Правила вида спорта «Планерный спорт» от «9» апреля 2019 г. № 295
Раздел III. Парящие полеты на планерах
Суть соревнований в классических дисциплинах, заключается в выполнении длительных маршрутных парящих полетов с использованием восходящих потоков воздуха в атмосфере на планерах-парителях.
Для классических дисциплин понятия «в спортивной дисциплине» и «в классе планеров» идентичны.
1. Термины, сокращения и определения (для классических дисциплин)
MTOM (Maximum Takeoff Mass), максимальная разрешенная взлетная масса — наименьшая из величин:
- а) максимальная сертифицированная взлетная масса по данным РЛЭ;
- б) максимальная сертифицированная взлетная масса без водобалласта по данным РЛЭ;
RM, (Reference Mass), эталонная масса планера — контрольная масса планера, расчетная величина, заявленная производителем для всех планеров данного типа и модификации;
TOM (Takeoff Mass), взлетный вес — вес, зафиксированный при первоначальном взвешивании;
QFE — давление, измеренное на уровне аэродрома;
QNE — стандартное давление, его значение закреплено документально, и оно постоянно. В зависимости от применяемых единиц измерения, стандартное давление может принимать следующий вид: 760 mmHg, либо 1013,25 hPA, либо 29,92 inHg;
Водобалласт — вода, заливаемая в специально оборудованные емкости внутри конструкции планера, с возможностью сливания ее пилотом на земле или в полете;
Время старта — время пересечения участником стартовой линии или выхода из стартового кольца, интерполированное к ближайшей секунде;
Время финиша — время, когда планер впервые пересек финишную линию или вошел в финишное кольцо, интерполированное к ближайшей секунде;
Высота полета — расстояние по вертикали от определенного уровня отсчета до планера;
Гандикап — числовой коэффициент, применяемый для уравнивания результатов полетов планеров, имеющих существенные различия в летных характеристиках, и принимающих участие в соревновании в одной дисциплине. Используемые значения гандикапа должны быть прямо пропорциональны ожидаемым скоростям полета планеров в типичных условиях для данного соревнования;
Грид — порядок расположения планеров на взлетной полосе перед взлетом;
Запись полета — блок информации о параметрах пространственного положения планера и параметрах работы систем и оборудования планера;
Зона отметки для назначенной области — пространство, ограниченное кругом или геометрической фигурой, без ограничений по вертикали;
Зона отметки для ППМ — воздушное пространство в виде вертикального цилиндра радиусом 500 м с центром в ППМ;
ППМ, Поворотный Пункт Маршрута — контрольная точка, в которой изменяется направление линии маршрута, не являющаяся началом или концом линии маршрута;
Контрольная точка — условная точка с заранее определенными координатами, которая может быть использована при составлении маршрута;
Логгер — регистратор полетной информации на основе GNSS, расположенный на борту планера, обеспечивающий запись полета, необходимую для оценки результата полета;
Маршрут полета — условная схема, состоящая из прямых линий, соединяющих контрольные точки в заданной последовательности;
Назначенная область — область, формируемая как:
- а) Круг заданного радиуса, с центром в ППМ, или
- б) Геометрическая фигура на земле, ограниченная двумя линиями с заданным азимутом от ППМ и максимальным расстоянием от ППМ и, опционально, минимальной дистанцией до ППМ (сектор с центром в ППМ или кольцо с азимутальным вырезом);
Приборы, позволяющие летать без видимости земли — любые портативные устройства, использующие гироскоп, инерционную платформу или высокоточные системы спутникового позиционирования и/или датчики положения в пространстве;
Размах крыла — максимальное расстояние между двумя касательными плоскостями к концам крыльев параллельно плоскости симметрии планера;
Система трекинга — специализированное программное обеспечение для показа совмещенных треков планеров в сети «Интернет». Использование систем трекинга позволяет организовать интернет-трансляции соревнований планеров-парителей;
Точка старта — центр стартовой линии или стартового кольца;
Точка финиша — середина финишной линии или центр финишного кольца;
Трекинг — определение местоположения планера во времени с помощью специального устройства (трекера), с дальнейшей демонстрацией в системе трекинга;
Трекер — электронное устройство, размещенное на планере, передающее местоположения планера во времени в систему трекинга;
Упражнение (задача) — маршрут, заранее заявленный организатором спортивных соревнований в письменном виде.
2. Характеристики классов планеров-парителей
2.1. Класс — открытый:
- а) без ограничений характеристик планера, использования водобалласта и состава экипажа.
2.2. Класс — 20 — метровый:
- а) экипаж состоит из двух пилотов, входящих в состав одной команды;
- б) оба пилота по своей квалификации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам. Результат соревнований в классе засчитывается обоим пилотам;
- в) размах крыла не более 20 м;
- г) допускается использование любого метода изменения профиля крыла;
- д) допускается использование водобалласта;
- е) при подсчете очков используется коэффициент гандикапа в пределах диапазона, установленного Местными процедурами соревнования.
2.3. Класс — 18 — метровый:
- а) экипаж состоит из одного пилота;
- б) размах крыла не более 18 м;
- в) допускается использование любого метода изменения профиля крыла;
- г) допускается использование водобалласта;
- д) при подсчете очков коэффициенты гандикапов не учитываются.
2.4. Класс — 15 — метровый:
- а) экипаж состоит из одного пилота;
- б) размах крыла не более 15 м;
- в) допускается использование любого метода изменения профиля крыла;
- г) допускается использование водобалласта;
- д) при подсчете очков коэффициенты гандикапов не учитываются.
2.5. Класс — 13,5 — метровый:
- а) экипаж состоит из одного пилота;
- б) размах крыла не более 13,5 м;
- в) допускается использование любого метода изменения профиля крыла;
- г) допускается использование водобалласта;
- д) при подсчете очков коэффициенты гандикапов не учитываются.
2.6. Класс — стандартный:
- а) экипаж состоит из одного пилота;
- б) размах крыла не более 15 м;
- в) любой метод изменения профиля крыла, кроме нормального использования элеронов, запрещен. Увеличивающие подъемную силу устройства (закрылки, зависающие элероны и им подобные) запрещены, даже если они не пригодны к использованию;
- г) допускается использование водобалласта;
- д) при подсчете очков коэффициенты гандикапов не учитываются.
2.7. Класс — клубный
- а) экипаж состоит из одного пилота;
- б) размах крыла не ограничен;
- в) любой метод изменения профиля крыла, кроме нормального использования элеронов, запрещен. Увеличивающие подъемную силу устройства (закрылки, зависающие элероны и им подобные) запрещены, даже если они не пригодны к использованию;
- г) использование водобалласта не допускается;
- д) при подсчете очков используется коэффициент гандикапа (пункт 17 настоящего раздела).
2.8. Класс — смешанный
- а) допускается участие в экипаже
2-х пилотов. Не допускается замена первого пилота. Результат соревнований в классе засчитывается только первому пилоту. Требования ко второму пилоту регламентируются МП; - б) размах крыла не ограничен;
- в) допускается использование любого метода изменения профиля крыла;
- г) использование водобалласта регламентируются МП;
- в) при подсчете очков используется коэффициент гандикапа (пункт 17 настоящего раздела).
3. Директор соревнования (для классических дисциплин)
3.1. Директор соревнования назначается Оргкомитетом соревнования и является его представителем перед ГСК и жюри.
3.2. Директор соревнования обязан обеспечить эффективное управление и бесперебойное и безопасное проведение соревнования.
3.3. Директор соревнования имеет право:
- а) назначать, отменять или временно прекращать полеты по программе соревнования при неблагоприятной метеорологической или воздушной и наземной обстановке и в других угрожающих безопасности полетов случаях;
- б) отстранять от полетов участников, допустивших нарушение правил полетов, отказывающихся подчиниться официальным лицам, использующих запрещенное оборудование, употребивших алкоголь или наркотики накануне или во время проведения соревнования;
- в) за грубость по отношению к членам судейской коллегии и другим лицам и за нарушение настоящих Правил и Положения о соревновании налагать взыскания на участников в виде: предупреждения, предупреждения на общем сборе участников, отстранять от участия в соревнованиях с последующим откомандированием;
- г) сообщать организации, командирующей спортсмена на соревнования, о причинах отстранения или откомандирования;
- д) отстранять представителей команд, если они нарушают настоящие Правила или Положения о соревновании, недобросовестно выполняют свои обязанности, или за систематическую подачу необоснованных претензий и протестов.
3.4. Директор соревнования отвечает за соответствие условий упражнения, назначаемого главным судьей, требованиям МП, настоящим Правилам, ограничениям по использованию воздушного пространства и требованиям к безопасности полетов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
4. Жюри (для классических дисциплин)
4.1. Председатель и члены жюри не могут быть участниками, занимать любую официальную должность у организаторов соревнования.
4.2. Председатель и члены жюри должны обладать полным знанием данных Правил, Положений и Местных процедур.
4.3. Жюри рассматривает протесты участников. Члены жюри должны стремиться быть нейтральными и независимыми от решения главной судейской коллегии соревнований, но быть подготовленными, чтобы дать совет и ответить на вопросы относительно интерпретации Правил и особого случая, если вопрос был поднят должностными лицами.
4.4. Председатель жюри.
Председатель жюри имеет право требовать от организаторов соблюдения данных Правил и Положения о данном соревновании. Если организаторы не способны выполнять данные требования, председатель жюри имеет право приостановить соревнование до тех пор, пока заседание жюри не обсудит сложившуюся ситуацию. Также жюри имеет право остановить соревнование, если организаторы не способны соблюдать данные Правила и Положение.
4.5. По крайней мере, один член жюри должен присутствовать на месте проведения соревнования в течение всего срока его проведения.
4.6. Заседания жюри.
Допускается проведение удаленных заседаний жюри с использованием телефонной связи и информационно-коммуникационной сети «Интернет». При проведении заседаний жюри, главный судья соревнования или его заместитель имеют право дать письменное и устное свидетельство перед жюри при обсуждении протестов и спорных ситуаций, связанных с судейством соревнования.
4.7. Протоколы жюри.
Запись действий жюри, решения и обоснования решений, копии протоколов, должны быть предоставлены председателем жюри в ОСФ, на случай того, если обращение в ОСФ будет сделано уже после окончания соревнования.
5. Дополнительные требования к участникам (для классических дисциплин)
5.1. Одобрение или отклонение заявки на участие.
В случае если количество заявок на участие в дисциплине превышает предел, установленный МП, используется квалификационный отбор.
Заявка на участие может быть отклонена только в случае если количество заявок на участие в дисциплине превышает предел, установленный в Положении и МП.
5.2. Порядок квалификационного отбора спортсменов на спортивные соревнования (внутри дисциплины):
- а) при превышении заявок в классе выше допустимого, вначале исключаются спортсмены команд, имеющих наибольшее количество участников;
- б) при одинаковом числе спортсменов в командах, вначале исключаются спортсмены, имеющие меньший спортивный разряд (или рейтинг — если это оговорено в Положении о спортивном соревновании);
- в) при одинаковом числе спортсменов в командах и если кандидаты на исключение из списков имеют одинаковый разряд (или рейтинг — если это оговорено в Положении о спортивном соревновании), вначале исключаются спортсмены с наименьшим налетом на планерах.
6. Дополнительные требования к спортивному оборудованию
(для классических дисциплин)
6.1. Спортсмены должны обеспечить себе наличие планера, трейлера для перевозки планера, автомобиля для буксировки трейлера и другое оборудование, включая логгеры, радиостанцию, кислородное оборудование, парашюты, средства спасения и обеспечения безопасности, соответствующие местным условиям.
6.2. Спортсмены несут ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию планера, автотранспортных средств и прочего оборудования. Так же спортсмен несет ответственность за своевременное и правильное оформление всех необходимых документов на планер.
6.3. Все спортсмены в каждом полете обязаны использовать привязные ремни и исправный парашют. Если на планере предусмотрена штатная система спасения, она должна своевременно проходить все соответствующие регламенты.
6.4. Оргкомитет имеет право внести в МП перечень дополнительного обязательного оборудования и указать дополнительные требования к маркировке планеров (соревновательные номера, контрастные элементы и др.)
7. Трекинг
7.1. В целях популяризации соревнований по планерному спорту, увеличения зрительской аудитории, а так же в целях контроля соблюдения спортсменами правил безопасности полетов Оргкомитету соревнований рекомендуется оборудовать соревнующиеся планера трекерами.
7.2. Применение системы трекинга на спортивном соревновании, включая регламентирование временной задержки трансляции, определяется МП.
7.3. В случае использования на соревнованиях системы трекинга, Оргкомитет предоставляет трекеры спортсменам. Процедура установки трекеров на планера должна быть описана в МП.
7.4. Спортсмен обязан не препятствовать установке трекера на свой планер на период соревнований, а так же вмешиваться в его работу.
7.5. При возникновении проблем в работе трекера, вопрос об их причинах решается с привлечением представителя технической комиссии.
7.6. Представитель технической комиссии имеет право выборочно проводить проверку работы трекера. В случае, если представителем технической комиссии установлен факт несанкционированного вмешательства в работу трекера со стороны спортсмена или представителя команды, о таком факте незамедлительно сообщается главному судье для вынесения решения о наложении штрафа или предупреждения (пункт 18.5 настоящего раздела).
7.7. Информация об электронном адресе трансляции трекинга соревнований в телекоммуникационной сети «Интернет» должна быть указана в МП.
8. Требования к планерам (для классических дисциплин)
8.1. Общие требования.
8.1.1. Планер должен быть предоставлен на техническую комиссию в полетной конфигурации, в течение времени, установленного в МП для работы технической комиссии.
8.1.2. Технические характеристики планера должны соответствовать требованиям класса (пункт 2 настоящего раздела).
8.2. Конфигурация планера и ее изменения.
8.2.1. Если иного не оговорено Положением, планер на протяжении всего периода соревнований должен представлять собой единую структурную единицу, составными компонентами которой является один и тот же набор крыльев или элементов крыла, фюзеляж и хвост.
Исключения:
- а) в открытом классе допускается замена крыла планера или комплекта крыльев целиком;
- б) ремонт или замена планера в результате его повреждения (пункт 10 настоящего раздела).
8.2.3. Конфигурация считается измененной, если изменены форма или размеры данных элементов. Для мотопланеров изменением конфигурации является любая модификация установки двигателя, самого двигателя или воздушного винта.
8.3. Максимальная взлетная масса
8.3.1. Максимальная взлетная масса ограничивается наименьшей из величин:
- а) максимальная сертифицированная взлетная масса планера;
- б) максимальная взлетная масса, установленная производителем планера.
8.3.2. Организаторы имеют право вводить дополнительные ограничения для максимальной взлетной массы с учетом эксплуатационных факторов, таких как особенности аэродрома, ВПП, самолетов-буксировщиков и преобладающих погодных условий.
Максимальная взлетная масса для каждого планера не должна превышаться ни при каких обстоятельствах.
8.3.3. В случае если МП предусматривают проведение процедуры взвешивания, проверка взлетной массы обычно должна быть завершена до выкатки планера на грид. Добавление массы или изменение конфигурации / члена экипажа (для дисциплин «класс — открытый» и «класс — смешанный») за пределами зоны взвешивания запрещается.
8.4. Соревновательный номер.
8.4.1. Соревновательный номер должен быть уникальным среди участников и состоять не более чем из трех букв или цифр, или сочетания букв и цифр. Номер должен быть выполнен шрифтом одного цвета, сильно контрастирующим с цветом планера. Использование букв кириллического алфавита не допускается.
8.4.2. Соревновательные номера должны быть нанесены на двух сторонах киля или руля направления. Высота символов не менее 30 см.
8.4.3 Судейская коллегия может потребовать от участников изменить соревновательные номера, если они будут похожими, запутанными, малоконтрастными или иным образом неразборчивыми. В случае несоблюдения данного требования спортсмены могут быть не допущены к полетам.
8.5. Приборное оборудование.
На борту не должно быть приборов, позволяющих летать без видимости земли. Если таковые приборы имеются, спортсмен должен сообщить об этом старшему судье технического контроля на технической комиссии. Подобные приборы должны быть выключены. В МП должны быть оговорены условия проверки соблюдения данного правила.
9. Техническая комиссия (комиссия по допуску планеров) (для классических дисциплин)
9.1. Общие положения.
9.1.1. Техническую комиссию возглавляет старший судья технического контроля, являясь представителем ГСК по вопросам, связанным с соблюдением технических требований изложенных в настоящих Правилах.
9.1.2. Рекомендуется провести техническую комиссию до начала официальных тренировок для того, что бы в тренировочные дни условия полетов были максимально приближены к соревновательным.
9.1.3. Все нарушения, выявленные в ходе работы технической комиссии, должны быть исправлены до окончания времени работы технической комиссии, указанного в МП. К этому времени вся летная документация должна быть предоставлена в судейскую коллегию соревнований. При несоблюдении данных требований участник не будет допущен до полетов.
9.1.4. Члены технической комиссии имеют право осмотреть любой планер в течении соревнований до церемонии награждения.
9.2. Виды проверок:
9.2.1. Демонстрация имитации аварийного покидания кабины планера всеми членами экипажа.
9.2.2. Дополнительные процедуры проверки конфигурации и взвешивания, относящиеся, в частности, к клубному, смешанному и 20 — метровому классу, должны содержаться в МП.
9.3. Процедура взвешивания планеров.
9.3.1. Общие положения.
9.3.1.1. Применение процедуры взвешивания регламентируется МП.
9.3.1.2. Все процедуры взвешивания осуществляются технической комиссией соревнований.
9.3.1.3. Участники, не прошедшие процедуру взвешивания до окончания работы технической комиссии, к полетам по программе соревнований не допускаются.
9.3.1.4. Результаты процедуры первоначального взвешивания должны быть зафиксированы и доступны всем участникам (по запросу).
9.3.2. Первоначальное взвешивание.
9.3.2.1. Конфигурации взвешивания:
- а) «Взлетная конфигурация» Планер и дополнительное оборудование, включая аккумуляторные батареи, термосы, питье, дополнительную одежду и т. д. взвешиваются на основном и хвостовом колесе одновременно;
- б) «Пилот с парашютом»;
- в) «Вес на основном колесе». Планер в конфигурации для наземной буксировки, включая все съемное оборудование на борту, парашют и аккумуляторные батареи, взвешивается на основном колесе.
9.3.2.2. Требования к весу планера.
Сумма веса планера во взлетной конфигурации и веса пилота с парашютом не должна превышать максимальную взлетную массу планера, с учетом требований РЛЭ и ограничений класса.
9.3.3. Ежедневное взвешивание.
9.3.3.1. Конфигурация и порядок взвешивания.
В каждый день соревнований все планеры в конфигурации «Вес на основном колесе» взвешиваются до установки планера на гриде.
9.3.3.2. Требования к результатам ежедневного взвешивания.
Для каждого планера результаты ежедневного взвешивания не должны отличаться от результатов первоначального взвешивания более +/-5кг. Нарушение данного ограничения наказывается штрафом (пункт 18.5 настоящего раздела).
10. Повреждения планера (для классических дисциплин)
10.1. При повреждении планера необходимо срочно уведомить об этом ГСК (по возможности — через старшего судью технического контроля).
10.2. В случае столкновения планеров в воздухе обоим пилотам в месте столкновения будет установлена точка посадки.
10.3. Повреждения при посадке обычно расцениваются как вина пилота.
10.4. Если повреждение произошло не по вине пилота, то весь планер или его часть могут быть заменены с согласия директора соревнований.
10.5. Поврежденный планер может быть отремонтирован. В процессе ремонта могут быть заменены следующие элементы:
- а) управляющие поверхности;
- б) стабилизатор в сборе;
- в) интерцепторы или закрылки;
- г) фонарь кабины;
- д) элементы стойки шасси и створки ниши шасси;
- е) воздушный винт;
- ж) обтекатели;
- з) винглеты и законцовки, но не крыло целиком.
11. Требования к записи полета и логгерам (для классических дисциплин)
11.1. Требования к записи полета:
11.1.1. Запись полета должна содержать обязательную информацию о координатах, высоте полета, состоянии (включен/выключен) ДУ мотопланера, состоянии (включен/выключен) электронных приборов, позволяющих выполнять полеты в условиях отсутствия визуальной видимости (для планеров, оборудованных подобными приборами).
11.1.2. Интервал записи должен быть установлен на 5 секунд или меньше. Несоблюдение данного требования штрафуется (пункт 18.5 настоящего раздела).
11.1.3. Запись полета должна содержать базовую линию высоты до взлета. Несоблюдение данного требования штрафуется (пункт 18.5 настоящего раздела).
11.1.4. В случае прерывания записи полета на интервал более 1 минуты полет считается прерванным, если только пилот не представит удовлетворительные доказательства того, что планер во время прерывания записи не нарушил воздушного пространства или, в случае мотопланера, не использовал ДУ.
11.1.5. Участники обязаны предоставлять судьям каждый день соревнований записи всех полетов, независимо от наличия в записи полета отметок старта и финиша. Если предоставленные записи полетов содержат данные не обо всех полетах, выполненных в течение дня, то необходимо представить недостающие записи полетов.
11.1.6. В случае, если запись полета с основного логгера не позволяет в полной мере оценить правильность выполнения участником поставленного упражнения, старший судья по подсчету очков может потребовать от участника представления записей полета с резервных логгеров.
11.2. Требования к логгерам:
11.2.1. Для соревнований статуса всероссийских допускается использование в качестве логгеров электронных устройств, обеспечивающих запись полета в файл в формате, утвержденном IGC. Способ предоставления файла в судейскую коллегию регламентируется в МП.
11.2.2.Для соревнований статуса ниже всероссийских допускается использование в качестве логгеров устройств, обеспечивающих запись полета в файл любого формата, с учетом выполнения требований к содержанию записи параметров полета. Способ предоставления файла в судейскую коллегию регламентируется в МП.
11.2.3. Логгер должен быть включен как минимум за две минуты перед взлетом планера для фиксации базовой линии высоты.
11.3. Особые требования для мотопланеров:
11.3.1. Moтопланерам разрешаться участвовать в спортивных соревнованиях в соответствующих классах, только если они имеют полностью функционирующие логгеры, обеспечивающие регистрацию работы ДУ.
11.3.2. Требования к записи полета для мотопланера.
Запись полета на каждый день соревнований должна содержать параметр контроля работы ДУ. Отсутствие в записи полета данного параметра, ведет к аннулированию результатов полета.
11.3.3. Для мотопланеров, взлетающих при помощи самолета-буксировщика, должна быть выполнена процедура тестового запуска ДУ, для чего не позднее чем через 5 минут после отцепки мотопланера от самолета-буксировщика необходимо произвести запуск ДУ на время не более двух минут. Тестовый запуск ДУ должен быть подтвержден записью полета.
11.3.4. Результаты полетов, предоставленных до полета, в котором был выполнен тестовый запуск ДУ, должны быть аннулированы.
11.3.5. За нарушение временных интервалов процедуры тестового запуска ДУ судейская коллегия имеет право наложить штрафные санкции (пункт 18.5 настоящего раздела).
11.3.6. Повторное выполнение процедуры тестового запуска ДУ возможно в любой день соревнований, но она обязательно должна быть выполнена хотя бы один раз до начала выполнения первого упражнения.
11.4. За несанкционированное вмешательство участника в работу логгера или редактирование данных в файле записи полета судейская коллегия имеет право наложить штрафные санкции (пункт 18.5 настоящего раздела).
12. Запрещенные действия, особые ситуации и их определения (для классических дисциплин)
12.1. Общие положения.
Запрещенные действия упоминаются в ряде разделов настоящих Правил, в первую очередь в пункте 18.5 настоящего раздела. В данном разделе приведены ограничения общего характера.
12.2. Полеты в облаках и неразрешенный высший пилотаж запрещены.
12.3. Любой опасный для других маневр запрещен и за его выполнение участник может быть оштрафован.
12.4. Участники должны избегать слива водяного балласта, если это может в любой степени помешать другому планеру.
12.5. Проверка взлетной массы обычно должна быть завершена перед установкой планера на стартовую позицию. Добавление массы после процедуры взвешивания запрещено.
12.6. В дисциплине «класс — 20 — метровый» участником является экипаж из двух пилотов. Замена пилотов запрещена.
12.7. Внешняя помощь участнику для получения спортивного преимущества.
12.7.1. Информация, равнодоступная для всех участников, не может быть признана внешней помощью участнику.
12.7.2. Радиоприемники и передатчики необходимо использовать только для передачи речевой информации между членами команды (участниками, Капитаном команды и помощниками) и между ними и Организаторами.
Они могут использоваться для контактов со службами управления воздушным движением только для получения разрешения на посадку, если Организаторы не обозначили специальных требований в МП.
12.7.3. Лидирование, сопровождение или помощь в обнаружении потоков любыми, не участвующими в соревнованиях планерами, запрещены. Участвующие в соревновании планеры, отказывающиеся от выполнения упражнения, или все еще находящиеся в воздухе после отмены упражнения, должны произвести посадку или вернуться к аэродрому без задержки, и не могут лидировать или помогать любым способом другим участникам, все еще выполняющим упражнение.
13. Процедуры контроля высоты (для классических дисциплин)
13.1. Основные термины и определения
13.1.1. Виды высот, в зависимости от метода измерения:
- а) барометрическая высота — данные о высоте объекта, полученные при помощи барометрического высотомера на основании измерений показаний атмосферного давления;
- б) Высота GNSS — высота объекта, полученная путем измерения моментов времени приема синхронизированного сигнала от навигационных спутников антенной GNSS-приемника.
13.1.2. Используемые единицы измерения высоты.
13.1.2.1. В настоящих Правилах, МП, на бланках упражнений и в материалах брифингов все высоты должны быть указаны по давлению QFE.
13.1.2.2. Высоты по давлению QNE не указываются в официальных документах соревнования, но могут быть использованы в файле структуры воздушного пространства.
13.2. Контроль высоты в записи полета
13.2.1.Высота планера в заданной точке рассчитывается как разница между записанной барометрической высотой в этой точке и записанной барометрической высотой взлета.
13.2.2. При отсутствии в записи полета барометрической высоты используется высота по данным GNSS.
13.3. Рекомендации по спортивному ограничению высоты
При наличии вертикальных ограничений в используемом для соревнований воздушном пространстве, при постановке упражнения рекомендуется устанавливать спортивное ограничение высоты с таким расчетом, чтобы оно обеспечивало необходимую буферную зону между разрешенной высотой спортивных полетов и нижней границей запретной зоны с вертикальным эшелонированием.
14. Спортивные процедуры (для классических дисциплин)
14.1. Процедуры старта.
14.1.1. Старт считается зафиксированным (засчитанным), если запись полета показала, что планер пересек стартовую линию в направлении, указанном в Задаче или вылетел из стартового кольца.
14.1.2. Если нет никакого доказательства того, что участник стартовал после открытия старта в его классе, то старт может быть засчитан, если запись полета показала нахождение участника в пределах 500 м от линии старта или стартового кольца после открытия старта. Позиция старта и время старта определяются по этим показаниям и старт засчитывается, но при этом назначается штраф. Если такое подтверждение не может быть получено, то участнику старт не засчитывается.
14.1.3. Время открытия старта как правило назначается через 30 минут после того, как все участники реализовали первую попытку взлета. Этот период времени может быть сокращен до 20 минут, если расстояние от центра зоны отцепки до центра стартовой линии или стартового кольца составляет менее 15 км.
14.1.4. Время открытия старта округляется до целой минуты и объявляется по радио. Процедуры объявления старта излагаются в МП. В случае, если время старта откладывается, главный судья объявляет по радио новое время открытия старта. Такое объявление должно быть сделано по крайней мере за 3 минуты до первоначально объявленного времени открытия старта.
14.1.5. В случае, если у участника было несколько попыток старта, за действительный старт принимается попытка, дающая лучший результат. Повторный старт после прохождения маршрута с зафиксированным финишем не допускается. В пределах одного дня соревнований участнику засчитывается только первая успешная попытка полного прохождения маршрута по упражнению.
14.2. Процедуры отметки на ППМ.
14.2.1. ППМ считается пройденными, если запись полета содержит точку в пределах зоны отметки или прямая линия между двумя последовательными точками, содержащимися в записи полета пересекает зону отметки ППМ.
14.2.2.Если нет никакого доказательства, что участник пролетел через зону отметки ППМ, он считается пройденным в том случае, если запись полета содержит точку в пределах 500 м от границы зоны отметки, но при этом на участника накладывается штраф.
14.3. Процедуры отметки в назначенной области.
14.3.1.Назначенная область считается пройденной, если запись полета содержит точку в пределах зоны отметки или прямая линия между двумя последовательными точками, содержащимися в записи полета пересекает зону отметки.
14.3.2.Если нет никакого доказательства, что участник пролетел через зону отметки назначенной области, она считается пройденной в том случае, если запись полета содержит точку в пределах 500 м от границы зоны отметки, но при этом на участника накладывается штраф.
14.4. Процедуры для посадки вне аэродрома.
14.4.1 Реальная посадка вне аэродрома
Координаты и время реальной посадки вне аэродрома определяются по Записи полета, как зафиксированная точка остановки планера сразу после его посадки, или перед запуском двигателя на мотопланере, или перед отказом регистратора, в зависимости от того, что из них произойдет раньше.
При посадке вне аэродрома участник должен выполнить инструкции данные в МП.
Представители проводящей организации должны помогать участникам и командам всеми возможными способами в определении места посадки планера вне аэродрома.
Запуск двигателя мотопланера после выполнения старта, или полный отказ логгера расцениваются, как реальная посадка вне аэродрома.
14.4.2. Виртуальная посадка вне аэродрома.
Для незавершенных полетов (не выполненных упражнений) в качестве точки посадки вне аэродрома выбирается точка, содержащаяся в записи полета, которая обеспечивает наилучший результат участнику, не зависимо места реальной посадки участника.
14.5. Финишные процедуры.
14.5.1. Фиксация финиша. Финиш считается зафиксированным (засчитанным), если запись полета показала, что планер пересек финишную линию в направлении, указанном в задаче или вошел в финишное кольцо.
14.5.2. Планер совершивший посадку на рабочем участке аэродрома, не пересекая финишную линию, считается финишировавшим. За время финиша в этом случае принимается время остановки планера плюс пять минут.
14.6. Решение о выборе типа старта и финиша, а так же о длине линии или радиусе кольца, принимается ГСК для каждого упражнения индивидуально, исходя из особенностей места проведения соревнований и прогнозируемых метеоусловий на летный день упражнения.
15. Описание спортивных упражнений (для классических дисциплин)
15.1. Общие положения.
15.1.1. Во время соревнований на планерах-парителях могут быть использованы следующие типы упражнений (во всех дисциплинах):
- а) упражнение «Полет по заданному маршруту через назначенные поворотные пункты» («Гонка»);
- б) упражнение «Полет по заданному маршруту через назначенные области» («Назначенные области»).
15.1.2. Каждый из типов упражнения не должен быть использован более чем 67% от общего количества разыгранных упражнений в течение одного соревнования.
15.1.3. В каждый день соревнований может быть назначено не более одного упражнения.
15.2. Описание упражнения «Гонка».
15.2.1. Постановка упражнения состоит в назначении ГСК контрольных точек старта и его типа, двух или более ППМ и порядка их прохождения, финиша и его типа.
15.2.2. Участник должен выполнить полет через назначенные контрольные точки в последовательности, установленной ГСК, за самое короткое время.
15.2.3. Финишировавшие участники получают «дистанционные очки» (одинаковые для всех финишировавших) и «скоростные очки». Не финишировавшие участники получают только «дистанционные очки» (очки за пройденное расстояние рассчитываются относительно максимального расстояния, пройденного в данный день).
15.2.4. Длина маршрута рассчитывается как расстояние от точки старта до точки финиша через все назначенные ППМ, исключая радиус стартового кольца (если такой тип старта используется) и исключая радиус финишного кольца (если такой тип финиша используется).
15.2.5. Зачетная дистанция.
15.2.5.1. Для финишировавшего участника зачетная дистанция равна длине маршрута.
15.2.5.2. Для участника, совершившего посадку на последнем отрезке маршрута, зачетная дистанция равна расстоянию от точки старта через все ППМ (исключая радиус стартового кольца, если такой тип старта применяется) до точки финиша за вычетом расстояния от точки финиша до места посадки участника на площадку (но не более длины последнего отрезка маршрута).
15.2.5.3. Для участника, совершившего посадку на другом отрезке маршрута, зачетная дистанция равна расстоянию от точки старта через все ППМ (исключая радиус стартового кольца, если такой тип старта применяется) до последнего пройденного участником ППМ плюс дистанция на не пройденном отрезке маршрута. Дистанция на не пройденном отрезке маршрута равна расстоянию от последнего пройденного ППМ до следующего ППМ за вычетом удаления места посадки на площадку до этого ППМ. Если дистанция на не пройденном участке маршрута получается меньше нуля, то она принимается равной нулю.
15.2.6. Зачетное время.
15.2.6.1. Для финишировавших участников зачетное время рассчитывается как время между последним засчитанным стартом и временем финиша.
15.2.6.2. Для не финишировавших зачетное время не определяется.
15.2.7. Зачетная скорость.
15.2.7.1. Для финишировавших участников зачетная скорость определяется, как отношение зачетной дистанции к зачетному времени.
15.2.7.2. Для не финишировавших зачетная скорость равна нулю.
15.3. Описание упражнения «Назначенные области».
15.3.1. Постановка упражнения состоит в назначении ГСК контрольных точек старта и его типа, двух или более назначенных областей, их радиусов и порядка их прохождения, финиша и его типа, а так же минимального времени упражнения.
15.3.2. Назначенные области должны быть достаточно большими, чтобы максимальная длина маршрута не могла быть пройдена за время, меньшее минимального времени упражнения, в том случае, если скорость полета участников окажется выше ожидаемой. Расстояние между границами двух назначенных областей, расположенных последовательно на маршруте, не должно быть менее 1 км.
15.3.3. Участникам должна быть предоставлена следующая информация: Длина маршрута через центры Назначенных областей, минимальная и максимальная длина маршрута.
15.3.4. Участник должен выполнить полет через две или более назначенные области, назначенные ГСК и финишировать, показав наибольшую скорость.
15.3.5. Финишировавшие участники получают «дистанционные очки» (одинаковые для всех финишировавших) и «скоростные очки». Скоростные очки рассчитываются в зависимости от пройденной дистанции времени прохождения маршрута (от старта до финиша). Если время прохождения маршрута меньше минимального времени задачи, то время прохождения маршрута участником увеличивается до минимально времени задачи.
15.3.6. Не финишировавшие участники получают только «дистанционные очки» (очки за пройденное расстояние рассчитываются относительно максимального расстояния, пройденного в данный день).
15.3.7. Для каждой назначенной области на траектории движения планера устанавливается единственная точка (точка отметки), которая принимается, как конец предыдущего отрезка маршрута и начало следующего. При расчете расстояний, пройденных участником, точки отметки необходимо устанавливать таким образом, чтобы расчет показал максимально возможную дистанцию.
15.3.8. Зачетная дистанция.
15.3.8.1. Для финишировавшего участника зачетная дистанция равна дистанции от точки старта до точки финиша через все точки отметки, исключая радиус стартового кольца (если такой тип старта используется) и исключая радиус финишного кольца (если такой тип финиша используется).
15.3.8.2. Для участника, совершившего посадку на последнем отрезке маршрута, зачетная дистанция равна расстоянию от точки старта через все точки отметки (исключая радиус стартового кольца, если такой тип старта применяется) до точки финиша за вычетом расстояния от точки финиша до места посадки участника на площадку (но не более расстояния от последней точки отметки до точки финиша).
15.3.8.3. Для участника, совершившего посадку на другом отрезке маршрута, зачетная дистанция равна расстоянию от точки старта через все точки отметки (исключая радиус стартового кольца, если такой тип старта применяется) до точки следующей назначенной области, ближайшей к месту посадки на площадку за вычетом дистанции от места посадки на площадку до этой ближайшей точки. Если дистанция на не пройденном участке маршрута получается меньше нуля, то она принимается равной нулю.
15.3.9. Зачетное время.
15.3.9.1. Для финишировавших участников зачетное время рассчитывается как время между последним засчитанным стартом и временем финиша или минимальное время задачи (выбирается максимальное из двух значений).
15.3.9.2. Для не финишировавших зачетное время не определяется.
15.3.10. Зачетная скорость.
15.3.10.1. Для финишировавших участников зачетная скорость определяется, как отношение зачетной дистанции к зачетному времени.
15.3.10.2. Для не финишировавших зачетная скорость равна нулю.
16. Процедуры соревнований (для классических дисциплин)
16.1. Брифинг.
16.1.1. Каждое утро во время тренировочных и летных периодов соревнований проводится брифинг, в ходе которого предоставляется полная метеорологическая и оперативная информация, соответствующая упражнению дня.
16.1.2. Все пилоты должны присутствовать на брифинге, за исключением тех участников, которые не могут этого сделать по не зависящим от них причинам, но в этом случае организаторы должны предоставить им информацию, предоставленную на брифинге, в индивидуальном порядке.
16.1.3. Главный судья или заместитель главного судьи (в отсутствие главного судьи) отвечает за информирование участников о сути назначенного упражнения (наименования и порядок прохождения поворотных пунктов маршрута, вид упражнения, назначенное время по упражнению).
16.1.4. Директор соревнований отвечает за информирование участников об особенностях летных процедур, исходя из упражнения, поставленного на текущий летный день, в том числе:
- а) схема буксировки планеров;
- б) зона отцепки планеров (зона выключения ДУ мотопланеров);
- в) высота отцепки (высота выключения ДУ мотопланеров).
16.1.5. Границы рабочего участка аэродрома должны быть обозначены на схеме, доступ к которой должен быть у всех участников.
16.1.6. Место посадки планеров, которые будут выполнять повторные взлеты, должно быть указано на брифинге.
16.1.7. Время между окончанием брифинга и взлетом первого участника не должно быть менее 30 минут.
16.1.8. Для дополнительных брифингов, проводящихся непосредственно на гриде, минимальное временя между брифингом и взлетом первого участника не должно быть менее 15 минут.
16.1.9. Время начала взлетов объявляется на брифинге и указывается в бланке упражнения.
16.2. Процедуры грида.
16.2.1.В случае одновременного проведения соревнований в нескольких дисциплинах, для каждой из них должен быть установлен отдельный грид.
16.2.2. Размер грида, а именно — количество планеров в ряду и количество рядов, определяется представителями Проводящей организации и доводится директором соревнований до первого летного дня соревнований.
16.2.3. Расстановка планеров на гриде определяется в соответствии с жеребьевкой, которая проводится до первого летного дня соревнований. Жеребьевка определяет ряд, в котором должен быть установлен планер. Индивидуальное положение планера внутри ряда не регламентируется.
16.2.4. Судейская коллегия обязана публиковать порядок грида на каждый летный день до объявления времени открытия грида.
16.2.5. Судейская коллегия обязана в каждый день соревнований как можно раньше довести до всех участников информацию о времени работы грида (открытие и закрытие). Информация о времени работы грида публикуется в бланках упражнений.
16.2.5. Участники обязаны установить планера на грид в соответствии с опубликованным порядком расстановки в установленное время работы грида.
16.2.6. Условия для взлета планеров, не выставленных на грид в установленное время работы грида, регламентируются МП.
16.2.7. После каждого разыгранного упражнения порядок рядов грида для следующего упражнения меняется по правилу: задний ряд становится первым, остальные ряды смещаются на 1 ряд назад.
16.2.8. В случае, если упражнение не было разыграно, порядок рядов грида сохраняется без изменений.
16.2.9. Разрешение на сброс водобалласта на гриде после процедуры взвешивания регламентируется МП.
16.3. Взлетные процедуры.
16.3.1. Если до первого взлета в классе планер не может взлететь по вине организаторов, то взлеты в этом классе не должны начинаться.
16.3.2. Участник, приземлившийся до старта в пределах границ рабочего участка аэродрома, имеет право на повторный взлет в пределах трех попыток.
16.3.3. Если участник откладывает взлет по собственной инициативе, или он не готов, когда подходит его очередь, он теряет право на взлет (то есть будет считаться, что один из трех взлетов он уже выполнил).
16.3.4. Заявка участника на второй и третий взлет будет удовлетворена как можно быстрее после того, как последний планер в классе выполнит запланированный взлет.
16.3.5. Неудачный взлет или отказ буксировщика, приводящий к досрочной отцепке планера, засчитывается в качестве официального взлета, если пилот решает остаться в воздухе. Попытка не засчитывается в качестве официального взлета, если пилот немедленно приземляется даже за пределами рабочего участка аэродрома и сразу же сообщает об этом руководителю полетов.
16.3.6. Участник, приземлившийся вне границ рабочего участка аэродрома, не допускается к повторным взлетам в этот день.
16.3.7. Планер должен быть отцеплен от самолета-буксировщика в пределах зоны отцепки, определенной на брифинге.
16.3.8. ДУ мотопланера, взлетавшего без использования самолета-буксировщика, должна быть выключена в пределах зоны отцепки, определенной на брифинге и на высоте, не превышающей высоту отцепки, определенной на брифинге.
17. Гандикапы (для классических дисциплин)
17.1. Общие положения.
17.1.1. Значения гандикапов для клубного и смешанного классов указываются в Приложениях № 8 и № 9 к настоящим Правилам, для каждого класса отдельно. Данные приложения обновляются не чаще 1 раза в год на основании решений руководящего органа ОСФ.
17.1.2. Организаторы должны опубликовать список всех участников с соответствующими гандикапами до начала соревнований.
17.2. Гандикапы клубного класса планеров.
17.2.1. Таблица гандикапов для клубного класса должна содержать следующую информацию:
- а) тип планера с учетом возможных модификаций;
- б) базовое значение гандикапа;
- в) значение RM.
17.2.2. Действующие значения гандикапов для клубного класса планеров приведены в Приложении № 8.
17.2.3. В случае, если МП предусматривают проведение процедуры взвешивания, на основании ее результатов к базовому гандикапу каждого планера применяется корректировка. Методика корректировки описана в Приложении № 8.
17.3. Гандикапы смешанного класса планеров.
17.3.1. Таблица гандикапов для смешанного класса должна содержать следующую информацию:
- а) тип планера с учетом возможных модификаций;
- б) максимальный разрешенный взлетный вес для типа планера, установленный производителем;
- в) базовое значение гандикапа с использованием водобалласта («с водой»);
- г) базовое значение гандикапа без использования водобалласта («без воды»).
17.3.2. Действующие значения гандикапов для смешанного класса планеров приведены в Приложении № 9.
17.3.3. Выбор гандикапа в смешанном классе, в зависимости от использования водобалласта, осуществляется по одному из возможных вариантов:
- а) в МП заявлен запрет использования водобалласта. Для всех планеров используется графа гандикапов «без воды»;
- б) в МП заявлено разрешение использования водобалласта. На технической комиссии до начала соревнований пилот заявляет отказ от использования водобалласта на своем планере на протяжении всего соревнования. Для данного планера используется графа гандикапов «без воды»;
- в) в МП заявлено разрешение использования водобалласта. На технической комиссии до начала соревнований пилот не заявляет отказ от использования водобалласта на своем планере на протяжении всего соревнования. Для данного планера используется графа гандикапов «с водой».
Выбор варианта регламентируется МП. Для одного соревнования применяется только одно правило.
17.4. Применение гандикапа к результатам полета
Гандикап применяется непосредственно к скорости (для финишировавших участников) или достигнутому расстоянию (для не финишировавших участников). Финишировавшие участники не могут получить меньше очков, чем очки за полное расстояние; не финишировавшие участники не могут получить больше очков, чем очки за полное расстояние.
17.5. В случае, если к участию в соревнованиях заявлен новый тип планера, гандикап для которого не вычислялся ранее, производитель планера обязан заблаговременно предоставить в ОСФ техническую документацию, необходимую для вычисления гандикапов по методике, утвержденной планерной комиссией ФАИ.
18. Система подсчета очков и штрафы (для классических дисциплин)
18.1. Общие положения системы подсчета очков.
18.1.1. Судейство соревнований должно проводиться с использованием
18.1.2. Упражнение считается разыгранным в любом из классов при соблюдении выполнения всех следующих условий:
- а) в каждом классе каждый участник смог воспользоваться своей возможностью выполнить взлет в пределах временных рамок, позволяющих выполнить определенное судьями задание, а также
- б) в каждом классе более 25% участников, совершивших взлеты, прошли дистанцию не меньше Dm (после применения всех гандикапов).
Определение параметра Dm приведено в пункте 18.3 настоящего раздела.
18.1.3. Результат по упражнению. Каждый участник должен получить результат по каждому разыгранному упражнению соревнований. Количество очков в результате должно быть округлено к ближайшему целому числу. Значение 0.5 также округляется.
18.1.4. Финишировавший участник. Участник считается финишировавшим, если пересек финишную линию или финишный круг после выполнения задания.
18.2. Общие положения по применению штрафов.
18.2.1. По результатам полетов, в которых пилот был дисквалифицирован, он получает результат — 0 за день, но при этом используется в формуле для расчета результатов. Любые штрафы должны быть вычтены из результатов участника согласно правил в этом разделе, после их расчета.
18.2.2. Если в результате наложения штрафа уменьшается необсчитанный результат участника за день (например, назначается виртуальная площадка в месте нарушения запретной зоны), то штраф накладывается до расчета результатов. В случае многократного нарушения, штрафом наказывается каждое нарушение (например, при превышении максимально разрешенной высоты).
18.2.3. Если результат участника по дню после применения штрафов становится отрицательным, то его результат принимается за ноль, если не применяется пункт 18.5.5. настоящего раздела.
18.2.4. Штрафы должны быть перечислены в листе с результатами по дню на день, в который они были наложены, за исключением штрафов, указанных в пункте 18.5.5. настоящего раздела, применяемых к общим результатам участника.
18.3. Определения параметров для подсчета очков.
18.3.1. Параметры упражнения (дня соревнований) приведены в Таблице № 6.
Таблица № 6. Параметры упражнения (дня соревнований)
Параметр | Описание параметра |
---|---|
Dt | Дистанция по заданию. (Используется для подсчета очков в заданиях типа «Гонка») |
Td | Минимальное время выполнения задания. (Используется в заданиях типа «Назначенные области» и сообщается на брифинге. Для заданий типа «Гонка» Td = 0). |
Dm | Минимально необходимая дистанция с учетом гандикапов для признания дня разыгранным. Dm=100 километров |
n1 | Количество участников, дистанция с учетом гандикапа (Dh) которых не меньше дистанции Dm |
n2 | Количество финишировавших, скорость которых превышает 2/3 от результата участника с лучшей скоростью с учетом гандикапа (Vo) |
n3 | Количество финишировавших независимо от скорости |
n4 | Количество участников, дистанция которых с примененным гандикапом (Dh), не меньше Dm/2 |
N | Количество участников, выполнивших взлет в день соревнований |
Ho | Наименьший гандикап (H) среди всех участников |
Do | Самая протяженная дистанция с примененным гандикапом (Dh) по результатам дня соревнований |
Vo | Самая высокая скорость с примененным гандикапом (Vh) среди финишировавших участников по результатам дня соревнований |
To | зачетное время (Т) тех финишировавших участников, у которых Vh = Vo. В результате ничьей, берется применяется меньшее зачетное время (Т) |
Pm | Максимально возможное количество очков за упражнение перед применением F и FCR |
Pdm | Максимально возможное количество очков за пройденную дистанцию в соревновательный день перед применением F и FCR |
Pvm | Максимально возможное количество очков за скорость в отдельный соревновательный день перед применением F и FCR |
F | Фактор дня соревнований |
FCR | Фактор выполнения |
Day | Если упражнение не является разыгранным, то очки обнуляются |
18.3.2. Параметры результатов участника приведены в Таблице № 7.
Таблица № 7. Параметры результатов участника
Параметр | Описание параметра |
---|---|
D | Зачетная дистанция участника |
H | Гандикап участника, если гандикапы применяются. В остальных случаях Н = 1 |
Dh | Дистанция участника с учетом применения гандикапа (Dh = D x Ho / H) |
T | Зачетное время участника |
Pd | Очки участника за пройденную дистанцию |
V | Скорость финишировавшего участника зачетная (V = D / T) |
Vh | Скорость финишировавшего участника с учетом гандикапа (Vh = D / T x Ho / H) |
Pv | Очки финишировавшего участника за скорость |
S | Результаты участника по дню соревнований, выраженные в очках |
Примечание для судей:
До закрытия финишной линии для того, чтобы предварительные результаты были репрезентативными, должно предполагаться, что не подсчитанные участники финишировали с условием Dh≥ Dm и Vh= Vo, но результаты этих участников не должны отображаться в таблице предварительных результатов.
18.4. Подсчет результатов.
18.4.1. Упражнение «Гонка».
18.4.1.1. Параметры упражнения (дня соревнований):
Pm = наименьшему из: 1000, или: (5 х Do) — 250, или: (400 х То) — 200
F = наименьшему из: 1 или: (1,25 х n1 / N)
FCR = наименьшему из: 1 или: (1.2 x (n2/n1) + 0.6)
Pvm = 2/3 (n2 / N) x Pm
Pdm = Pm — Pvm
Максимальное количество очков за день соревнований будет меньше 1000 в тех случаях, когда дистанция по упражнению меньше 250 км или время победителя меньше 3 часов, учитывая что шаг в результатах ограничен 4 очками за километр и 11 очками за минуту.
Если финишировавших участников нет:
Pm = наименьшему из: 1000 или: (5 х Do) — 250
18.4.1.2. Результаты участника:
- а) для каждого финишировавшего участника:
Pv = Pvm x (Vh — 2/3 Vo) / (1/3 Vo)
Pd = Pdm
Исключение: Если Vh < 2/3 Vo, то в этом случае Pv = 0
- б) для каждого не финишировавшего участника:
Pv = 0
Pd = Pdm x (Dh / Do)
S = F x FCR x (Pv + Pd)
В ситуации, когда почти все участники финишировали, пилот, который показал результат 2/3 от скорости победителя, получает 1/3 от очков победителя. Все не финишировавшие получают меньше очков, пропорционально пройденной ими дистанции.
18.4.2. Упражнение «Назначенные области».
18.4.2.1. Параметры упражнения (дня соревнований):
Pm = наименьшему из: 1000, или: (5 х Do) — 250, или: (400 х То) — 200
F = наименьшему из: 1 или: (1,25 х n1 / N)
FCR = наименьшему из: 1 или: (1.2 x (n2/n1) + 0.6)
Pvm = 2/3 (n2 / N) x Pm
Pdm = Pm — Pvm
Максимальное количество очков за день соревнований будет меньше 1000, если дистанция по упражнению менее 250 километров, или время задания меньше 3 часов, с учетом что шаг в результатах ограничен 4 очками за километр и 11 очками за минуту.
Если финишировавших участников нет:
Pm = наименьшему из: 1000 или: (5 х Do) — 250
18.4.2.2. Результаты участника:
- а) Для каждого финишировавшего участника:
Pv= Pvm x (Vh — 2/3 Vo) / (1/3 Vo)
Pd= Pdm
Исключение: Если Vh < 2/3 Vo, то в этом случае Pv = 0
- б) Для каждого не финишировавшего участника:
Pv = 0
Pd = Pdm x (Dh / Do)
S = F x FCR x (Pv + Pd)
Если финишировавших участников нет, Pm определяется как минимальное значение из следующих:
1000 или (5 x Do) — 250
18.4.3. Командный зачет
18.4.3.1.Призерами в командном зачете считаются команды, занявшие первые три места в разыгранном соревновании отдельно для каждой дисциплины.
18.4.3.2. В каждый состоявшийся день соревнований, участник команды, совершивший засчитанный взлет, получает результат, учитываемый в командном зачете, который рассчитывается как сумма очков всех участников команды.
18.5. Штрафы и дисквалификация.
18.5.1. Главный судья соревнований налагает штрафы за нарушение или несоблюдение любого правила или требований МП. Тяжесть наказания варьируется от предупреждения до дисквалификации, в зависимости от правонарушения. Штрафы и дисквалификации, налагаемые главным судьей соревнования, должны соответствовать соответствующему перечню штрафов и дисквалификаций, указанному в Приложении № 10 настоящих Правил.
18.5.2. Штрафы за нарушения, отсутствующие в Приложении № 10 настоящих Правил, но прямо указанные в прочих пунктах настоящих Правил, налагаются главным судьей соревнований по представлению директора соревнований.
18.5.3. Главный судья может объявить для всех спортсменов на брифинге одно или несколько генеральных предупреждений, касающихся нарушений, указанных в Приложении № 10 настоящих Правил. Генеральное предупреждение действует только на данный соревновательный день и отзывает право спортсмена на получение индивидуального предупреждения по указанным нарушениям в течение этого дня. Нарушение участником Генерального предупреждения ведет к наложению штрафа, как если бы это нарушение было повторным нарушением правила.
18.5.4. Штрафы должны быть перечислены в листе с результатами по дню на день, в который они были наложены.
18.5.5. Штрафы, относящиеся к следующим категориям:
- а) опасное и рискованное пилотирование;
- б) полеты в состоянии опьянения;
- в) позитивная допинг-проба;
применяются к общему (суммарному) результату участника, даже если были наложены в период официальных тренировочных дней или в день, который не был разыгран.
18.5.6. Участник, который был дисквалифицирован, должен сдать свою спортивную лицензию.
18.5.7. Перечень принятых штрафов и дисквалификаций приведен в Приложении № 10.
19. Регламентирующие спортивные документы соревнований (для классических дисциплин)
19.1. Общие требования.
19.1.1. Ответственность за подготовку регламентирующих спортивных документов и соответствие их требованиям настоящих Правил возлагается на Проводящую организацию.
19.1.2. Проводящая организация обязана публиковать актуальные версии всех регламентирующих спортивных документов, описанных в настоящих Правилах, в телекоммуникационной сети Интернет, с предоставлением ссылок на них всем заинтересованным лицам. По запросу участников Проводящая организация обязана предоставить им бумажные копии этих документов.
19.1.3. Названия документов должны соответствовать требованиям, описанным в настоящих Правилах, и должны содержать дату и время. После церемонии открытия, изменения в этих документах требуют официального уведомления капитанов команд. Официальной является только одна версия каждого документа. Кроме того, каждому участнику и капитанам команд должны быть доступны в крупном масштабе карты с изображением всех стартовых, поворотных и финишных точек и финиш должны быть предоставлены для каждого участника и капитана команды.
20. Документ «Местные процедуры» (для классических дисциплин)
20.1. Регламент подготовки, утверждения и внесения изменений в документ.
20.1.1. За подготовку МП отвечает Проводящая организация.
20.1.2. МП должны быть представлены на утверждение в руководящий орган ОСФ (для соревнований всероссийского статуса), либо РСФ (для соревнований статуса ниже всероссийского) не позднее, чем за два месяца до церемонии открытия.
20.1.3. МП не могут быть опубликованы в любом общественном месте, в том числе на веб-сайте. до их утверждения. Это делается во избежание путаницы, возникающей в случае необходимости внесения изменений в процессе утверждения.
20.1.4. Утверждение кандидатур главного судьи и председателя жюри соревнований относится к компетенции ОСФ (для соревнований всероссийского статуса), либо РСФ (для соревнований статуса ниже всероссийского).
20.1.5. После утверждения МП публикуются в виде отдельного документа не позднее, чем за 30 дней до первого запланированного дня соревнований.
20.2. Содержание документа.
20.2.1. Основная информация о соревнованиях:
20.2.1.1. Название соревнования.
20.2.1.2. Спортивная дисциплина соревнования.
20.2.1.3. Место проведения соревнования.
20.2.1.4. Расписание соревнования:
- Дата окончания приема предварительных заявок.
- Дата окончания приема заявочного взноса.
- Период официальных тренировочных дней.
- Период регистрации участников (работы комиссии по допуску участников).
- Период технического осмотра (работы технической комиссии).
- Дата первого официального брифинга.
- Дата официальной церемонии открытия соревнований.
- Дни полетов по программе соревнований.
- Дата церемонии закрытия и награждения.
20.2.1.5. Официальные лица соревнований:
- Директор соревнований.
- Главный судья соревнований.
- Заместитель главного судьи соревнований.
- Главный секретарь соревнований.
- Председатель жюри соревнований.
20.2.1.6. Контактная информация:
- почтовый адрес;
- адрес электронной почты;
- веб-сайт соревнований (при наличии);
- контактные телефоны.
20.2.2. Общие положения соревнований.
20.2.2.1. Применение процедуры взвешивания планеров.
20.2.2.2. Использование системы трекинга, регламент установки трекеров на планера участников, величина временной задержки отображения в системе трекинга.
20.2.2.3. Разрешение/запрет использования водобалласта (для смешанного класса).
20.2.2.4. Дополнительные правила безопасности, с учетом особенностей места проведения соревнований.
20.2.2.5. Использование спортивных ограничений высоты в районе полетов соревнований.
20.2.2.6. Используемый формат файла «Официальные контрольные точки», способ и место его официальной публикации.
20.2.2.7. Установленный диапазон списка гандикапов (минимальное и максимальное допустимое значение гандикапа для смешанного класса).
20.2.2.8. Применение корректировки гандикапов по результатам процедуры взвешивания (для клубного класса).
20.2.2.9. Правило применения гандикапов «с водой»/ «без воды» (для смешанного класса) (пункт 18.3.3. настоящего раздела).
20.2.3. Условия регистрации участников.
20.2.3.1. Размер заявочного взноса.
20.2.3.2. Максимально возможное количество заявок.
20.2.3.3. Максимальное и минимальное количество участников одной команды.
20.2.3.4. Требования ко второму пилоту (для смешанного класса).
20.2.3.5. Требования к документации участников.
20.2.3.6. Требования к документации планеров.
20.2.3.7. Требования страхования участников и планеров.
20.2.4 Требования к планерам и оборудованию.
20.2.4.1. Требования к дополнительному оборудованию и визуальным маркерам планера.
20.2.4.2. Приборы, запрещенные к использованию в период соревнований;
20.2.4.3. Дополнительные процедуры проверки конфигурации и взвешивания планера.
20.2.4.4. Требования в логгерам (при наличии).
20.2.4.5. Список дополнительного контрольного оборудования, устанавливаемого организаторами на планера участников.
20.2.5. Летные процедуры.
20.2.5.1. Используемые единицы измерения.
20.2.5.2. Список официальных радиочастот соревнований.
20.2.5.3. Список аварийных радиочастот и радиочастот для связи со службами организации воздушного движения в районе полетов соревнований.
20.2.6. Процедуры соревнований.
20.2.6.1. Требования к сливу водобалласта на гриде.
20.2.6.2. Условия для взлета планеров, не выставленных на грид в установленное время работы грида.
20.2.6.3. Границы рабочего участка аэродрома.
20.2.6.4. Процедуры для мотопланеров:
20.2.6.4.1. Процедура взлета для мотопланера с использованием собственной ДУ.
20.2.6.4.1. Правила набора высоты для мотопланера с использованием собственной ДУ.
20.2.6.4.1. Процедура повторного взлета для мотопланера с использованием собственной ДУ.
20.2.6.5. Зона отцепки и высота отцепки.
20.2.6.6. Зоны с ограничением направления вращения в спирали, разрешенное направление вращения в спирали.
20.2.7. Стартовые процедуры.
20.2.7.1. Используемый тип старта (линия, кольцо).
20.2.7.2. Процедура объявления старта по радио.
20.2.7.3. Условия закрытия старта (при наличии).
20.2.8. Инструкции, относящиеся к реальным посадкам вне аэродрома. Обеспечение и требования к эвакуации планера при посадке на аэродром.
20.2. 9. Финишные процедуры.
20.2.9.1. Минимальная высота для финишного кольца.
20.2.9.2. Минимальная высота для финиша.
20.2.9.3. Процедуры финиша.
20.2.9.4. Условия закрытия финиша (при наличии).
20.2.10. Процедуры посадки.
20.2.11. Требования к записи полета и сдаче полетной документации.
20.2.11.1. Рекомендованный интервал записи полета.
20.2.11.2. Разрешенные форматы файлов записи полета.
20.2.11.3. Способ предоставления файлов с записями полета в судейскую коллегию.
20.2.11.4. Адрес электронной почты для сдачи файлов с записями полета (при наличии).
20.2.12. Величина залога за протест.
20.2.13. Церемония награждения.
21. Документ «Официальные контрольные точки» (для классических дисциплин)
21.1. Общие положения.
Список стартовых, финишных и поворотных контрольных точек, которые могут быть использованы во время соревнований, предоставляется участникам в виде электронного файла «Официальные контрольные точки».
21.2. Официальный формат файла «Официальные контрольные точки», способ и место его официальной публикации указывается в МП. Возможно использование нескольких форматов файла, в этом случае в МП указываются все варианты официальных форматов.
21.2. Оригинал документа «Официальные контрольные точки», в виде файла утвержденного формата, публикуется не позднее, чем за 30 дней до первого запланированного дня соревнований.
21.3. Рекомендуется проводить четкое различие между точками старта, поворота и финиша в именах или числах контрольных точек. Одна точка может использоваться для нескольких целей, но это также должно быть очевидным.
22.4. Изменения в файле «Официальные контрольные точки» после церемонии открытия должны быть разрешены только в исключительных случаях и только по согласованию с главным судьей соревнования.
22. Документ «Структура воздушного пространства» (для классических дисциплин)
22.1. Общие положения.
Файл «Структура воздушного пространства» публикуется в формате «Open Air». Он включает в себя все запретные зоны, за нарушение которых налагается штраф. Отдельные запретные зоны могут быть активны или не активны, о чем сообщается на предполетном брифинге, однако добавление или постоянное удаление запретной зоны требует публикации нового файла «Структура воздушного пространства».
22.2. Первоначальная публикация официального документа «Структура воздушного пространства» должна быть произведена не позднее, чем за 30 дней до первого запланированного дня соревнования.
22.3. Дополнительно могут быть введены спортивные ограничения вокруг запретных зон воздушного пространства, горизонтально, вертикально или и то, и другое. При использовании они должны находиться за пределами запретных зон воздушного пространства и должны быть описаны в МП.
22.4. Ограничение высоты района полетов соревнований (при использовании) должно быть указано в МП и не включается в файл «Структура воздушного пространства».
22.5. Внесение изменений в файл «Структура воздушного пространства» после церемонии открытия допускается только в исключительных обстоятельствах и только по согласованию с главным судьей соревнования.
23. Документ «Бланк упражнения» (для классических дисциплин)
23.1. Бланк с описанием упражнения выдается каждому участнику на предполетном брифинге и должен содержать следующую информацию:
23.1.1. Дата упражнения.
23.1.2. Спортивная дисциплина.
23.1.3. Спецификация упражнения (пункт 15 настоящего раздела).
23.1.4. Используемые летные процедуры.
23.1.4. Значение QNH.
23.1.4. Любые изменения в запрещенном воздушном пространстве или ограничения высоты.
23.1.4. Время работы грида.
23.1.4. Ожидаемое время первого взлета.
23.1.4. Официальное время захода солнца.
23.1.4. Радио частоту безопасности.
23.1.4. Телефонные номера экстренных служб.
23.1.4. Любую другую информацию, относящуюся к летному дню.
23.2. Настоятельно рекомендуется представить графическое изображение задачи и близлежащих запретных зон, а также соответствующих расстояний и крупных ориентиров. Однако эти изображения и параметры не следует воспринимать как официальные при подсчете очков.
23.3. Изменение варианта упражнения на гриде должно сопровождаться раздачей новых листов с описанием упражнения.