Правила вида спорта «Планерный спорт» от «9» апреля 2019 г. № 295


Раздел II. Локальные полеты с ограничением высоты


Локальные полеты с ограничением высоты выполняются на планерах, аэродинамические характеристики которых не позволяют совершать парящие маршрутные полеты или полеты на выполнение пилотажа. Локальные полеты с ограничением высоты выполняются при помощи СМС.

Локальные полеты с ограничением высоты относятся к дисциплине «класс — начальный».


1. Термины, сокращения и определения (для дисциплины «класс — начальный»)


Взлет — этап полета с момента начала ускоренного движения планера с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности до момента набора установленных высоты и скорости полета с использованием тяги СМС;

ГП, горизонтальный полет — установившееся прямолинейное движение планера в горизонтальной плоскости при отсутствии крена и скольжения;

Заданный профиль полета — заданная упражнением траектория планера в вертикальной и горизонтальной плоскости, включающая на тяге СМС: взлет, набор высоты, горизонтальный полет; без тяги СМС: планирование, если предусмотрены — развороты с кренами до 30° на планировании, выравнивание, выдерживание, посадка, пробег планера;

ИВП — используемое воздушное пространство;

ЛТХ — летно-технические характеристики;

Мерная база — участок траектории движения планера, на котором оценивается контрольный элемент упражнения (высота);

Набор высоты — прямолинейное движение планера с постоянной скоростью по траектории, которая наклонена вверх от горизонта, без крена и скольжения;

Планирование — прямолинейное и равномерное движение планера по наклонной вниз траектории, без крена и скольжения;

Полет — движение планера с отрывом от поверхности и набором высоты выше влияния экрана земной поверхности, для тренировки в выдерживании заданного режима и профиля упражнения и указаний тренера;

Посадка — этап полета от момента замедленного движения планера с высоты начала выравнивания до момента касания земной (водной) или искусственной поверхности и окончания пробега;

Пробежка с РРВ — прямолинейное движение планера без отрыва от поверхности для тренировки в выдерживании нулевого крена и заданного направления. Перемещение ручки управления планером по тангажу происходит в диапазоне заданным тренером;

Пробежка с ФРВ — прямолинейное движение планера без отрыва от поверхности для тренировки в выдерживании нулевого крена и заданного направления. Перемещение ручки управления планером по тангажу не допускается, она остается в положении заданным тренером;

РРВ — рабочий руль высоты;

ФРВ — фиксированный руль высоты.


2. Порядок проведения соревнований (для дисциплины «класс — начальный»)


2.1. Соревнования в дисциплине «класс — начальный» характеризуются выполнением упражнений на одноместных планерах (или на двухместных планерах, отвечающих требованиям класса, при пилотировании одним планеристом), с использованием для подъема планера СМС. Упражнения соревнований выполняются без использования приборного оборудования и средств связи в кабине планера. Использование воздушного пространства на планерах дисциплины «класс — начальный» не должно превышать 1,5 метров над наивысшей точкой используемой площадки.

2.2. Очередность стартов.

2.2.1. Порядок выполнения (очередность) стартов участников определяется решением ГСК:

  • в отборочном туре соревнований по мере поступления и регистрации заявок;
  • в финальном туре по возрастанию суммарных очков, полученных за все упражнения (этапы упражнений) отборочного тура.

2.2.3. Изменение порядка очередности упражнений и стартов, без официального разрешения главного судьи, не допускается.


3. Директор соревнования (для дисциплины «класс — начальный»)


3.1. Директор соревнования назначается Оргкомитетом соревнования и является его представителем перед ГСК и жюри.

3.2. Директор соревнования обязан обеспечить эффективное управление и бесперебойное и безопасное проведение соревнования.

3.3. Директор соревнования имеет право:

  • а) назначать, отменять или временно прекращать выполнение упражнений по программе соревнования при неблагоприятной метеорологической или наземной обстановке и в других угрожающих безопасности соревнования случаях;
  • б) за грубость по отношению к членам судейской коллегии и другим лицам и за нарушение настоящих Правил и Положения о соревновании налагать взыскания на участников в виде: предупреждения, предупреждения на общем сборе участников, отстранять от участия в соревнованиях с последующим откомандированием;
  • в) сообщать организации, командирующей спортсмена на соревнования, о причинах отстранения или откомандирования;
  • г) отстранять представителей команд, если они нарушают настоящие Правила или Положения о соревновании, недобросовестно выполняют свои обязанности, или за систематическую подачу необоснованных претензий и протестов.

3.4. Директор соревнования отвечает за соответствие условий упражнения, назначаемого главным судьей, требованиям МП и настоящим Правилам.


4. Жюри (для дисциплины «класс — начальный»)


4.1. Председатель и члены жюри не могут быть участниками, занимать любую официальную должность у организаторов соревнования.

4.2. Председатель и члены жюри должны обладать полным знанием данных Правил, Положений и Местных процедур.

4.3. Жюри рассматривает протесты участников. Члены жюри должны стремиться быть нейтральными и независимыми от решения главной судейской коллегии соревнований, но быть подготовленными, чтобы дать совет и ответить на вопросы относительно интерпретации Правил и особого случая, если вопрос был поднят должностными лицами.

4.4. Председатель жюри.

Председатель жюри имеет право требовать от организаторов соблюдения данных Правил и Положения о данном соревновании. Если организаторы не способны выполнять данные требования, председатель жюри имеет право приостановить соревнование до тех пор, пока заседание жюри не обсудит сложившуюся ситуацию. Также жюри имеет право остановить соревнование, если организаторы не способны соблюдать данные Правила и Положение.

4.5. Все члены жюри должны присутствовать на месте проведения соревнования в течение всего срока его проведения.

4.6. Заседания жюри.

При проведении заседаний жюри, главный судья соревнования или его заместитель имеют право дать письменное и устное свидетельство перед жюри при обсуждении протестов и спорных ситуаций, связанных с судейством соревнования.

4.7. Протоколы жюри.

Запись действий жюри, решения и обоснования решений, копии протоколов, должны быть предоставлены председателем жюри в ОСФ, на случай того, если обращение в ОСФ будет сделано уже после окончания соревнования.


5. Представитель команды (для дисциплины «класс — начальный»)


5.1. Представитель команды — должностное лицо старше 18 лет, отвечающее за жизнь и здоровье заявившихся спортсменов своей организации, их наземную и летную подготовку, готовность к выполнению задач по уровню и сложности на данных соревнованиях, соблюдения порядка выполнения упражнений, соблюдения ими мер безопасности.

5.2. Представитель команды имеет право получать копии протоколов за каждый день (этап) соревнований и по итоговым результатам, участвовать в решении спорных вопросов, в части касающейся результатов выступления членов своей команды.

5.3. Представитель команды может возглавлять по одной команде в каждой возрастной группе, при условии, что они представляют одну спортивную организацию.

5.4. Представители команд назначаются, как правило, из тренеров — преподавателей, либо из инструкторов-общественников, либо должностных лиц летной организации, и должны обладать значительным опытом летной работы, а также знаниями настоящих Правил.

5.5. Представитель команды имеет право заменить участника команды, который не может продолжить соревнования, запасным участником. О замене необходимо незамедлительно проинформировать главного судью соревнований.


6. Дополнительные требования к участникам (для дисциплины «класс — начальный»)


6.1. Требования к квалификации участников.

6.1.1. К участию в соревнованиях допускаются спортсмены, прошедшие теоретическую и практическую программу подготовки на заявленном типе планера класса «начальный» и выполнившие до начала соревнований зачетные упражнения, заявленные в данном соревновании.

6.1.2. Перед оценочными (зачетными) полетами для спортсменов организуется возможность выполнить 1-2 тренировочных полета на высотах 1 и 2 метров для ознакомления с площадкой и особенностями средств механического старта. Спортсмены, совершившие грубые ошибки в технике пилотирования, нарушения мер безопасности и дисциплины, решением главного судьи соревнований могут быть не допущены к дальнейшим полетам.

6.2. Требования к составу команд.

6.2.1. В команду входят не менее двух участников.

6.2.2. В команде может быть запасной участник, который участвует в соревнованиях только в личном зачете. Замена участника в команде может производиться до начала выполнения очередного упражнения.

6.2.3. Если в команде менее трех участников, то их результаты учитываются только в личном зачете.

6.3. Требования к квалификации участников.

6.3.1. К участию в соревнованиях допускаются спортсмены, прошедшие теоретическую и практическую программу подготовки на заявленном типе планера класса «начальный» и выполнившие до начала соревнований зачетные упражнения, заявленные в данном соревновании.

6.3.2. Перед оценочными (зачетными) полетами для спортсменов организуется возможность выполнить 1-2 тренировочных полета на высоте 1 метр для ознакомления с площадкой и особенностями средств механического старта. Спортсмены, совершившие грубые ошибки в технике пилотирования, нарушения мер безопасности и дисциплины, решением главного судьи соревнований могут быть не допущены к дальнейшим полетам.


7. Метеоусловия (для дисциплины «класс — начальный»)


7.1. Тренировки, соревнования и показательные выступления планеров в спортивной дисциплине «класс — начальный» выполняются только в простых метеоусловиях при видимости естественного горизонта и нижней границе облаков не менее 200 метров.

7.2. Ограничения по силе и направлению ветра устанавливаются согласно руководства по летной эксплуатации планеров, используемых на соревнованиях и уровней подготовки спортсмена.

7.3. ИВП ограничивается по горизонтали границами площадки (летного поля аэродрома, склона), по вертикали — до высоты 1,5 метров.


8. Меры безопасности (для дисциплины «класс — начальный»)


8.1. Меры безопасности при эксплуатации планера на земле.

8.1.1. Буксировка планера на старт и со старта:

  • а) выкатывание планера со стоянки для последующей буксировки и закатывание планера на стоянку после буксировки производится только вручную;
  • б) перед началом буксировки планера руль высоты должен быть зафиксирован в верхнем положении (ручка «на себя»);
  • в) допускается буксировка не более двух планеров за одной машиной с обязательным сопровождающим у каждого планера;
  • г) при одновременной буксировке двух планеров за одной машиной длина буксировочных фалов для первого и второго планера должна различаться не менее, чем на 12 м;
  • д) скорость буксировки планеров за автомобилем не должна быть не более 5-6 км/час.

8.1.2. Сопровождение планера на взлете.

  • а) при сопровождении планера на взлете допускается держать крыло только за законцовку;
  • б) запрещено находиться впереди крыла планера, а также позади него вблизи фюзеляжа.

8.1.3. При встречном и боковом ветре, близком к предельным значениям необходимо выпускать, встречать и сопровождать буксируемый планер двумя сопровождающими. Посадку планериста в планер, пристегивание, в этом случае, выполнять на планере, удерживаемом сопровождающим, а после окончания пробега — планер не покидать до подхода встречающих и разворота планера хвостом на ветер.

8.2. Меры безопасности при выполнении упражнений.

8.2.1. Экипировка спортсмена.

Старты выполняются в одежде и экипировке не допускающей стеснения движений планериста, обзора воздушного пространства и места выполнения упражнения. Экипировка должна исключать наличие незакрепленных посторонних предметов (включая содержимое карманов экипировки), во избежание их попадания в систему управления планером. Защита органов зрения (солнцезащитные очки) строго обязательна, отсутствие может наказываться решением судейской коллегии (жюри) вплоть до снятия с соревнований.

8.2.2. Привязные ремни.

Спортсмен должен быть надежно зафиксирован в кабине планера привязными ремнями. Не допускается использование неисправных, поврежденных привязных ремней.

8.3. Порядок подготовки к старту.

  • а) защитный шлем надет, фиксирующий ремешок застегнут под подбородком;
  • б) после посадки в кабину привязные ремни пристегнуты, затянуты;
  • в) отдана команда о готовности спортсмена к подцепке к тросу СМС «Прицепить трос». Подцепление троса без команды или при отсутствии планериста в кабине — грубое нарушение мер безопасности;
  • г) после команды о готовности спортсмена к старту судья на старте подтверждает готовность докладом по радиостанции и/или дублирует команду поднятием белого флажка;
  • д) при возникновении/обнаружении неготовности к старту — дается сигнал судьей на старте поднятием красного флажка и докладом по радиостанции.

8.4. Меры безопасности во время выполнения старта на этапе тяги СМС.

8.4.1. При отклонении по курсу на этапе буксировки более 30° тяга лебедки должна быть сброшена.

8.4.2. Тяга лебедки должна быть немедленно сброшена по команде спортсмена (взмах планериста левой рукой) и/или сигналу любого из судей и финишера.

8.5. Контроль зоны выполнения упражнения.

8.5.1. Во время старта в зоне выполнения упражнения не должно находиться людей, машин, посторонних (не предусмотренных упражнением) предметов;

8.5.2. Каждый следующий старт выполняется только после освобождения зоны выполнения упражнения предыдущим планером, людьми и механизмами, его обслуживающими/буксирующими.


9. Дополнительные требования к оборудованию места проведения соревнований (для дисциплины «класс — начальный»)


9.1. Организация старта с расположением судей и технического персонала, обеспечивающего соревнования, приведены в Приложении № 2.

9.2. Соревнования обеспечиваются прибором для измерения силы и направления ветра на летном поле, визуальным указателем ветра «колдун».

9.3. Для передачи команд могут быть использованы малогабаритные радиостанции малой мощности и/или сигнальные флажки, ручные мегафоны.

9.4. Для обозначения на поверхности летного поля, заданных направлений, зон точного приземления и других элементов упражнений соревнования, используются цветные флажки, контрастные цветные ленты (как правило красного и белого цветов).

9.5. Контрольное и измерительное оборудование для фиксации результатов.

9.5.1. Для фиксирования факта и результатов выполнения упражнения на соревнованиях используются средства видео регистрации (видеокамеры/видеорегистраторы).

9.5.2. Для уточнения отклонений при выполнении упражнений, судьи обеспечиваются рулеткой длиной до 50 метров.


10. Технические характеристики и требования к планерам (для дисциплины «класс — начальный»)


10.1. Назначение класса и характерные особенности.

Планера, использующиеся в дисциплине «класс — начальный» предназначены для обучения основам безопасного пилотирования планера на взлете, посадке и маневрированию планера непосредственно перед посадкой в визуальных метеоусловиях.

Характерная особенность данных планеров — отсутствие приборов в кабине, ИВП не выше 50 метров над локальными участками местности: ровная площадка без препятствий, летное поле аэродрома, склон с крутизной не более 40° (перепад высот на склоне не более 50 метров), аэродинамическое качество, не позволяющие выполнять гарантированные парящие полеты, прочность и разрешенный диапазон скоростей, не позволяющие выполнять штопор, вертикальные фигуры пилотажа и развороты с кренами более 30°.

10.2. Технические параметры класса.

Планер с открытой кабиной без приборов, с одним передним узлом крепления троса для СМС. Вес планера без экипажа — до 115 кг; размах крыла для одноместных — не более 10 метров, для двухместных — не более 12 метров; максимальное аэродинамическое качество для одноместных — не более 15, для двухместных — до 18; рекомендуемая посадочная скорость не более 50 км/ч; максимальная скорость — не более 110 км/ч. Рекомендуемый диапазон перегрузок от +3,5 до —1,10.

Двухместные планера весом до 115 кг (без экипажа и средств спасения) могут быть допущены к соревнованиям при обеспечении неиспользования в подъемах их приборов и готовности их для полета в одноместном варианте.

10.3. Участие мотопланеров в соревнованиях в дисциплине «класс — начальный» не предусматривается.

10.4. Участие в соревнованиях в дисциплине «класс — начальный» планеров, характеристики которых не соответствуют техническим параметрам класса, не допускается.


11. Требования к СМС (для дисциплины «класс — начальный»)


СМС, с которых выполняется запуск планеров для дисциплины «класс — начальный»: исправные и заправленные ГСМ лебедки с бесконечным тросом и/или лебедки с прямым тросом.


12. Описание спортивных упражнений (для дисциплины «класс — начальный»)


12.1. Единая высота ГП назначается главным судьей соревнования всем участникам соревнования.

12.2. Порядок выполнения упражнений.

12.2.1. Программа соревнования предусматривает поочередное прохождение каждого упражнения (с соблюдением последовательности этапов) с выполнением не менее 2 попыток по каждому упражнению (этапу упражнения). Максимальное разрешенное число попыток каждого вида упражнения для одного участника указывается в МП для соревнования.

12.2.2. Условием допуска участника к выполнению следующего упражнения (этапа упражнения) является отсутствие нарушений участником мер безопасности, указанных в пунктах 8.2 и 8.3 настоящего раздела Правил, в ходе выполнения предшествующих упражнений (этапов упражнений).

12.2.3. Упражнения «Пробежка», «База» (1-й этап, 2-й этап), выполняются в ходе отборочного тура; «База» (3-й этап, 4-й этап, 5-й этап) выполняются в финальному туре.

12.2.4. К упражнениям (этапам упражнения) финального тура допускается только участники, занявшие первые шесть мест по итогам выполнения всех упражнений (этапов упражнений) отборочного тура.

12.3. Упражнение «Пробежка».

Планер выполняет прямолинейное движение при помощи тяги СМС, без отрыва от поверхности летного поля. Задача участника — точное выдерживание направления движения планера без кренов с нулевым тангажом вдоль троса СМС. После сигнала финишера (поднятие красного сигнального знака) механик лебедки выполняет сброс тяги, после чего производится отцепка планера от троса СМС, с последующей пробежкой планера до полной остановки, без изменения направления пробежки. Все упражнение выполняется без кренов.

Зоны оценки выдерживания направления при движении планера приведены в Приложении № 3.

12.4. Упражнение «База».

12.4.1. 1-й этап («База-1»).

Планер выполняет прямолинейное движение при помощи тяги СМС на высоте 1 метр между поверхностью летного поля и нижней частью планера. Задача участника — точное выдерживание направления движения планера вдоль троса СМС на протяжении всего упражнения, выдерживание высоты полета 1 метр на всей длине мерной базы (от 100 метров и более) без кренов. После прохождения мерной базы, по сигналу планериста (взмах левой руки сверху вниз) и/или сигналу финишера (поднятие красного сигнального знака) механик лебедки выполняет сброс тяги, после чего производится отцепка планера от троса СМС, с последующим переводом планера на планирование. Планирование выполняется на наивыгоднейшей скорости с посадкой без учета точности приземления по дистанции, без изменения направления полета и посадки. Все упражнение выполняется без кренов.

Является квалификационным упражнением соревнований всех уровней.

Зоны оценки выдерживания направления при движении планера приведены в Приложении № 3.

12.4.2. 2-й этап («База-2»). Прямолинейный полет на выдерживание профиля посадки.

Планер выполняет прямолинейное движение при помощи тяги СМС, с подъемом на высоту до 1 метра (задается Главным судьей) между поверхностью летного поля и нижней частью планера. Задача участника — точное выдерживание направления движения планера вдоль троса СМС на протяжении всего упражнения, выдерживание заданной высоты полета на всей длине мерной базы (от 100 метров и более) без кренов. После прохождения мерной базы, по сигналу планериста (взмах левой руки сверху вниз) и/или сигналу финишера (поднятие красного сигнального знака) механик лебедки выполняет сброс тяги, после чего производится отцепка планера от троса СМС, с последующим переводом планера на планирование. Планирование выполняется на наивыгоднейшей скорости с посадкой без учета точности приземления по дистанции, без изменения направления полета и посадки. Все упражнение выполняется без кренов.

Является квалификационным упражнением соревнований всех уровней.

Зоны оценки выдерживания направления при движении планера приведены в Приложении № 3.

Элементы для оценки профиля полета планера приведены в Приложении № 4.

12.4.3. 3-й этап («База-3»). Полет на точность приземления с прямой.

Планер выполняет прямолинейное движение при помощи тяги СМС, с подъемом на высоту 1 метр. Дистанция от точки старта до линии точного приземления площадки не ближе 200 метров. После достижения заданной высоты, по сигналу планериста (взмах левой руки сверху вниз) и/или сигналу финишера (поднятие красного сигнального знака), механик лебедки выполняет сброс тяги, после чего производится отцепка планера от троса СМС, с последующим переводом планера на планирование. Планирование выполняется на наивыгоднейшей скорости с нормальной посадкой и пробегом планера в пределах заданной площадки точного приземления.

Зоны оценки выдерживания направления при движении планера приведены в Приложении № 3.

Элементы для оценки профиля полета планера приведены в Приложении № 4.

Зоны оценки точности приземления планера приведены в Приложении № 5.

12.4.4. 4-й этап («База-4»). Полет на точность приземления после доворота.

Планер выполняет прямолинейное движение при помощи тяги СМС, с подъемом на заданную высоту до 1 метра. После достижения заданной высоты, по сигналу планериста (взмах левой руки сверху вниз) и/или сигналу финишера (поднятие красного сигнального знака), механик лебедки выполняет сброс тяги, после чего производится отцепка планера от троса СМС, с последующим переводом планера на планирование. Планирование выполняется на наивыгоднейшей скорости. Во время планирования с высоты 1 метр спортсмен начинает маневрирование (доворот) для приземления на площадку точного приземления, находящуюся на линии взлета, ось которой поворачивает от курса взлета на 20-40°. Спортсмен должен выполнить нормальную посадку и пробег планера в пределах заданной площадки точного приземления.

Зоны оценки выдерживания направления при движении планера приведены в Приложении № 3.

Элементы для оценки профиля полета планера приведены в Приложении № 4.

Зоны оценки точности приземления планера приведены в Приложении № 5.

Схема выполнения упражнения приведена в Приложении № 6.

12.4.5. 5-й этап («База-5»). Полет на точность приземления после доворота.

Планер выполняет прямолинейное движение при помощи тяги СМС, с подъемом на заданную высоту до 1 метра. После достижения заданной высоты, по сигналу планериста (взмах левой руки сверху вниз) и/или сигналу финишера (поднятие красного сигнального знака), механик лебедки выполняет сброс тяги, после чего производится отцепка планера от троса СМС, с последующим переводом планера на планирование. Планирование выполняется на наивыгоднейшей скорости. Во время планирования с высоты 1 метр спортсмен начинает маневрирование (не более двух доворотов) для приземления на площадку точного приземления, смещенную относительно линии взлета, ось которой отличается от курса взлета на 20-40°. Спортсмен должен выполнить нормальную посадку и пробег планера в пределах заданной площадки точного приземления.

Зоны оценки выдерживания направления при движении планера приведены в Приложении № 3.

Элементы для оценки профиля полета планера приведены в Приложении № 4.

Зоны оценки точности приземления планера приведены в Приложении № 4.

Схема выполнения упражнения приведена в Приложении № 7.


13. Подсчет очков


13.1. При подсчете очков оцениваются:

  • а) выдерживание направления и отсутствие кренов во время движения планера;
  • б) выдерживание заданной высоты 1м на заданной дистанции не менее 100 м, только для «База-1»;
  • в) чистота профиля полета по этапам полета (для «База-2», «База-3», «База-4», «База-5»);
  • г) точность приземления в заданную зону точного приземления (для «База-3», «База-4», «База-5»);
  • д) маневрирование на планировании.

13.2. Подсчет очков за каждую попытку по упражнению.

Подсчет очков за каждую попытку по упражнению производится в соответствии с Таблицей № 3.

Таблица № 3. Количество очков за элементы упражнений

Элемент (этап профиля) Упражнения
«Пробежка» «База»
«База-1» «База-2» «База-3» «База-4», «База-5»
Разбег 10 10 10 20 20
Выдерживание направления 20 20 20 20 20
Выдерживание крена 20 20 20 20 20
Выдерживание заданного угла тангажа на пробежке 30
Взлет, отрыв, занятие высоты 10
Взлет, отрыв 10 20 20
Набор высоты 10 20 20
База Н=1метр, L ≥ 100 метров 20
Перевод в ГП и ГП 20 20 20
Отцепка, перевод на планирование 10 20 20 20 20
Планирование 20 20 20
Разворот на планировании вправо 40
Перекладка крена 40
Разворот на планировании влево 40
Выход на посадочный курс 40
Выравнивание 20 30 40 50
Выдерживание 20 30 40 50
Посадка 20 30 40 50
Пробег 10 10 10 10 10
Сумма очков (максимум) 100 170 230 290 480

13.3. Итоговые очки за попытку вычисляются как сумма очков за все выполненные элементы, за вычетом штрафных очков за попытку, начисленных в соответствии с пунктом 14 настоящего раздела.

13.4. Подсчет очков за каждое упражнение для каждого участника осуществляется путем суммирования очков по одной наиболее удачной попытке.

13.4. Подсчет итоговых очков для каждого участника осуществляется путем суммирования очков по всем упражнениям.

13.5. Подсчет итоговых очков в командном зачете осуществляется путем суммирования очков всех участников команды по всем упражнениям.


14. Порядок начисления штрафных баллов


14.1. Общие положения.

За отклонения, допущенные при выполнении попытки упражнения, начисляются штрафные баллы. Баллы начисляются только в пределах активной зоны движения, где эффективность рулей планера достаточна для безопасного и адекватного управления планером.

14.2. Общие обязательные условия:

  • а) меры безопасности не нарушены;
  • б) ограничения технических характеристик планера не нарушены;
  • в) нет поломок планера, оборудования;
  • г) нет нанесения травм по вине данного участника;
  • д) нет ущерба третьим лицам и их имуществу.

За нарушение обязательных условий при выполнении упражнений, участник может быть наказан решением ГСК вплоть до дисквалификации (снятия с соревнований).

14.3. Штрафы за упражнения отборочных туров (Таблица № 4).

Таблица № 4. Штрафные баллы по упражнениям «Пробежка», «База» («База-1», «База-2»)

Нарушение Упражнения
«Пробежка», штрафные баллы «База»
«База-1», штрафные баллы «База-2», штрафные баллы
Отклонение по направлению более чем на 1 метр 2 за каждый метр
Отклонение по крену более 5 градусов 1 за каждый градус
Разбег до отрыва на 3х (2х) точках* —  2
Касание носовой лыжей на разбеге 2 за каждое касание
Разбег с постоянным креном 4
Отрыв с резким взятием ручки управления на себя —  2
Отрыв с 3х (2х) точек* —  2
Отрыв с креном —  2
Превышение заданной высоты на мерной базе более чем на 1 метр —  2 за каждые 0,5 метра — 
Принижение заданной высоты на мерной базе более чем на 0,5 метра —  4 — 
Превышение заданной высоты в горизонтальном полете —  —  2 за каждый метр
Принижение заданной высоты в горизонтальном полете —  —  4 за каждый метр
Планирование на повышенной скорости —  2
Планирование на пониженной скорости —  4
Крен на планировании более 5° —  5 за каждые 5°
Посадка с повышенной Vy** —  4
Посадка на повышенной скорости и αmin*** —  2
Посадка с повторным отделением —  2 за каждое отделение

*3х точках (для планера типа ЛАК-16), 2х точках (для планера типа БРО-11)

**где Vymin — до 1 м/с, повышенная Vy — более 1 м/с;

***αmin ≈ 2° (при 0°, как правило, касание передней лыжей).

14.4. Штрафные баллы за упражнения финальных туров (Таблица № 5).

Таблица № 5. Штрафные баллы за упражнение «База» («База-3», «База-4», «База-5»)

Отклонение Упражнение «База»
«База-3», штрафные баллы «База-4», «База-5», штрафные баллы
Отклонение по направлению более чем на 1 метр 2 за каждый метр
Превышение заданной высоты 10 за каждый метр
Принижение заданной высоты 20 за каждый метр
Превышение заданного крена 20° до 25° —  10
Превышение заданного крена 20° до 30° —  50
Превышение крена 30° —  Дисквалификация
Посадка с касанием носовой лыжей 30
Посадка с опережением на хвостовое колесо 20
Посадка с повторным отделением 20 за каждое отделение
Посадка с креном до 5° 10
Посадка с креном от 5 до 10 ° 20
Посадка с креном от 10 до 30° 50
Посадка с касанием крылом поверхности площадки Дисквалификация
Перелет зоны точного приземления >2м ≤10м 1 за каждые 2 метра
Перелет зоны точного приземления > 10м 2 за каждые 2 метра
Недолет до зоны точного приземления >2м ≤10м 2 за каждые 2 метра
Недолет до зоны точного приземления > 10м 5 за каждые 2 метра.

15. Подведение итогов


15.1. Победителем соревнования в своей возрастной группе становится участник, набравший наибольшее количество очков (за вычетом штрафных баллов) в ходе выполнения упражнений финальных туров.

15.2. При одинаковом количестве очков (за вычетом штрафных баллов) в борьбе за первое, второе и третье место (по упражнениям, комплексно или в общем зачете), каждый из участников (по решению Главного судьи соревнований) может выполнить по дополнительному старту для определения итоговой расстановки мест среди участников.

15.3. По решению ГСК, участнику финала, получившему дисквалификацию, не может присуждаться призовое место. В этом случае в финал допускается участник не прошедший в финал, но имеющий лучшую сумму по предыдущим упражнениям.

Данный порядок преследует цель воспитания грамотного анализа готовности к выполнению предстоящего полета по уровню сложности, метеоусловиям, состояния авиатехники и средств обеспечения полетов. Именно поэтому допускается пропуск попытки в финале по решению спортсмена или руководителя команды. Участник, не выполнивший хотя бы одну попытку по «База-3», не допускается к выполнению «База-4» и «База-5».


Правила вида спорта «Планерный спорт»