесть) полетов по программам испытаний и налетом не более 5 (пять) часов.

5.4. Допуск авиационного персонала к полётам, эксплуатации и обслуживанию авиационной техники, обеспечению полетов

Допуск авиационного персонала к полётам, эксплуатации и обслуживанию авиационной техники, обеспечению полетов в новом учебном году осуществляется в соответствии с требованиями ФАППП ГА, ФАП ИАО, ФАП гражданской авиации, ФАП по видам обеспечения полетов.

Проверка в знании теоретических дисциплин и документов летного состава на допуск к полетам, других категорий авиационного персонала на допуск к парашютным прыжкам, эксплуатации и обслуживанию авиационной техники, руководству полетами (прыжками с парашютом) и обеспечению полетов, осуществляется на летно (учебно) — методических сборах в конце учебного года или весной, перед новым сезоном работы.

Проверка проводится ежегодно, составом комиссий назначенных руководителями АО (требования п. 54 ФАППП ГА и п.172 ФАП ИАО).

Результаты проверки действительны в течение календарного года.

Результаты проверок оформляются актом и издаются приказы должностных лиц структурных подразделений ДОСААФ России о допуске авиационного персонала к виду авиационной деятельности (Председателя ДОСААФ России, председателей Региональных отделений и руководителей АО ДОСААФ России).

5.5. Подготовка лиц группы руководства полетами

Подготовка лиц группы руководства полетами (далее — ГРП) осуществляется в соответствии с требованиями Курса специальной подготовки группы руководства полетами авиационных организаций ДОСААФ России (далее — КСП ГРП-2006), введенного в действие распоряжением директора Департамента авиации ДОСААФ России от 27 июля 2006 г. № 11.

Подготовка руководителей полетов при первоначальном допуске к руководству полетами на аэродроме осуществляется:

из числа летного состава — методом сбора в Департаменте авиации ДОСААФ России или на базе авиационных организаций с привлечением руководящего летного состава и подготовленных руководителей полетов-инструкторов;

штатных руководителей полетов — в рамках дополнительной профессиональной подготовки специалистов по обслуживанию (управлению) воздушным движением из числа авиационного персонала государственной авиации, как правило, в центрах боевой подготовки и переучивания летного состава Минобороны (далее — ЦБП и ПЛС), применительно к требованиям (условиям) Федеральных авиационных правил по унификации условий авиационной деятельности авиационного персонала государственной авиации, утвержденных приказом Минобороны от 16 февраля 2009 г. N 60 и как исключение методом сбора в Департаменте авиации ДОСААФ России.

В зависимости от объема проведенной подготовки лиц ГРП на базе других АО, на сборах в ЦБП и ПЛС или Департаменте авиации ДОСААФ России, например — выполнена теоретическая подготовка, стажировка в руководстве полетами и получен допуск к руководству полетами на аэродроме или только часть этого перечня мероприятий, во всех случаях, дальнейший порядок подготовки к руководству полетами определяют руководители АО.

Стажировки и допуск к руководству полетами могут проводиться в своей АО, а при отсутствии подготовленного руководящего летного состава или руководителей полетов — инструкторов, по согласованию с Департаментом авиации ДОСААФ России в другой.

Восстановление лиц ГРП в руководстве полетами, при наличии перерывов в руководстве полетами, осуществляется согласно требованиям п.225 ФАППП ГА и КСП ГРП-2006.

Все лица ГРП ежегодно проверяются в практическом руководстве полетами и знании теоретических дисциплин и документов согласно требованиям п. 216 и 220 ФАППП ГА и КСП ГРП-2006.

Для учета проверок лиц группы руководства полетами в практическом руководстве полетами, в АО на учебный год разрабатывается план-график проверок лиц ГРП согласно требованиям пп. 221-223 ФАППП ГА.

Комплексные тренажи летного состава и лиц ГРП по действиям в особых случаях полетов проводить ежемесячно. Тренажи проводить на рабочих местах лиц ГРП и летного состава в кабинах воздушных судов (тренажеров) уделяя особое внимание отработке действий на скоротечных этапах полета — взлет, сложный (высший) пилотаж, десантирование, посадка.

5.6. Организация переучивания летного, инженерно-технического состава, специалистов ПС и ПДС на новые типы (модификации) авиационной техники, парашютные системы

Переучивание летного состава на новые типы (модификации) авиационной техники осуществляется по Программе теоретического переучивания, утвержденной заместителем Председателя ДОСААФ России — директором Департамента авиации от 29.02.2016 г. (протокол № 1 методического совета Департамента авиации).

Теоретическое переучивание, как правило, организуется на специальных курсах (сборах) в УАЦ (АУЦ) и как исключение по согласованию с Департаментом авиации ДОСААФ России в АО.

Наземная стажировка и летная подготовка по плану переучивания летного состава может проводиться непосредственно в своих АО, а также в других под руководством заместителей АО (подготовленного руководящего летного состава), имеющих опыт эксплуатации данных ВС.

План летной подготовки на осваиваемом типе (модификации) ВС отрабатывается на каждого летчика согласно требованиям курсов летной (учебно-летной) подготовки (КЛП, КУЛП и программ), а также с учетом уровня подготовки летного и летно-инструкторского состава.

Подготовка к эксплуатации новой авиационной техники (далее — АТ) включает изучение её авиационным персоналом, создание учебной базы по новой АТ и практической подготовки. При освоении заводского ремонта АТ руководящий состав и специалисты АвРЗ командируются для обучения на заводы-изготовители и в АО, освоившие эту АТ.

Теоретическая и практическая подготовки инженерно-технического состава (далее ИТС) на впервые осваиваемом типе (модификации) ВС проводится в центрах переучивания, образовательных учреждениях, на заводах-изготовителях и непосредственно в АО имеющих опыт эксплуатации этих ВС — по программам, разработанным старшим инженером и утвержденным руководителем АО согласно требованиям ФАП ИАО.

Ходатайство о переучивании летного и инженерно-технического состава руководители АО направляют в Департамент авиации ДОСААФ России, по форме:

  • цель переучивания;
  • список авиационного персонала подлежащего переучиванию (№ п/п, Ф.И.О., должность, стаж летной работы, налет по типам освоенных ВС);
  • список преподавательского и летно-инструкторского состава, привлекаемого к обучению, с указанием опыта обучения (срока эксплуатации) типа ВС;
  • предложения по организации переучивания (место переучивания, сроки переучивания, копию договора с руководителем АО осуществляющей переучивание).

Теоретическое переучивание и летную подготовку летного состава, теоретическую и практическую подготовку к эксплуатации ВС инженерно-технического состава на воздушные суда иностранного производства, проводить по согласованию с Департаментом авиации ДОСААФ России в АО эксплуатирующих данные воздушные суда, при наличии подготовленных специалистов к самостоятельной эксплуатации авиационной техники и летного состава имеющего допуск к инструкторской работе на данных ВС. При отсутствии указанных специалистов переучивание проводить с привлечением иностранных специалистов фирм-производителей авиационной техники.

Парашютную подготовку на впервые осваиваемом типе парашюта (парашютной системы) проводить в соответствии с требованиями РПП-2010 с учетом уровня подготовки каждого парашютиста.

Допуск парашютистам на каждый тип парашюта с указанием размера и загрузки купола дает начальник ПС и ПДС авиационной организации после прохождения подготовки и сдачи зачетов по представлению инструктора (тренера) по дисциплинам парашютного спорта.

Допуск записывается в книжку парашютиста (справку) и заверяется печатью.

Переход на последующий тип парашюта парашютистом-спортсменом осуществляется после обязательного выполнения минимального установленного количества прыжков с предыдущим типом парашюта и успешного освоения управления данным парашютом, с поэтапным увеличением коэффициента загрузки купола. При переходе устанавливать обязательную последовательность:

  • студенческий или классический — переходной — среднескоростной — скоростной — высокоскоростной.

Членам спортивных команд АО «Купольное пилотирование» и «Купольная акробатика» последовательность перехода и поэтапное увеличение коэффициента загрузки купола определяет инструктор (тренер) по указанным дисциплинам парашютного спорта.

Подготовка инструкторов-экзаменаторов по специальностям ПС и ПДС, дисциплинам парашютного спорта проводится под руководством должностных лиц Департамента авиации.

Допуск специалистов (инструкторов) по специальностям ПС и ПДС и дисциплинам парашютного спорта (специалист по парашютным приборам и автоматическим устройствам воздушно-десантной техники, «Тандем-инструктор», «Инструктор прогрессивного обучения свободному падению» и др.) осуществляется должностными лицами Департамента авиации ДОСААФ России после прохождения подготовки в авиационных и других организациях, имеющих инструкторов-экзаменаторов.

Допуск к выполнению функциональных обязанностей на текущий год в качестве «Тандем-инструктора-экзаменатора» и «Инструктора-экзаменатора прогрессивного обучения свободному падению» дается по итогам прохождения учебно-методического сбора специалистов ПС и ПДС в рамках Всероссийской конференции по безопасности парашютной деятельности в России, при условии проведения не менее одного курса подготовки в год «Тандем-инструктора» и «Инструктора-АФФ» соответственно.

К подготовке парашютистов по программе «Тандем-инструктор» разрешается допускать инструкторов ПДП, при условиях:

  • возраст от 21 до 55 лет;
  • наличия более 1000 прыжков с парашютом типа «Крыло», из них более 100 прыжков за последние 12 месяцев;
  • стаж занятия парашютным спортом более 3 лет;
  • наличия опыта свободного падения более 6 часов;
  • наличия более 100 прыжков со среднескоростной парашютной системой с загрузкой не менее 1.4;
  • наличия сертификата категории «D» или квалификации специалист поисково-спасательной и парашютно-десантной службы — мастер;
  • наличия действующего заключения ВЛК (ВЛЭК) о допуске к парашютным прыжкам.

Парашютные системы (далее — ПС) разрешается допускать к эксплуатации при наличии технического описания и инструкции по эксплуатации на русском языке, клейма завода-изготовителя, паспорта (дубликата) и отметок о проведенных регламентных работах, заверенных печатью (при убытии в другую организацию).

На все ПДИ, находящиеся на балансе АО, вести пономерной учет.

Парашюты (ПС), находящиеся в личном пользовании, учитывать в АО, и на них вести график проведения регламентных работ и техосмотров.

Технический осмотр ПДИ производить каждые 6 месяцев комиссией, назначенной приказом руководителя АО, с составлением технического акта.

Инструкторско-методические занятия перед проведением воздушно-десантной подготовки специалистов военно-учетных специальностей, предназначенных для службы по призыву в Воздушно-десантных войсках (далее — ВДВ), проводить (ежегодно) в марте на учебно-материальной базе войсковых частей ВДВ:

  • 61756 (г. Новороссийск) авиационные организаций ДОСААФ России Южного военного округа;
  • 07264 (г. Псков), 55599 (г. Тула) и 65451 (г. Иваново) авиационные организации ДОСААФ России Западного военного округа;
  • 64818 (г. Омск) и 73289 (г. Ульяновск) авиационные организации ДОСААФ России Центрального военного округа;
  • 32364 (г. Улан-Удэ) и 71289 (г. Уссурийск) авиационные организации ДОСААФ России Восточного военного округа.

Ежегодно до 1 ноября в Департамент авиации представлять списки кандидатов для обучения на инструкторско-методических занятиях.

5.7. Допустимые перерывы в полетах и прыжках с парашютом, порядок восстановления навыков летного состава и парашютистов

Максимальные перерывы в тренировочных (самостоятельных) полетах в различных метеоусловиях у летчиков (штурманов) не должны превышать значений, указанных в приложении № 6 к п.57 ФАППП ГА и определяются приказами руководителей АО (для каждого летчика (штурмана) индивидуально на учебный год (период)), а по видам летной подготовки не превышать значений указанных в приложении 3 и 3а.

Выполнение полетов в качестве летчика-инструктора продлевает максимальные перерывы в полетах летному составу в самостоятельных полетах в соответствующих метеорологических условиях и по видам летной подготовки, но не более чем в 1,5 раза от даты самостоятельного полета на типе ВС (однотипном ВС), а выполнение упражнения на личное совершенствование с инструкторского сиденья — не более чем в 2 раза.

При выполнении полетов летным составом на нескольких типах воздушных судов, для определения даты наступления перерыва в полетах в данных метеорологических условиях и по видам летной подготовки, руководствоваться датой выполненного последнего полета применительно к ВС по предназначению:

  • транспортные самолеты;
  • спортивные и учебные самолеты;
  • учебно-тренировочные самолеты;
  • буксировщики и планеры;
  • вертолеты.

Восстановление навыков летного состава при перерывах в полетах проводить согласно требованиям пп. 62, 64-66 ФАППП ГА.

Восстановление навыков в технике пилотирования планировать (выполнять):

  • на каждом типе ВС;
  • на одноместных спортивных самолетах после контрольных полетов на самолете с двойным управлением (Як-52, Як-54, Су-29 и другие);
  • по сложным видам летной подготовки от «простого к сложному», согласно схемам последовательности и параллельности прохождения соответствующих Курсов летной (учебно-летной) подготовки и программ.

Примечание: к сложным видам летной подготовки относятся полеты на сложный пилотаж, высший прямой и обратный пилотаж, групповые полеты на сложный и высший пилотаж, полеты на авиационные работы на предельно-малых высотах, полеты на десантирование (выброску по ПТП-2 и парашютистов).

При длительных перерывах в выполнении прыжков с парашютом типа «Крыло» парашютист-спортсмен должен выполнить контрольно-восстановительный прыжок (прыжки) по упражнению меньшей сложности, под контролем инструктора, а именно:

  • парашютистам, имеющим менее 100 прыжков и длительности перерыва от 30 до 90 дней — выполнить прыжок по упражнению № 31 СПП-2010 с задержкой раскрытия парашюта до 10 сек. или с инструктором по упражнению № 27 СПП-2010 с парашютной системой на один размер большей площади;
  • парашютистам, имеющим менее 100 прыжков и длительности перерыва более 90 дней — пройти наземную подготовку по темам № 10 и № 11 СПП-2010, прыжок по упражнению № 31 СПП-2010 с задержкой раскрытия парашюта до 10 сек. или с инструктором по упражнению № 27 СПП-2010;
  • парашютистам, имеющим более 100 прыжков и длительности перерыва более 60 дней — выполнять прыжки по упражнению № 31 СПП-2010 с задержкой раскрытия парашюта до 10 сек. с ПС на один (два) размера больше площади купола, на котором выполнялся последний прыжок;
  • парашютистам, имеющим более 500 прыжков и длительности перерыва более 90 дней — выполнять прыжок по упражнению № 31 СПП-2010 с задержкой раскрытия парашюта до 10 сек. (выполнение прыжков производить с поэтапным увеличением сложности упражнений, исключая разгон купола на этапе приземления).

При перерыве 90 дней и более — «Тандем-инструктор» выполняет прыжок с опытным парашютистом, а «Инструктор-АФФ» выполняет прыжок в качестве резервного инструктора.

Контрольно-восстановительные прыжки выполняются с классической или со студенческой парашютной системой.

5.8. Организация летно-методической работы

При организации летно-методической работы руководствоваться:

  • Положением об организации и проведении летно-методической работы в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и «Положением о методических советах в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации», введенными в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 455;
  • требованиями «Руководства по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ России» (РОПТЛО — 2012);
  • требованиями курсов летной (учебно-летной) подготовки.

Процесс обучения руководящего состава АО направлять на привитие и совершенствование его знаний, умений и навыков по обучению и воспитанию личного состава на земле и в воздухе для качественного решения задач летной, парашютной и специальной подготовки.

Основными задачами и содержанием летно-методической работы определять:

  • совершенствование существующих, изыскание и внедрение новых прогрессивных методов и форм обучения, обеспечивающих интенсификацию учебно-воспитательного процесса;
  • выработка мероприятий по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов, связанных с методикой летного обучения;
  • подготовка летного состава в качестве инструкторов и совершенствование инструкторских навыков;
  • подготовка руководящего состава к руководству полетами на аэродроме и площадках.

Летно-методическая работа АО планируется на учебный год и месяц.

Основным требованием, предъявляемым к летно-методической работе считать соответствие проводимых мероприятий основным задачам летной и парашютной подготовки.

5.8.1. Формы летно-методической работы

Формы летно-методической работы определять руководителям АО в зависимости от характера решаемых задач, особенностей и условий их выполнения.

Летно-методический (учебно-методический) сбор руководящего состава авиации ДОСААФ России проводится в Департаменте авиации перед началом следующего учебного года.

К участию в сборах привлекаются:

  • председатели Региональных отделений ДОСААФ России из числа летного состава;
  • заместители председателей региональных отделений по авиации, начальники авиационных отделов, инспекторы-летчики (там, где они имеются);
  • руководители авиационных организаций;
  • заместители руководителей АО по летной подготовке, в которых руководители не имеют летной специальности;
  • специалисты поисково-спасательной и парашютно-десантной службы;
  • заместители руководителей АО по инженерно-авиационной службе.

Цель сбора:

  • подведение итогов деятельности авиационного комплекса ДОСААФ России за учебный год;
  • анализ состояния аварийности в авиации ДОСААФ России, степень выполнения требований по профилактике и предотвращению авиационных и парашютных происшествий;
  • повышение теоретического уровня и методических навыков руководителей АО в вопросах производства полетов, обеспечения безопасности полетов и парашютных прыжков;
  • повышение теоретического уровня и методических навыков специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы в организации и проведении парашютных прыжков;
  • повышение теоретического уровня и методических навыков руководящего инженерно-технического состава АО в вопросах правил эксплуатации авиационной техники и ИАО полетов;
  • совершенствование уровня летно-методической подготовки и выработки единой методики летного обучения постоянного и переменного состава;
  • проверка знаний теоретических дисциплин и документов, регламентирующих летную работу с целью допуска руководящего летного состава к полетам и руководству полетами в следующем учебном году;
  • определение основных направлений и перспектив развития авиационного комплекса ДОСААФ России;
  • постановка задач на новый учебный год.

В АО ДОСААФ России содержание, количество и сроки проведения сборов определяет руководитель:

  • летно-методический сбор с летным составом от летчика-инструктора до заместителя руководителя АО проводится до начала полетов с переменным летным составом. Продолжительность сбора не менее 5-6 дней (2-3 дня теоретическая часть и 2-3 дня подготовка и проведение методических полетов);
  • учебно-методический сбор со всеми категориями авиационного персонала проводится с целью анализа и оценки результатов работы организации за учебный год, обмена передовым опытом и выработки рекомендаций для внедрения опыта успешных организаций (структурных подразделений) и должностных лиц, а также проверки знаний теоретических дисциплин и документов, регламентирующих летную работу и направления авиационной деятельности (подготовки и обслуживания АТ, обеспечения полетов), с целью допуска к исполнению должностных обязанностей, как правило, перед началом нового учебного года продолжительностью до 4 дней.

Летно-технические конференции

Проводятся два раза в год по плану перевода авиационной техники на сезонную эксплуатацию (летняя и зимняя), с целью изучения особенностей летной и технической эксплуатации авиационной техники в летний и зимний периоды работы, а также в целях обмена опытом, приложение 4.

При освоении новой авиационной техники проведение летно-технических конференций осуществляется в завершающий период её освоения согласно п.596 ФАП ИАО.

Методические полеты

Проводятся с инструкторским составом для отработки единой методики по обучению летного состава (постоянного и переменного), проверки инструкторско-методических навыков в полете, восстановлению навыков и подготовки в качестве инструкторов молодого летного состава. Показные полеты (показательный летный день).

Проводятся перед началом летней (зимней) эксплуатации ВС, началом полетов с переменным составом и перед переучиванием на новую авиационную технику. Полеты проводятся в целях практического показа, обучения руководящего и летно-инструкторского состава правильной методике организации и проведения летной смены.

Работа методического совета авиационной организации

В соответствии с требованиями «Положения о методических советах в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» в каждой АО приказом руководителя создается методический совет.

Методические советы АО проводятся по мере необходимости (рекомендации методического совета Департамента авиации, протокол № 6 от 07 октября 2016 года.), но не реже:

  • одного раза в квартал — в АО выполняющих однотипные полетные задания и сезонный период (летний) авиационной деятельности (как правило, авиаработы и парашютные прыжки);
  • ежемесячно — в АО выполняющих широкий спектр задач авиационной деятельности (летная подготовка постоянного и переменного состава, показательные и демонстрационные полеты, авиаработы и др.).

Основным содержанием деятельности методических советов считать:

  • разработку конкретных практических предложений и рекомендаций по повышению готовности к выполнению задач по предназначению;
  • повышение качества летной и парашютной подготовки, выполнения авиационных работ и показательных выступлений;
  • совершенствование учебно-материальной базы, оборудование классов, разработка и внедрение макетов (тренажеров, обучающих устройств) и других технических средств обучения.

Кроме вопросов, указанных в статье 7 Положения о методических советах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и ст.183 РОПТЛО — 2012 г., на методическом совете периодически анализируется ход летной и парашютной подготовки, состояние безопасности полетов и парашютных прыжков.

В соответствии с п. 5 и 6 «Положения о методических советах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» в АО ведётся журнал, в котором отражаются:

  • план работы методического совета на учебный год, приложение № 1 Положения;
  • план подготовки и проведения заседания методического совета, приложение 2 Положения;
  • протоколы заседаний методического совета, приложение 3 Положения.

Реализация рекомендаций и предложений методических советов организуется после их утверждения руководителем АО.

Материалы летно-методических сборов, учебно-методических сборов, летно-технических конференций, конференций по безопасности полетов, показных и методических полетов хранятся в течение учебного года в отдельных папках. Все выше перечисленные мероприятия учитываются в журналах учета занятий.

5.9. Определение квалификации летного состава

Подготовка летного состава для повышения квалификационных разрядов организуется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 055 «Об утверждении Порядка определения квалификации летного состава государственной авиации и Требований, предъявляемых к летному составу государственной авиации при присвоении квалификационных разрядов», «Методических рекомендаций по определению квалификации летного состава государственной авиации», утвержденных председателем Центральной квалификационной комиссии летного состава государственной авиации при Министерстве обороны Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. (далее — ЦКК).

Для решения задач квалификации летного состава в ДОСААФ России в аппарате Центрального совета ДОСААФ России (Департамент авиации) создается квалификационная комиссия.

Состав квалификационной комиссии летного состава в ДОСААФ России включает:

  • председатель — от Департамента авиации;
  • заместитель председателя — от Департамента авиации;
  • секретарь квалификационной комиссии — от Департамента авиации;
  • члены квалификационной комиссии — от Департамента авиации,
  • региональных отделений и авиационных организаций ДОСААФ России.

Члены квалификационной комиссии летного состава в ДОСААФ России должны быть подготовлены в полном объеме курсов летной (учебно-летной) подготовки, иметь допуск к инструкторским полетам и высокий уровень знаний теоретических дисциплин и документов регламентирующих летную работу (вопросы авиационной деятельности и эксплуатации воздушных судов).

Основными задачами квалификационной комиссии летного состава в ДОСААФ России являются:

  • работа по определению квалификации летчиков, штурманов и бортовых специалистов до заместителя директора Департамента авиации, включительно;
  • организация и проведение сборов по проверке летной подготовки и теоретических знаний при присвоении квалификационных разрядов летному составу;
  • проверка данных, указанных в представлениях на присвоение квалификационных разрядов, определение их соответствия Требованиям и фактическому уровню подготовки летного состава (приложения № 2 и № 5 приказа Минобороны России от 22.10.2012 г. № 055);
  • рассмотрение на заседаниях квалификационной комиссии документов на присвоение (снижение, лишение) квалификационных разрядов летному составу;
  • анализ состояния работы по подготовке летного состава к присвоению квалификационных разрядов, результатов их присвоения и выработка предложений по совершенствованию квалификации летчиков, штурманов и бортовых специалистов;
  • оказание помощи руководителям АО в определении квалификации летного состава;
  • рассмотрение обращений и жалоб по вопросам определения квалификации летного состава.

Летный состав государственной авиации Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России, представляется к присвоению квалификационных разрядов при достижении необходимого уровня, норм минимального налета часов, спортивных разрядов, стажа инструкторской работы и сроков пребывания в прежнем квалификационном разряде в соответствии с приложениями № 2 и № 5 приказа Минобороны России от 22.10.2012 г. № 055.

По результатам оценки требуемого уровня подготовки летного состава, руководители (начальники) АО, принимают решения о включении летного состава (кандидатов) в «План повышения квалификационных разрядов летного состава АНО» АТСК ДОСААФ России «на 201_ год».

Списки кандидатов представляются в квалификационную комиссию летного состава в ДОСААФ России до 05 декабря текущего года, а уточненные списки (скорректированные списки кандидатов учебного года) к 05 июня нового учебного года.

Готовность кандидатов на присвоение квалификационных разрядов определяется руководителями АО.

При готовности летного состава к присвоению квалификационных разрядов на каждого кандидата в двух экземплярах оформляются представления на присвоение квалификационного разряда по формам, указанным в приложениях № 2-4 Порядка и направляются в квалификационную комиссию летного состава в ДОСААФ России.

Оформление представлений осуществляется с использованием компьютеров.

После поступления в квалификационную комиссию летного состава в ДОСААФ России докладов и представлений на присвоение квалификационного разряда кандидатам, председатель комиссии определяет порядок проверок теоретических знаний (проведения сборов), летной подготовки и организует их проведение.

Летный состав, принятый на работу в АО из других стран СНГ или видов авиации, а также не выполнявший полеты более одного года, в обязательном порядке подвергается проверкам уровня теоретических знаний и летной подготовки на соответствие требованиям присвоенного квалификационного разряда (квалификационной категории).

Объем проверок осуществляется применительно к ранее присвоенному квалификационному разряду и включает:

  • теоретических знаний в полном объеме — РЛЭ воздушного судна;
  • практическая аэродинамика воздушного судна; предназначение и максимальные возможности воздушного судна; навигационная подготовка;
  • авиационная техника в объеме РЛЭ воздушного судна; применение средств связи и радиотехнического обеспечения полетов в объеме, необходимом для использования их в полете;
  • летной подготовки — одна из проверок (техника пилотирования, воздушная навигация или боевое (специальное) применение) с оформлением в летных книжках вывода о соответствии уровня подготовки летного состава.

Результаты выполнения плана повышения квалификационных разрядов летного состава отражаются в материалах подведения итогов за полугодие, на методических советах и подведении итогов АО за учебный год.

Руководители АО представляют в адрес квалификационной комиссии летного состава в ДОСААФ России Донесения «О состоянии квалификации летного состава и плане подготовки на квалификационные разряды в 201_ году» к 01 декабря текущего года и 01 июня нового учебного года по форме, приложение 5.

Указанные донесения представляются всеми АО (вне зависимости, есть план повышение квалификационных разрядов летному составу или нет).

5.10. Организация и проведение показательных выступлений (демонстрационных полетов)

Показательные выступления (демонстрационные полеты) в авиации ДОСААФ России организуются в соответствии с требованиями пп. 355 — 358 ФАППП ГА с привлечением наиболее подготовленного летного состава и других специалистов (парашютисты, спортсмены авиационных видов спорта).

Разрешение Председателя ДОСААФ России на проведение показательных выступлений (демонстрационных полетов) с утверждением персонального списка участников отрабатывается на основании обращения председателей Региональных отделений ДОСААФ России и руководителей АО центрального подчинения после проведения необходимых мероприятий по подготовке к показу.

Показательным выступлением, независимо от состава участников, места и срока его проведения, считать любой показательный и (или) демонстрационный полет (прыжок с парашютом), выполняемый в интересах юридических и физических лиц при наличии зрителей в период проведения массовых мероприятий.

В Планы работы (подготовки) АО на учебный год включать проведение военно-патриотических, спортивно-массовых и агитационно-пропагандистских мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории государства, регионов и др.

К показательным выступлениям (демонстрационным полетам) допускать летный состав и спортсменов:

  • имеющий соответствующий допуск и отработавший полетное задание применительно к показу в тренировочных полетах на оценку «отлично»;
  • не имеющий перерывов в полетах по данному виду подготовки;
  • выполнивший проверки по видам летной подготовки и имеющий налет не менее 10 часов за предшествующие показу три месяца;
  • прошедший медицинское освидетельствование и не имеющий перерыва после очередного отпуска согласно требованиям п. 76 ФАППП ГА;
  • парашютистов-спортсменов, подготовленных по соответствующим программам показа и допущенных приказом по авиационной организации.

В каждой АО при планировании задач показательных выступлений (демонстрационных полетов), на учебный год разрабатывать:

  • программы подготовки летного состава и парашютистов;
  • методические рекомендации (пособия, схемы, памятки, указания) по выполнению показательных выступлений (демонстрационных полетов) по отдельным упражнениям, а при необходимости и по отдельным фигурам пилотажа.

Указанные программы и рекомендации (разработки) рассматривать на методических советах АО и утверждать руководителями АО.

При подготовке конкретных показательных выступлений (демонстрационных полетов) в план включать только фигуры (комплекс фигур, элементов) отработанных в полетном задании (упражнении полета или парашютных прыжков). Изменение полетного задания (задания парашютных прыжков) допускается только в сторону упрощения.

При проведении демонстрационных полетов воздушных судов должны соблюдаться основные требования безопасности применительно к пп. 451 — 452 ФАППП ГА.

Ответственность за организацию и проведение показательных выступлений (демонстрационных полетов) возлагается на председателя соответствующего регионального отделения ДОСААФ России и руководителей АО центрального подчинения ЦС ДОСААФ России.

Ответственность за подготовку и организацию показательных выступлений (демонстрационных полетов), обеспечение безопасности полетов, несет лично руководитель АО подчиненный личный состав которого выполняет выступление.

Планы и программы конкретных показательных выступлений (демонстрационных полетов) рассматриваются и утверждаются председателями региональных отделений ДОСААФ России. Обращение к Председателю ДОСААФ России на проведение выступлений, направляется не позже 10 суток до даты проведения.

В обращении указывается:

  • цель показательных выступлений и демонстрационных полетов;
  • дата и место проведения мероприятий;
  • авиационная организация — участник мероприятий;
  • состав привлекаемых ВС (самолеты, вертолеты, планеры) и парашютистов;
  • должностные лица, с кем и когда согласовано проведение мероприятий;
  • источник финансирования.

К обращению прилагаются копии документов:

  • разрешение администрации и уполномоченных органов;
  • смета расходов;
  • программа показательных выступлений (демонстрационных полетов);
  • схемы (кроки) места проведения показательных выступлений (демонстрационных полетов) с указанием размеров, высоты препятствий и их удаленность.
  • план мероприятий по обеспечению безопасности полетов при проведении показательных выступлений (демонстрационных полетов);
  • данные по летному составу с указанием — ФИО, должность, тип ВС, квалификационный разряд, дата прохождения ВЛК (ВЛЭК), общий налет на типе ВС, налет в текущем году на типе ВС, из них за предшествующие 3 месяца на типе ВС, дата крайнего тренировочного полета на типе ВС, дата полета на специальное применение, даты проверок по видам летной подготовки (все проверки техники пилотирования, воздушная навигация, специальное применение), фактический метеоминимум экипажа, приложение 6.
  • данные об уровне подготовки парашютистов-спортсменов с указанием — ФИО, должность, тип основного и запасного парашюта (парашютных систем), общее количество прыжков/ из них в текущем году, номер упражнения показательного выступления и высота выброски приложение 6а.
  • данные о руководителях полетами на аэродроме, выброски на площадке приземления (площадке проведения показа) с указанием — ФИО, когда проверялся в руководстве полетами и последний раз руководил полетами, дата прохождения ВЛК (ВЛЭК), приложение 6б.
  • данные по авиационной технике участвующей в обеспечении показательных выступлений (демонстрационных полетов):
    • тип и модификация ВС;
    • реквизиты договора с ТУ Росимущества о безвозмездном пользовании ВС;
    • РНФИ;
    • присвоенный учетный опознавательный знак;
    • ФИО техника воздушного судна;
    • дата и номер приказа о закреплении за ВС;
    • заводской номер ВС;
    • дата выпуска/дата ремонта ВС;
    • межремонтный ресурс/срок службы;
    • налет ППР/остаток ресурса;
    • посадок ППР/остаток ресурса;
    • остаток до очередных регламентных работ, час/срок;
    • дата облета ВС;
    • перевод ВС на сезонную эксплуатацию;
    • номер СЛГ, когда выдано, до какого срока;
    • тип и модификация АД;
    • заводской номер АД;
    • дата выпуска/ремонта АД;
    • межремонтный ресурс/срок службы АД;
    • наработка АД;
    • остаток ресурса/срока службы АД;
    • номер указания о продлении показателей долговечности ВС, АД, ВВ;
    • наличие нанесения учетных опознавательных знаков госавиации и логотипа ДОСААФ России на ВС;
    • дата крайнего полёта; дата осмотра ВС руководящим составом;
    • данные об уровне подготовки технического персонала, участвующего в инженерно-авиационном обеспечении показательных выступлений (демонстрационных полетов) с указанием ФИО, названия и года окончания учебного заведения (училище, институт, аэроклуб), реквизитов приказов о допуске к эксплуатации и закреплении за ВС.

Показательные выступления (демонстрационные полеты) без разрешения Председателя ДОСААФ России выполнять запрещается.

При выполнении показательных выступлений (демонстрационных полетов) запрещается присутствие на борту посторонних лиц и использование нештатных пиротехнических средств.

По завершении показательных выступлений (демонстрационных полетов) руководители АО (должностные лица, назначенные ответственными за проведение) докладывают устно на ЦКДП Департамента авиации о результатах проведения (количество выполненных полетов и прыжков с парашютом, допущенные нарушения и др.).

Оригиналы документов показательных выступлений (демонстрационных полетов) и финансовый отчет (Акт выполненных работ) являются документами строгой отчетности и должны храниться в АО в отдельной папке в течение последующего календарного года за годом проведения мероприятий.

5.11. Итоги работы организации (подразделения)

Анализ результатов подготовки (работы) АО и постановку задач на очередной период (месяц, полугодие и учебный год) проводить:

  • в АО — ежемесячно (за полугодие и учебный год);
  • в звене (отряде) — еженедельно;
  • в летной группе — после каждого летного дня.

По результатам выполнения Плана подготовки (работы) АО за соответствующий период, руководители АО подводят основные итоги, определяют задачи на очередной месяц (период) и мероприятия по обеспечению безопасности полетов и парашютных прыжков, приложение 7.